Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия поляков
Этнография - Народы Зарубежной Европы

Христианство в Польше восходит к X в. В 966 г. польский князь Мешко I вступил в брак с чешской княжной Дубравкой и вместе со всем своим двором принял христианство в форме католичества. Новую религию стали всеми способами распространять среди народа. Цель этого была ясна: подкрепить авторитетом католической церкви еще слабую феодальную власть князя и численно растущих можновладцев. Народ это почувствовал и встретил новую религию враждебно: восстаниями, поджогами церквей. Были случаи, когда срубали кресты, изгоняли священников. Восстания подавлялись военной силой. Но в то же время христианское духовенство шло на некоторые уступки старой религии: чтобы ослабить народное сопротивление, церковь постепенно ассимилировала многие языческие верования и обряды, введя их в состав христианской обрядности.

Еще во времена позднего средневековья на польских землях поклонялись славянским божествам, устраивались такие празднества, как, например, весенний праздник стада в день троицы (или духов день). Славянская языческая религия была тесно связана с занятиями земледельческого населения. Для нее были характерны культы сил природы, и на первом месте — культ солнца, огня и воды. В Польше и сейчас верующие отмечают особенно торжественно те праздники католической церкви, которые падают на переломные моменты сельскохозяйственного календаря,—это равноденствие, Новый год с рождеством и праздником трех королей, праздник святого Яна (24 июня). К особенно торжественным христианским праздникам относятся также пасха, духов день, успение богородицы (15 августа). С каждым из них связано много народных обычаев.

Рядом с аграрным культом существовал глубоко укоренившийся культ мертвых. День 2 ноября, в который церковь предписывает поминать умерших, до сих пор отмечается во всей Польше. В этот день кладбища утопают в цветах, на могилах повсюду горят огни.

Многие погребальные обычаи и обряды были порождены в далеком прошлом верой в связь живых с душами мертвых. К ним относится тризна (поминки), нередко соединенная с молитвами за душу умершего. Теперь она ограничивается главным образом угощением участников похорон. Известен также и сейчас обычай устраивать поминальные обеды в первую годовщину смерти.

В старину души умерших нередко связывали с птицами или животными, которые могли принести людям как добро, так и зло. Была распространена вера в то, что человек имеет две души. Поэтому считали, что нужно давать при крещении два имени, для обеих душ. По иной версии, крещение касалось только одной души, а для другой необходимо было миропомазание в качестве крещения. В любом из этих случаев те, у которых вторая душа не была окрещена, после смерти становились, по представлениям верующих, вампирами, как души всех некрещенных. Из суеверного страха перед умершими возникли верования об упырях.

Большую роль в жизни человека народные верования приписывали дьяволу. Церковь уже в средневековье зачислила в категорию дьяволов много дохристианских демонов и духов, но в народных сказаниях они различались. Домашних демонов представляли себе в виде маленьких людей, живущих под полом или за печью; они работали и помогали семье владельца дома. Довольно много сохранялось верований о демонах, связанных с природой: лесных, полевых и водных. Особое место в народных верованиях Польши занимала, как и в других европейских странах, вера в колдовство, колдунов и колдуний.

В настоящее время пережитки религиозных верований более всего сохранились среди сельского населения и относительно быстро исчезают из быта рабочих. Более живучи они там, где в ряды рабочих недавно влились большие группы сельского населения. Примером этого была до недавнего времени Лодзь, где быстрое развитие города и промышленности поглощало массы малоземельных и безземельных крестьян.

Сейчас в Польше не проводится официальной статистики по вероисповеданию, но по некоторым данным можно считать, что примерно 95% верующих в Польше — католики.

