Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Театр, музыка, кино поляков. Изобразительное искусство
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Идеями борьбы за мир и счастье на земле проникнуты лучшие произведения польских драматургов.

Это прежде всего пьесы талантливого писателя Леона Кручковского (1900— 1962 гг.) «Немцы», «Юлиус и Этель», «Первый день свободы». Используя рассказ русского писателя Леонида Андреева, но углубив его смысл и расширив сюжет, Л. Кручковский написал пьесу «Смерть губернатора». С присущей ему глубиной художественных обобщений драматург ставит в этой пьесе проблему власти. Вообще тема современности привлекает сейчас многих польских драматургов (Е. Лютовский и др.).

В театральный репертуар Пол'ыпи входят произведения классиков польской литературы (например, «Дзяды» Мицкевича, «Свадьба» Выспяньского, «Кордиан» Словацкого и др.), а также пьесы зарубежных драматургов («Опера нищих» Брехта и др.).

По сравнению с довоенным прошлым театр и концертные выступления стали намного доступнее трудовому народу Польши. Почти в каждом польском городе и крупном промышленном центре есть свои театры (один из лучших театров находится, например, в Новой Гуте). Для обслуживания деревень и небольших рабочих поселков созданы выездные труппы при театрах, но, кроме того, в Польше имеются и специальные выездные театры и гастрольные коллективы.

В концертах и оперном исполнении звучит близкая польскому народу музыка Шопена, Монюшко, Огиньского, Карловича, творения замечательных композиторов России и других стран. Популярны сочинения современных польских композиторов Я. Кренца, М. Лютославского, Т. Сигетиньско- го, К. Сероцкого и др. В Варшаве ежегодно проводится фестиваль современной музыки «Варшавская осень», а каждые пять лет — конкурс имени Фредерика Шопена.

В 1960 г. Польша торжественно отметила 150-летие со дня рождения Шопена (1810—1849 гг.). Были проведены фестиваль музыки Шопена в Душниках, где в юности он выступал с концертами, международный конкурс музыкантов и VI конкурс пианистов. К 150-летию вышло в свет полное собрание сочинений великого композитора и национального героя Польши. Шопен был связан с национальным освободительным движением польского народа. Все творчество Шопена глубоко национально. При создании многочисленных мазурок, краковяков, полонезов, он обращался к мелодиям народной музыки. Последователем музыкальных традиций Шопена был Станислав Монюшко (1819—1872 гг.), создатель первой польской народной оперы «Галька». В этой опере нашло отражение восстание 1846 г. Борьба за восстановление национальной независимости Польши была дорога многим другим выдающимся польским композиторам. Ярким свидетельством этого являются повстанческие песни Михаля Клеофаса Огиньского (1765—1833 гг.), знаменитого также и своими великолепными полонезами.

В Польской Народной Республике успешно развивается искусство кино. Еще в 1948—1949 гг. кинематография ПНР заявила миру о своем существовании замечательными фильмами А. Форда «Пограничная улица» (о борьбе варшавян с гитлеровскими оккупантами) и В. Якубовской «Последний этап» (о концентрационном лагере Освенцим). Тематика польских кинофильмов 50-х годов также отражает преимущественно время оккупации. Это полный глубокого трагизма фильм Я. Рыбковского «Сегодня ночью умрет город», фильм «Пепел и алмаз» А. Вайды по роману Е. Анджеевского и др. Вместе с тем в это время и в начале 1960-х годов появляются фильмы, посвященные современности («Современная история» Якубовской, «Встретимся в воскресенье» С. Ленартовича и др.), фильмы о жизни молодежи и детей («Визит президента» Я. Баторого по повести Е. Завейского). Режиссером А. Бохдзе- вичем был снят фильм «Действительность» по роману Е. Путрамента о жизни молодежи в довоенное время. В 19В0-е годы вышел на экл^ны историко-революционный фильм Е. и Ч. Петельоких «Черные крылья», Фильмы о войне «Как быть любимой» В. Хаса и «Пассажирка» А. Мунка и В. Лесе- ьича. Ряд польских фильмов создан в комедийном жанре.

В 1961 г. на кинофестивале в Каннах специальная премия (серебряная пальма) была присуждена фильму польского режиссера Е. Кавалеровича «Мать Иоанна из монастыря Ангелов». В основу этого фильма положена повесть известного польского писателя Я. Ивашкевича. В нем затрагиваются проблемы развития человеческой личности.

Историческая тематика представлена в современной польской кинематографии фильмом А. Форда «Крестоносцы». Он снят в двух сериях по одноименному роману Г. Сенкевича. Демонстрация этого фильма в Польше и за границей неизменно привлекает многочисленных зрителей.

Наряду с интересными, волнующими фильмами польская кинематография послевоенных лет выпустила на экраны фильмы, в которых отрицательно сказалось плохое знание современности и излишнее увлечение индивидуалистическим психологизмом и экспериментами. Польская критика не раз указывала на это их режиссерам и сценаристам. Сейчас в социалистической Польше деятели кино считают своей главной задачей показ жизни людей труда, их борьбы за светлое будущее.

Изобразительное искусство

Прекрасные произведения созданы и создаются мастерами польского изобразительного искусства. В XIV—XV вв. это были известные миниатюры в Краковском кафедральном соборе, фрески и витражи в костелах и монастырях и др. В архитектуре того времени господствовал готический стиль. В этом стиле был создан, например, кафедральный собор на Вавеле и костел святой Марии в Кракове. В светской архитектуре дерево вытеснялось тогда камнем.

