Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная и общественная жизнь населения пореформенной Польши
Этнография - Народы Зарубежной Европы

После отмены крепостного права в семейной и общественной жизни польских крестьян произошли значительные изменения, но вместе с тем в ней сохранились существенные отличия от семейной и общественной жизни горожан и шляхты. Когда крестьяне стали собственниками земли, усилился процесс дробления наделов, в крестьянской среде возросло имущественное неравенство.

Основной ценностью в хозяйстве по-прежнему считалась земля; поэтому в тех хозяйствах, где земли было достаточно, сохранялась крепкая связь членов семьи в процессе труда, сильная власть отца и строгое разделение обязанностей. Однако в зажиточных семьях возросшая свобода земельных разделов порождала конфликты. Множились судебные процессы о наследовании земли, споры о завещаниях и пр.

Менее крепкими были внутренние связи в малоземельных и безземельных семьях, члены которых работали на стороне. Тысячи таких семей стремились получить землю, ценность которой особенно возрастала по мере того, как труднее становилось найти работу в городе.

На рубеже XIX и XX вв. происходит ослабление семейных и общественных связей. Деревня постепенно входит в сферу капиталистических отношений. В это время множество крестьян эмигрировали за границу на заработки, другие бросали сельское хозяйство и шли на фабрики; это был период расширения рыночного товарообмена, ломки натурального характера крестьянского хозяйства. Молодые люди стремились модернизировать хозяйство и быт, но они оставались в зависимости от отца-собственника, который обычно не торопился отписать им землю. В большинстве крестьянских хозяйств последовательность работ и связанное с этим разделение труда по-прежнему определялись установленными правилами. Первый период работ, выполняемых всей семьей, связывался с весенним севом и посадкой растений, а затем с уходом за ними. Другой период работ, общих для всей семьи,— это сенокос, продолжающийся в разных районах Польши в зависимости от климата с конца мая до середины июля. Траву косили мужчины, но во время сушки сена работали все члены семьи. После короткого перерыва начинали жатву (с конца июня до начала августа, а в горах даже до начала сентября). Это было время очень тяжелой работы, особенно тогда, когда жали только серпами. Жатва продолжалась, как правило, несколько недель. По обыкновению, уже со второй половины августа начиналась пахота и сев озимых хлебов, который длился с перерывами до октября. Тогда же начинали молотить зерно. Эти работы выполняли главным образом мужчины.

Со второй половины XIX в. все больше времени в крестьянском хозяйстве стало уходить на выкапывание картофеля. В этой работе участвовала вся крестьянская семья. Молотьбу откладывали на позднюю осень, чтобы своевременно выкопать картофель и посеять хлеб на бывших картофельных полях. С появлением молотилок главную часть молотьбы начали проводить перед копкой картофеля, и такое распределение работ стало повсеместным. Однако в северной части страны и в горах, где вегетационный период короче, картофель копали сразу же после жатвы и первого сева, а молотьба производилась только поздней осенью, после окончания всех полевых работ.

Кроме земледельческих работ, в крестьянском хозяйстве всегда выполнялись другие работы, сезонные или постоянные, в которых были заняты только отдельные члены семьи. Поздней осенью и зимой мужчины должны были ремонтировать жилище и сельскохозяйственные орудия, запасать топливо (дрова, в некоторых местах торф и с первой половины XIX в.— уголь). Женщины, кроме участия в полевых работах, должны были ухаживать за домашними животными (за исключением упряжных), готовить пищу, выполнять другие домашние работы. Зимой женщины также еще пряли, ткали, щипали перо. Мужчины и женщины вместе мололи зерно на жерновах, резали сечку и т. д. В некоторых местах зимой крестьяне занимались побочным ремеслом (изготовление корзин, деревянной утвари и др.)* Словом, каждый день крестьянской семьи был заполнен работой с утра до вечера, а летом нередко и до поздней ночи. Днями отдыха были только воскресенья и церковные праздники, когда никаких работ не выполняли; зимой у крестьян было больше свободного времени, чем летом.

В деревне придерживались прежней семейной обрядности, но ее религиозное значение постепенно утрачивалось и некоторые обряды получали просто увеселительное значение. Отпали многие магические действия, запреты для беременной женщины и пр. Свадебная обрядность в основном сохранялась, но важцое значение придавали в ней только благословлению молодых родителями и церковному венчанию. Изменилась и сократилась похоронная обрядность.

