Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Здравоохранение и наука поляков. Народное образование
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В Польской Народной Республике благодаря культурной революции огромные перемены происходят в быту трудящихся города и деревни, повышается их культурный уровень, действительно всенародным достоянием становятся достижения передовой науки и техники, произведения литературы и искусства. Государство вкладывает огромные суммы в развитие просвещения, науки и культуры, придавая особенно большое значение культурному творчеству и деятельности в формировании социалистического сознания трудящихся.

Здравоохранение

Правительство ПНР проявляет неустанную заботу об улучшении условий жизни трудящихся, об их здоровье и отдыхе. В буржуазно-помещичьей Польше на 3 тыс. человек в среднем приходился только один врач, а в деревнях и небольших городах (местечках)—один врач на несколько тысяч жителей. Многие крестьяне при заболеваниях обращались за помощью к знахарям. Народная медицина имела в Польше давние традиции и были случаи, когда еще в XX в. знахарь пользовался так называемым травником (т. е. книжкой о лекарственных травах), изданным в XVI или XVII вв. Но, кроме некоторых рациональных средств лечения (травами, неосознанным действием гипноза и др.), знахари применяли разные колдовские способы врачевания, приносившие больному только вред. Еще в XX в. во многих деревнях была распространена вера в сглаз, в чары, которыми злой человек может повредить здоровью другого человека. Эти чародействия «снимали» также знахари.

Сейчас все это уходит в прошлое. Только лечение травами и теперь находит применение в быту крестьян, и даже в профессиональной медицине, обогащая ее народным опытом.

В настоящее время в ПНР на каждые 10 тыс. жителей приходится уже более 10 врачей (данные 1962 г.). Население Польши получает бесплатную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, амбулаториях и на здравпунктах промышленных предприятий. В деревнях, кроме государственных больниц и амбулаторий, население обслуживают медицинские объединения, основанные на кооперативных началах. Ежегодно около 300 тыс. жителей Польши пользуются бесплатным профилактическим лечением в санаториях, расположенных в живописных курортных местностях страны (Криница, климатический курорт в Закопане и др.)- В Прикарпатье на детском курорте Рабка лечатся маленькие граждане Польши, окруженные вниманием и заботой врачей.

Надзор за санитарным состоянием городов и сел, противоэпидемические меры, борьба за гигиену труда и домашнего быта также способствует улучшению здоровья польского народа. За последние годы в ПНР намного сократились заболевания туберкулезом, детские инфекционные заболевания, профессиональные болезни и др. Заметно снизилась по сравнению с прошлым смертность населения, особенно смертность детей. Дальнейшее развитие здравоохранения на новых, социалистических основах является одним из важных показателей успеха культурной революции в Польше.

Народное образование

Социалистические преобразования, вызванные к жизни всем ходом культурной революции в ПНР, особенно ярко проявляются в области народного образования и просвещения.

Всеобщее начальное обучение было введено в Польше еще в последней четверти XIX в., но его претворение в жизнь протекало по-разному в разных ее областях. Только в части Польши, захваченной Австрией, поляки могли учиться на родном языке, но они составляли тогда лишь 20% всего польского населения. В областях Польши, принадлежавших царской России, в 90-х годах было запрещено обучение в сельских школах на польском языке и процент неграмотных там был особенно высок. Большая часть грамотных крестьян научились читать по-польски самостоятельно, не посещая школы и пользуясь широко распространенным специальным букварем для самоучек. Шире, чем в других местах, было реализовано всеобщее начальное обучение в областях, принадлежавших Германии, где уже в конце XIX в. число неграмотных было сравнительно невелико. Однако немцы целиком изъяли польский язык из школьного обучения и наказывали детей, даже если они молились по-польски.

