Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Польская литература
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В условиях социалистического строя успешно развивается польская художественная литература.

В ней используются лучшие традиции творческого наследия былых веков, традиции устной народной поэзии и прозы.

Истоки польской литературы лежат в далеком прошлом. Первые литературные памятники польских земель были написаны в X—XIII вв. на латинском языке. Произведения, написанные по-латыни, преобладали также и в литературе XIV—XV вв., но в эпоху Возрождения в польской письменности стал уже господствовать польский язык. Прогрессивное течение в польской литературе этого времени возглавили писатели и поэты гуманисты. Большинство их были шляхтичами по происхождению и выражали интересы прогрессивных слоев шляхетского сословия. Лучшие представители лоль^ ской литературы XV—XVI вв. поднялись выше интересов своего класса, осуждая социальную несправедливость и жестокую эксплуатацию крестьян.

Для создания своих произведений поэты и писатели Возрождения нередко использовали устное народное творчество. Они писали по-польски, обогащая и развивая польский литературный язык. Одним из таких прогрессивных писателей эпохи Возрождения был Миколай Рей (1505—1569 гг.). Он создал первую польскую сатиру в стихах «Краткая беседа между тремя лицами — паном, войтом и плебаном» (войт — старшина, плебан — священник), сборник стихотворений «Зверинец», прозаическое произведение «Зерцало» и др. Будучи сторонником Реформации, Рей выступал против засилья католического духовенства (драма «Купец» и др.). Большое общественное звучание имели в то время стихи великого национального поэта Польши Яна Кохановского (1530—1584 гг.), проникнутые глубоким гуманизмом и патриотизмом. Крупным поэтом-демократом был также Себастиан Фабиан Кленович (1545—1602 гг.), мещанин по происхождению. В своих поэмах он выражал сочувствие крестьянам, обличал пороки шляхты и духовенства (поэмы «Мошна Иуды», «Флис» и др.). Среди польских прозаиков XVI в. особенно выделялся Лукаш Гурницкий (1527—1603 гг.). В 1566 г. в Кракове было издано его произведение «Польский придворный», написанное в форме диалога; оно дает представление о разговорном языке польских дворян того времени и о влиянии на него латинского, чешского, французского, итальянского и испанского языков. Выдающимся писателем прогрессивного общественно-политического направления в польской литературе XVI в., идеологом гуманистического движения в Речи Посполитой был Анджей Фрыч Моджевский (1503—1572 гг.). В своих трактатах он высказывался за равноправие сословий перед законом, критиковал невежество шляхты, обличал католическое духовенство (трактат «О главенстве папы» и др.). Против католического духовенства выступал также известный польский публицист Марциан Кровицкий.

Прогрессивному лагерю в польской литературе противостоял реакционный магнатско-клерикальный лагерь. Его представители выступали в своем творчестве против Реформации и превозносили католическую церковь. Наиболее выдающимся писателем этого лагеря был Петр Скарга (1536—1612 гг.).

Для польской литературы эпохи Просвещения (вторая половина XVIII в.) характерны два основных направления: классицизм (А. Нарушевич, С. Трем- бецкий, Т. Венгерский) и сентиментализм (Ф. Карпинский, Ф. Князьнин).

Во второй половине XVIII в. большое социальное значение имели произведения выдающегося польского писателя Игнация Красицкого (1735— 1801 гг.), испытавшего влияние сентиментализма. Он правдиво изображал жизнь шляхты, высмеивал духовенство. Его стихотворения проникнуты патриотизмом, любовью к родине («Гимн о любви к родине» и др.). В это же время поэт революционного направления Якуб Ясиньский (1759—1794 гг.) выступал за равенство сословий, призывал народ на борьбу с тиранией, критиковал феодальное общество. После поражения восстания 1794 г. с призывом к народу продолжать борьбу за национальную независимость выступили поэты-легионеры1. В 1797 г. один из них — Юзеф Выбицкий (1747—1822 гг.)— написал стихотворение «Еще Польша не погибла», которое впоследствии было положено на музыку неизвестным композитором и стало польским национальным гимном.

