Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда и пища чехов
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В XIX и XX вв. чешские земли по типам народной одежды можно разделить на две области.

В собственно Чехии, а также в западных и северных районах Моравии, где связь с городом в XIX в. была уже чрезвычайно сильной, традиционней народный костюм сохранялся только в некоторых районах, в то время как повсюду с середины века одежда городского типа была принята и в деревне.

В восточной половине Моравии и в Силезии, т. е. в карпатской части чешских земель, развитие промышленности шло более медленным темпом, связь с городом была слабее, и старая традиционная одежда, давно исчезнувшая в Чехии, продолжает здесь бытовать и сейчас, сохраняя наиболее архаичные свои формы. Это различие двух областей распространения одежды в Чехии сказывается до сих пор, хотя вторая область с течением времени уменьшается.

В покрое составных частей традиционной одежды западных областей уже сказывалось влияние общеевропейских мод. Для женской одежды были характерны длинные рубахи (kosile) с собранными рукавами и воротником, корсет (snerovacka), или лиф (zivxitek), сшитые в талию, прежде со шнуровкой спереди; юбки носили очень широкие, сборчатые, под них надевали несколько нижних юбок, спереди повязывали очень широкий со сборками фартук. В центральных областях Чехии с конца XVIII в. носили платок на плечах, скрещенный на груди. Головным убором замужних женщин служили маленькие твердо накрахмаленные чепцы, девушки носили полотняную вышитую полоску — vlnek; сверху как женщины, так и девушки нередко повязывали четырехугольные платки. Обувью служили башмаки; чулки прежде носили красные, а позднее белые. Наиболее распространены были два типа верхней одежды, сшитой в талию: spensr — с широким отложным воротником, ка- cabajka — с короткими фалдами. Из овчины шили полушубки — kozichy.

Мужская традиционная одежда состояла из шерстяных или кожаных штанов kalhoty, длиною лишь до колена, рубахи (kosile) с длинными рукавами и манжетами, платка на шее и праздничного жилета. Верхнюю будничную одежду (kazajka) шили очень короткой.

Женатые мужчины в праздник надевали длинный кафтан (kabat), как правило, темного цвета, с фалдами и с пуговицами в несколько рядов. На ногах носили башмаки или высокие сапоги. Чулки были шерстяными, синими или белыми. Головным убором служили шапки с меховой оторочкой или шляпы.

И женская, и мужская народная одежда этого типа исчезла в Чехии уже к концу XIX в.; она сохранилась только у ходов в нескольких деревнях вокруг города Домажлице в западной части Чехии.

На востоке Моравии и в тешинской части Силезии крестьянскую одежду XIX—XX вв. можно охарактеризовать следующим образом: нательной женской одеждой служит узкая нижняя рубаха (rubac) из грубого холста без рукавов с лямкой через плечо; на нее надевается очень короткая рубаха — rukavce, доходящая лишь до пояса, с собранными вышитыми рукавами. Поясная одежда состоит из двух несшитых кусков материи — переднего и заднего. Задний из этих фартуков (sorec, fe?'toch, kazanka) делается из белого или черного гофрированного полотна; передний — fertousek, также полотняный, собирается на поясе сборками. В праздничные дни здесь носят шерстяной или шелковый лиф. В горных деревнях ранее носили в качестве обуви кгрсе, сшитые из одного куска кожи, стянутой вокруг ноги на ремешке, и грубые шерстяные чулки. В равнинных областях женщины до сих пор носят сапоги. Замужние женщины покрывают голову мягким чепцом; в некоторых районах прежде обвивали голову длинным узким полотенцем; позднее и здесь вошли в употребление квадратные платки.

Верхнюю женскую одежду шили из цветного сукна с клиньями на боках (ment$k)\ кроме того, носили полушубки или длинные овчинные шубы. Сейчас традиционную верхнюю одежду повсюду вытеснили покупные готовые пальто или большие шерстяные пледы, которые в плохую погоду накидывают на плечи.