В крупных городах каменные здания нередко украшали художественной резьбой (например, ратуша во Вроцлаве и др.). В истории Польши временем замечательных творений архитектуры и изобразительного искусства, пополнивших сокровищницу мировой культуры, был период Возрождения. В эту эпоху были построены такие всемирно известные памятники польской архитектуры, как Барбакан, университет в Кракове, дворцовые здания в разных городах Польши, Вавельский замок. В XVI в. были созданы прекрасные образцы польской скульптуры, миниатюры и стенной живописи. В это время творил талантливый скульптор Вит Ствош. Из его работ наиболее известны деревянный резной алтарь в Мариацком костеле (Краков) и гробница Казимира Ягеллончика на Вавеле. В 1534—1535 гг. мастерами Себастианом Тауербахом и Иоаннесом Скульптором были вырезаны из дерева головы, украшающие потолок Посольской залы Вавельского замка (из 194 голов до настоящего врэмени сохранились только 30).

Изобразительное искусство всегда было важным средством пробуждения национального самосознания и патриотизма. Лучшие художники Польши много полотен посвятили изображению народного быта (Александр Орловский, Юзеф Хелмоньский, Александр Герымский и др.), героических событий истории (Михаил Стахович и др.), родной природы. Незабываемые исторические полотна («Битва под Грюнвальдом», «Баторий под Псковом», «Люблинская уния» и др.) создал великий художник Польши Ян Матейко (1838— 1893 гг.), обогативший своим творчеством национальное и мировое изобразительное искусство.

В польском изобразительном искусстве XX в. наряду с реализмом было немало течений — формализм, конструктивизм*, абстракционизм и пр.; но в настоящее время главным направлением является социалистический реализм. На позициях реализма стоят, например, такие видные художники, как 3. Пронашко, Ю. Краевский, Ю. Студницкий и др. Многие польские художники и скульпторы обращаются сейчас главным образом к тематике современности и недавнего прошлого.

В графике, пожалуй, особенно большим достижением польских художников является плакат и карикатура. Основоположником польского плаката был Т. Гроновский, получивший в 1928 г. большой приз на Международной выставке плакатов в Париже. В настоящее время польские плакатисты стоят в первых рядах мастеров этого жанра во всем мире. Среди них известные художники В.Фангор, Ю. Палка, X. Томашевский, Э. Липинский, из младшего поколения — Р. Цес- левич и др.

С проблемами современности тесно связано творчество польских карикатуристов. В прошлом острие их сатиры было направлено, главным образом, против са- национного правительства и угрозы фашизма, сейчас — против империализма и колониального гнета, против гонки вооружений и холодной войны. Очень интересны по форме и идейной направленности антифашистские рисунки Б. Линке, антиимпериалистические и антимилитаристические карикатуры Е. Зарубы, Е. Флисака, Э. Липинского и др. Своеобразны рисунки на бытовые темы 3. Ленг- рена, философские этюды Томашев- ского, лирические рисунки М. Березовской, карикатуры Стопки, Жебровского, Хмелевского, Ха-Га. Разнообразие художественных форм и большая выразительность карикатуры говорят о зрелом мастерстве польских сатириков, о плодотворности их творческих исканий.

Много разных направлений и течений наблюдается до сих пор в польской скульптуре. Одни из них возникли под влиянием импрессионизма, символизма и сецессиона (стиль «Молодой Польши», сложившийся в начале 1900-х годов, крупнейшие представители — С. Островский, В. Шимановский), другие — из своеобразного сочетания модернистских приемов со стилизацией мотивов народной резьбы (Я. Щепковский и др.). В междувоенные годы под влиянием французского искусства находился, например, Э. Виттиг, создавший интересные монументальные скульптуры. В то же время в польской скульптуре развивалось направление неоклассицизма, последователями которого являются Г. Кун и Т. Брейер.

Для развития скульптурного мастерства послевоенных лет большое значение имеют разного рода конкурсы: на памятник Шопену, памятники погибшим в концентрационных лагерях, героям Варшавы и другие. В таких конкурсах обычно принимают участие скульпторы разных поколений.

Яркое представление о богатстве польской скульптуры и ее современном развитии дает постоянная выставка «Галерея польской скульптуры XX в.», открытая Национальным музеем в здании старинного дворца в Вилянове. Здесь представлены и работы периода «Малой Польши», и скульптуры между- военного двадцатилетия, и произведения, созданные после второй мировой войны» Из работ мастеров старшего поколения здесь выставлены скульптуры недавно умершего А. Кенара (представитель художественной школы в Зако- пане), профессоров Варшавской Академии изобразительных искусств Ф. Стрын- кевича и М. Внука, профессора художественной школы в Сопоте Горно- Поплавского. Всеобщее внимание привлекают произведения старейшего мастера скульптуры Ксаверия Дуниковского (1875—1964 гг.), подаренные им Национальному музею («Дуновение», «Ева» и др.). Творчество Дуниковского чрезвычайно многообразно. Ему принадлежат символические скульптуры «Бытие», «Форум», «Дуновение», глубоко психологические произведения цикла «Беременные женщины», великолепные «Вавельские головы», заполнившие часть плафонов Вавельского замка в Кракове. Бывший заключенный Освенцима, Дуниковский с присущей его творчеству психологической глубиной создал памятник силезским повстанцам, их героической освободительной борьбе и труду (кариатиды—Металлург, Шахтер, Крестьянин, Женщина).

На выставке в Вилянове экспонируются работы известного портретиста А. Карного, скульптуры 3. Возьной и JI. Нитшовой. Там показаны также работы молодых скульпторов.