После 1918 г. в буржуазно-помещичьей Польше школа была общедоступной по-прежнему только на словах. На деле в 1937/1938 учебном году, например, не училось около 1 млн. детей школьного возраста, а окончили школу менее 25% тех, кто учился. Значительная часть средних школ принадлежала частным лицам, плата за обучение в этих школах была высокой и учиться в них могли лишь дети из зажиточных семей. Поэтому многие жители Польши, особенно сельских местностей, были неграмотными или малограмотными.

Система образования была организована таким образом, что сельское население в своем большинстве не имело возможности поступить в средние и высшие учебные заведения. Высшее образование оставалось недоступным и большинству молодежи из рабочей среды.

При буржуазно-помещичьем режиме просветительным движением среди польских рабочих руководили профсоюзы и рабочие политические организации. Товарищество (общество) рабочего университета (ТУР) организовывало так называемые рабочие университеты, группы занимающихся самообразованием и кружки художественной самодеятельности, устраивало экскурсии по стране и даже за границу. В деревне культурно-просветительную работу вели организации крестьянской молодежи, создававшие так называемые народные университеты. В широком просветительном движении принимали участие многие прогрессивные общественные деятели и ученые Польши, в то время как само государство оказывало ему слабую поддержку и даже преследовало некоторые культурно-просветительные организации.

Война и гитлеровская оккупация нанесли огромный ущерб польской культуре. После войны нужно было заново строить разрушенные школы, библиотеки, театры и т. п., а также восстанавливать старые культурные учреждения и создавать новые.

Просвещение и образование как основа развития народной культуры стали в центре внимания правительства Польской Республики с первых же дней ее существования. В апреле 1949 г. сейм ПНР принял закон о ликвидации неграмотности. За четыре года, прошедшие после этого важного решения, неграмотность в Польше была в основном преодолена, обучение на курсах грамотности прошло более 1 млн. человек.

Правительство ПНР провело важные преобразования во всей системе просвещения, которые и сделали обучение в школе действительно доступ- ным^всем детям. Впервые в истории польской культуры на деле было введено всеобщее семилетнее образование, обучение во всех учебных заведениях стало бесплатным, а нуждающимся студентам государство обеспечило помощь в виде стипендии.

Новым шагом вперед в польском народном образовании является школьная реформа 1961 г. По этой реформе в стране введено обязательное восьмилетнее образование, вместо семилетнего. Главная цель реформы—укрепление связи школьного обучения с потребностями жизни, введение в школьную программу производственной практики, создание необходимых условий для подготовки молодежи к труду и общественной деятельности.

Для нужд растущей промышленности в современной Польше открыты профессиональные училища разного профиля. Молодежь получает в них одновременно с общим образованием определенную производственную специальность. В деревнях, кроме общеобразовательных восьмилетних школ, работают двухлетние сельскохозяйственные школы. Они готовят квалифицированных работников земледелия и животноводства, опытных механизаторов, специалистов по мелиорации и др.

Перед польской молодежью широко распахнулись двери высших учебных заведений страны. Сейчас их уже более 70, т. е. в три раза больше, чем было до второй мировой войны. С каждым годом растет число студентов. В 1962/1963 учебном году студентов высших учебных заведений насчитывалось 190,3 тыс. человек, т. е. на 18 тыс. человек больше, чем в 1961/1962 г. Всего за послевоенные годы получили образование 4/5 современной польской интеллигенции (учителя, врачи, инженеры, агрономы и др.).

Наука

Социалистическая Польша — страна передовой науки. От прошлого она унаследовала великие открытия, ставшие достоянием мировой культуры. В развитие общественных наук и культуры Польши XVIII — первой половины XIX в. большой вклад внесли виднейшие ученые и публицисты Гуго Коллонтай (1750—1812 гг.), Станислав Стащиц (1755—1826 гг.), Францишек Салезий Езерский (1740— 1791 гг.), а также известный польский историк Иоахим Лелевель (1786— 1861 гг.).

