Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народное творчество словаков
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Главное место в словацком фольклоре принадлежит прозаическим жанрам.

Волшебные сказки — одно из самых ярких явлений словацкого фольклора. Они наиболее отшлифованы по художественной форме. Для них характерны вводные и заключительные формулы, трехступенчатая ретардация, многочисленность сравнений и метафор. Показательны в этом смысле «Заклятый лес», «Солцечный конь», «Золушка», «Двенадцать месяцев». С середины XIX в. начался упадок волшебной сказки (дольше всего сохранялась она в Гемере). Бытовые сказки, многообразные по тематике, отличаются ясно выраженной социальной направленностью. Герой их — простой человек — наделяется умом, ловкостью и изобретательностью. Бытовые и авантюрные сказки наиболее типичны для современной Словакии. Для восточной части Словакии характерна сатирическая сказка. В центральных областях встречаются почти все жанры сказок. В Липтове и сейчас часто рассказывают волшебные сказки и сказки о животных, реже — предания.

Сказки о животных представлены бедно. Тематика их связана большей частью с происхождением животных, соприкосновением их с людьми (например, сказки о медведе), случаями из жизни зверей. Более новые имеют подобие басни с аллегорией и нравоучительной тенденцией.

Типичным словацким сказкам о животных (например, «Медведь, комар и лиса», «Благородный пес», «Козлята») свойственны простая композиция, устойчивая фабула и развитая форма диалога.

Предания связаны с конкретными историческими личностями и событиями, местными и общенародными. В них можно выделить три цикла: о короле Матвее, о турках, о Яношике и «збойниках». В преданиях о Матвее Корвине рисуется образ справедливого короля, врага феодалов и защитника народа. Предания о турках, относятся ко второй половине XVI и первой половине XVII в. В них прославляется героизм простого человека. Таково предание о Вавре Брезуле: человек из народа бросается в бой против турок и освобождав,тродину. Преданияо «збойниках», преимущественно о Яношике—легендарном герое антифеодальной борьбы словацкого народа, возникли во второй половине XVII и XVIII в.

В легендах заметное место занимают библейские сюжеты (о мудром Соломоне, о первой встрече Адама с чертом и т. п.). Особую группу составляют легенды о Христе, о его странствиях по свету в сопровождении святого Петра и т. п. Петр в народном предании выступает без ореола святости, рисуется завистливым, глупым,, ленивым и наказывается за это. Следует упомянуть легенды о великих,грешниках, о богатстве и бедности, а также о происхождении различных явлений природы, об особенностях людей и животных и т. п. Сохраняет популярность анекдоты, а также малые жанры народной прозы — пословицы, поговорки, загадки.

Словацкая песня

Песни словаков но тематике и жанровому составу имеют некоторые общие черты с чешскими. Интересны исторические песни, воспевающие эпоху героического сопротивления турецким завоевателям. Как и у других западных славян, у словаков не сложилось героического эпоса, но высоко развито лиро-эпическое творчество. Словацкие баллады обладают высокими художественными достоинствами. Сюжетную основу их составляют быт семьи и деревни, отголоски исторических событий и т. п.

По мелодической структуре в словацкой песне выделяется две группы: предгармонические (старые) и гармонические (новые). Стих словацкой песни — песенный силлабический, в котором есть и деление на стопы. Посредством рифмы образуются двустишия, типичные для словацкой песни. Часты устойчивые пары рифм. Размером и построением стих согласуется с мелодической структурой песни. В современных песнях отражены революционные изменения в жизни народа после освобождения. Они возникают большей частью в деревне, и основное место в них занимает тема коллективизации сельского хозяйства, связанные с ней перемены в общественном и семейном быте. Мелодически эти песни связаны с традиционным фольклором.

Народная музыка

Для ритмической структуры песенно-музыкальных  произведений характерен неправильный, переменный ритм, для танцевальных — правильный, однородный (лишь для большего напряжения его сменяют триолями или синкопами в соответствии с текстом песни).

Особого блеска и виртуозной импровизации словацкая народная музыка достигает в старинных песнях и танцах горцев.

