Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Животноводство словаков. Домашнее производство и народные ремесла
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В некоторых горных областях Словакии до социалистической индустриализации животноводство было основным занятием населения. Старые традиции в животноводстве учитывались при коллективизации, когда были созданы многие JRD животноводческого направления: в низинных областях свиноводческие, а в областях горных — разводящие крупный рогатый скот и овец. До первой мировой войны большое место занимало разведение волов, как основной тягловой силы в земледельческих хозяйствах. Почти во всей стране тягловой силой в крестьянских хозяйствах, а для бедняков почти единственной, служили также и коровы. В некоторых областях извоз с упряжкой из двух волов представлял собой основной источник существования целых деревень. После первой мировой войны разведение волов в качестве тягловой силы потеряло прежнее экономическое значение.

Разведение; ркота требовало хороших пастбищ. Скот пасли отдельно или же коллективно. Коллективная пастьба развивалась прежде всего там, где было достаточно пастбищ, или там, где при трехполье значительные земельные площади оставались под паром. Чаще всего отдельно пасли дойных коров и телят, причем в деревнях, где пастбища находились на большом расстоянии, телята оставались на пастбищах в течение всего лета и ночью. Коров в этом случае пасли на ближайших пастбищах и каждый день пригоняли в деревню. Скот пасли единолично в тех местностях, где после отказа от трехполья стало мало пастбищ, или же там, где господствовала система индивидуальных, обнесенных забором лугов. В некоторых горных областях принято содержание скота в хлевах, расположенных на пастбищах. В этом случае каждый хозяин пасет свой ског отдельно.

В Словакии существует два вида полевых хлевов. Иногда на весь летний сезон в жилые помещения, пристроенные к полевому хлеву, переселяется вся семья из деревни. В другом случае при полевых хлевах живут только пастухи, которые посылают молоко регулярно в деревню, где живет вся семья. При организации JRD на основе этой системы создаются на пастбищах специальные хозяйства для летнего содержания скота. В настоящее время разведению крупного рогатого скота уделяется особое внимание.

Старую традицию в Словакии имеет овцеводство. Еще до валашской колонизации здесь разводили овец. Но наибольшее экономическое значение овцеводство приобрело после валашской колонизации, т. е. с XIV в.

В Словакии известны три способа разведения овец. Прежде всего, здесь сохранился традиционный способ, при котором овец пасли индивидуально или коллективно — на полях, лежащих под паром, или на близлежащих к деревне лугах. Овец при этом ежедневно сгоняли в деревню. Другой способ состоит в том, что овец весной и осенью пасут в общих стадах на лугах около деревни; на летние же месяцы их отправляют на высокогорные луга, где строится для пастухов деревянная или дощатая избушка — koliba, а для овец — деревянная ограда (kosar). Наконец, третий вид овцеводства распространен в западной части Словакии, вблизи моравских границ. При эдгой системе овцы содержатся в так называемых стодолах и пасутся на ближайших пастбищах, лугах. Прежде их пасли на пашнях, остающихся под паром.

В целом можно сказать, что в Словакии преобладает молочное овцеводст- во. Напротив, в соседних чешских областях и в словацко-моравском погра- ничье главная цель овцеводства — получение шерсти. В период капитализма овцеводство в Словакии пришло в упадок. Так, с 1911 по 1946 г. поголовье овец уменьшилось более чем втрое. Сейчас кооперативные хозяйства ставят своей задачей поднять овцеводство до высокого уровня. В настоящее время в районах с развитой промышленностью, а также в кооперированных деревнях стали разводить коз.

В конце XIX в. в Словакии были области, где лошадей держали только в помещичьих хозяйствах, да и то лишь для личных надобностей. В хозяйстве же в качестве тягловой силы повсюду применялись волы или коровы. Сейчас рабочий скот вытесняется тракторами и современным транспортом.

