Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семья и общественный быт чехов
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Сохранилось крайне мало сведений о составе и численности семьи у чехов в древности, о взаимоотношениях между отдельными ее членами и т. д. Косвенные данные (о раздробленности крестьянских участков земли в конце XVI в., описи церковных душ) говорят о том, что взрослые сыновья большей частью оставались на отцовской усадьбе, которая делилась с разрешения панов. Только в некоторых областях, например на востоке Моравии, сохранились в относительно больших семьях следы старой семейной организации. О семьях городских ремесленников и поденщиков также можно судить только по косвенным данным. У ремесленников старики-родители нередко жили вместе с семьей одного из детей, обычно старшего сына.

Больше данных имеется о крестьянских семьях XVIII в., но и они неполны. Крестьянские семьи в этот период были многодетными: с родителями жили, как правило, только несовершеннолетние дети, их бывало по пять- семь в каждой семье. После женитьбы сына родители передавали хозяйство в его руки, переселялись в отдельное жилое помещение, построенное здесь же на дворе или по соседству, на wjmenek, где они вели собственное хозяйство на выделенной им земле. Позднее старики-родители(vymenkari) при выделении получали не землю, а ежегодно определенное количество зерна, картофеля, сала или иногда какую-то сумму денег. Связи родителей с детьми уже в XVIII в. стали менее тесными, чем раньше. Главной причиной этому был выменек, выплата которого для молодого хозяина означала тяжелое бремя. Выменек поглощал значительную часть урожая (в первый год после передачи хозяйства это была третья его часть) и вел к задолженности большинства даже среднего размера хозяйств. С XVIII в. хозяева и «вымеякар- жи» — часто завещали свое имущество в письменной форме. Завещания эти являются важным источником для изучения народного быта.

В XVIII в. ослабели и другие родственные связи. Обязанность денежной выплаты частей наследства братьям и сестрам заставляла главного наследника искать выгодного брака; все другие соображения отступали перед экономическими выгодами. Главным моментом при приготовлении к свадьбе было заключение письменного свадебного соглашения, где определялся размер приданого невесты и имущественное положение жениха; после заключения этого соглашения во многих областях страны семьи будущих новобрачных уже считались родственными. Молодой хозяин старался отделиться от младших братьев и сестер, чтобы они не мешали ему заключить выгодный брак. В семьях деревенской бедноты не практиковался обычай выменка. При малых размерах хозяйства это было невозможно. Старики-родители жили в семье одного из сыновей, чаще всего младшето сына; так было уже в начале XIX            в. В том случае, если ему передавались дом и хозяйство, он обязан был ухаживать за стариками и содержать их. Но чаще всего имущество оставалось во владении родителей до самой их смерти. Письменного завещания родители обыкновенно не составляли.

В рабочих семьях, число которых с начала XIX в. непрерывно росло не только в городах, но и в деревнях, зависимость взрослых детей от родителей была гораздо слабее. Сыновья, работавшие на предприятиях в отдаленных городах и не зависевшие от родителей в хозяйственном отношении, мало считались с мнением родителей. Они сами решали, когда им жениться, сами выбирали себе невесту. Вопрос о приданом здесь отпадал, так как рабочие-женихи никакого имущества сами не имели и от девушек-работниц приданого обычно не требовали. Для рабочих же, живущих в деревне, вопрос о приданом был важен: оно шло на постройку дома или на покупку клочка земли для того, чтобы обеспечить себе средства существования в случае безработицы и в старости. Поэтому вплоть до нашего столетия такие рабочие нередко женились на девушках из более состоятельных семей; при этом жених иногда бывал гораздо моложе невесты.

В крестьянских семьях на протяжении всего XIX в. мужчина-хозяин сохранял первенствующее положение, а женщина и дети — подчиненное. Несмотря на то, что со второй половины XIX в. в юридических документах женщина выступала в качестве совладелицы имущества семьи, она на самом деле не имела в семье права голоса. Мириться с этим готовило ее и ее воспитание.

В рабочих семьях, особенно городских, взаимоотношения были иными. Женщины работали на фабриках наравне с мужчинами, участвовали в общественной жизни. Не было уже и твердого разделения труда в доме. Мужчины, особенно в годы безработицы, выполняли и домашние работы.