Высшая иерархия католической церкви в Польше всегда была тесно связана с королевской властью и выступала в защиту интересов магнатов и помещиков. Она вдохновляла походы польской шляхты на восток, а после разделов Польши верноподданнически служила немецким, австрийским и русским властям. В буржуазной республике часть церковного духовенства поддерживала правую реакционную клерикальную партию христианских демократов, а часть — фашистский режим Пилсудского. Католическая церковь и в те годы пользовалась поддержкой государства и оказывала большое влияние на образование, в особенности на начальное и среднее. Церковная иерархия и массовые клерикальные организации вели ожесточенную антикоммунистическую пропаганду, клеветали на Советский Союз. Католическая церковь была крупнейшим земельным собственником, она владела также другим недвижимым имуществом и различными предприятиями (издательствами, школами, типографиями, гостиницами и т. п.).

После второй мировой войны церковная иерархия была настроена оппозиционно по отношению к народной власти, критиковала мероприятия правительства. В 1950 г. было заключено соглашение между церковью и государством, подтвержденное в 1956 г. Церковь отказывалась от антигосударственной деятельности, а правительство разрешало факультативное преподавание религии в школе. Многие церковники, однако, истолковали достигнутое соглашение по-своему. Они предприняли подлинное наступление на школу, пытаясь подчинить всю систему обучения своему реакционному влиянию.

Закон, принятый польским сеймом 15 июля 1961 г., отделил преподавание религии от школы. Теперь по желанию верующих родителей их дети могут посещать уроки религии при церковных приходах. Как и все внешкольные занятия с детьми, религиозное обучение находится под наблюдением Министерства просвещения.

Католическая церковь еще пользуется в Польше целым рядом привилегий.

В распоряжении католической церкви и духовенства остались обширные земли, занимающие площадь около 30 тыс. га (по данным 1962 г.). Католические священники, монахи и монахини, работающие в государственных и общественных учреждениях (санитарами, медицинскими сестрами и т. п.), получают от государства зарплату.

Церковь пользуется свободой обучения и подготовки новых кадров священнослужителей. Она имеет собственное высшее учебное заведение — Люблинский католический университет. Высшее духовенство готовит также католическая богословская академия. Кроме того, в Польше имеются епархиальные и монашеские семинарии. Воспитанники духовных учебных заведений освобождаются от воинской повинности. Не ограничивается деятельность монашеских орденов.

До настоящего времени ежегодно в стране выходило около 140 книг религиозного содержания, издавалось свыше 50 католических журналов (данные 1962 г.).

Католицизм все больше и больше утрачивает влияние на идеологию и быт польского народа. Но некоторые католические священники используют оставшееся влияние в реакционных целях. В 1963 г. на XIII пленуме ЦК ПОРП первый секретарь ЦК В. Гомулка отметил, что у церковной иерархии находят поддержку немногочисленные, но еще активные силы, сознательно враждебные социализму.

Из других вероисповеданий к римско-католической церкви ближе всего церковь польско-католическая, основанная более 60 лет назад в США. Перед первой мировой войной эта церковь находила последователей среди польской эмиграции в Америке. Впоследствии Польская национальная церковь (таким вначале было ее название) развила свою деятельность в Польше и имела до 40 тыс. приверженцев. Народовцы (националисты) — популярное название последователей этой церкви — пропагандировали национализацию католической церкви в литургии и обрядах, отделение и независимость ее от Ватикана. Если и можно признать положительными некоторые требования этой церкви (например, требование освобождения верующих от влияния римско-католической церкви), то все же в целом она играла реакционную роль, так как отвлекала внимание части трудящихся крестьян 4 рабочих от самой важной для них в то время задачи—от борьбы за соци- альне оосвобождение. Сейчас, как и в междувоенный период, последователи этой церкви вербуются главным образом среди сельского населения. Более всего организаций этой церкви имеется в Люблинском и Келецком воеводствах.

К католическим вероисповеданиям, распространенным в Польше, относится также, мариавитизм — движение, зародившееся именно на польской земле. Оно появилось в Королевстве Польском на фоне религиозных преследований со стороны царских властей, как реакция против примиренчества по отношению к ним римско-католического духовенства, а равным образом как реакция против безнравственного образа жизни римско-католических священников. Движение это создало собственную церковную организацию, которая перед первой мировой войной развила энергичную деятельность, завербовав в пределах бывшего Королевства Польского около 100 тыс. последователей. Они рекрутировались преимущественно из сельской бедноты.