Свиноводство в Словакии занимает второе место после разведения крупного рогатого скота. Больше всего свиней — в свекловодческих районах и там, где сеют кукурузу. Перед коллективизацией в 1947 г. насчитывалось 680 тыс. свиней, а в 1961 г. их стало 2 млн. 241 тыс. Из домашних птиц в Словакии разводят больше всего кур, гусей, уток, индюшек и цесарок. Кооперативные хозяйства добились значительных успехов в разведении домашней птицы.

Растет механизация полевых работ в единых земледельческих кооперативах. В 1961 г. в Словакии было 33 государственных машинных станции (STS), на полях кооперативов работало 37 519 тракторов, 2953 зерновых комбайнов, 17 904 сеялки и т. д. После передачи машин в ведение кооперативов механизация сельскохозяйственных работ еще более возросла. Именно в Словакии родилось движение за организацию комплексных бригад, быстро распространившееся по всей республике в 1961—1962 гг.

Домашнее производство и народные ремесла

Изготовление предметов, необходимых для дома и хозяйства, всегда было дополнением к основному занятию сельского населения. Еще в средние века в Словакии появились ремесленники-специалисты (кузнецы, гончары, кожевники, меховщики, колесники, плотники, ткачи и т. д.).

В Словакии кустарно-ремесленные промыслы развились больше, чем в соседних странах, потому что многочисленное малоземельное крестьянское население не могло прокормиться ни землей, ни скотом. Наметилась специализация областей (гончары в западной части Словакии, плотники — в Горе- гронье, кожевники — в Липтове). Во второй половине XIX в. появляется стремление организовать кустарное производство и наладить сбыт его продукции внутри страны и за границей. С этой целью основывались общества, организовывались курсы и мастерские, прежде всего текстильные, деревообделочные и по плетению из прутьев.

Кустарное производство и народные ремесла в Словакии существуют и сейчас. Изготовляемые ремесленниками предметы зачастую высокохудожественны, они пользуются спросом как в деревне, так и в городе. Профессиональную и экономическую помощь народным ремесленникам оказывают кооперативы и Центр народного художественного производства.

Корзинное производство

В Словакии сохранилась до сих пор выработка изделий из вербы, лыка, соломы, оплетенной прутьями, из корней деревьев, из тростника и кукурузных листьев.

Шире всего распространено плетение из прутьев. Употребляются прутья неочищенные, очищенные, обваренные и расщецленные. Из прутьев делаются корзины и корзиночки разной величины и формы, мебель, футляры для бутылок и бутылей. Центрами плетения издавна был Бардейов и его окрестности, Лацкова в Спише, Белуша, районы Тренчина, Орлове, Поважской Бистри- цы, Глоговец и Серед-Комарно.

Из соломы, оплетенной прутьями, изготовляют соломенные сумки, лукошки, миски, большие корзины для зерна, подставки для ложек, а в недавнем прошлом делали и пчелиные улья. Обмолоченной соломе придают нужную форму, а затем прошивают ее лыком вербовых прутьев, орешника или корешками. Этим видом производства занимались целые области в Гонте, Новогра- де и в окрестностях Малацки.

Тростни^ растет главным образом в южной части Словакии. С помощью особой техники на полустане из него изготовляют рогожи и сумки, так называемые cegre. На их производстве специализируются села в окрестностях Новых Замков и село Абрагам около Трнавы.

Кукуруза также используется в корзинном производстве. Влажные листья кукурузного початка скручивают и надвязывают длинную плеть, из которой с помощью переплета изготовляют на деревянной форме различные изделия: сумки любой формы, дамские сумочки, шкатулки, подстаканники, подносы, сандалии, туфли и различные фигурки. Производство это сосредоточено в окрестностях Новых Замков, особенно в селах Бешепов и Несвады. Росту корзинного производства уделяет много внимания Центр народного!}художественного производства в Братиславе, который сотрудничает с мастерами- ремесленниками из разных областей Словакии.

Гончарство

Словацкие крестьяне изготовляли различные виды посуды, главным образом из глины — дешевого и легко обрабатываемого материала. Из глины делали горшки для варки пищи и для хранения припасов, кувшины, жбаны и фляги для жидкостей, миски, 'Тарелки и прочую посуду; горелки для освещения, чаши для кормления домашней птицы, дымари для окуривания пчел и т. д. У залежей хорошей глины, вблизи лесов, которые давали материал для топлива, вырастали целые гончарные деревни в западной части Словакии, в Гонте, в Гемере, Лип- тове, Ораве, Земплине. Гончарные мастерские были и в других районах.