Мужская одежда состоит из узких длинных штанов (nohavice), украшенных по бокам шнурами, а летом — прямых просторных полотняных штанов {gate). Рубахи носят с прямыми широкими рукавами без манжет, праздничные рубахи украшают пестрой вышивкой. Только по праздникам надевают суконные безрукавки или короткие шелковые жилеты (в Моравской Словакии). Обувью и здесь служили крпце, под них надевали лохматые низкие валяные из шерсти kopytca, т. е. грубые шерстяные чулки. В равнинных областях носили высокие сапоги и онучи. Головные уборы — меховые шапки или войлочные шляпы самой разнообразной формы. Юноши по праздникам и сейчас прикалывают к шляпе букетики цветов, подаренные им девушками, в Моравской Словакии к цветам добавляют еще белые, чаще всего петушиные, перья.

Верхней одеждой ранее был халатообразный кафтан из домотканого сукна. Зажиточные крестьяне шили косоклинные кафтаны из цветного сукна. Многие из составных частей одежды восточной области Чехии сходны с типами народной одежды Словакии, что является одним из доказательств близкого родства чешского и словацкого народов.

В рамках двух больших описанных выше областей существовали постепенно складывавшиеся различия в формах отдельных частей одежды, например в мужской верхней одежде: в горах Моравской Валахии и Силезии мужчины носили гуню {кипа), которую шили из одного куска валяного домашнего сукна белого или коричневого цвета с одним швом на плечах. Носили ее обычно внакидку. Для равнинных районов Моравской Словакии была типична длинная просторная halena, сшитая из нескольких прямых полос белого лохматого сукна. Сзади висел большой четырехугольный воротник, который в непогоду надевали на голову; галену также лишь накидывали на плечи. Украшением праздничной суконной одежды в Восточной Моравии служили нашитые сверху шнуры, в Чехии и на Гане — цветные вышивки с растительным орнаментом. 0,собым видом верхней одежды в Моравии был «хвостатый кожих», (ocaskovi) kozich), сшитый из двух овчин и надеваемый через голову.

В женском костюме разнообразными по покрою и внешнему виду были лифы. Явными были областные различия в головных уборах. Существовало много видов чепцов и платков, так же как и способов их ношения: сетчатые чепцы преобладали в Моравской Валахии и Тешине, особый покрой имели полотняные чепцы по обеим сторонам Белых Карпат. В западной части Чехии сохранялись чепчики с дном на темени, в отдельных районах встречались твердые накрахмаленные чепцы с чудесной тонкой белой вышивкой, завязываемые на затылке. Повсюду женщины на плечах носили большие кашемировые набивные платки. В восточной части Моравии они были частью обрядовой одежды. Очень старого происхождения полотняные белые накидки — плахты, которые надевали в плохую погоду; в Тешине их носили в праздничные дни еще перед первой мировой войной.

Самым интересным был костюм ходов в дёревнях вокруг города Домаж- лице. Он сохраняется и сейчас: женщины в праздник носят гофрированные юбки, отделанные лентами по подолу, чаще всего красные; лифы, украшенные стеклянными бусами, на голове черные платки с вышитым углом. Мужчины носят суконные синие кафтаны с цветной вышивкой.

В районе Пльзня женщины носили очень широкие юбки и чепцы с огромными крыльями по бокам; в районе Блат (на юге Чехии) женская одежда отличалась яркими цветными вышивками.

В Моравии особого внимания заслуживает народный костюм области Ганы, где женщины долго носили несшитую полотняную юбку, короткий лиф, особым способом завязанные красные платки, а мужчины —‘пестро вышитую одежду. В Моравской Валахии различалось несколько вариантов традиционного костюма, в Силезии — три типа: в равнинных областях женщины и мужчины носили одежду, сходную с чешской; у Тешина женщины носили юбки, соединенные с вышитым золотыми нитями лифом и серебряные пояса; в горах носили такую же одежду, что и в Моравской Валахии. Разнообразна народная одежда Моравской Словакии — от архаичных форм из белого полотна и сукна в горах на границе Словакии до более поздних форм в равнинных областях из пестрого шелка с блестками, крахмальными рубахами (одежда очень непрактичная, но сохраняющаяся до настоящего времени). Перед второй мировой войной традиционную праздничную одежду носили все в Моравской Словакии, у ходов и в окрестностях Брно.

