Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Железный век. Античность народов Зарубежной Европы
Этнография - Народы Зарубежной Европы

На рубеже II и I тыс. до н. э. в Европе распространилось производство железа. Начался железный век. Железные орудия намного увеличили возможности освоения человеком новых земель. Благодаря применению железных топоров и пахотных орудий земледелие распространилось на ряд. северных лесных районов и постепенно заняло господствующее место в хозяйстве большинства европейских народов.

В бассейне Дуная и в северной части Балканского полуострова, на территории современной Австрии, Южной Германии, на востоке Франции, в Чехословакии и Югославии в X—V вв. до н. э. господствовала культура, получившая по имени могильника в городе Галыптате в Верхней Австрии название галь- штатской. Эту культуру связывают обычно с иллирийскими племенами — земледельцами, употреблявшими для обработки почвы легкие плуги, изготовлявшими от руки прекрасную темную со светлым орнаментом глиняную посуду, железные мечи и бронзовые шлемы. Характерны для гальштатской культуры небольшие усеченно-конические бронзовые ведра — ситулы, которые иногда сплошь покрыты изображениями различных сцен из жизни иллирийцев. Бритые мужчины в беретах, похожих на современные, или колпаках на голове, обедают, играют на музыкальных инструментах, едут верхом и в двухколесных экипажах, дерутся на дубинках, окруженные зрителями. На одной из ситул есть и изображение плуга, который земледелец без труда несет на плече. О далеко зашедшем имущественном расслоении говорит погребение знатного иллирийца в пещере Бычья Скала в современной Моравии (Чехословакия). С ним было погребено 40 слуг и рабов, а среди богатых вещей найдена чаша, сделанная из человеческого (очевидно, вражеского) черепа. Интересно отметить, что погребение совершено в пещере, ранее служившей кузницей.

На севере Италии в тот же период известна культура Виллановы (местечко близ Болоньи), чрезвычайно близкая к гальштатской. И здесь была распространена глиняная и бронзовая посуда, на которой изображены воины с овальными и круглыми щитами, длинными прямыми мечами и копьями, в шлемах с плюмажами. Есть и бытовые и культовые сцены. Изображенные на них люди чрезвычайно похожи на галыитатцев. Культуру Виллановы некоторые связывают с этрусками; другие полагают,что создателями культуры Виллановы были те же иллирийцы. Восточными соседями иллирийских галыптатских и виллановских племен были родственные им фракийцы, населившие северо-восточную часть Балканского полуострова и впоследствий частично романизированные или ассимилированные славянами.

Южная часть Балканского полуострова и прилегающие к нему острова были в то время заселены эллинами. Народ этот, который мы называем обычно греками, образовался от смешения древних обитателей страны — пеласгов и родственных им племен — с пришельцами из Малой Азии и с переселявшимися с севера Балканского полуострова собственно греческими пле-- менами. Процесс этот был длительным и, начавшись еще в бронзовом веке, в основном завершился к VIII в. до н. э., когда сложились три группы эллинских племен—ахейско-эолийская, ионийская и позднейшая дорийская,— составивших эллинскую народность. Тогда же сложился и литературный древнегреческий язык. В это время у греков после длительного периода упад-' ка и застоя (XII—IX вв. до н. э.), вызванного непрерывными войнами (Тро-' янская война, вторжение дорийцев и пр.), начался новый рост производительных сил, стали создаваться государства. Как и большинство их современников, эллины уже с IX—VIII вв. до н. э. умели обрабатывать железо и сталь. Они делали железные серпы без зазубрин и наконечники мотыг, но главное пахотное орудие — легкий плуг — у них, как и у иллирийцев, был деревянным. Из железа и стали делались мечи, наконечники стрел и копий, хотя еще незадолго до этого, в эпоху, когда слагался гомеровский эпос, железо только входило в обиход. Защитное вооружение греков и позже делалось из меди и бронзы.

Для истории материальной и духовной культуры европейских народов особое значение имел ряд элементов греческой культуры, которая оказала большое влияние на многие европейские народы. Эта культура, конечно, в свою очередь испытала влияние более древних культур, особенно Египта и Передней Азии.

Еще в период эгейской культуры был известен мегарон — прямоугольный в плане дом с колонным портиком в одной из узких сторон. Отапливался этот дом очагом. У эллинов были и более сложные архитектурные комплексы, но в них нередко включался мегарон. Наряду с мегароном широкое распространение получили дома, представляющие собой замкнутый четырехугольник с внутренним двором, окруженным со всех сторон колоннадой. На такой двор выходили двери и окна жилых и хозяйственных помещений, тогда как наружные стены его были глухими.