Посуда изготовлялась с помощью простейших орудий. Наиболее примитивной была черная неполивная закопченная посуда. Ее делали во всех словацких мастерских вплоть до конца XIX в. Уровень технологии гончарного дела повысился под влиянием городских цеховых мастерских. В XV и XVI вв. в Словакии уже были распространены глазурь и ангоб.

Большое влияние на развитие словацкого керамического ремесла оказали анабаптисты (в Словакии их называли habdni), переселившиеся из-за религиозных гонений в XVI в. из Швейцарии и Южной Германии в Моравию, а затем (в XVII в.) в Словакию. Габаны селились обособленно общинами с собственным самоуправлением в так называемых габанских дворах. Переселенцы славились мастерством изготовления керамических изделий, особенно кувшинов с цинково-оловянной поливной и цветной росписью. Сбывая свой товар словацким крестьянам, габаны приспосабливались к их вкусам и стали использовать при украшении своих изделий словацкие народные мотивы. Постепенно, сливаясь с местным населением, габаны передавали свои/ навыки словацким ремесленникам, а габанское искусство стало органической составной частью словацкого народного прикладного искусства.

Гончарное ремесло было всегда тесно связано с сельским хозяйством. Гончары работали главным образом зимой, а весной развозили посуду по деревням и ярмаркам. В деревнях они обменивали свои изделия на зерно или овощи. Эта старая форма обмена исчезла в 20-х годах прошлого века. Некоторые гончарные мастерские функционируют и сейчас, но большинство их прекратило свое существование в начале XX в. Гончары бросали свое старое ремесло под натиском растущего фабричного производства и конкуренции. Керамика периода наибольшего расцвета гончарного дела, т. е. рубежа XIX—XX вв. говорит о техническом совершенстве и художественном чутье мастеров, которое проявилось в гармонической связи между функцией, материалом, формой и украшением керамических изделий. Творческая фантазия гончаров, все богатство орнамента сказались прежде всего при украшении праздничной и обрядовой посуды, на которую был наибольший спрос. При росписи керамических изделий чередовались в основном два главных декоративных принципа: во-первых, орнамент стилизованный, растительный и фигурный и, во-вторых, орнамент геометрический, состоящий из волнистых линий, полос, спиралей, кругов (для нанесения орнамента служил рожок, сделанный из коровьего рога, или «кукушка», специально приготовленная из глины). Кроме этих двух типов украшений, встречается на керамике роспись опрыскиванием под мрамор, выцарапанная и различные их сочетания.

Среди множества гончарных мастерских было несколько славящихся изготовлением высокохудожественных изделий. В западной части Словакии известна была мастерская в городе Пуканце, где изготовляли роскошные цеховые жбаны — эмблемы, покрытые г фигурной росписью. Славилась мастерская в Бардейове (где в 1475 г. был основан первый гончарный цех в Словакии), которая снабжала все северо-восточные области Словакии и часть Польши. Отдельную группу составляли гемерские мастерские.

Сейчас важнейшее место среди словацких гончарных центров занимают Поздишовице, где работают около 30 мастеров. Производство здесь с 1947 г. кооперировано. При современном производстве, которое опирается на традиции более чем пяти столетий, используется все художественное богатство классического народного ремесла. Керамические изделия из мастерской Позди- шовиц разнообразны по форме, для них характерен светлый геометрический орнамент на темном фоне. На западе Словакии известна кооперативная мастерская в городе Модра,для изделий которой характерно сочетание орнамента синего, желтого и оливкового цветов на светлом фоне. Здесь работает крупнейший из народных мастеров керамического дела художник Игнац Бизмайер, известный далеко за пределами своей родины, ученик замечательного словацкого мастера художественной керамики Фердиша Костки, прославившегося не только изготовлением различной посуды, но и скульптурами из фаянса.