Наиболее богатой была традиционная обрядовая одежда. В ней сохранялись и многие архаичные черты. Особенно пышным был наряд невесты. На особую прическу надевался свадебный венец, или parta. Это были обручи, обтянутые бусами и бисером. Парта в некоторых областях превратилась в громоздкий высокий цилиндрический убор с многочисленными лентами сзади; кое-где невеста надевала на голову маленькую корону. Большой высокий венец сооружался из искусственных цветов; его украшали стеклянными бусами, а на затылке — лентами. В восточной части Моравии невесте надевали во время свадьбы ментик и через плечо белую красиво вышитую плахту, концы которой она придерживала спереди. Ту же плахту надевали на крестную мать при крестинах ребенка. Жених получал к свадьбе свой первый длинный кафтан и прикалывал кшляпе букетик розмарина. После исчезновения традиционной одежды невесте во время свадьбы стали надевать только маленький венок из розмарина, позднее миртовый, а жениху прикрепляли зеленую ветку на грудь.

На похороны надевали траурную одежду; когда-то она была белой, а позднее стала черной.

Социальные различия в одежде сказывались в материале, украшениях, количестве запаснойодеж- ды. Например рубахи зажиточных женщин шились из тонкого материала, а бедных — из грубого полотна; богатые крестьянки носили шерстяные и шелковые юбки, бедные же — полотняные или из набойки даже в праздничные дни. Часто у них и была только одна или две юбки. У зажиточных крестьянок была одежда из сукна, достаточное количество верхней одежды из шерсти; беднячки часто верхней одежды не имели вовсе. В некоторых семьях мужчины имели только один кафтан и одни сапоги на всех и носили их по очереди. Только богатые женщины надевали расшитые золотом чепцы, монисты из золотых монет, гранатовые бусы и т. д.

Различия между праздничной и будничной одеждой не были всюду одинаковыми. Там, где сохранялась традиционная одежда, будничная одежда прежде всего отличалась более грубым материалом и меньше украшалась. В районах, где долго преобладали домотканые материалы, мужскую и женскую одежду делали из полотна, например мужские и женские рубахи, части мужской одежды—из белого полотна, юбки и фартуки — из синего полотна; женские будничные костюмы шили и из набойки. Зажиточные женщины шили их из полосатого канифаса, а позднее из фабричного набивного ситца. Некоторые перечисленные выше части одежды в будни вообще не носили, например кабаты. Верхняя будничная одежда была короткой, до пояса, из дешевых материалов, зимой подшивали мехом безрукавки, а иногда и штаны. В деревнях почти fece летом ходили босиком, женщины и дети ходили так еще во время буржуазной рее- нублики. Зимой и в сырую погоду носили выдолбленные из одного куска дерева деревянные башмаки или башмаки с деревянной подошвой (кроме Моравской Словакии и Валахии). В горах восточной части Моравии все носили крпце.

Так как уже в буржуазной республике в чешских областях высокого развития достигла обувная промышленность, начиная приблизительно с 30-х годов и в деревнях даже в будни чаще стали носить ботинки, а летом — полотняные башмаки. Женщины продолжали носить в будни широкие сборчатые юбки, фартуки и платки на голове, завязанные под подбородком. Мужчины носили штаны из хлопчатобумажных материй, рубахи без воротников и синие фартуки, летом — соломенные шляпы, зимой — вязаные черные шапки, натянутые на уши, а сверху—шляпы или лохматые шапки, на шее — шерстяные шарфы. Только в некоторых местах, где сохранялись своеобразные традиционные костюмы, создавалась новая будничная женская одежда, приспособленная к городским формам, отличающаяся от праздничной. Например, у ходов и в Моравской Словакии женщины и сейчас в будни носят короткие до пояса кофты, сборчатые (у ходок— складчатые) юбки и фартук со сборками, аа голове—платок.

