Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Животноводство, пчеловодство поляков. Рыболовство и охота. Сельские ремесла
Этнография - Народы Зарубежной Европы

На польских землях издавна разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, в меньшей степени лошадей, из домашней птицы — кур, гусей, уток. Значительные изменения в животноводстве произошли во второй половине XIX в., когда сократилось овцеводство, разведение коз и использование волов, но стало заметно возрастать поголовье свиней и лошадей. Породность животных, особенно рогатого скота и лошадей, была низкой. Хорошие породы скота вводились главным образом в крестьянских хозяйствах западных районов страны, позднее было улучшено животноводство в подгорных областях, где распространилась порода красных коров, так называемых горных. В настоящее время в большей части страны разведение крупного рогатого скота имеет молочное направление, за исключением некоторых районов Карпат, где главным стало отгульно-мясное направление. С 1955 по 1962 г. производство молока возросло на 30%. В большинстве районов Польши успешно развивается овцеводство мясо-шерстного направления. В Краковском, Бело- стокском и Люблинском воеводствах овец разводят также и для получения овчины. Сейчас по сравнению с прошлым значительно возросло поголовье лошадей.

В настоящее время волов используют как тягловую силу только в некоторых районах южной части Польши, в других областях главным тягловым животным стала лошадь. Для переездов и перевозки тяжести лошадей запрягают в сани или телеги — «возы».

В старину в деревнях, владеющих общими пастбищами (особенно в трехпольных), выбирался постоянный общественный пастух. Он получал плату и прокорм обычно по очереди от каждого дома. Общественный выпас скота прекратился во второй половине XIX в. и сейчас наблюдается только в немногих деревнях, главным образом в Подлясье. В настоящее время крестьянские семьи пасут рогатый скот и других животных на своем участке, на поле, оставляя их на специально огороженных выгонах или на привязи.

Особенного внимания заслуживает пастушество в Карпатах, где оно развилось примерно в XV—XVI вв. с приходом валашских пастухов, кочевавших вдоль этих гор. Они со временем заняли всю область польских Карпат (Бескиды) и способствовали разведению в этих областях овец и коз. До настоящего времени сохранились ежегодные кочевки пастухов с овцами на летние пастбища в горы: из подгалянских деревень в Татры и из деревень, расположенных у подножья Силезского Бескида, на горные пастбища. Из-за необходимости охраны растительности в Татрах (большую их часть занимает Народный парк) уже несколько лет большинство овец отправляют с Под- галья по железной дороге на высокогорное пастбище Сандецкого и Низкого Бескидов и в Бещчады. Горцы (гурали) в большинстве случаев пасут овец по правилам, установленным еще несколько веков назад. Овечье стадо (kerdel), которое пасется на высокогорных лугах в летние месяцы (от конца мая до конца сентября), насчитывает обычно от 100 до 400 голов. За ними смотрит старший пастух — Ъаса, выбранный хозяевами овец. Ему помогают juhasi (в зависимости от числа овец один—четыре человека) и так называемый honielnik, обычно молодой парень. В материальной культуре гураль- ских пастухов и в их фольклоре сохранилось до наших дней много черт, когда-то принесенных валахами с востока и юга и сходных с культурой живущих в Карпатах украинцев и румын.

Пчеловодство

В старину пчеловодство было развито в форме бортничества, известного в некоторых районах Польши до конца XIX в. Со временем стали разводить пчел на пасеках в ульях. В районах, богатых лесами и лугами, многие крестьянские хозяйства имеют сейчас по нескольку пчелиных ульев.

Рыболовство

О древних традициях рыболовства, рассказывают археологические материалы. Особенно много следов рыболовства обнаружено при раскопках культурных слоев раннефеодального периода. Это многочисленные поплавки из сосновой коры, весла, деревянные шары для сетей, железные крючки и волосяные лески для удочек,поплавки с мерками, глиняные pi каменные грузила для сетей и др.

рыболовствоСвободная ловля рыбы была ограничена с развитием феодальной власти, когда основные водные бассейны стали собственностью духовных и светских феодалов. Еще с XIII в. в Польше были известны профессиональные группы рыбаков, которые обслуживали дворы князей, можновладцев, а также церкви и монастыри. Очевидно, уже тогда существовали рыбацкие цеховые организации. Кое-где они арендовали право ловли рыбы у феодалов, отдавая им часть улова. Очень редко крестьянам разрешалась бесплатная ловля рыбы; некоторые магнаты запрещали вообще всякую рыбную ловлю в своих водах. Иногда крестьяне могли ловить рыбу, платя пану ежегодную дань, как это было, например, в XV в. в некоторых местностях Великой Польши. Однако, несмотря на все эти запреты, рыболовство и торговля рыбой в феодальной Польше были распространены очень широко. Об этом говорят многочисленные названия мест, населенных рыбаками: Рыбаки, Рыбитвы, Рыба- ково и др.