На позднейшие формы одежды различных европейских народов оказали существенное влияние греческие нательные рубахи-безрукавки (хитоны) и надевавшиеся поверх них плащи, закреплявшиеся на одном плече (гима- тионы). Громадное значение в развитии материальной культуры народов Европы имела греческая керамика. Греческие гончары выработали около 20 различных видов глиняной посуды — от огромных бочек-пифосов и амфор, в которых исчислялась вместимость кораблей, до маленьких гутт — капельниц. Эти сосуды, совершенные по форме, украшались зачастую великолепной росписью, скупой по краскам (черно- или, позднее, краснофигурной) и реалистической по выполнению и содержанию. На греческих парадных сосудах изображены сцены из жизни эллинов и разного рода мифологические сюжеты. Мы видим греческих мужчин и женщин, работающих на полях и в мастерских, обедающих, сражающихся, состязающихся в спорте, едущих на кораблях. Можно проследить формы оружияу орудий труда, разнообразной одежды, причесок, даже украшений. Греческая посуда попадала во многие страны Европы, Азии и Африки и повсюду оказывала большое влияние на местные формы сосудов и местное гончарное производство.

Изобразительное искусство, в особенности скульптура и архитектура древней Греции, до сих пор сохраняют для нас значение нормы и образца; поэзия, драматургия, театр древних греков являются ценнейшим наследием мировой культуры. В V—III в. до н. э. в Греции достигли высокого развития естественные науки и философия. Работы греческих ученых и поныне остаются предметом изучения специалистов; в них заложены основы многих современных наук. Недаром названия большинства наук у нас до сих пор греческие: астрономия («законы светил»), физика («природное»), геометрия («землемерие»), этнография («народоописание») и многие другие.

Греческие города-государства (полисы) были рабовладельческими. Высокая культура греков покоилась на труде множества рабов. Уже в начале описываемого периода эллины на своих гребных и парусных судах совершали дальние путешествия и с VIII—VII вв. до н. э. основывали свои колонии как на Средиземном, так и на Черном море, достигая Гибралтара и Кавказского побережья. К этому их побуждала необходимость постоянного добывания рабов и запасов пищи, а также причины политического характера. В Испании, Сицилии, на побережье Апеннинского полуострова (этот район называли даже Великой Грецией), в Малой Азии и на северном черноморском побережье возникло множество греческих городов-государств, то торговавших, то воевавших с местным населением. Каждый такой город, вырастая как колония какого-либо греческого полиса, впоследствии вел самостоятельную жизнь и, влияя на местное население, сам также испытывал его влияние.

Апеннинский полуостров в начале I тыс. до н. э. был заселен племенами, говорившими на языках различных семей и групп. Средняя его часть была заселена уже знакомыми нам этрусками — расенами. Этруски были земледельцами, знавшими приемы осушения болот. Уже в VIII—VII вв. до н. э. у этрусков далеко зашло имущественное расслоение, а в VII—VI вв., когда они стали одним из господствующих народов Италии, в их хозяйстве применялся труд рабов. Правящий слой военной знати с царем во главе прочно захватил власть. Однако стойки еще были пережитки матриархата. Этруски создали высокую культуру, имели города, знали буквенное письмо, до сих пор окончательно не расшифрованное. В VI в. до н. э. этруски распространили свою гегемонию на Северную и Южную Италию и даже на Корсику, в борьбе за которую разбили греков. И в Риме были цари из этрусского рода Тарк- виниев. Но единого государства этруски не создали, а союз их городов ослабел, главным образом вследствие социальных противоречий между знатью и обедневшими свободными общинниками. Этруски были вытеснены из завоеванных областей, а в начале III в. до н. э. Рим подчинил их своей власти. Но высокая культура этрусков, их искусство, верования и различные обряды оказали значительное влияние на римскую культуру.

Сами римляне образовались в V—III вв. до н. э. в результате усиления племени латинов, живших в бассейне Тибра, и ассимиляции этим племенем родственных оско-умбрских племен — сабинян, самнитов, умбров, осков и других италийских групп, которые говорили на языках, близких к латинскому. Позднее римляне подчинили и затем ассимилировали иноязычное население Италии — этрусков, лигуров, венетов, греческих переселенцев на юге Италии и часть кельтских племен на севере. Основой хозяйства в римском рабовладельческом государстве было развитое земледелие со скотоводством в качестве подсобного занятия. Усовершенствование в I в: до н. э. легкого плуга (аратрум) путем введения массивного лопатоообразного лемеха, резака перед ним, отвальных досок, передка на колесах и, наконец, овального ярма позволило значительно расширить обрабатываемую площадь, так как новый тяжелый плуг мог подымать уже и почвы с значительным количеством корней. Этот римский плуг в дальнейшем распространился у большинства народов Центральной и Западной Европы. Для размола зерна римляне впервые применили жернова, а затем и водяные мельницы. Развитие добычи железа и кузнечного дела позволило Риму вооружить свое войско наиболее совершенным для того времени оружием. Развитие ремесла и торговля обусловили быстрый рост городов, в особенности самого Рима, ставшего одним из крупнейших культурных центров мира.