В рабочих семьях, живущих в деревне, сказывались традиции окружающей их сельской среды. Здесь в большей мере, чем в городе, ощущалось влияние церкви, в этом духе воспитывались и дети.

Однако в рабочих семьях, даже в деревне, уже не соблюдались многие старые обычаи. Например, с конца XIX в. в этих семьях стало правилом. что старый хозяин передавал дом и хозяйство не сыну, а дочери и жил в ее семье.

Сейчас в деревнях еще некоторые из стариков-родителей живут отдельным хозяйством. Однако работа в земледельческих кооперативах объединяет их общими интересами с детьми. Если же старики не работают, то они нередко помогают по хозяйству или в воспитании внуков. Одинокие же старики-родители, особенно женщины, часто живут одним хозяйством с женатым сыном или с дочерью.

Брачный возраст в деревне за последнее столетие повысился: юноши вступают в брак в возрасте от 24 до 28 лет. Многодетных семей в настоящее время мало: преобладают семьи с двумя-тремя детьми, только в отдельных районах — с тремя-четырьмя детьми.

В городе молодые пары, как правило, стремятся жить отдельно от родителей. Но и в этом случае старики много помогают молодежи в воспитании детей. Правда, с каждым годом растет число детских ясель и детских садов, создаются в школах дружины продленного дня, что дает возможность жешцинам-матерям работать наряду с мужчинами. В Чехословакии 43,2% (1961 г.) всех занятых в народном хозяйстве составляют женщины. Меняется и положение женщины в семье, она приобретает равное с мужем право решать общие дела, принимает активное участие в общественной жизни.

Семейные обряды

Древние обычаи, связанные с рождением ребенка, постепенно были вытеснены церковным обрядом крещения. Новорожденного несли в костел крестные отец и мать (kmotri), которых выбирали родители из числа ближайших родственников. Крестные отец и мать пользовались у крестников большим почетом и в некоторые моменты жизни (например, во время свадьбы) играли особо важную роль.

В семьях городских и деревенских рабочих уже в XIX в. крестины стали простой формальностью, а в 1954 г. в промышленных областях только одна четверть родителей крестила своих детей.

Погребальные обряды — разлучение умершего с семьей и окружающими — сохранялись в различных районах в неодинаковой степени. Раньше была распространена вера в знаменья, предсказывающие смерть кого-либо из близких (сыч кричит, повторяется тот же сон, остановятся часы, упадет картина со стены и т. д.). Верили, что есть способы узнать заранее, когда умрет больной.

Особый вид принимали похороны девушек и неженатых мужчин: они сопровождались имитацией свадебного обряда и кончались веселыми танцами ровесников в трактире.

Самоубийц или подозреваемых в колдовстве хоронили вне кладбища: в лесу, на перекрестках дорог и т. д., им покрывали голову, тело прибивали к земле деревянным колом.

Все эти древние погребальные обычаи сейчас совершенно исчезли. Сохраняется лишь угощение близких после похорон, плач над гробом и т. п., похороны по церковному обряду.

Самым пышным из семейных обрядов была свадьба, превращавшаяся в целое театральное представление. В ней сохранялись и древние черты. В свадьбе принимали участие десятки людей, а празднование ее продолжалось по нескольку дней. Она начиналась витьем розмарина; для этого за день перед свадьбой в доме невесты собирались юноши и девушки. Туда посылались дары: подарки для невесты и деньги на гостинец. В день свадьбы ритуал начинался приходом жениха и его дружков. Если дверь в доме была закрыта, то они требовали открыть ее. Невесту нужно было уговаривать выйти из коморы, где она пряталась. До самых последних лет в деревнях и небольших городах было распространено zalikovani — преграждался путь свадебному шествию, возвращающемуся из костела, для чего через дорогу протягивали украшенный шнур. Иногда преграждали путь в том случае, если жених или невеста происходили из другой деревни. Большое место в обряде занимали проводы невесты в дом жениха. Невеста делала подарок родителям жениха. Она выдерживала при этом целый экзамен, на котором должна была проявить себя хозяйкой. При ее встрече в новом доме кое-где до сих пор соблюдаются древние обычаи: молодых встречают хлебом и солью, осыпают зерном, подводят к очагу. Заключение свадьбы—«очепление» невесты, когда ее принимают в свою среду другие замужние женщины: с невесты снимают ее девичьи украшения, причесывают как замужнюю женщину и затем надевают чепец. Большое место в свадебном обряде занимает свадебный калач, который печет крестная мать невесты, и свадебное дерево, украшенное мучными изделиями, лентами, яблоками. В семьях земледельческих рабочих и деревенской бедноты свадьбы праздновались гораздо скромнее, но и здесь сохранялись все ее обрядовые особенности.

