Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народные музыкальные инструменты поляков. Народные танцы. Художественные ремесла
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Некоторые сведения о древних польских музыкальных инструментах дают археологические раскопки, во время которых были найдены различные погремушки и свистки (детские или охотничьи). Интересна, например, восьмигранная богато украшенная костяная свирель с пятью боковыми отверстиями, которую нашли в Ковалеве (Великая Польша). В Гданьске и Ополье найдены струнные инструменты типа финских и балтийских kankles.

К современным народным музыкальным инструментам относятся пасту- шечьи трубы; в южной части Польши — tromby и trombity, в центральной— ligawki, у кашубов — bazuny. Трубы юга Польши — цилиндрической формы, нескольких метров в длину, перевиты корой. Центрально- и севернопольские трубы значительно короче (около 1 м), конической формы, прямые или несколько искривленные. Они служат для сигнализации и подманива- ния животных. Только в Бескидах на трубах благодаря их значительной длине, можно наигрывать медленные мелодии.

В южных районах страны распространена fujara (свирель) или/?iscolka — пищалка цилиндрической формы длиной около 60 см, без боковых отверстий. Распространение в южных районах Польши тромбы и свирели, встречающихся также в Словакии и на Балканах, связано, по-видимому, с передвижениями валашских скотоводов.

Инструменты типа дудки известны под названиями: koziol (самая обширная гамма, низкое звучание) в Любушской земле, gajcLa — в Силезском Бескиде, duda — в Великой Польше и в Живецком Бескиде (инструменты, подобные живецким, существовали и в Подгалье). Гайды и дуды южной окраины Польши были, видимо, занесены с Балкан. В Великой Польше сохранился также и старинный пастушечий инструмент, так называемые siesienki; это — маленькие дудки без кожаных мехов, вместо которых имеются один или два пузыря. В настоящее время на таких дудках играют дети.

На инструментах типа дудки играют почти всегда в сопровождении скрипки, а в Великой Польше, кроме того, и небольших смычковых инструментов (mazanki). Мазанки и встречающиеся в Подгалье g$sliki относятся к некогда широко распространенным в Европе типам инструментов, называвшихся Tanzmeistergeige.

В районах Польши, где дуды не распространены, сельский танцевальный оркестр состоит из скрипки с малым барабаном или скрипки с малым басом. Сейчас в танцевальные оркестры нередко входят вторая скрипка, кларнет или труба, а также духовые инструменты (такие, как саксофон) и струннощипковые (гитары, мандолины).

Народные танцы

Первые музыкальные записи и хореографические описания польских сельских танцев XIX в. приведены в многотомных трудах Оскара Кольбер- га. О народных танцах более раннего времени имеются лишь отрывочные сведения в польских хрониках, мемуарах; они изображены на некоторых старинных рисунках.

Много оригинальных сельских танцев сохранилось в Польше до сих пор. Одни из них исполняются одинаково во всей Польше, другие, при наличии общепольских черт, имеют местные особенности в музыкальном сопровождении и танцевальных па. Различаются они и названиями.

Самые старые из польских танцев связаны с семейными обрядами (рождение, свадьба) или с земледельческим хозяйством. Из свадебных танцев более всего известны chmiel, taniec chmielowy и przepioreczka. К древнему славянскому обряду «собутке» относятся собутковые коло и хороводы девушек вокруг костров в канун праздника святого Яна. Эти и другие обрядовые танцы некогда имели, видимо, магический смысл.

Особую группу составляют танцы-игры, которые исполняются по всей Польше. Эти танцы имитируют труд человека. Они возникли, по-видимому, под влиянием города и развивающегося там ремесла.

Выделяется, наконец, группа танцев общественного характера. Их танцуют по самым различным поводам: на вечерах, сельских гуляниях, на свадьбах и других семейных торжествах. Среди них первое место занимают oberek, принадлежащий к группе танцев так называемых мазурочных ритмов, и полька.