Римское жилище представляло собой замкнутый, четырехугольный в плане, чаще всего одноэтажный дом, все помещения которого выходили в центральный «атриум», с водоемом посредине и отверстием в крыше над ним. Это жилище имеет большое сходство как с описанным выше греческим жилищем с внутренним двором,так и с постройками этрусков. Но тогда же появляются и городские дома, иногда в несколько этажей (так называемые ин- сулы) с мастерскими и лавками внизу и жилыми комнатами, распланированными по коридорной системе наверху. В таких домах в большой тесноте жило рядовое городское население, в то время как богачи и аристократы —патриции — строили себе роскошные дворцы, внутренние помещения которых украшались великолепной росписью. В строительной технике римляне достигли больших успехов, широко применяя кирпич и даже бетон; они возводили сооружения сложной конструкции (например мосты и арочные своды, возможно, заимствованные у этрусков), умели строить прекрасные дороги.

Одежда римлян, очень сходная с древнегреческой (туника соответствовала греческому хитону, а плащевидная тога — гиматиону), оказала впоследствии большое влияние на одежду европейских народов. Духовная культура римлян развивалась под сильным влиянием греческой. Достаточно сказать, что целый ряд божеств и почти все мифы Греции были усвоены и в Риме, причем боги и герои слились с древними италийскими божествами и почитались под их именами (Зевс — Юпитер, Гера — Юнона, Деметра — Церера, Геракл — Геркулес и т. п.). Однако сама религия римлян существенно отличалась от греческой (культ домашних богов — пенатов и ларов, развитая система гаданий, влиятельные коллегии жрецов). К I в. до н. э. относится расцвет латинского литературного языка, так называемой золотой латыни; на этом языке было написано множество произведений, которые читают и изучают и в настоящее время: стихи Виргилия, Овидия, Горация, проза Цезаря, Цицерона. Римские ученые сделали особенно большой вклад в развитие естественных и точных наук: географии, медицины и т. п.

Римское рабовладельческое государство в результате постоянных войь постепенно распространило свою власть на ряд стран Европы, Азии и Африки, от Испании до Причерноморья, от Северной Африки до Южной Англии. Но кризис рабовладельческого способа производства привел в IV в. н. э. к распаду Римской империи.

Близкими к италийцам по языку были северные их соседи — кельты, обитавшие к началу I тыс. до н. э. в Галлии (современная Франция, Бельгия и Швейцария). С VII в. до н. э. кельтские племена гойдолов, или гэлов, и бриттов стали переселяться на Британские острова, населенные в ту пору пиктами, язык которых науке неизвестен. Примерно в VI в. до н. э. кельты заняли ряд областей в Испании, примыкающих к Пиренеям. Здесь через смешение их с иберами образовалась группа кельтиберов, язык которых до нас не дошел. С древними кельтскими племенами некоторые исследователи связывают так называемую культуру полей с урнами, распространенную в Южной Германии, Швейцарии, на северо-востоке Франции, в Англии и Северной Испании и возникшую около IX в. до н. э. Но наиболее ярко выраженной культурой кельтов была латенская (названная так по местности Ла Тен на Невшательском озере, в современной Швейцарии). Культура эта, датируемая V—I вв. до н. э., была распространена на пространстве современных Франции, Испании, Швейцарии, Югославии, Чехословакии и Австрии. Это культура оседлых земледельцев, возможно, разноплеменных, у которых при политической и культурной гегемонии кельтов постепенно создалось классовое рабовладельческое общество, развились ремесла и торговля, выросли города. Завоевания кельтов были направлены не только на север и запад. Римская история сохранила повествование об осаде кельтами (римляне называли их галлами) самого Рима. Имена кельтских племен сохранились до нашего времени в ряде географических названий. Так, по имени бриттов названы Британские острова, по имени скоттов — Шотландия, белгов — Бельгия, гельветов — Гельвеция (Швейцария), бойев — Богемия (Чехия). В горных районах Альп сохраняли в ту пору обособленность реты, которых различные исследователи считают потомками иллирийцев или этрусков.

В I—III вв. н. э., когда Римская империя достигла наибольших размеров, все описанные народы — значительная часть иберов в Испании, большинство кельтских племен, лигуры, этруски, реты, греки, иллирийцы и фракийцы — были подчинены Риму. Вне римского владычества осталась большая часть Германии, славянские земли, Скандинавия, а на Британских островах — Гиберния (современная Ирландия) и Каледония (современная Шотландия). Кельтские племена скоттов жили тогда в Ирландии и только в V—VI вв. н. э. заселили Каледонию, которая тогда и стала называться Шотландией.