В семьях рабочих, живших в деревнях, и ремесленников свадьбы уже с начала XIX в. праздновались с участием только ближайших родственников. Большие сельские свадьбы у рабочих в конце XIX в. справляли разве только тогда, когда девушка из рабочей семьи выходила замуж за крестьянина. Из древних обычаев дольше всего удерживались шуточные обряды.

В последние годы все больше принимают участие в свадьбе товарищи по работе; их участие свидетельствует о новых прочных связях между людьми. Не только в городах, но и в деревнях свадьба празднуется теперь в ресторане или деревенском трактире.

Общественныи быт

Несмотря на значительную классовую дифферен циацию, вплоть до конца XIX в. в Чехии сохранялись некоторые черты сельской общины. Крестьяне продолжали совместно пользоваться необрабатываемой землей: лугами, пастбищами и лесом. В редких случаях в общественном пользовании оставались и пахотные земли.

Важным пережитком сельской общины, по-видимому, является osada (соседство). В круг ведения осады входила помощь при точном определении границ земельных участков; представители осады выступали свидетелями в спорах о владении имуществом, особенно в том случае, когда речь шла о кражах. Все крестьяне, владевшие в деревне усадьбой, входили в состав оЪсе (общины); из нее исключались бедняки-домкаржи. Долгое время в обце сохранялась круговая порука. Обце в целом отвечала за преступления, совершенные на ее земле. В случае грабежа на территории обце ее члены должны были возместить убытки потерпевшему. Обязанностью всех жителей был ремонт дорог, чистка колодцев, прудов, принадлежащих осаде.

Коллективная ответственность членов обце не всегда была древнего происхождения. Ее часто вводили землевладельцы в своих интересах, например для сбора крестьянских повинностей. Обце как целое отвечала и за выплату десятины церкви.

Принятие в состав обце нового члена решалось всеми крестьянами-земле- владельцами сообща. В общину мог быть принят либо человек, купивший в селе землю, либо женившийся на дочери одного из членов обце. О принятии в ее состав должны были просить и дети ее членов, живущие в городе. Домохозяин при передаче хозяйства сыну выходил из общины; если он продолжал пасти свой скот на общественной земле, он должен был платить за это.

До начала XIX в. принятие в обце налагало на человека ряд обязательств как перед общиной, так и перед государством. Потом это потеряло CBqe значение, а обряд принятия превратился в повод для угощения соседей.

Постепенно роль общины слабела В селе появлялись новые экономические объединения, в состав которых входили также состоятельные горожане. В равнинных районах это были общества преимущественно виноделов, известные с XV в., в северо-восточной части Моравии и в Силезии — скотоводов. В XIX в. возникли предприятия по переработке сельскохозяйственных продуктов — сахарные и спиртные заводы, акционерами которых стали наиболее зажиточные крестьяне — кулаки. Наряду с акционерными обществами в это время складывались некоторые формы кооперации — общественная собственность на сельскохозяйственные машины и племенных животных. Однако эти формы кооперации сразу же стали орудием эксплуатации беднейших слоев крестьянства.

Новые формы общественного быта связаны в деревне с организацией "единых земледельческих кооперативов, в городе—с новой организацией общественного производства. Прежние обце — общины — остаются и сейчас первичными административно-территориальными объединениями.

