Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Песни, народная проза, драма, музыка поляков
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Один из наиболее богатых жанров польского устнопоэтического творчества — песни. Характерной чертой является решительное преобладание лирической песни; героического эпоса, подобного великорусским былинам или сербским юнацким песням, у поляков нет, существуют только мелкие эпические формы. Систематизация польских народных песен еще не разработана. В основном они делятся на несколько групп: обрядовые, исторические, любовные, профессиональные, разбойничьи, солдатские, песни нищих и др.

Обрядовые песни составляют наиболее старую и оригинальную группу песенного творчества поляков. Они связаны или с семейными обрядами, или с календарными праздниками и обычаями. К ним относятся старые свадебные песни (например, «О хмеле»), а также обширный цикл календарной поэзии: так называемые коляды, масленичные песни (например, о podkoziolku), песни, связанные с праздником весны, собутковые, которые поют в день святого Яна, дожиночные и др.

Исторические песни XIII—XIV вв. записаны польскими летописцами и историками только отчасти (М. Вельский, М, Кромер, Я. Длугош, М. Стрый- ковский). Это «Песнь о битве под Завихостом», «Песнь о Людгарде» и др. Исторические песни, живущие в народных преданиях по сей день, созданы не ранее XVII в., как, например, песня о шведском нашествии, о падении Каменца-Подольского, о короле Яне III Собеском, о Древиче и др.

Отдельную и очень интересную группу польских песен составляют баллады; это как бы песенные рассказы о трагических событиях в прошлом.

Большинство баллад основано на сюжетах, известных ив других европейских странах. Особенно популярна польская баллада «О пани, которая убила пана», увековеченная Мицкевичем в «Лилиях». Баллады, подобно историческим песням, по литературной форме относятся к эпическим или эпическо-лирическим песням.

Иной характер носят песни любовные и молодецкие. Они короткие, с одной или несколькими строфами. Эти произведения устного творчества частично заимствованы крестьянами от мелкой шляхты и городского населения.

Профессиональные песни охватывают группы песен ремесленников, земледельцев, пастухов, охотников. Песен ремесленников немного, они обычно имеют сатирическое или шутливое содержание. Чаще всего это песни о сапожниках, портных, кузнецах, мельниках. Земледельческие песни, за исключением дожиночных (праздник урожая) и сенокосных, также немногочисленны; зато очень богато представлены пастушеские песни.

Очень интересны и многочисленны разбойничьи песни. Тут первенство принадлежит Подгалью с его песнями о Яносике, легендарном татрском разбойнике. Народная легенда видела в разбое проявление борьбы с несправедливостью и злом общественного строя, поэтому разбойники в народных песнях выступают как герои.

Солдатские песни можно разделить на две группы: первую — о солдате и войне; вторую — о рекрутах. Среди первой группы выделяется песнь о солдате-скитальце, дошедшая, вероятно, с XVI в. Рекрутские песни появились уже после разделов Польши. Их темой является описание набора в рекруты и службы в чужих городах и странах.

Своеобразны песни нищих. На них заметно сильное влияние церковных песнопений (например, песнь о смерти и о странствиях души умершего), в их тематике нередки повествования об исторических событиях, о сиротах, о жизни святых и Христа.

Народная проза

Среди прозаических народных произведении различается четыре основных вида: сказка, басня, легенда, предание. В народных сказках и баснях говорится о фантастических событиях; место и время их обычно неопределенны. Вместе с людьми в сказке выступают фантастические персонажи с чародейской силой (например, в сказках о борьбе с драконом, с великаном и др.). Персонажами многих сказок являются животные.

Басня пришла к полякам из античной литературы, а перенес ее на польскую почву Бернат из Люблина, издав в 1522 г. «Жизнь Эзопа Фригийца».

Предания, повествующие о событиях или исторических личностях определенной местности, составляют как бы неписанную народную историю. Наиболее древние польские предания («О трех братьях — Лехе, Чехе и Русе», «О Попеле», «О Пясте») относятся к X—XIII вв., но предания, сохранившиеся до сих пор в живой речи народа, восходят самое раннее к XVII  в. Более раннее время народные предания определяют очень смутно, неясно и общо, чаще всего при помощи традиционных выражений: «давным- давно» или «с давних времен...». Трактовка подлинных исторических событий в различных преданиях подвергается существенным изменениям. Наиболее многочисленны предания о старых замках и монастырях, о полях сражений и братских могилах, об озерах и холмах, о возникновении городов и других поселений.

Польская легенда родственна преданию, но касается обычно христианских святых и содержит элемент сверхъестественности. Легенды выросли на христианской основе, а главным их источником была Библия и средневековые мифы.

Кроме приведенных четырех основных типов народной прозы, в Польше есть и более мелкие ее формы, более или менее родственные с ними: сказы, рассказы, анекдоты, шутки и др.

Народная драма

Народный театр по своему происхождению связан с религиозными мистериями средневековья, с монастырскими обрядовыми кукольными представлениями XVIII в. (faselki) и с городской литературой. Мистерии разыгрывались в костелах по большим праздникам, в них выступали монахи и учителя костельных школ. В XVI в., когда католическая церковь запретила мистерии в храмах, они нашли убежище в народе и перешли, хотя и не все, в устную традицию. Из народных зрелищ этого типа наиболее популярны так называемые herody — разыгрываемые во время праздника рождества сцены из жизни Христа и святого семейства.