От национально-освободительного движения были неотделимы вся жизнь и творчество Адама Мицкевича (1798—1855 гг.), великого поэта революционного романтизма, национальной гордости польского народа. Его «Песнь филаретов», «Ода к молодости» и другие стихотворения звучат страстным призывом к борьбе за освобождение народа. На творчестве Мицкевича благотворно сказались его связи с русскими декабристами. В своей драматической поэме «Дзяды» Мицкевич ратует за союз польских и русских революционеров, а в образе одного из героев выводит декабриста Бестужева. Поэт показывает в «Дзядах» страдания простого народа, бичует произвол царских властей. Вольнолюбивые мечты поэта нашли выражение в одном из эпизодов поэмы, где ее герой освобождает своих крестьян и наделяет их землей. Долг перец родиной, самопожертвование во имя ее свободы составляют идейную сущность поэм Мицкевича «Гражина» и «Конрад Валленрод». Патриотизмом и свободолюбием проникнуты публицистические произведения Мицкевича. Папа Григорий XVI запретил католикам читать написанные Мицкевичем «Книги польского народа и польского пилигримства». Значение творчества Мицкевича для развития польской литературы поистине огромно.

Во время польского восстания 1830 г. с патриотическими стихотворениями «Кулик», «Ода к вольности», «Песнь Литовского легиона» выступил талантливый поэт романтического направления Юльюш Словацкий (1809— 1849 гг.). В историю отечественной литературы он вошел как творец революционной лирики.

Передовым революционным деятелем Польши был философ и литературный критик Эдвард Дембовский (1822—1846 гг.), погибший во время Краковского восстания 1846 г. Вместе с поэтом-революционером Ришардом Бервиньским (1819—1879 гг.), Дембовский принимал участие в издании журнала «Tygodnik literacki» («Литературный еженедельник»), вокруг которого группировались в Великой Польше писатели демократического направления. Дембовский был противником национализма и сословной ограниченности шляхты. Он верил в победу социалистического строя, но его социализм был утопическим: все свои надежды Дембовский возлагал на крестьянскую революцию.

С национально-освободительным движением в Польше был связан писатель реалистического направления Юзеф Игнаций Крашевский (1812— 1887 гг.). Героям восстания 1863 г. он посвятил романы «Шпион» и «Красная роза», а в романе «Дитя старого города» правдиво отобразил Варшавские манифестации 1860—1861 гг. Крашевский широко известен также как автор многочисленных исторических романов («Древнее предание», «Зиг- мундовские времена» и др.) и повестей из крестьянской жизни («Ульяна», «Хата за деревней» и др.).

Национально-освободительное движение, социальные проблемы и противоречия польского общества отражали многие произведения польской литературы критического реализма. Это направление начало развиваться в Польше во второй половине XIX в. Крупнейшими его последователями были Элиза Ожешко, Болеслав Прус и Генрих Сенкевич. Творчество участницы восстания 1863 г. Элизы Ожешко (1842—1910 гг.) немало способствовало распространению прогрессивных идей среди польских читателей. В своих произведениях она с большим мастерством описала быт крестьян и мелкой шляхты, вскрыла пороки господствующих классов («Над Неманом», «Хам», «Пан Граба» и др.). Ожешко высказывалась за равноправие всех национальностей (роман «Мейр Эзофович»). Но она не смогла выйти за рамки либерально-буржуазной ограниченности и считала возможным единство шляхты и народа.

Социальные проблемы волновали выдающегося польского писателя Болеслава Пруса (1845—1912 гг.). В ранних рассказах он нередко изображал жизнь простых людей: рабочих, ремесленников, крестьян, трудовой интеллигенции. В романе «Кукла» Прус показал моральную деградацию шляхты и разлагающее влияние капитализма на судьбы людей.

Противоречивым и многообразным является творчество Генриха Сенке- вича (1846—1916 гг.). Во многих рассказах Сенкевича описывается быт угнетенных крестьян. В них он восхищался талантливостью простого народа. В других произведениях тот же Сенкевич ратовал за реакционный союз шляхты и буржуазии («Семья Поланецких»), прославлял христианство («Quo vadis»). Славу народного писателя принес Генриху Сенкевичу его патриотический роман «Крестоносцы» о героической борьбе польского народа с экспансией немецких феодалов.

Революционным протестом против угнетения бедного люда прозвучали лучшие произведения талантливой польской писательницы второй половины XIX — начала XX в. Марии Конопницкой (1842—1910 гг.). В это же время Стефан Жеромский (1864—1925 гг.) создавал свои рассказы и романы. Нищета крестьян, безысходность жизни «бездомных» людей, судьбы интеллигенции («Бездомные», «Доктор Петр» и др.) — все это нашло отражение в его произведениях. Жизненной правдой и большой художественной выразительностью привлекают читателей романы писателя-реалиста Владислава Реймонта (1868—1925 гг.). На их страницах развертываются трагические события борьбы крестьян за землю («Мужики»), картины ужасающей нищеты и эксплуатации рабочих, обнажаются противоречия капиталистического общества. Лицемерие буржуазии, ее духовное обнищание и неуемную страсть к деньгам мастерски показала писательница Габриэла Запольская (1860—1921 гг.) в комедии «Мораль пани Дульской». Эта комедия до сих пор остается злободневной и не сходит со сцены многих театров мира.

