Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Обработка текстильного волокна у словаков. Народная набойка
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Материал для домотканых материй чаще всего бывал домашнего производства*— лен, конопля и шерсть. В XIX в. домотканые материи стали делать из фабричной пряжи, а сейчас широко распространились также разного рода искусственные волокна, особенно для изготовления узорчатых тканей.

Домотканый материал в народном ткачестве до сих пор сохраняет свою природную расцветку. Лишь в редких случаях его подкрашивали растительными красками. Желто-золотой цвет достигался кипячением в овсяной соломе. Для окраски применялись также кора и шафран. Вскоре стали отдавать предпочтение цветной фабричной хлопчатобумажной пряже, особенно ярко красной, в меньшей мере — черной и белой. Искусственный шелк употребляется самых разных цветов и по-разному обрабатывается. Процесс выработки пряжи сейчас одинаков почти во всей Словакии. Наряду с применяемыми до сих пор двумя способами прядения — на веретене и на самопрялке, кое-где сохраняются более старые и примитивные способы. Это, например, прядение нити без прялки, когда кудель прикрепляется под платком на голове; об этом способе говорят письменные источники и рисунки середины XIX в. из Оравы (на севере Словакии). Сходный способ прядения сохранился до сих пор при так называемом дерганье — прядении пряжи в руке без прялки. Прясть этим способом умеют некоторые старики в долинах, прилегающих к реке Вагу. Женщины прядут без прялки в некоторых деревнях восточной части Словакии. Так прядут грубую и толстую пряжу, которая пригодна только для вязания на спицах. В некоторых районах Словакии сохранился способ прядения прялкой, засунутой за пояс. Так можно работать и при ходьбе.

Старинная техника ткачества сохраняется в Словакии при выделке мелких предметов. Для выработки узких полос ткани применяются разные типы примитивных орудий. Это дощечки с продолговатыми или круглыми отверстиями, простым переворачиванием дощечки получается зев для просовывания утка. Это может быть и более совершенный ткацкий стан — ящичек с вставленной наглухо дощечкой и цилиндром для накручивания основы.

Домотканые материи теперь употребляются при изготовлении отдельных частей одежды (центральные и восточные области Словакии), но в основном домоткаными остаются только декоративные материи. До сих пор сохраняется своеобразие тканей в работах мастеров Высоких Татр, Зволена, верхнего течения реки Грона, района Кошиц, Прешова и Левиц. Особого внимания заслуживают шерстяные ткани с начесом и без начеса, где чередуются разные комбинации кубиков и полос двух природных цветов.

Ткачеством шерстяных материй с основой из непряденной шерсти, которые напоминают своим видом мех, занимаются больше всего ремесленники районов Прешова, Бардейова и Михаловец. Народное ткачество сейчас находит потребителей и в городах. Особенно часто домотканые материи используются в качестве декоративного материала, но некоторые из них идут на изготовление женских платьев и в городе. Домотканые материалы и готовые изделия из них продаются в специализированных магазинах прикладного народного искусства и пользуются большой популярностью.

Народная набойка

Домотканое полотно белилось или употреблялось в натуральном виде. Кроме того, пользовалось большим спросом полотно, окрашенное растительными красками домашним способом, и набойка (modrotldc), которую изготовляли народные ремесленники. Узоры на полотно наносились особым веществом — вапой (по-словацки — papa), препятствующим осаждению краски, с помощью деревянной или железной формы. Прижатое прессом полотно красили в растворах горячей и холодной краски. После устранения вапы на синем фоне появлялся'белый узор.

Многоцветная набойка изготовлялась особой техникой нанесения узора несколькими формами, т. е. многократной окраской с помощью вапы. Это негативное изготовление узоров на тканях развивалось в ремесленных красильных мастерских, снабжавших в XVII — XIX вв. своей продукцией словацкие города. Народным этот способ окраски тканей стал только в XIX в., когда в городе распространился мануфактурный и фабричный текстиль, а ремесленники стали искать потребителя в деревне и приспосабливаться к новым требованиям. Женщины отдавали красильщикам в окраску домотканое полотно. Узоры заказчицы выбирали сами. Постепенно появились определенные узоры, характерные для отдельных областей Словакии. Например, для северной части Словакии (Спиш, Липтов) были специфичны крупные узоры, сделанные деревянными формами, для центральной ^асти Словакии — мелкие, сделанные на железных формах, для южных областей Словакии была типична одноцветная блестящая набойка, для западной части Словакии—бледно-синяя набойка с мелким правильным узором. Из набойки шили женскую и мужскую одежду, ее использовали для украшения жилища.

Сейчас красильные мастерские кооперированы и снабжают своими изделиями не только деревни, но и города, где набойка стала популярна и в качестве материала для одежды, и как декоративный материал.

Кружево

В Словакии известно несколько видов кружев. Это различная плетеная бахрома, переплеты, выполненные на станах, шитые мережки, прошивки, сетчатые чепцы и салфетки, плетеные и вязаные кружева. Наиболее распространены в Словакии плетеные кружева. Изготовление этих кружев началось здесь, вероятно, во второй половине XVI в. и было принесено с двух сторон: с юга хорватской колонизацией (из Хорватии и Далмации) и с запада горняками (из Чехии и Германии). В XVI в. нашивали золотые, серебряные и шелковые кружева на платья и декоративные материалы. В XVII в. уже и в мещанской среде носили плетеные кружева, большей частью белого цвета.

Старейшими и самыми крупными центрами изготовления кружев были горняцкие центры—такие, как Кремница, Баньска Штявница, Старые Горы, Шпания Долина, Годруга и Сольна Баня. Обычно различают плетеные кружева западно-, центрально- и восточнословацкие. В каждой из этих групп есть много местных типов. В западных и восточных областях Словакии преобладают цвета, которые повлияли на технику изготовления и форму кружев в центральной части Словакии кружево и сейчас осталось белым льняным. При этом здесь сохранилось и развилось все богатство техники плетения. Кружева носят на чепцах, фартуках, женских и мужских рубахах, их нашивают на декоративные ткани.

Изделия из кожи

Обработка кожи и меха в Словакии имеет многовековую традицию. Некоторые области (Погронье, Липтов, Гемер, Спиш, Турец, Мийява) своими изделиями из кожи и меха прославились далеко за границами Чехословакии.

Помимо цехов, традицию обработки кожи передавали из поколения в поколение и народные мастера, особенно пастухи и кожевники. Она жива и сейчас. Сейчас пояса, ремни, ремешки для часов, обложки для книг, вкладки и другие изделия из кожи орнаментируют с помощью старого способа тиснения, что свидетельствует о богатой традиции и тесной связи современных изделий с лучшими народными элементами искусства прошлого.

Как и все другие кустарные ремесла, мастерские по обработке кожи объединены сейчас в кооперативы. Их изделия пользуются большим спросом и распространяются через магазины Центра народного художественного производства.