Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Гончарство, живопись поляков/ Кузнечное ремесло и художественная обработка металла
Этнография - Народы Зарубежной Европы

В Польше и сейчас изготовляют разные бытовые керамические изделия — кувшины, квашни, миски, а также всевозможную керамическую скульптуру и игрушки.

По украшению различаются: неполивная черная керамика, керамика поливная, разрисованная под стекло, глазурованная, штампованная и покрытая рельефом.

Черная неполивная керамика, имеющая в Польше давнюю традицию, более всего распространена в северо-восточных ее областях. Кроме того, она встречается по всему восточному пограничью, а местами и в центральных областях страны.

В Келецком воеводстве (Илжа, Денков, Кошары, Конты), кроме черных сосудов, горшков разной величины, кувшинов, украшенных налепным орнаментом, встречается керамическая скульптура в виде культовых предметов (кропильницы, часовенки, образа святых), а также всевозможные игрушки и фигурки птиц, животных и т. п.

Большим совершенством отличается глазурованная и расписная керамика Любелыцины и Жешовщины. Здесь отмечается огромное богатство геометрических, растительных и зооморфных узоров (стилизованные птицы, линейные и растительные узоры). В районе Любелыцины, кроме того, распространена керамика с характерной зеленой глазурью, украшенная резьбой и штампованным орнаментом.

В Поморье (Хмельно) красочной поливной кашубской керамикой славится род гончаров — Нецлов. Кашубская керамика преимущественно с голубой поливой, она украшена узорами в виде веток бузины, тюльпанов, лилий, чешуи рыб. В центральной части Польши, в окрестностях Лодзи (Бо- лимов), подобная традиция потомственных гончаров сохраняется в роде Конопчыньских. Там изготовляется побеленная керамика, украшенная характерным мотивом ветки с сидящей на ней птицей.

Из многих других гончарных центров заслуживает упоминания также Пултуск. В этом курпевском керамическом центре изготовляют оригинальные тонкие кувшины, двоячки и т. п., украшенные побелкой, а также резным и рисованым орнаментом.

Живопись, гравюра на дереве, разрисовка утвари и пасхальных яиц

Широко распространенная в Польше в XVIII и XIX вв. народная живопись религиозного содержания, подражающая церковному искусству, исчезла со времени распространения печатных репродукций.

В старину народным художникам-образникам (obraznik) была известна техника рисования масляными и клеевыми красками. Они рисовали святых на досках, полотне и бумаге. Давние традиции имела живопись на стекле. Она была распространена главным образом в Подгалье, Силезии, у кашубов и Мазуров, а также в Любелыцине, подобно тому, как это было на Гуцулыцине и в Словакии, с которыми у населения Подгалья есть общий легендарный герой — разбойник Яносик; изображение его часто встречается на польских светских картинках.

К исчезающему, музейному искусству относится гравюра на дереве религиозного содержания, распространившаяся среди народа с XVI в. по XIX      в. Подражая типографской технике, не признавая перспективы в изображениях, придерживаясь декоративности и некоторого схематизма, народные мастера-граверы создали свой стиль и изображали святых в соответствии с народным представлением о них.

Гравюра и графика светского содержания были связаны с печатным делом, отличались разнообразием тематики и отн осились к городскому ремеслу. Произведения этого искусства особенно интересны тем, что в них нашла отражение политическая борьба трудящихся с господствующими классами.

Кроме живописи в точном значении этого слова, древним и широко известным видом народного изобразительного искусства является роспись срубов домов. Наиболее древняя и интересная наружная роспись домов распространена в центральных районах Польши (Лович, Опочна, Радом), а также в южных и юго-восточных ее областях. Особенным орнаментальным богатством, сохранившимся до наших дней, отличается роспись в нескольких деревнях около Домбровы Тарновской в Краковском воеводстве. Там покрывают стены многоцветными узорами не только снаружи, но и внутри строений.

Народная живопись в Польше встречается также и в производстве предметов домашнего обихода и утвари. Во многих районах можно увидеть роспись на мебели (на буфетах, шкафах, лавках, полках), а во всей Польше — расписные скрыни (сундуки для приданого). Основные мотивы росписи на скрынях — геометрическо-растительные, прежде всего вазы с цветами и букеты.

Один из характерных видов народного прикладного искусства — разрисовка яиц. У поляков этот известный общеславянский обычай широко бытует еще и сейчас.

В Мазовии, в бассейне средней Вислы, Буга и Нарвы, а частью и в Любельском повяте крестьяне наклеивают на стены декоративную выцинанку из цветной бумаги. Она делится на два вида: одноцветную графической формы и многоцветную наклейку в виде цветной картинки.

Наиболее распространенные формы одноцветной выцинанки — круглые, квадратные, в виде звезды и т. п., связанные с техникой разрезания многократно сложенной бумаги. Вы- цинанка же многоцветная обычно представляет собой оригинальную сюжетную композицию. Кроме того, встречаются выцинанки в виде фигурок животных, птиц и людей или стилизованных деревьев и растений.

Из большого количества разновидностей одноцветной выцинанки особенно высоким художественным мастерством выделяются выцинанки курпей. Среди этих выцинанок встречаются так называемые leluje, drzewka и zielka, изображающие стилизованные деревья и растения. В более развитые композиции включены такие элементы, как, например, искусно сделанные сеточки, фигурки людей и птиц. К многоцветным выцинанкам, наиболее типичным для Мазовии, относятся выцинанки из окрестностей Ловича. Цветные декоративные изображения, называемые кодрами (kodry), представляют собой или композицию из цветов с петухами или целые сценки из жизни деревни. Типичные темы — это свадьба, гулянье, уборка хлеба, пряденье льна и т. п.