Одна из общих черт польских танцев — постепенное убыстрение темпа. В большинстве случаев танец состоит из двух частей, из которых пер^ вая идет спокойно, вторая — быстро, с другим шагом. Танец, начатый спокойно, нередко кончается в головокружительном темпе, а иногда переходит даже в другой танец с той же характеристикой ритма (например, после обе- река сразу же начинают танцевать куявяк).

Пением сопровождаются чаще всего обрядовые танцы и танцы-игры. В общественных танцах большую роль играет припевка — короткая песенка с импровизированным текстом, которую поет соло танцор или танцовщица. Песенка эта исполняется во время танца или же до его начала.

Музыкальное и ритмическое многообразие крестьянских танцев проявляется в их региональных особенностях. На юге Польши преобладают танцы на 2Д> в центральной части Польши доминируют мелодии размером на 3/4, на севере в равной мере распространены ритмы четные и нечетные. Центральные польские области характеризуются ритмом мазурки. Для южных областей наиболее типичны ритмы краковяка, редко встречающиеся в остальной Польше. Польские танцы—мазурка, краковяк, полонез, куявякидр., развивались и совершенствовались на подлинно народных основах. В XVI—XVII вв. шляхта переняла от крестьян ритмы «пешего» танца, но значительно их переработала. В шляхетском исполнении этот танец приобрел особую пышность и импозантность. В таком виде он стал известен в Париже, где подвергся обработке профессиональных балетмейстеров и получил название «полонез». В XVIII в. полонез, т. е. польский танец, распространился по всей Европе. Краковяк, мазур, куявяк в обработке шляхты и при постановке их на сцене также приобрели еще большую отточенность движений, законченность и изящество рисунка. Это в свою очередь сказалось на их исполнении простым народом.

Распространению народных танцев в Польше и за рубежом немало способствовали многие талантливые польские композиторы, особенно Шопен, Монюшко, Шимановский, написавшие по их мотивам прекрасные музыкальные произведения.

В настоящее время в Польской Народной Республике большим успехом пользуются профессиональные и любительские ансамбли песни и танца. Из любительских наиболее интересны многочисленные ансамбли гуралей, великопольский ансамбль из Шамотул, кашубский из Косчежины, курпевский из Кодзидла и др. Замечательные профессиональные ансамбли песни и танца «Мазовше» и «Шленск» популярны не только в Польше, но и за ее пределами.

Художественные ремесла

К традиционному народному искусству поляков относятся живопись, резьба по дереву, изготовление украшений интерьера дома (выцинанки, украшения из соломы и т. п.), обрядовых предметов (писанки, обрядовое печение и т. п.), художественное ткачество, плетение кружев и вышивка, гончарство, производство предметов домашнего обихода, художественных изделий из металла и т. п. Многие отрасли этого искусства сохранились до настоящего времени, несмотря на нивелирующее воздействие в прошлом капиталистической экономики.

Ткачество

К наиболее древним и наиболее распространенным народным художественным ремеслам относится ткачество. Среди многих разновидностей польского художественного тканья выделяются три основных типа. Первый из них — полосатая ткань — ра- siak — была известна в Польше уже в XI и XII вв. Она изготовляется самым простым переплетением на ручных кроснах (в продольные или поперечные полоски) из разного рода сырья (лен, шерсть, конопля, хлопчатобумажная пряжа). Основные цвета польских полосатых тканей — красный, черный, темно-синий, оранжевый и зеленый. Полосатые ткани самых различных разновидностей встречаются почти во всей Польше, но наиболее красивые из них — в ее центральной части, в Любельском воеводстве, в Силезии и Великой Польше. Из этих тканей шили, а отчасти шьют и сейчас юбки, накидки, фартуки, покрывала на постели.