В народной традиции сохранились также остатки мистерий об Адаме и Еве, о жертвоприношении Исаака, о смерти святой Дороты. Народным спектаклем религиозного характера является также комедия (балаган), происходящая от марионеточных монастырских обрядовых представлений XVIII      в. Отдельные сцены религиозных спектаклей переплетаются с веселыми грубоватыми интермедиями, взятыми из городской литературы и заимствованными у странствующих актеров XVI и XVII вв.

Малые жанры

Это короткие произведения, как прозаические, так и стихотворные,с самым разнообразным[содержанием—магические заговоры против болезней, для вызывания хорошей погоды или дождя, тексты детских игр, загадки и поговорки. Очень богаты пословицы — любимая форма народного творчества.

После второй мировой войны польская народная литература приобрела новые черты. Наряду с традиционным анонимным фольклором в Польше развивается авторское народное творчество.

Народная музыка. Мелодии и ритмы

В польской народной музыке преобладают мелодии песен; инструментальные мелодии танцев — вторичные версии народных песен. Стихотворная основа польской народной песни, так же как у других западных славян и у прибалтийских народов, построена по силлабической системе. Стих состоит из установленного количества силлаб — слогов. Наряду с силлабическими структурами стиха-строфы сохранились как реликты тексты песен с несиллабическим стихом. Такие формы стиха встречаются в свадебных песнях, особенно в восточных областях Польши, а также в обрядовых песнях календарного цикла и в детских. К наиболее частым видам строк относятся строки из 12 (6+6), 8 (4+4), 10(5+5), 14 (8+6), 7 (4+3), 11 (4+4+3) и 13 (4+4+5) слогов, которые составляют двух- или четырехстрочные строфы.

В танцевальной песне преобладают короткие однострофные припевы, в обрядовых, лирических и эпических песнях — многострофность. На двенадцати слоговой строке основан krakowiak (иначе называемый szopieniak, skal- mierzak, wisliczak и т. д.), а также некоторые другие двудольные, в меньшей степени трехдольные, танцы мазурочного типа. Краковячный ритм характерен главным образом для народной музыки Малой Польши. Для краковяков специфичен синкопический ритм; эти же самые ритмы рстречаются в восьмиразмерной метризации, несомненно, более старой, чем двухразмерная. Они характерны для некоторых песен северо-восточной части Польши.

Песни с мазурочными ритмами — это песни на 3Д; они основаны, как правило, на восьми- и семислоговой строке, реже — на шестислоговой. Мазурочные ритмы в нетанцевальных песнях встречаются по всей Польше (за исключением южной окраины Малой Польши); мазурочные ритмы в танцевальных песнях характерны для центральной и западной частей Польши (Мазовия, Куявия, Добжинская земля, Ленчицкие и Келецкие районы, Великая Польша, Силезия). Это так называемые kujawiaki, powislaki, oberki, obertasy, wiwaty, mazury, mazurki и т. п. Главной чертой мазурочных ритмов являются самые высшие четырехслоговые тактовые группы с наиболее частой ритмизацией.

Важную и широко распространенную группу составляют песенные мелодии, сопровождающие польские народные танцы chodzone, polonezy, wolne7 powolniaki, wielkie. Они трехразмерные и имеют довольно медленный темп.

В северо-восточной части Польши (Курпи, Мазуры, север Подлясья) бытуют танцы с мелодиями, имеющими размер типа 5/8, в которых основную роль играет четырехслоговая тактовая группа.

В южной части Польши решительно преобладают танцы с парными размерами такта, в центральных и западных районах в большей или меньшей степени преобладают танцы с трехразмерными, главным образом с мазурочными, ритмами. В остальных областях в равной степени встречаются мелодии восьмиразмерные, пятиразмерные, аморфные (Подгалье, восточная часть Польши).

Мелодический строй польской песни очень разнообразен. Наиболее архаичны мелодии танцев северных и восточных областей, где преобладает пентатоника (пятиступенная гамма). Более обычны мелодии диапазона октавы и ноны, особенно в мелодиях ритмического строя мазурки. Более широкие интервалы—до ундецимы—встречаются спорадически, например в Любушской земле, видимо, под влиянием широкого регистра инструмента «козла». Не вдаваясь в детальное рассмотрение польской народной мелодики, достаточно сказать, что в ней господствует тип «волнообразной» мелодии (Schwebemelos, по Данкерту); в горных районах встречается и тип «нисходящей» мелодии (Deszendenzmelos).

Польскую народную песню отличает одноголосость и унисонное пение. Коллективное пение «на голоса» терциями и секстами встречается очень редко. Исключение составляют южные пограничные области — Подгалье и Ленины, где наблюдаются любопытные формы многоголосия: двух-, трех- и более голосные параллели в разных интервалах, перекрещивание голосов — при начале и кадансе в унисон или в октаве. Объясняется это, по-видимому, влиянием музыки словацких горцев, лемков, гуцулов.

Следуя с севера на юг и запад Польши, можно наблюдать у певцов стремление петь все более высокими голосами (при одновременно нарастающем темпе). В Подгалье мужчины поют с огромным напряжением и в голосовых регистрах, почти граничащих с фальцетом, в то время как женщины поют «белым», т. е. низким, голосом. В восточной же части Польши в пении нет высоких голосовых позиций.

Очень важной чертой польской народной музыки, часто считающейся даже самой главной, является tempo rubato, которое выступает прежде всего в музыке центральных и западных областей Польши вместе с танцевальными мелодиями мазурочной ритмики (сравни стиль исполнения мазурок Ф. Шопена). В северной области Польши поют довольно медленно, соблюдая точно ритм (giusto).

В северо-восточных областях Польши сохранился архаичный способ артикуляции, с отбрасыванием последнего слога. Этот способ встречается в пении балтийских народов, финнов, восточных и южных славян.