Одежда заводских рабочих в тех областях, где традиционный народный костюм уже исчез, не отличалась по покрою от крестьянской одежды, ее только шили из более дешевых материалов. Мужчины носили обычно штаны из непромокаемой материи, чаще всего синие рубахи, короткие пиджаки, ботинки со шнурами и кепки с козырьком. Там же, где сохранялся традиционный костюм, рабочие отказывались от него первыми, так как он не - годился для работы у станка; в XX в. распространился синий рабочий костюм, а также комбинезон.

В настоящее время в большинстве областей Чехии, не только в городах, но и в деревнях носят костюм городского типа, лишь в Моравской Словакии сохраняются старые традиции, а костюм не только живет, но и развивается.

Но и в Моравской Словакии рабочие, которые ездят из деревень на заводы, быстро перенимают городскую одежду.

Будничная одежда стала однородной у всех слоев населения: крестьян, рабочих, служащих, в городах и деревнях. Она лишь приспособлена к случаю, ее разнообразию способствует большой выбор материалов и обуви. Для каждого дня одежду шьют из практичных материалов: твида, вельвета, ситца, искусственного шелка, синтетических немнущихся тканей. Большим спросом пользуется готовая одежда. Широко распространены трикотажные изделия: белье, вязаные кофты и спортивная одежда. Все чаще молодые женщины как в городе, так и в деревне во время работы носят брюки. Рабочей обувью в деревне стали резиновые сапоги. Крестьянки так же, как и горожанки, стригут и завивают волосы, в качестве головного убора носят платки, которые и в городах распространены гораздо шире, чем шляпы. Молодежь даже зимой ходит с непокрытой головой.

Мужчины во время работы на фабрике или в поле носят чаще всего темные костюмы, комбинезоны, на голове—береты, кепки, шляпы, спортивные вязаные шапочки. Очень велика сейчас разница между одеждой будничной и праздничной. Последняя гораздо более разнообразна, ее шьют из более дорогих материалов, чем будничную: натурального шелка, шерсти, парчи* силона. В театрах, на концертах, танцевальных вечерах молодежи, в ресторанах молодые женщины одеты в вечерние, часто декольтированные, платья, мужчины— в темные костюмы. Более скромна праздничная одежда пожилых женщин, покрой ее проще, менее ярок цвет.

Наиболее тщательно как в городе, так и в деревне одевают детей. Готовые детские изделия очень разнообразны и нарядны, излюбленный цвет детской одежды — белый.

В целом можно сказать, что почти во всей Чехии с точки зрения одежды различия между городом и деревней совершенно исчезли.

В последнее время входит в моду одежда, сочетающая современный покрой с домоткаными материалами и национальными орнаментами и вышивкой. Эти костюмы изготовляются Центром народного художественного творчества: тяжелые полосатые или клетчатые юбки, летние платья из набойки или льняные, шелковые вышитые платья, блузки с искусной белой вышивкой и т. д. В качестве дополнений к одежде очень популярны кустарные плетеные сумки и пояса. Долго были модны цветные, чаще всего красные, чулки, которые чешские женщины приняли охотно, так как они отвечали старой национальной традиции.

Художественная и культурно-историческая ценность чешских народных костюмов очень велика — это результат изобретательности целых поколений. Народные традиционные костюмы и теперь с любовью надевают в кружках художественной самодеятельности.

Пища

Чешская народная пища всегда была очень разнообразной. Она претерпевала значительные изменения, особенно в течение XIX в., в период после первой мировой войны и в настоящее время. До конца XVIII в. в народной пище преобладали мучные блюда и бобовые в разных видах. Основной пищей была каша (из проса, ячменя, овса, в восточной части Моравии — гречневая), пресные лепешки и кислый хлеб. В течение XIX в. получил широкое распространение и признание картофель, особенно в горных районах. В плодородных равнинных областях продолжали преобладать мучные блюда.