Подчиненные Риму народы в известной мере романизировались, т. е. восприняли латинский язык и римскую культуру. Но эта «романизация» никогда не была полной. Римская империя, как и все рабовладельческие государства древности, представляла собой сочетание различных племен и народностей, живших своей жизнью и сохранявших, наряду с официальным латинским, свои языки. В особенности это сказалось на Балканском полуострове, где и в эпоху римского владычества продолжали господствовать греческий язык и эллинская культура.К эллинам примыкали в значительной мере эллинизированные группы фракийцев. Однако в северных частях полуострова романизация была более заметной.В римских провинциях Мезии, Дакии, Паннонии, Норике и Реции в процессе смешения коренного населения — иллирийцев и фракийцев — с римлянами сложилось несколько своеобразных этнических групп, пользовавшихся народными говорами латинского языка, в которых сохранились и следы местных наречий. Наиболее полно романизировались кельтские народы (за исключением Британских островов). Это объясняется, вероятно, сравнительной близостью кельтских языков к италийским, значит и к латинскому. В Галлии господствующим языком стала народная латынь, а романизированное кельтское население составило особую галло-римскую народность. В Испании латинский язык никогда не мог полностью вытеснить языки древних иберов; особый язык сохранился также в Пиренеях у племен васконов — вероятных предков современных басков. В Британии же, удаленной от Рима и отсталой по культуре, романизация была очень поверхностной; кельтские языки и кельтская культура сохранились там на протяжении всего времени римского владычества. Наиболее заметными следами романизации в этих странах являются остатки римских укреплений и дорог, а также характерная приставка «честер» к названиям городов, возникших на месте римских укрепленных лагерей— castra (Винчестер, Манчестер и др.); историки связывают с римской колонизацией также особую форму землепользования, сохранявшуюся до конца средних веков в графстве Кент.

К востоку от кельтов, между Рейном, Дунаем и Эльбой, на Ютландском полуострове и в южной части Скандинавии жили германцы. Это были племена, распадавшиеся по языку на три группы— западную, северную и восточную, и различавшиеся между собой, по уровню хозяйственного и общественного развития. Германские племена, жившие у берегов Северного и Балтийского морей, несколько отставали в своем развитии от более южных племен, которые непосредственно соприкасались с Римом. Ценные сведения о хозяйстве, культуре и быте германцев содержатся в сочинениях Юлия Цезаря (I в. дон. э.), Тацита (I—II вв. н.э.) и других римских авторов. Земледелие было известно германцам лишь в примитивной форме перелога. Только в начале нашей эры под влиянием римлян часть германцев переходит от легкого бес- колесного плуга к тяжелому плугу с колесным передком. Обрабатываемые участки легко оставлялись ими, и иногда целые племена, покинув свою область, отправлялись на поиски лучших земель. Большую роль в хозяйстве иэ^рали скотоводство и охота. В семейном и общественном быту господствовали патриархально-родовые отношения, сохранялись и пережитки матриархата. Имущественное расслоение у германцев еще в I в. до н.э. было сравнительно невелико, объединения племен были непрочны. Во II в. до н. э. германские племена кимвров и тевтонов вместе с кельтами нападали на Рим, позднее отдельные восточногерманские племенные группы — готы, бургунды, вандалы и др.— продвигались с севера на юг и проникали от берегов Балтийского моря в глубь Центральной и Восточной Европы, достигая затем Италии, Испании и даже Северной Африки. При этом они, разумеется, смешивались с местным более культурным населением и усваивали его культуру. Основной тип поселения германцев в рассматриваемый период — деревня кучевого плана. Городов они не знали. Жилища были каркасно-столбовой конструкции, нередко обмазанные глиной. Одежду германцы шили из шерстяных, конопляных и льняных тканей. В начале нашей эры имущественное неравенство у германцев углубляется отчасти под влиянием торговли и войн с Римом: появляются наследственные вожди, распространяется рабство патриархального типа, складываются крупные племенные союзы.

В Центральной и Восточной Европе в бассейнах Днестра, Дуная, Вислы и Эльбы жили в это время славянские племена, которых античные авторы знали под именем «венедов». Различались две группы славян: западная и восточная. В середине I тыс. н. э. в произведениях античных авторов встречаются уже особые названия для западных славян — «склавщш» и для восточных — «анты». Оба названия восходят к разным вариантам самоназвания: славян или вендов — венедов.

Культурой западнославянских племен последних веков до нашей эры считают пшеворскую (от города Пшеворска в Польше), генетически связанную с позднелужицкой культурой. Славяне занимались преимущественно земледелием. В качестве подсобного занятия было распространено скотоводство. Жили они в небольших наземных домах, стены которых сооружались из вертикально вбитых в землю столбов или плетня и обмазывались глиной Печи в домах были глинобитные. В начале нашей эры у славян стали развиваться ремесла, в частности гончарное и металлургическое.