Еще в 80-х годах XIX в. в Польше начала развиваться пролетарская литература. В изданном в Женеве сборнике «Чего они хотят» были напечатаны стихотворения польских революционеров и, в частности, «Красное знамя» Болеслава Червенского (1851—1888 гг.). Это стихотворение, а также «Варшавянка» Вацлава Свенцицкого и «Кандальная мазурка» Людвика Варьщь- ского (1856—1889 гг.) стали популярными революционными песнями. Большую роль в подъеме революционного движения в Польше сыграло распространение в народе публицистических сочинений замечательных революционеров Феликса Дзержинского (1877—1926 гг.), Юльяна Мархлевского (1866—1925 гг.), Розы Люксембург (1871—1919 гг.).

Нереалистические течения в польской литературе конца XIX — начала XX в. представляли поэты и писатели группы «Молодая Польша» (С. Пшибышевский, Ян Каспрович, С. Выспяньский и др.)- В междувоенное двадцатилетие в Польше возникают многочисленные группировки писателей натуралистического направления, сюрреалистов, импрессионистов, символистов, футуристов и т. п. Среди них наиболее значительными были «Ска- мандр», «Чартак», «Авангард» и «Квадрига». Их состав был очень пестрым. Наряду с литераторами, впоследствии примкнувшими к реакционному лагерю, в них входили, например, будущие представители реалистического направления: Ю. Тувим (1894—1953 гг.), JI. Стафф (1878—1957 гг.), Я. Ивашкевич (родился в 1894 г.) и др. С группой «Скамандр» был связан крупный поэт А. Слонимский (родился в 1895 г.), а с «Авангардом» — Б. Ясенский (1901—1942 гг.). Все эти группы распались под влиянием политических и социально-экономических факторов (фашизация страны и борьба с ней Народного фронта, рост революционного движения пролетариата и др.).

На литературном поприще 20-х годов выступили писательницы демократических взглядов Зофья Налковская (1885—1954 гг.) и Мария Домбровская (р. 1892 г.) Для распространения революционных идей много сделала в то время литературная группа «Три залпа», получившая такое название от сборника трех поэтов — Владислава Броневского (1897—1962 гг.), Станислава Рышарда Станде (1897—1940 гг.) и Витольда Вандурского (1898—1938 гг.). В межвоенные годы появились первые романы и повести талантливых революционных писателей Польши Ванды Василевской («Земля в ярме», «Облик дня», «Родина») и Леона Кручковского («Молот над миром», «Павлиные перья», «Кордиан и хам», «Сети»). В период фашизации страны прогрессивные поэты и писатели выступили за создание Народного фронта. Многие из них (В. Броневский, В. Василевская, Л. Кручковский, Е. Путрамент и др.) поставили свои подписи под воззванием, призывавшим поддерживать единый фронт борьбы польского народа против фашизма. Они приняли также участие в антифашистском конгрессе работников культуры во Львове (1936 г.). Во время гитлеровской оккупации польские писатели Л. Кручковский и И. Неверли вели большую работу среди заключенных в концлагерях, где они сами находились. В подпольных организациях Сопротивления работали М. Домбровская и К. Брандыс, творчество которого началось в годы войны. Находившиеся в эти годы в Советском Союзе В. Василевская, Е. Путрамент и Л. Шенвальд принимали участие в создании Войска Польского. В самой Польше распространялись патриотические стихи Ю. Тувима, написанные в эмиграции в США.

После освобождения страны от гитлеровской оккупации и образования Народной Республики начался переход польской литературы на позиции социалистического реализма. Борьба за новые общественные задачи и социалистическое содержание литературы охватывает все первое послевоенное пятилетие. В этой борьбе впереди шли партийные писатели, группировавшиеся вокруг журнала «Кузница». Они выступали с критикой литературных направлений междувоенного периода (экспрессионизм, эстетизм, лженародная стилизация, псевдоклассицизм и др.) и пропагандировали литературу и искусство социалистического реализма. Но они недооценивали значение прогрессивных традиций литературного наследия для современной польской литературы и в этом была их ошибка.