В традиционной крестьянской еде важнейшее место занимал хлеб из ржаной муки, у богатых в него добавлялась и пшеничная мука, в горных областях—ячневая, овсяная мука или картофель.

Из мучных блюд главное — knedliky (в Моравии они называются sisky), которые до сих пор наиболее типичны для чешской национальной кухни. Их делают из пресного или кислого теста, начиняют чаще всего сливами, ягодами или повидлом, либо варят в соленой воде, посыпают маком и поливают маслом. Кнедлики из кислого теста подают обычно с подливкой или капустой к мясу (жареная свинина, кнедлик, капуста — чешское национальное блюдо). Из теста готовят лепешки, булки, блины, чаще всего ржаные. Праздничные изделия из пшеничной муки — калачи, пышки, рождественский сдобный хлеб и другие обрядовые кушанья.

Из бобовых больше всего распространен горох, который еще в XVI в. был одной из основных частей народной пищи, а также чечевица, в Моравии — фасоль, из которой варят суп и кашу.

Картофель едят чаще всего в вареном виде—в мундире или очищенный— пустой, с молоком или маслом, с жареным луком. Едят картофель также с капустой илй разными подливками. Любимым блюдом остаются кнедлики из сырого или отварного картофеля, а такжeskubanky—клецки из картофеля, смешанного с мукой, маком или творогом и политые маслом или салом. Часто готовят блины из вареного или сырого тертого картофеля с мукой. Их называют обычно bramborak, но существуют и другие местные названия. Очень распространенным блюдом является картофельной суп.

Почти единственным видом овощей в народной пище была ранее капуста, которая занимала особенно важное место в пище бедняков. Ели свежую вареную или (зимой) квашеную капусту. В некоторых областях варили и капустный суп, который вместе с картофелем и был главной пищей беднейших слоев населения. Большую роль в питании играет молоко, свежее или кислое, сливки и масло, у мелких крестьян — пахта,, творог и сыр.

В горных областях — в Валахии и Тешине — сыр делают из овечьего молока — brynza, а из сыворотки готовится особый напиток — zincica. Особенно известен оломоуцкий сыр, который даже вывозился за границу.

Еще в период буржуазной республики мясо, как правило, крестьяне ели только по воскресеньям, бедняки же — в дни больших праздников. Лишь у кулачества мясо подавалось и в будни. Чаще всего это была домашняя птица и свинина, главным образом копченая.

В конце XIX в. в деревне стал широко употребляться кофе, который раньше считался господским напитком и варился только в дни больших праздников. Позже вошло в обычай пить кофе за завтраком, но его пили и в течение дня, особенно при полевых работах. Обычно это был овсяный кофе, только по праздникам пили кофе натуральный.

Из алкогольных напитков наиболее распространенным было пиво, оно стало национальным напитком и до сих пор им остается. В южной части Моравии широко распространено вино, которое изготовляется самими крестьянами из собственного винограда.

Множество блюд готовили только в особых случаях, во время календарных или семейных праздников. Во время празднования свадьбы в доме невесты подавалась прежде всего лапша на курином или мясном бульоне, жареная свинина или домашняя птица с кнедликами и капустой и главное — множество мелких калачей. Частью свадебного обряда был и свадебный калач, богато украшенный фигурками из теста, бумажными цветами и т. д. В конце празднования подавали раньше манную кашу, но с начала нашего века этот обычай исчез. В настоящее время на свадьбах подают и современные интернациональные блюда — шницель и др., из сладких блюд — торт и конфеты. Пьют пиво, вино и другие напитки.

Особые блюда готовили во время календарных праздников. В день святого Мартина жарили гуся, пекли «мартинские роглики». В день святой Барбары и Микулаша — крендели и другие фигурные изделия из муки.

