Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная и общественная жизнь словаков
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Из прежних форм родовых отношений в Словакии дольше всего сохранялась патриархальная большая семья (местные названия— nedielna 7'odina, vel'ke gazdovstvo, nedelenl bratia, cel'ad\ familia и т.д.). Некоторые большие семьи имели в собственности такой маленький надел земли (в лучшем случае 6—8 га пахотной земли и пастбищ), что раздел означал бы полное разорение. Это задерживало распад больших семей. Он закончился только в 30—40-х годах нашего века, а отдельные черты и пережитки большой семьи можно наблюдать и в настоящее время.

Патриархальная большая семья состояла из людей, связанных кровным родством (родители, их дети с семьями, внуки). Хозяйство, поле, двор считались имуществом семьи в целом. По обычному праву неделенных семей (по данным начиная с XVI в.), каждый мужчина в случае раздела имущества имел право на определенную часть, так же как при выделении из большой семьи. Если в семье не было сыновей, то право это переходило к дочери. При замужестве она получала приданое и переставала быть членом семьи, но вступала в большую семью мужа; вдова с детьми оставалась в семье мужа, а если в семье было мало мужчин, свекор брал в дом для нее нового мужа.

Институт зятьев та pristavkach» был широко распространен в южной части Словакии (Новоград, часть Гонта и Гемера). Зять—pristacпринимался в большую семью как равноправный ее член, в случае раздела семьи он получал наравне с женой часть имущества; чаще всего шурины выплачивали ему деньги.

Главой патриархальной большой семьи 'был чаще всего отец взрослых сыновей — дед (gazda, dedko, tatlk, otcik). В его руках была та часть хозяйства, которая служила основным источником существования семьи (поле, скот и пр.). Однако в отношении к общему имуществу он не был единовластен в семье. Имущество принадлежало всем мужчинам, но газда мог сам лишить наследства сына за ослушание или самовольный уход из семьи на заработки.

После смерти газды его место занимал, как правило, старший сын, а если не было сыновей,— муж старшей дочери.

Заботы об общем хозяйстве делила с газдой газдиня (gazdyha, hospodyha, stard татка) — обычно мать и бабушка. Она варила пищу и одевала всю семью с помощью других женщин — невесток и незамужних дочерей. Она же пекла хлеб, запасала провизию и варила еду. В этом ей помогала только старшая невестка. Газдиня распределяла работу между невестками (пряжа, тканье), принимала участие в решении некоторых вопросов, касающихся семьи в целом. Она могла решать вопросы женитьбы или замужества своих детей. Для женской половины семьи она была полновластной хозяйкой. После смерти газды газдиня заменяла его и вместе со старшим сыном вела все хозяйство семьи. После ее смерти газдиней становилась обычно жена старшего сына или старшая дочь в том случае, если в семье не было сыновей. Если же газдиня умирала раньше газды, ее место рядом со старшим газдой занимала старшая невестка.

Распределение труда, практиковавшееся в крестьянских патриархальных семьях, было одинаковым: мужчины работали в поле, ухаживали^за скотом, доили коров, приготовляли сыр, содержали в порядке и чинили постройки; женщины выполняли все работы, связанные с приготовлением пищи, изготовлением одежды. Этот принцип разделения труда нарушался только в тех семьях, где земледелие не было единственным источником существования. В тех случаях, когда мужчины в семье работали вне дома, всю работу в поле и уход за скотом брала на себя газдиня с невестками, дочерьми и подрастающими сыновьями. В более богатых семьях газдине помогали батраки.

При недостатке мужских рабочих рук в большой семье в нее приглашался дальний родственник (spolnik) для того, чтобы взять на себя функции газды.

Он приобретал все права члена неразделенной семьи с условным правом на свой надел, стоимость которого чаще всего выплачивалась деньгами при р а зделе имуществ а.