Сузился круг лиц, участвующих в семейных обрядах, все чаще ими* были только друзья и близкие родственники семьи. В семейных торжествах появилось немало обрядов, заимствованных из города. Крестьяне перенимали от городских жителей особенности их культуры и быта (например, городской свадебный костюм молодых, торт вместо традиционного калача).

Изменились или исчезли формы общественной деятельности жителей деревни. Так, например, если обход границ деревни и совершался кое-где еще до начала XX в., то лишь как традиционный обряд, его практическое значение было утрачено после проведения в XIX в. государственных обмеров земли. С уничтожением многих общественных пастбищ был ограничен общественный выпас скота. Сохранялась соседская помощь, но наряду с ней все большее значение получал наем работников за денежную или натуральную плату, а также разного рода отработки. Появились товарищества — объединения хозяйств для совместной покупки и использования дорогостоящих сельскохозяйственных машин.

Из старых форм совместной работы продолжала бытовать постройка дороги и костела; со временем начали всем деревенским обществом возводить народные дома и клубы.

Новой формой общественной деятельности в деревне было развивающееся с конца XIX в. крестьянское политическое и культурное движение, особенно оживленное в Малой Польше, а также хозяйственные организации, главным образом земледельческие кружки и сберегательные кассы.

В этот период традиционные обычаи быстро исчезали, складывались новые обычаи. В начале XX в. были уничтожены почти все корчмы, но зато появились такие культурные учреждения, как читальни и народные дома. Они стали играть большую роль в сельской жизни.

Общественная и семейная жизнь трудящихся социалистической Польши

В условиях строительства социализма в семейном и общественном быту поляков наступили огромные перемены. Был введен единый для всей Польши закон о наследовании в семье (в годы буржуазной республики в Польше действовали три разных кодекса — пережиток периода разделов). Новое брачное право лишило вступление в брак его религиозного характера (прежде в центральных воеводствах заключали только церковный брак, и духовное лицо проводило одновременно гражданскую регистрацию). Правда, до сих пор еще повсеместно (и особенно в деревне), кроме гражданского оформления брака, нередко венчаются, как и раньше, в церкви.

Небывалые в истории деревни перемещения населения и контакты жителей разных городов и селений ослабили традиционные местные и семейные связи людей. В крестьянской семье растет самостоятельность всех ее членов. Труд в хозяйстве родителей сейчас уже не единственная возможность обеспечить свое существование. Поэтому молодежь, остающаяся в хозяйстве отца, не чувствует такой, как прежде, зависимости от родителей.

После того, как дети обзаводятся своими семьями, они обычно живут отдельно от родителей. Но в случае смерти одного из родителей оставшийся нередко переходит в семью сына или дочери.

К новым явлениям в семейной жизни относится возросшая забота о здоровье и воспитании детей, самостоятельность молодежи, выражающаяся в большой свободе выбора профессии и в заключении браков по взаимной склонности, а не по желанию родителей. Вмешательство в семейные дела дальних родственников весьма ограничилось.

Заметно изменилась семейная обрядность. Молодежь мало придерживается старых обычаев и обрядов, и во многих деревнях они выполняются толь ко частично. Почти целиком исчезла обрядность, связанная с рождением ребенка. Во многих семьях перестали пользоваться услугами сватов. Молодые сами решают все вопросы, связанные с их будущим супружеством, и нередко лишь из вежливости обращаются к родителям с просьбой дать согласие на вступление в брак.

Земельная реформа, уничтожение перенаселенности деревни в связи с переходом части ее жителей на работу в промышленности и переселением на возвращенные Польше земли изменили экономическую структуру деревни. Многие хозяйства из малоземельных превратились в середняцкие. Уменьшились различия в уровне жизни отдельных групп сельского населения. Редким явлением стали наем рабочей силы и отработка.

В крестьянских хозяйствах, расположенных вдали от городов и промышленных центров, до последних лет сохранился традиционный порядок работ и их распределение. Однако технические усовершенствования, которые все шире применяются сейчас в сельском хозяйстве, значительно сокращают время выполнения многих работ (особенно жатвы, уборки корнеплодов и молотьбы). У крестьян остается больше времеьш для отдыха, учебы и культурных развлечений.

Наиболее устойчивым из прежних обычаев оказалась взаимопомощь, но круг ее участников заметно сузился и в большинстве случаев ограничивается теперь родственниками и друзьями. Вместе с тем в польской деревне развиваются новые формы общественного труда. Жители деревень на добровольных началах совместно строят дома культуры, клубы, устраивают спортивные площадки. Члены земледельческих кружков проводят мелиоративные работы, покупают сельскохозяйственные машины.