Руководящую роль в общественной жизни играет Коммунистическая партия Чехословакии. КПЧ возглавляет Национальный фронт, в который входят другие партии и массовые организации: Чехословацкая социалистическая партия, которая объединяет бывших членов народно-социалистической партии, отошедших в феврале 1948 г. от реакционного ее руководства; Чехословацкая народная партия, католическая партия, деятельность которой ограничена чешскими областями страны. Видную роль в ней играют представители католической церкви, лойяльно сотрудничающие с коммунистами. Обе эти чешские партии признают программу Национального фронта и ведущую роль коммунистической партии.

Одна из самых массовых организаций страны — «Революционное профсоюзное движение»—существует с января 1946 г. Она является верной опорой компартии Чехословакии. Руководящий орган профсоюзов страны — Центральный совет профсоюзов. Профсоюзы имеют свои ячейки на фабриках, заводах, в учреждениях, в государственных хозяйствах и машинно-тракгор- ных станциях. Чехословацкий союз молодежи также входит в Национальный фронт. Это единая массовая организация молодежи — резерв и помощник коммунистической партии в деле социалистического строительства. ЧСМ создан в 1949 г. объединением Союза чешской и Союза словацкой молодежи, а также молодежных организаций национальных меньшинств (украинцев восточной части Словакии и поляков Остравской области). Молодежь принимает активное участие в социалистическом строительстве своей родины, она первой откликается на все призывы коммунистической партии и правительства. ЧСМ посылает сотни своих членов на стройки социализма, в пограничные области, в сельскохозяйственные кооперативы. Члены ЧСМ — инициаторы социалистического соревнования, создания бригад социалистического труда. В 1955 г,. ЧСМ был награжден орденом Республики — высшей наградой страны за выдающиеся успехи в деле строительства социализма.

Большую роль в общественной жизни страны играет Комитет чехословацких женщин. При местных органах народной власти — национальных комитетах округов и общин — созданы местные женские комитеты, задача которых — привлечение всех женщин к участию в социалистическом строительстве.

Крупной общественной организацией является Чехословацкий комитет защиты мира. Каждый год в день годовщины смерти национального героя Юлиуса Фучика (8 сентября) Чехословацкий комитет защиты мира вручает Премию мира гражданам, которые своим трудом принесли пользу общему делу борьбы за мир.

Большой популярностью пользуется Союз чехословацко-советской дружбы. Его задача — развитие и укрепление дружбы с Советским Союзом. СЧСД на лекциях, выставках, концертах знакомит с жизнью и культурой СССР, с его опытом социалистического строительства. Начиная с 1948 г., ежегодно, с 7 ноября (годовщина Великой Октябрьской революции) по 12 декабря (день подписания договора о взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве с Советским Союзом) Союз чехословацко-советской дружбы проводит месячник чехословацко-советской дружбы. Он начинается с торжественных собраний, посвященных Октябрьской революции, и эстафеты дружбы к чехословацко-советской границе.

Молодежь принимает активное участие в спортивных организациях. Самая старая *из них — «Сокол» — играла большую культурно-просветительную роль еще в конце XIX в. как чешская национальная организация. Не мекее популярны спортивные организации крупных заводов, учебных заведений и т. д. С 1957 г. спортивные организации объединились в единый Чехословацкий союз физического воспитания.

Чехословацкая общественность все шире празднует новые праздники, которые вытеснили старые религиозные и приобретают все большее значение. Во всех городах и деревнях по-прежнему отмечается зажиганием костров в ночь с 6 на 7 июля день сожжения чешского национального героя Яна Гуса; этот обычай сыграл большую роль во время борьбы с габсбургско-католической реакцией. Сейчас празднуется всем народом 1 Мая, 9 Мая — день освобождения Чехословакии, годовщина Октябрьской Социалистической революции и т. д.

В Чехословацкой Социалистической Республике трудящиеся завоевали широкие общественно-политические права. Положение каждого гражданина определяется только его личными способностями и трудом. Одним из главных прав является право на труд и справедливую его оплату. Мужчины и женщины получают за равный труд одинаковую оплату. Для молодежи до 17 лет рабочий день сокращен до 36 часов в неделю. Очень важно право на бесплатное лечение и материальное обеспечение в старости. С 1961 г. пенсии получают и члены единых сельскохозяйственных кооперативов.