В изолированных горных районах средней, северной и восточной областей Словакии распад больших семей произошел значительно позже, чем в западной части Словакии, развитой в промышленном отношении. Важную роль играли и противоречия внутри большой семьи — несогласие со своеволием газды, с отсталыми приемами ведения хозяйства, ограничением индивидуальной свободы, которые приводили к постепенному обособлению малых семей. Имущественные различия из-за неодинакового уровня заработка отдельных членов семьи увеличивали стремление к обособлению. Газды прилагали все силы к тому, чтобы задержать распад семьи.

Выделение малых семей из состава большой семьи не улучшало их материального уровня. Раздел земли заставлял искать побочных заработков, а их было мало. Иногда это тормозило дальнейший раздел.

Отдельные члены семьи вносили заработанные деньги в общее хозяйство, дававшее им постоянные средства к существованию. Сложились две формы собственности: общественная (поле, дом) и личная (утварь, скот, одежда, некоторые полевые угодья). Большие семьи расширяли свое жилище, приглашали к себе в дом родственников, которые за предоставление им жилья должны были помогать в хозяйстве.

Индустриализация страны после установления народной демократии дала широкие возможности для работы не только мужчинам, но и женщинам. Из занятого в промышленности населения сейчас одну треть составляют женщины. В городах и промышленных поселках замужние женщины работают наравне с незамужними. Дети посещают ясли или детские сады. , Для детей старшего возраста созданы школьные дружины продленного дня.

Семейный бюджет составляют теперь заработки мужа и жены, а во многих сзмьях — и взрослых детей. Заработанные деньги идут сейчас в первую очередь на постройку собственного дома (в деревнях и мелких городках), на его меблировку (покупают радио, стиральную машину, пылесос, телевизор) и на одежду для всех членов семьи. Девушки часть своего заработка откладывают на приданое, часть тратят на одежду и только малую его долю вносят в общий бюджет семьи. Взрослые сыновья также отдают семье только часть заработка.

Связь малой семьи с родственниками остается еще тесной. Сказывается это прежде всего в случаях взаимопомощи при полевых работах. По точно определенным обрядовым законам еще и теперь родственники принимают участие в крещении, обручении, свадьбе, на похоронах, а также при молотьбе, убое скота, стрижке овец и т. д. Особенно широко распространена сейчас взаимопомощь при постройке дома.

Старики-родители в крестьянских семьях живут обычно со старшим сыном в старом доме или в новом, выстроенном на месте старого. В некоторых местах сохранился до сегодняшнего дня zosyp — форма хозяйственной самостоятельности родителей после отделения сыновей. Прежде родители, оставаясь жить в доме (чаще всего в избе, перестроенной из коморы, или в пристройке), сохраняли собственный участок земли, который обрабатывали с помощью детей, или же отдавали им всю землю и получали zosyp, т. е. точно определенное количество зерна и других продуктов, которые давали им дети. Старики, не имевшие сыновей, оставались жить при старшей дочери. Матери-вдовы жили с одной из дочерей.

В настоящее время принцип этот не всегда сохраняется. Решающую роль имеют жилищные условия и особая привязанность родителей к одному из сыновей или к какой-либо из дочерей. На стариков-родителей, живущих с семьей сына или дочери, особенно на мать, ложится часть обязанностей, связанных с уходом за внуками, в том случае, если старики не работают. В тех семьях, где нет стариков, дети ходят в ясли или детские сады. В 1961 г. в Словакии было 355 яслей с И 714 детьми в возрасте от четырех месяцев до трех лет. В детских садах сейчас воспитывается 90 768 детей (в 1936—1937 гг. в Словакии было 160 детских садов с 12 106 детьми). Число детей у каждой супружеской пары, входившей в большую семью, в среднем равнялось четырем. Перед второй мировой войной прирост населения значительно уменьшился. Например, в 1930 г. на 100 супружеских пар приходилось 14,5% бездетных, 16% имело одного ребенка, 16,2% — двух детей, 12,8% — трех детей, 10,3%—четырех, 7,9%—пятерых, 6,15% — семерых и больше детей. В настоящее время преобладают семьи с двумя-тремя детьми, уменьшается процент многодетных семей.