В период между первой и второй мировыми войнами римско-католическая церковь сумела при помощи правительственных властей задержать развитие мариавитского движения. Этому способствовала борьба среди ма- риавитской иерархии и раскол этой церкви в 1935 г. на две части под названиями Старокатолическая церковь мариавитов (с местопребыванием в Плоц- ке) и Католическая церковь мариавитов (в Фелицианове, в Плоцком повяте). В обеих группах наблюдается постоянное уменьшение числа верующих. Сейчас насчитывается около 18 тыс. последователей Старокатолической церкви и около 4 тыс. верующих Католической церкви мариавитов. В большинстве своем это крестьяне. В отличие от других церквей, у мариавитов бывают священниками не только мужчины, но и женщины.

В XVI в. в Польшу проникло протестантское движение, которое нашло последователей как среди бедноты, выступавшей против гнетущего режима римско-католической церкви, так и среди мещанства, шляхты и даже магнатов. В этом сказались противоречия внутри господствующего класса.

Из протестантских течений наиболее широкое распространение в Польше в XVI в. получил кальвинизм, или евангелическо-реформатская церковь. Однако кальвинистское движение скоро пошло здесь на убыль и утратило влияние на общественную жизнь страны. В настоящее время его сторонников насчитывается не более 3 тыс. человек.

Теперь самым сильным евангелическим ответвлением в Польше является евангелическо-аугсбургская (лютеранская) церковь. Лютеранство стало распространяться здесь уже около 1520 г., вначале среди немецкого населения, поддерживавшего культурные и торговые связи с немецкими городами. Влияние лютеранства возросло в связи с секуляризацией Ордена крестоносцев и включением прибалтийских областей в состав Польши. В XVII—XIX вв. число лютеран увеличилось благодаря немецким поселенцам. Лютеранство заняло первое место среди протестантских вероисповеданий в Польше. Перед второй мировой войной лютеранская церковь Польши насчитывала около полумиллиона последователей. Большинство их были немцы и поляки немецкого происхождения, причем по большей части население городов (промышленники, купцы, ремесленники). Меньшую часть составляли прусские мазуры и крестьяне из Тешинской Силезии. Междуг военный период был периодом постоянной борьбы в церкви между польскими и немецкими элементами. Эта борьба носила в то же время своеобразный классовый отпечаток. Немцы-евангелики — это владельцы фабрик, купцы, средняя и крупная буржуазия. Поляки — приверженцы этой церкви — были по большей части крестьяне.- После войны в связи с выездом немцев из Польши евангелическо-аугсбургская церковь объединяет, в основном, польские элементы. Значительно понизилось число ее последователей, сейчас их около 100 тыс. человек и расселены они по всей Польше. Больше всего их в Тешинской Силезии, Мазурах и в Лодзи.

Из других протестантских течений самым активным является небольшая группа так называемых исследователей святого писания. Это течение возникло в Америке в конце XIX в. В Польше оно развилось после первой мировой войны. Последователи этого течения и сейчас ведут пропаганду своих взглядов среди рабочего и крестьянского населения. Исследователи святого писания выступают против участия верующих в общественной жизни страны. Они отказываются от участия в общественной работе, в голосовании, выборах и т. д. Наиболее агрессивной группой исследователей святого писания было Общество свидетелей Иеговы. Это общество было распущено польским правительством в 1950 г. в связи с его враждебной, антинародной деятельностью.

Другие мелкие протестантские течения и секты не играли большой роли в жизни населения, сейчас они тоже не имеют почти никакого значения.

После римско-католической, наиболее крупной религиозной организацией в Польше является православная церковь, насчитывающая около 400 тыс. верующих. Большинство их по происхождению белорусы, украинцы или русские. Наибольшие группы православных находятся в Белосток- ском воеводстве. Сравнительно немного православных живет в таких городах, как Варшава, Лодзь, Краков, Петрков, Гданьск. Это в большинстве случаев потомки поселившихся здесь ранее чиновников царской России или русских эмигрантов.