Другой тип польского тканья—льняная,хлопчатобумажная или полушерстяная ткань с разнородным и зачастую сложным геометрическим орнаментом. Из мотивов орнамента наболее часто встречаются круги, эллипсы, квадраты, ромбы, кресты. Ткани с таким узором распространены главным образом в восточной и северной областях Польши, а за ее границами — r Белоруссии, Литве, Латвии и Скандинавии. Из них делают скатерти, полотенца, платки, накидки и т. п.

Третья разновидность польского тканья — двусторонняя ткань с разным цветным орнаментом на каждой стороне. В орнаменте преобладают композиции растительные, геометрические, антропо- и зооморфные; сейчас нередки также изображения бытовых сценок из жизни деревни. Ткани в форме двухцветных ковров с каймой, компонованных вдоль или поперек (2,5 X 1,5 м), служат покрывалами на постель. В городах их вешают на стены. Распространены они главным образом в Ольш- тынском, Белостокском и Варшавском воеводствах. Кроме упомянутых наиболее известных типов тканья, в Польше встречаются всякого рода клетчатые материи, полосатые половики из цветных тряпок, а также узкие узорные пояса — krajki.

Вышивка и плетение кружев

Вышивка и кружева служат прежде всего украшением одежды. По технике польские народные вышивки можно разделить на две основные группы: к первой относятся вышивки «по счету», тесно связанные со структурой полотна, ко второй — вышивки, сделанные на материале свободно, вне зависимости от его строения (вышивка плоским стежком в виде обметки и цепочки). Вышивки «по счету»—древнего происхождения, они характеризуются геометризацией узоров, которые имеют форму волют, крестов, звезд, кругов, ромбов, ломаных линий и геометризированных растений. В прошлом они были известны по всей Польше, а в настоящее время встречаются на рубахах, корсетках и сукманах старого типа в центральных, восточных и южных областях страны. Вышивки нового типа, нанесенные на материал свободно, распространены в Польше повсеместно и характеризуются большей мягкостью контуров. Они выполнены разноцветными шерстяными, льняными, шелковыми и золотыми нитками, как на батисте и бархате, так и на полотне, сукне, коже и шелке. Того же типа различные рельефные вышивки серебром и золотом, которые распространились в народе из средневековых монастырей и городов.

Среди многих разновидностей вышивок следует выделить прежде всего курпевскую. Это вышивка геометрическими узорами темно-красного или белого цвета на воротниках и рукавах белых женских рубах. Типичные мотивы этой вышивки—кружки, точки, волнистые или ломаные линии, зубчики, завитки и т. п. Сходными по типу, но отличными по композиции являются черные или красные вышивки в форме волют на рубахах (в бассейнах рек Вислы и Сана), геометрические вышивки восточного польского пограничья, а также вышивки с геометризирован- ным растительным узором в Силезии и центральной части Польши.

Богато представлены вышивки с геометрическими и растительными узорами на одежде гуралей в Татрах. Особенно красочны разноцветные композиции так называемых пажениц (parzenice), вышитых спереди на штанинах. Паженицы состоят обычно из петли в форме сердца, растительного орнамента, а также ромбовидного огнива. Гурали вышивают цветные узоры, кроме того, на сукманах и безрукавках.

Своеобразны тюлевые вышивки, ведущие свою родословную от кружев XV  в.; в польской деревне они распространились в XIX в., а со времени появления тюля машинного производства сохранились главным образом на женских чепцах.

Кружево плетут крючком и на коклюшках. В Тешинской Силезии, например, его плетут в нескольких деревнях. По своему происхождению это кружево связано с итальянским и фландрским плетением, но у населения Силезии оно приобрело местную специфику, что сказалось как в мотивах орнамента, так и в его композиции. Кружевом, плетенным на коклюшках, славится селение Бобово в юго-восточной части Польши.

При всем своеобразии техники изготовления, узоров и их композиции польские вышивки и плетеные кружева родственны вышивке и кружеву многих других народов. Более всего они связаны с вышивками славянских народов, особенно с украинскими, белорусскими и словацкими.