Традиционные формы общественной жизни больше сохраняются в областях, где сравнительно невелико влияние города, например, в Подгалье. Там до сих пор на масленицу девушки по старому обычаю каждый вечер собираются у кого-нибудь в доме «скубать» (щипать) перо домашней птицы. Они работают до 8—9 часов вечера, а затем к ним приходят парни и начинается zabawa — гулянье с песнями и танцами. Для этого хозяин дома приглашает музыкантов.

В связи с большими изменениями общественной и семейной жизни крестьян в их среду все больше проникают черты городского быта. Деревня с каждым годом утрачивает старинный характер замкнутой общины. Одновременно с огромным наплывом крестьян в города в быту рабочих, вышедших из их числа, наблюдаются обычаи, типичные для деревни, хотя и сильно измененные.

Иное значение, чем прежде, приобрели некоторые старые народные праздники. Одним из самых больших праздников считаются дожинки — старый славянский праздник урожая. Ранее он сопровождался магическими действиями, которые должны были, по народным представлениям, повысить урожай. Теперь во время этого праздника в селах, волостях и уездах крестьяне подводят итоги своего труда за год. Особенно торжественно празднуются всепольские дожинки, на которые со всей страны съезжаются в Варшаву передовые работники земледелия.

Ежегодно в конце июня — начале июля в Польше празднуются Дни моря. В портах устраиваются увеселительные церемонии передачи ключей от города «Нептуну», окруженному многочисленной свитой. В прибрежных городах на зданиях вывешивают транспаранты, диаграммы, плакаты^ наглядно показывающие развитие морского хозяйства Польской Народной Республики. По вечерам там зажигаются огни иллюминаций, молодежь водит хороводы вокруг костров, бросает в море венки из цветов и березовых веток. В домах культуры, клубах и на открытых эстрадах выступают артисты и коллективы художественной самодеятельности.

Весь польский народ торжественно отмечает такие праздники, как 1 Мая, 22 Июля — национальный праздник трудящихся, годовщину образования Польской Народной Республики; традиционный праздник шахтеров — День шахтера и День Войска Польского.

Для культурного строительства и всей общественной жизни Польши огромное значение имеет празднование тысячелетия Польского государства. На призыв ПОРП построить тысячу школ к празднованию этого юбилея откликнулись широкие массы трудящихся. На их средства, поступающие в общественный фонд строительства, возводятся новые школы во всех районах страны.

Высокая политическая активность и сплоченность польского народа проявляются особенно ярко в предвыборные кампании и в дни всенародных выборов в Сейм и Народные советы.

Вместе с мужчинами активное участие в управлении государством принимают трудящиеся женщины. В 1962 г. в Польском сейме было 60 женщин- депутатов, в воеводских советах — 460, в побитовых — 3055. В социалистической Польше ликвидированы юридические и социально-экономические основы неравноправия женщин в семье и обществе. Им открыты теперь все пути к новой жизни. Большую общественно-политическую работу ведет в Польше Лига женщин. Она заботится о том, чтобы женщины овладевали профессиями и повышали производственную квалификацию, оказывает помощь родителям в воспитании детей, занимается вопросами охраны материнства, борьбы с алкоголизмом и др. Развитие сети дошкольных учреждений, введение в школах продленного дня (для детей, родители которых работают), организация общественного питания и бытового обслуживания населения постепенно освобождают польскую женщину от тяжести домашнего труда. В семьях молодоженов (особенно в городах) часть домашних работ, в прошлом считавшихся женскими, нередко берет на себя муж.

Руководящая роль во всей жизни страны принадлежит Польской объединенной рабочей партии, по инициативе которой в 1956 г. был создан Фронт единства народа (см. «Очерк этнической истории»). В общественной жизни польских трудящихся велика роль профсоюзных и молодежных организаций. Профсоюзы ведут повседневную борьбу за повышение производительности труда, организуют отдых трудящихся, занимаются жилищно-бытовыми вопросами и вопросами социального обеспечения по болезни и старости.

Разностороннюю деятельность развернул Союз социалистической молодежи. Труд, учеба, отдых, общественная и личная жизнь молодых строителей социализма — все это входит в круг его интересов.

В деревне большую политико-воспитательную и культурно-массовую работу среди населения ведет Союз сельской молодежи (ZMW). Он организует общества сельскохозяйственного обучения, клубы любителей книги, кружки по изучению техники, открывает библиотеки, читальни, молодежные кафе, руководит художественной самодеятельностью.

Польская молодежь активно участвует в международном движении за мир и прогресс, с каждым годом расширяются и крепнут ее интернациональные связи.