В произведениях прогрессивной части польских литераторов преобладали в это время темы антифашистской борьбы, вскрытие и обличение социальной природы фашизма. Этому посвящены новеллы Ивашкевича, стихи Броневского, Тувима, Яструня, «Медальоны» Налковской. В 1949 г. было издано выдающееся произведение польской драматургии —«Немцы» Л. Кручковского. Эта драма приобрела мировую известность и способствовала укреплению дружеских связей между польским и немецким народами. Впоследствии она была поставлена на сценах театров Польши, СССР и других стран, по ней немецкая киностудия ДЕФА создала фильм «История одной семьи». К первому послевоенному пятилетию относится также роман Е.Анджеевско- го «Пепел и алмаз», в котором показана трагедия молодежи, обманутой в годы войны руководителями националистического подполья.

Одной из главных своих задач передовые польские литераторы считали в это время отражение борьбы революционеров и показ идеологических конфликтов в польском обществе во время войны и в первые послевоенные годы. С большим мастерством разрешил эту задачу К. Брандыс в цикле «Между войнами» («Самсон», «Антигона», «Троя — открытый город», «Человек не умирает»). Ожесточенная классовая борьба, разгоревшаяся в Польше после окончания войны, показана в драме Л. Кручковского «Возмездие», а социальная борьба в междувоенный период — в книге Е. Путрамента «Действительность».

В конце 1940-х годов в польской литературе начинает занимать все большее место тематика социалистического строительства. Дальнейшее развитие она получает во втором послевоенном пятилетии. Однако ошибки, которые допускались в этот период в культурной политике и нередко приводили к замене идеологической борьбы простым администрированием, несколько ограничивали творческие возможности последователей социалистического реализма в польской литературе. Формальное понимание задач литературы иногда открывало дорогу малосодержательным произведениям, не отражающим конфликтов современности. Но в то же самое время появились книги, правдиво рассказывающие о росте классового самосознания трудящихся масс Польши («Записки» JI. Рудницкого), об их жизни в прошлом («Дневник с фабрики целлюлозы» И. Неверли, русский перевод этой книги назван «Под фригийской звездой») и идейном формировании в послевоенные годы («Граждане» К. Брандыса). И во втором пятилетии по-прежнему в полный голос звучит поэзия Броневского, Ивашкевича, Стаффа, Яструня и др. В это время завоевывает признание широкого круга польских читателей поэт К. Гал- чинский, мастер политически заостренной сатиры и патетической лирики.

В своих произведениях он обращается к таким жизненно важным темам, как борьба замири дружба между народами, обличает мракобесие, мистику, фидеизм. Галчинский создает сатирический театр и возрождает в нем жанр народного зрелища.

В развитии польской литературы нашли отражение изменения, произошедшие во всех областях жизни народа под воздействием решений XX съезда КПСС и VIII пленума ЦК ПОРП. Высокую оценку получило творчество писателей, поднимающих в своих произведениях проблемы интернационализма, борьбы за мир во всем мире, показывающих реалистическую картину новой жизни польских трудящихся (например, в рассказе М. Домбровской «На деревне свадьба»). Передовые писатели Польши приняли участие в решительной борьбе с последствиями культа личности, нашедшего место в литературе, как и в других областях культуры. Но под прикрытием лозунга борьбы с догматизмом выступили в польской литературе сторонники разных реакционных течений. Они призывали к ревизии всех достижений послевоенной польской литературы и фактически являлись проводниками буржуазной идеологии. Среди литераторов нашла сторонников нигилистическая критика действительности. Духом этой критики проникнута, например, «Поэма для взрослых» Важика, справедливо получившая отрицательную оценку в печати.

В литературе появились также настроения упадочничества, псевдо- психологические измышления, наблюдалось стремление дать религиознофилософское истолкование исторических событий. В творчестве некоторых, главным образом молодых, поэтов и писателей проявился эстетизм, цинизм, деморализация.

Современная польская литература очистилась от ревизионистских течений, она постепенно преодолевает чуждые новой жизни идеологические -направления и твердо встает на путь развития социалистического реализма. Польские писатели добились определенных успехов в художественном изображении современного человека (например, Дыгат в романе «Путешествие») и в отображении событий прошлого («Жизнь* большая и малая» В. Маха, «Дыра в небе» Г. Конвицкого и др.). В последние годы большой интерес вызвали у польских читателей том рассказов «Концерт по заявкам» С. Выгодского о   жизни коммунистов и их борьбе с фашизмом и повесть В. Жукровского «Крещенные огнем» о первых днях после освобождения Польши от фашистских оккупантов. Важным событием в литературной жизни страны был выход в свет трилогии Я. Ивашкевича «Слава и хвала», охватывающей период от первой мировой войны до фашистской оккупации Польши. Обогатилась новыми произведениями польская поэзия. На ее переднем краю до конца своей жизни оставался поэт-революционер В. Броневский.