На рождество готовили много блюд, чаще всего гороховый или грибной суп, горох или другие бобовые, крупяную или пшенную кашу с грибами, так называемую кубу (kuba) и, как правило, пекли рождественский хлеб (vanocka), подавали яблоки и орехи. Сейчас на рождество подают жареного карпа или свиные отбивные котлеты с картофельным салатом, несколько видов печенья, пьют чай с ромом, натуральный кофе, вино, покупают фрукты.

На масленицу, как и в старину, жарят чаще всего свинину, готовят пончики. Во время поста перед пасхой в некоторых местах готовили pucalku — блюдо из гороха.

На nafcxy делают мясной фарш, смешанный с яйцом (hlavicka), шекут пасхальный каравай (mazanec) и красят яйца, которые обычно девушки дарят парням.

Шумно в прошлом праздновались храмовые праздники. К столу в этот день обязательно подавали жареного гуся с кнедликами и капустой, калач.

Социальные различия в пище были очень ощутимы. Пища безземельных крестьян и рабочих была малокалорийной и недостаточной, особенно в период экономических кризисов и безработицы. В их иище недоставало молока и молочных продуктов (даже для детей), готовилось сравнительно мало мучных блюд, недоставало овощей и фруктов, масло заменялось суррогатами или салом, сахар — сахарином. Хлеба также часто недоставало, мясо ели только по воскресеньям, главным образом говядину и дешевые сорта свинины, а иногда и копину. Основной пищей был картофель, капуста, иногда блюда из репы и главное — суррогатный кофе, как правило, без молока.

Плотнее всего ели в обед, состоящий обычно из супа и закуски. На завтрак подавали у крестьян хлеб и молоко; с конца прошлого века повсюду на завтрак пили суррогатный черный кофе.

К ужину подавали чаще всего вареный картофель и пили молоко, иногда пили молоко с хлебом; в рабочих семьях почти каждый вечер пили кофе и ели картофель, хлеб, подогревали остатки обеда.

Пища рабочих была тесно связана с традиционной крестьянской пищей тех районов, где они жили, к ним часто прибавлялся и ассортимент блюд, принесенных рабочими из других районов страны.

Большие изменения в пище населения, так же как и во всем его быте, произошли в период установления народно-демократической власти. Постепенное исчезновение социальных различий и рост материального уровня всех групп населения нашли свое отражение и в том, что пища становится все более калорийной и разнообразной.

Расширяется сеть продовольственных магазинов во всех населенных пунктах, увеличивается ассортимент товаров. Общественные столовые создаются не только на промышленных предприятиях, но и в земледельческих кооперативах. Распространению новых калорийных блюд способствует организация лекций о рациональной пище. В современной пище большое место занимают мясные и молочные блюда. Более широко распространены, чем прежде, овощные блюда, реже готовят из бобовых и картофеля.

С исчезновением многих обрядов и обычаев исчезает и обрядовая пища. Изменился режим питания: более плотным становится ужин, устраиваются, вторые завтраки и полдники. Большое внимание обращается на питание детей. Характерная черта современного питания чехов—появление в меню национальных кушаний других народов, особенно овощных и мясных блюд. Распространению этих блюд способствуют общественные столовые, рестораны, которые очень охотно посещаются (в воскресенье в них обедают целые семьи с маленькими детьми), продажа консервов, мороженых фруктов и полуфабрикатов.

Несмотря на то, что нередко целые семьи едят сейчас в общественных столовых, где готовят интернациональные блюда, чешская национальная кухня сохраняет свою специфику, остаются и областные ее различия.

Типично чешскими блюдами считаются и сейчас кнедлики со сливами, жареный шницель, жареный гусь с кнедликом и капустой. Из печеных мучных изделий сохраняются булки, калачи, рождественские караваи, пышки.

К национальным продуктам чешской пищевой промышленности принадлежит пражская ветчина, пльзенское пиво и валашская сливовица, которые пользуются популярностью и за границей.