Семейная обрядность

Описание семейных обрядов можно распределить по тем событиям в жизни семьи, с которыми связаны семейные обычаи и обряды.

Прежде бывало, что крестьянка рожала прямо на поле или на пастбище. Редко при родах прибегали к помощи врача. Сейчас по закону об охране матери и ребенка введены бесплатные медицинские осмотры и консультации, особые отпуска или более легкая работа на предприятии, бесплатные роды в родильных домах и 154-дневный отпуск. В настоящее время большинство детей родится в родильных домах. После рождения ребенка мать получает советы в детских консультациях, которые существуют теперь в большинстве поселений.

Многими обрядами сопровождалось первое купанье младенца. В ванну клали всякие предметы, сулящие ему добрую судьбу. Вода из ванны выливалась на что-либо живое, например, под дерево, что якобы помогает здоровью ребенка. В некоторых областях Словакии сразу же после рождения прикладывали мальчика к плугу, девочку к веретену и т. д.

Крещение происходило приблизительно через неделю после рождения ребенка. Старались, чтобы празднование этого события пришлось на воскресенье. На крещение ранее созывались все родственники, а теперь—только ближайшая родня с крестными и их детьми. Раньше молодые выбирали себе кумовей до женитьбы. В последнее время их выбирают не всегда из числа родных, но и из сослуживцев, фронтовых друзей и т. д. Крестный отец и мать играют большую роль в жизни крестника (сватовство, обручение, свадьба).

Мальчик или девочка у католиков считались вышедшими из детского возраста после миропомазания, у протестантов — после конфирмаци'и, т. е. приблизительно в 12 лет. Однако в народе переход от детского возраста к юношескому было принято ознаменовывать так называемым юношеским крещением, после чего мальчик принимался в группу юношей организации молодежи. Мальчик символически получал в крестные отцы юношу старшего возраста, а во время масленичных представлений староста юношей (это был обычно старший по возрасту юноша в поселке, выбранный всеми остальными) выполнял обряд приема. Обряд различался по областям и заключался в пробе силы, ловкости и быстроты, иногда стрижке волос и, наконец, общей выпивке из одного стакана в честь новичка. После такого крещения юноша получал все права—мог ходить с другими юношами на общие спевки, в трактир, носить перо на шляпе, танцевать коло, ему доверялся самостоятельный участок работы (например, при уборке урожая).

Обязанностью этого крестного отца было поддерживать своего крестника, а иногда ходить на смотрины к избранной им девушке. Юношеские крещения долго бытовали в Словакии, в некоторых местах их можно было видеть и в самые последние годы. Сейчас сохранились только некоторые второстепенные пережитки юношеских обществ: парень часто выбирает себе девушку с одобрения ближайших товарищей. Они во время его отсутствия (военная служба, сезонные работы) заботятся о девушке.

Девочек принимали в круг взрослых девушек почти так же, как и юношей в дружины. И здесь более старшая крестная мать должна была опекать новенькую, в первый раз ввести ее в танец, что означало, что та уже принята в девичий круг. Это принятие девушки проходило чаще всего в день святого Андрея (30 ноября). После этого девушка могла носить взрослую одежду, ленты в косах, встречаться с парнями, ходить на прядки и ве черинки.

В некоторых районах девушки устраивали специально девичьи прядки, куда не допускались даже невесты. Это были vrstuy (буквально «слои»). Таких «слоев» было в деревне много, они образовывались по возрастным, имущественным, а часто и религиозным признакам. Разделение девушек на «слои» сказывалось во всей общественной жизни. Девушки одного «слоя» стояли рядом в костеле, танцевали вместе в одном коло, вместе ходили и пели в воскресенье, на свадьбу выбирали себе подружек из своего «слоя».