В прошлом кроме выцинанок в домах крестьян разных районов Польши у потолка висели так называемые pajqki, т. е. украшения типа жирандоли, сделанные из зерен люпина, гороха, фасоли, из цветной папиросной бумаги и соломы, а иногда из раздерганных полосок полотна или из перьев домашней птицы.

Резьба

По музейным коллекциям известно, что народная резьба по дереву с религиозными сюжетами, находившаяся под сильным влиянием различных стилей (готика, ренессанс, барокко), существовала в Польше еще в XVI в., но расцвет ее приходится набXVIII      и XIX вв.

Одаренные резчики-самоучки самыми простыми орудиями резали фигуры Христа, богородицы и разных святых (Антония, Николая, Юрия, Яна, Флориана и др.). Они подражали церковной резьбе, но придавали своим произведениям народную и локальную специфику.

Польша известна не только своей деревянной скульптурой, но и всякого рода деревянными предметами с резными украшениями. Это резные прял^ ки, фигурки животных и птиц, игрушки, а также утварь (например, рубель для катанья белья) и т. п.

Особенно развито искусство резьбы у гуралей в Татрах. Интересны декоративно профилированные и украшенные резьбой listwy (планки), помещенные в гуральских избах вдоль стен и потолка, всевозможные полки, полочки для ложек, столы, черпаки для молока, санки, кровати, шкафы, формы для овечьего сыра, топорики и т. п. В резьбе чаще всего встречаются различные геометрические узоры (круги, кресты, треугольники, квадраты, волнистые линии, ромбы, изображения сердца, розетки) и растительные мотивы.

В настоящее время в Татрах на основе народных художественных традиций возникло производство всякого рода шкатулок, ножей для бумаги, пеналов и других изделий, которые можно приобрести на память.

Кузнечное ремесло и художественная обработка металла

Со времени распространения железа и возникновения кузниц развилось декоративное кузнечное ремесло, которое сейчас уже исчезает. Важный раздел этого художественного ремесла представляет изготовление различных предметов домашнего хозяйства (например, узорные дверные петли, щеколды, каганцы, топоры, решетки и т. п.). Интересны старинные кованые намогильные кресты.

Польские народные мастера изготовляют всевозможные ювелирные изделия из цветных и драгоценных металлов. Особенно выделяются филигранное и литейное прикладное искусство Силезии (застежки для поясов и целиком серебряные пояса), краковское ювелирное дело (латунные и серебряные крестики, запонки для рубах и кольца) и процветающее до настоящего времени у гуралей в Татрах производство различных вещей из металла (разного типа глиняные трубки, обвитые полосками жести с геометрическим орнаментом, запонки для рубах в виде ромба с подвесками, пряжки для поясов, трости-«топорики» и др.).

Другие отрасли народного искусства

Одна из разновидностей пластического искусства поляков — обрядовое печение. Это мазовецкие фигурки животных и птиц из теста, выпекаемые ранней весной, а также встречающиеся в разных районах Польши свадебные печения. Фигурные обрядовые печения были известны и другим славянам.

Художественным промыслом является обработка янтаря. Этот материал, связанный исторически главным образом с Балтийским побережьем, и сейчас остается предметом художественной обработки. Однако более народной и традиционной была обработка ископаемого янтаря у курпей в Мазовии. Сейчас в этой области нет янтаря, но у курпей в их народной одежде еще сохранились янтарные украшения.

К позднее развившимся отраслям народного искусства Польши относится тиснение на коже, распространенное преимущественно у тат- раньских гуралей. Это искусство развилось главным образом в связи с производством из кожи широких гуральских поясов и обуви под названием «керпцы». Сейчас мастера художественного тиснения делают пояса, кожаные сумки, ремешки для часов и другие небольшие вещи, которые особенно охотно покупают туристы.

К народному искусству относится также производство игрушек. По изготовлению раскрашенных коней, каруселей, повозок и кукол наиболее известны юго-восточная часть Польши и Краковское воеводство. В Силезских Бескидах имеются деревни, где изготовляются расписные фантастические птицы и разные забавные деревянные фигурки.

В социалистической Польше организацией ремесленного производства, имеющего художественную ценность и практическое значение для улучшения быта трудящихся, занимается Главное управление народного и художественного промысла (Centrala Przemyslu Ludowego i Artystycznego —С. P. L. i А.), В него входит большая часть центров народного промысла, организованная на кооперативных началах.

Народное творчество Польши получило все необходимые условия для дальнейшего развития. Народные мастера окружены заботой Министерства культуры и искусства, как и профессиональные художники. Через художественную кооперацию они обеспечиваются материалами и более совершенными, чем ранее, орудиями труда.

Для повышения художественного уровня производства народных изделий и приспособления народного творчества к потребностям современной жизни организуются разного рода конкурсы, консультации и рабочие совещания. Это оказывает большое влияние на направленность и развитие народного искусства, которое, не утрачивая традиционных форм и художественной ценности, приобретает новое общественное назначение. Так, например, керамика, изготовлявшаяся раньше главным образом для деревни, в настоящее время благодаря ее высоким художественным достоинствам служит для украшения и общественных учреждений и квартир горожан. К потребностям современной жизни приспосабливается также народное ткачество, вышивка и выцинанка.

Широко распространено сотрудничество народного мастера с профессионалом. На основе этого сотрудничества работают производственные и проектирующие коллективы, например Институт промышленных образцов и художественной кооперации.

Народное искусство оказывает влияние на творчество профессиональных мастеров, особенно в прикладном искусстве (например, в ткачестве). Научные исследования в этой области проводит Государственный институт искусства, который издает ежеквартальный журнал «Польское народное искусство».