После уничтожения феодальных привилегий, в период капитализма, наступило оживление рыболовства. Много рыбных угодий перешло в руки крестьян и государства, увеличилось число непрофессиональных рыбаков,

Из применявшихся ранее способов рыбной ловли наиболее примитивными были ловля рыбы руками, глушение и бой рыбы палками или камнями. Эти способы в настоящее время не применяются. Сейчас польские рыбаки ловят рыбу разного рода удочками, бьют ее одно- и двухзубцовыми острогами (полуостров Хель), разновидностью железного якоря (Поморье), орудием в виде железного гребня (Щецинская пойма). Распространенными рыболовецкими орудиями и снастями являются также плетеная верша; zak — верша из сетей, растянутых на обручах; прямоугольные сетчатые бредни, растянутые на 3—4 шестах; четырехугольная сеть, подвешенная на жерди; сте- ночные сети; неводы; сети с ловушками и др. •

Рыболовческий быт имеет особенно старые традиции на морском побережье, где существующие и сейчас рыбацкие артели (maszoperii) сохранялись в течение сотен лет. Каждая такая артель состоит в основном из родственников, которые вносят в ее хозяйство равные доли инвентаря, одинаково трудятся и делят прибыли. В настоящее время число машоперий уменьшается, наиболее массовыми рыболовецкими организациями становятся кооперативы, объединяющие рыбаков вне зависимости от их родственных связей. На морском побережье, на реках и озерах созданы также и государственные рыбные предприятия. Образование в Народной Полыпё государственных предприятий и рыбацких кооперативов создало основы для новых форм рыболовства с развитой организацией и техникой лова. Почти исчезла когда-то многочисленная категория непрофессиональных рыбаков, пользовавшихся примитивными рыболовецкими орудиями. Многие рыбаки-любители входят сейчас в различные спортивные общества и активно помогают государству в борьбе с браконьерами.

Охота

Еще в XII в. крестьяне охотились на диких птиц, белок, куниц, хорьков, зайцев, волков и косуль.

В XIII в. в Польше существовали подати сельского населения, которые назывались tluz, izron и srezna. Они предназначались для прокорма княжеских собак. Кроме того, у крестьян были еще служебные повинности, например наблюдение за соколиными гнездами, бобровыми гонами, участие в преследовании зверя и облаве.

В средневековье существовала особая категория людей, занимавшихся охотой в феодальных вотчинах. Со временем духовные и светские феодалы запретили сельскому населению всякого рода охоту.

Большая часть применявшихся в Польше орудий и способов охоты ведет свою родословную с очень далеких времен. Издавна польские охотники копали ямы для поимки волков, туров, зубров, лосей, оленей и косуль. Для ловли волков они делали также загородки в виде спиралей и кругов. В лесные водоемы, где купались олени, вбивали остро затесанные дубовые столбики. На куниц и белок ставили ловушки с подпоркой — «сторожем». В XIX в. волков, лисиц, медведей, Куниц и хорьков стали ловить в железные капканы, а бобров и выдр — в клиновидный невод с западней, которая затягивалась, когда дергали за веревку. На птиц обычно устанавливали или вешали разного рода силки и сети. В течение XIX в. многие из этих старых способов охоты постепенно уступили место более совершенному — с помощью огнестрельного оружия.

Охота в Польше, как и в других странах, издавна имела не только хозяйственное значение, но была и одним из видов спорта. Шляхте с конца XIII     в. были предоставлены права устраивать «большую охоту», т. е. на крупного зверя, а также охоту с птицами — соколами, сарычами, кречетами и др. Любимым развлечением шляхты была также охота с собаками. Охотнику из крестьян добыча зверя и птицы служила обычно материальным подспорьем.

В экономике современной Польши промысловая охота не играет большой роли. Все охотники объединены сейчас в Польском охотничьем союзе и занимаются охотой главным образом как спортом. Количество дичи, предназначенной для отстрела, устанавливают в своих районах охотничьи кружки. Часть убитой дичи охотники поставляют кооперативу «Лес», а меховые шкурки — на государственные скупочные пункты.