Во второй половине XIX и начале XX в. с ростом национального самосознания широких народных масс Польши усилился интерес польских ученых к родному языку и народной культуре, все шире стали развертываться этнографические исследования. В 1857—1890 гг. вышли в свет очень ценные этнографические работы Оскара Кольберга (1814—1890 гг.) «Народ, его обычаи, образ жизни» и «Песни польского народа». С 1887 г. в Польше стал выходить этнографический журнал «Висла», в котором публиковались этнографические исследования и наблюдения. В 1900—1901 гг. был издан «Словарь польских диалектов» Яна Карловича (1836—1903 гг.), имеющий огромное значение для развития польского языкознания.

Господствующие классы буржуазной Польши стремились использовать печать, науку, искусство для того, чтобы отвлечь трудовой народ от классовой борьбы, отравить его сознание ядом национализма и шовинизма. Но несмотря на их усилия среди буржуазных теорий в науке и реакционных течений в литературе и искусстве пробивали себе путь прогрессивные тенденции развития польской культуры. В философии эти тенденции проявились, например, в трудах видного польского ученого Тадеуша Котарбиньского (родился в 1886 г.). Он пропагандировал атеистические идеи, выступал против антисемитизма и клерикализма.

В социологии Людвик Кшивицкий (1859—1941 гг.) в начале XX в. пропагандировал марксистские идеи (в 1920—1930-х годах он перешел на позиции буржуазного реформизма). Другой польский социолог — Стефан Чар- новский (1879—1937 гг.) долгое время был последователем школы Дюркгей- ма, но в 30-х годах воспринял некоторые идеи исторического материализма и пытался их применить в своих исследованиях.

С 1925 г. расширило свою деятельность Польское историческое общество и возобновились периодические съезды польских историков. При университетах были открыты кафедры этнологии, этнографии, антропологии. В 1920— 1930 гг. в польской этнографии работали такие видные ученые, как К. Мо- шиньский, создавший фундаментальный труд «Народная культура славян» (направление критического эволюционизма), Ян Станислав Быстронь и К. Добровольский (социологическое направление), Я. Чекановский, А. Фишер, С. Понятовский (культурно-историческое направление), Е. Франков- ский (по своим взглядам был близок к критическому эволюционизму) и др.

В Польской Народной Республике для развития научных исследований большое значение имело создание Академии наук (ПАН). В настоящее время это центр координации разносторонней деятельности польских ученых, достижения которых получили признание не только на родине, но и за ее пределами. Знаменательно, что многие научно-исследовательские работы Польская Академия наук готовит в тесном сотрудничестве с учеными Академии наук СССР и академий наук других стран социалистического лагеря.

Этнографические исследования, кроме Академии наук, проводит Польское этнографическое общество, основанное еще в 1895 г., и университетские кафедры. Польское этнографическое общество издавна было тесно связано с краеведческим движением. И сейчас члены этого общества читают доклады на этнографические темы, организуют по радио передачи, посвященные народному творчеству и культуре. Популяризацией народной культуры занимаются этнографические и краеведческие музеи, а в известной мере также и периодические издания: «Польская этнография», «Польское народное искусство», «Люд». В 1958 г. вышел в свет труд К. Мошиньского (умер в 1959 г.) «Человек. Введение к всеобщей этнографии и этнологии», в котором он остался в основном на позициях критического эволюционизма, но подчеркнул значение конкретно-исторических исследований при дифференциации различных культур мира. Изданы региональные монографии, подготовленные авторскими коллективами: «Народная культура Великой Польши» (т. I, 1960, под редакцией Ю. Буршты), «Курпи. Зеленая Пуща» (1962, под редакцией А. Кутшебы-Пойнаровой). Интересные исследования культуры и быта продолжает К. Добровольский, его теоретические статьи опубликованы в журнале «Польская этнография» (т. I, IV, V), под руководством Ю. Гайка подготавливается коллективный труд «Польский этнографический атлас». В области польской и зарубежной этнографии работают также М. Гладыш, В. Дыновский, Р. Райнфусс и другие ученые.