В конце XVI в. на белорусских и украинских землях, захваченных Польшей, насильственно проводилась уния православной и католической церкви. Она была провозглашена в 1596 г. на церковном соборе в Бресте. Униатское духовенство признало главенство римского папы и приняло основные догматы католицизма, но сохранило православные обряды и богослужение на церковнославянском языке. Целью унии было укрепить в белорусских и украинских районах политическую власть Речи Посполитой, ослабить их связь с Русским государством и облегчить колонизацию населения этих районов. Уния встретила активное сопротивление белорусских и украинских крестьян и горожан. В областях, отошедших по разделу Польши к России, часть униатов была в 1839 г. воссоединена с православной церковью. Официальное расторжение Брестской унии произошло в 1946 г. на церковном соборе во Львове.

В некоторых мазурских и белостокских деревнях современной Польши живут старообрядцы. Это потомки русских поселенцев, которые в XVII в. эмигрировали из России в связи с религиозными преследованиями.

Из нехристианских верований в Польше сравнительно широко был распространен иудаизм. Перед второй мировой войной евреи были объединены в так называемые еврейские вероисповедные общины (гмины). Принадлежность к этим организациям была принудительной, так как власти в период «санации» отождествляли понятие .«еврейский язык» с вероисповеданием Моисея. В Народной Польше эти два понятия разграничены. Верующие евреи объединены в Религиозном союзе вероисповедания Моисея, насчитывающем около 7 тыс. человек. Наиболее многочисленные группы верующих евреев находятся в Валбжихе, Вроцлаве, Лодзи и Щецине.

В Варшаве, Гданьске и Вроцлаве живет около 200 верующих Караимского религиозного союза. Секта караимов откололась от ортодоксального иудаизма еще в VIII в. По социальному составу последователи этого вероучения в Польше принадлежат главным образом к трудящейся интеллигенции.

Около 1300 верующих в Польше — мусульмане. Они объединены в пяти гминах — трех сельских и двух городских. Это потомки татар, поселенных в XV в. великим князем Витовтом. Они живут в двух деревнях Белосток- ского воеводства — Бохоники и Крушиняны. В Познаньском воеводстве имеется одна мусульманская община (гмина) в деревне Тштянка повята Пила. Городские гмины находятся в Гожове и Варшаве. Мусульмане, живущие в Тштянке и Гожове, были репатриированы после 1945 г. с Вилен- щины.

Жители деревень занимаются земледелием и овцеводством, а Гожо- ва — преимущественно рабочие и ремесленники. Варшавские мусульмане— по большей части трудящиеся интеллигенты. Польские мусульмане целиком полонизированы, большинство их знает только польский язык. Религиозная обособленность исчезает с каждым годом все быстрее, особенно среди молодежи.

В настоящее время в Польше заметен рост атеизма.

Научно-атеистическую пропаганду среди населения ведут Польское религиоведческое общество и Общество атеистов и свободомыслящих. Периодическим изданием религиоведческого общества является «Euhemer». Кроме того, общество выпускает серию «Исследований и материалов» и принимает участие в издании ряда книг, в частности серии «Исследования по истории католической церкви». Для распространения атеистических знаний среди населения Польши большое значение имеет также публикация философских, публицистических и социологических работ в еженедельнике «Аргументы» и в специальных его выпусках. «Аргументы»— печатный орган Общества атеистов и свободомыслящих. Это общество не ограничивает своей полемики проблемами истории религии. В польском католицизме происходит сейчас дискуссия о диалектике веры, о современности в костеле и адаптации науки для потребностей костела. Учитывая все это, Общество атеистов ставит своей основной задачей борьбу с современным католицизмом с позиций современного атеизма. В условиях Польши, где большинство верующих — католики и влияние костела еще очень велико, борьба с католицизмом является одним из главных звеньев борьбы за торжество марксистско-ленинского мировоззрения, которое постепенно, но неуклонно овладевает сознанием широких масс польских трудящихся.