Больше ijucero особенностей в словацкую народную музыку вносит интерпретация. Это — мелодические модификации (вариации, украшения), ритмические (триоли, синкопы), агогические разбеги и задерживания игры, динамические разновидности (сфорцата и марката).

Народные музыкальные инструменты словаков разнообразны. Несколько разновидностей имеют духовые инструменты: тромбиты (двух- или трехметровые деревянные трубы с амбушюрой и воронкообразным резонатором на конце, обвитые черешневой корой), различной формы дудки, рожки, флейты, фуяры, волынки. Из струнных инструментов известны скрипки и цимбалы.

Первоначальная форма народных оркестров — классическая тройка, состоящая из двух скрипок и контрабаса или виолончели, в которую постепенно входили другие инструменты: еще одна скрипка, виолончель, цимбалы, кларнет.

Из местных типов яркой импровизацией выделяется «горальская двойка» из скрипки и волынки.

Для современного состояния характерно частичное сохранение местной традиции, появление иностранных инструментов (гитары, мандолины, различных гармоник), танцевальной и джазовой музыки. Старинные самодельные музыкальные инструменты большей частью заменены фабричными. Из народных еще встречаются свирели, флейты, фуяры н волынки.

Народные танцы

Научная классификация словацких народных танцев окончательно не выработана. Подразделяют их на мужские (verbunk), женские (чаще всего круговые) и парные. Ганцы бывают вольные (детванские круговые—deiviansky volant}), с определенными основными построениями (например, рядами — горегронский рядовой; кругами и разными более или менее правильными кривыми — подтатранский хоровод, гемерский «селезень»). Самые распространенные — крестьянские парные танцы в 2/4 такта с относительно постоянным быстрым темпом, начинающиеся импровизированной рисовкой партнеров. Много вариантов имеет танец горцев odzemok: его танцуют и вольно и в твердо установленной, большей частью круговой форме. «Вербунки» — танцы в 4/4 или 2/4 такта. Танцующие образуют круг с ведущим в центре, по знаку которого в ритме песни делают разные фигуры.

Распространены в Словакии девичьи круговые танцы. Например, танец «omilienci»: хоровод имеет форму подковы, его водят под пение протяжных песен, начинающихся словами: «Omilienci chodia...».

Проникновение в народ городских танцев было стимулом к возникновению огромного числа местных полек, чардашей, мазурок.

Словацких танцев сотни. Каждая местность, селение имеют свои танцы, отличающиеся от танцев соседних селений многочисленными деталями.

Народнын театр

Своеобразна словацкая народная драма. Много драматических элементов в обрядах, в особенности в святочном цикле (хождение со змеей, со звездой, с колыбелью, с козой, туром, цыганом и т. д.), в масленичном (различные забавы и карнавальные шествия), в пасхальных обрядах, связанных с выносом Морены (смерти) и ношений «лета», в комических сценках, завершающих свадьбу, и отдельных частях свадебного церемониала.

Основной репертуар народного театра—BeLlehem (вертеп) и пьеса о святой Дороте. Вертеп — рождественское представление о рождении Христа, наиболее старое, самое распространенное, бытующее до сих пор в Словакии почти повсеместно. Разыгрывается оно деревенскими парнями в возрасте 12—18 лет. Главные персонажи: ангел, Федор, Стах, Кубо и Старый Кубо. В представлении сочетаются первоначальная церковно-христианская драма и элементы и идеи словацкой пастушеской и разбойничьей поэзии.

На святках разыгрывалась пьеса о святой Дороте. Несколько деревенских парней, и лишь в некоторых случаях — девушек, наряженных в короля, святую Дороту, Теофила, ангела, палача и черта, ходили из дома в дом и представляли историю мученической смерти этой святой. Тексты пьесы свидетельствуют об относительно недавнем ее заимствовании у чехов. Представление о святой Дороте еще бытует на юге центральной части Словакии (Нова Баня, часть Верхнего Грона) и на севере Тренчинской области.

Кукольный театр развит слабее, чем у чехов, и мало изучен.

Широко распространены в Словакии коллективы народной художественной самодеятельности. Ежегодно в деревне Выходна под Высокими Татрами проводятся праздники песни, музыки и танцев, где эти коллективы демонстрируют свое самобытное искусство.