При господстве большой патриархальной семьи браки устраивались родителями, причем кроме соображений чисто экономических играли роль и религиозные, и социальные, и национальные. Старинных свадебных обычаев и обрядов в настоящее время уже не придерживаются с такой точностью, но они сохраняются в отдаленных, мало связанных с городом областях.

Брачный возраст в деревне ранее был от 18 до 22 лет, теперь около 21 — 27 лет. В городах в брак вступают в среднем в 24 года.

Свадебные обряды в прошлом у словаков, как и у других славянских народов, распадались на два этапа: разлучение невесты с родным домом и приход ее в дом мужа. Наиболее богата обрядами первая часть свадьбы; вторая часть, дополняющаяся послесвадебным весельем, связана с большим количеством магических действий. Обряд собственно церковного венчания не был связан с какими-либо обычаями. Теперь в тех случаях, когда практикуется церковное венчание (а это делают 80% новобрачных), ему предшествует гражданская свадьба. В современном свадебном обряде в деревне сохраняются еще традиционные черты при приготовлениях к свадьбе, при созыве гостей, одаривании новобрачных и т. д.

Приданое невесты составляли необходимые для хозяйства предметы — одежда, перины, мебель, иногда корова или коза и только в редких случаях деньги. Приданое девушки начинали готовить заранее. Размер приданого был точно определен местными традициями, но состав его быд одинаков для всех социальных слоев деревни и особенно в чисто крестьянских семьях. Только с начала XX в. размер приданого стал зависеть от социальной принадлежности невесты. Девушки из рабочих семей готовили для приданого предметы, необходимые в будущем хозяйстве,— перины, полотенца и т. д., но одежду для себя они покупали после замужества постепенно.

Теперь гости, приглашенные на свадьбу, по соглашению покупают и дарят невесте все необходимое для будущего хозяйства. Самые большие подарки делает, по традиции, крестная мать.

Похороны сопровождаются сейчас в большинстве случаев церковным обрядом. Соблюдается только часть старых погребальных обычаев, например надевается траурная одежда, сохраняется соседская помощь при похоронах и т. д. Некоторые из этих обычаев удерживаются не только в деревне, но и в городе: это помощь семье умершего в первые дни после похорон, посещение могилы и богослужение в годовщину смерти, зажигание свечей в день поминания усопших, ношение траура. Однако теперь все это является простым выражением человеческого соболезнования.

Общественная жизнь

Победа социализма в Чехословакии принесла и в Словакию новые формы общественной жизни. Патриархальный уклад крестьянских семей, так долго державшийся в отсталых районах, быстро исчезает. Организация земледельческих кооперативов, быстрая индустриализация страны требует активного участия в общественной жизни.

Первоначальными административными единицами в Словакии, как и в Чехии, являются общины — «обце»; 45% общин в Словакии имеет не более 500 жителейг. Местными органами власти являются национальные советы (общинные, городские, окружные и т. д.).

Руководящая роль во всех областях общественной жизни принадлежит Коммунистической партии Словакии — территориальной организации единой Коммунистической партии Чехословакии. Кроме того, в Словакии существует ряд организаций, входящих в Национальный фронт и имеющих своих представителей в правительстве Чехословакии и национальных органах Словакии.

Разветвленную сеть профсоюзных организаций имеет в Словакии «Революционное профсоюзное движение» и ее руководящий орган — Совет профсоюзов Словакии.

Молодежь Словакии объединена в Чехословацком союзе молодежи, едином для всей Чехословакии.

Огромной популярностью в Словакии пользуются Комитет чехословацких женщин, Чехословацкий комитет защиты мира, Союз чехословацко-советской дружбы и другие организации, общие для всей Чехословацкой Социалистической Республики. Культурный уровень трудящихся Словакии с каждым годом растет, наравне с чехами словаки принимают все более активное участие в политической и общественной жизни республики.