Сельские ремесла и домашнее производство

Во многих районах Польши до XX в. в виде дополнительных занятий крестьян были распространены разные отрасли домашнего производства. Одной из них являлось ткачество. Главным сырьем для него служили лен, конопля и шерсть. Тканье льна было распространено во всех частях страны, но особенно широко в Белостокском, Любельском, Келецком и Варшавском воеводствах; прядение и тканье конопли более всего характерно для юго- восточной Польши, особенно для восточных частей Малой Польши, Краковского и Любельского воеводств. Во второй половине XIX и особенно в XX          в. значение домашнего тканья заметно уменьшилось вследствие широкого проникновения в крестьянский быт тканей фабричного производства. Сейчас на деревянных ткацких станах традиционными способами изготовляют главным образом декоративные изделия. Как и ранее, художественную ценность представляют плетеные и вязаные кружева польских мастериц; это производство не прекращается и в наши дни (см. раздел «Народное творчество»).

Традиционным народным промыслом является обработка дерева. Деревообделочный промысел и сейчас еще охватывает много отраслей: постройку жилищ, производство гонта, бондарство, изготовление мебели, простых земледельческих орудий и хозяйственных предметов, колесничество, изготовление изделий из луба, плетение из корней и вётвей деревьев и др.

В лесных районах Польши с плотничьим делом знаком почти каждый мужчина. Деревенские плотники создали в течение веков зодчество с большим разнообразием местных стилей. В последние десятилетия с широким применением новых строительных материалов деревянное зодчество все более сокращается, а поэтому уменьшается число деревенских плотников. Сокращается также и тесно связанное с плотничеством производство гонта вследствие распространения таких кровельных материалов, как черепица и железо.

Главные центры бондарного производства теперь, как и в старину, находятся в Белосток- ском, Любельском, Келецком (в основном в Свентокшиских горах) и Краковском воеводствах. Деревенские бондари изготовляют бочки, лохани, дежи, ведра и т. п. Бондарная посуда и сейчас еще широко применяется в молочном хозяйстве на горных пастбищах. Кроме бондарной, деревенские мастера делают долбленую посуду и утварь (корыта, квашни, ковши и др.), различные орудия домашнего ткачества и прядения (мялки, трепала, самопрялки, кросна) и разные орудия и утварь (ступы, косы, грабли, лопаты, вальки, кухонные доски, полки для ложек и т. п.).

Важная отрасль деревообрабатывающего промысла — колесное производство. В прошлом в каждой деревне имелся колесник, но особых центров этого промысла, как и сейчас, было мало и концентрировались они больше в Келецком воеводстве и в Подкарпатье.

Шире распространена обработка коры, выделка луба и плетение из ивы и корней деревьев. Из ивняка плетут корзины, кузовы телег и саней; луб идет на изготовление разных видов сит, решет я т. п. Центры этого промысла находятся главным образом в Малой Польше.

Древним, как правило наследственным, промыслом было гончарство. И в настоящее время керамическое производство находится преимущественно в руках профессиональных гончаров. Гончарство распространено по всей стране, но наиболее крупные его центры сосредоточены в юго-восточной части Польши, а именно в Любельском и Келецком воеводствах и в восточных районах Малой Польши. Глину приготовляют самым примитивным способом: ее дробят молотком и серпом, очищают от сора руками. Посуду лепят на гончарном круге, который на территории Польши распространился очень давно (III —IV вв. н. э.). Вылепленную посуду обжигают, как и в старину, в примитивных по устройству печах. Это чаще всего выкопанные в земле ямы. Печи иного типа сделаны из глины и черепков; они или открытые, или покрыты сверху дерном и землей. В польском гончарстве выделяются несколько типов посуды: в форме миски, бочкообразные, в форме кувшинов и др. (см. раздел «Народное творчество»).

Кроме обработки глины, дерева и волокна,в область народного промысла входит обработка металла и камня. Прежде основным сырьем для металлических изделий была болотная и ископаемая руда. Выплавка железа производилась или в небольших печках-«дымарках» или в обычных крестьянских печах. Эти способы добычи железа перестали применяться уже в прошлом столетии, когда сельские кузнецы начали обрабатывать покупное железо. В настоящее время кузнецы есть почти в каждой польской деревне, но селения с большим числом потомственных кузнецов встречаются уже редко. Значительно меньше, чем кузнечество, была развита в польской деревне обработка меди, из которой делали главным образом украшения (запонки, пряжки, бляхи и т. д.) для местного рынка. Это производство до сих пор сохраняется в Подкарпатье (см. раздел «Народное творчество»).

Старинным промыслом является смолокурение. Крестьяне устанавливали свои смолокурни обычно поблизости от «дымарок», в которых для выплавки руды они использовали полученный при смолокурении древесный уголь. Этот промысел прекратился у польских крестьян в XIX в., как и выплавка РУДЫ.

В современной Польше с развитием промышленного производства многие старые промыслы перестали существовать или же заметно сократились (например, изготовление деревянной посуды, мебели и др.). Сохранились и развиваются только те промыслы и ремесла, которые имеют художественную ценность и практическое значение для хозяйства и улучшения быта трудящихся города и деревни.