Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Цыгане, гагаузы, караимы: краткая характеристика
Этнография - Народы Европейской части СССР

Цыгане по своему происхождению являются потомками выходцев из Северной Индии. Само название цыган — ром, лом. На территории Советского Союза, по данным переписи 1959 г., насчитывается свыше 132 тыс. цыган, в том числе 76 тыс. в РСФСР, преимущественно в ее Европейской части, 23 тыс. на Украине, остальные в Молдавии и других республиках. Язык цыган связан с новоиндийскими языками, но отличается от них более архаическими формами. Он делится на два диалекта: северный и южный. Необходимо отметить, что в быту цыгане, как правило, двуязычны, т. е. говорят на своем языке и на языке того народа, среди которого они живут. В Европейской части России цыгане появились в различных областях в разное время: в Бессарабии — в XV в., в Белоруссии — в XVI в., на Украине и юге России — в XVII в., в центральных и северных областях — в XVIII в. Особенности их кочевого быта, преследования царских властей, национальная рознь, разжигавшаяся царизмом, способствовали культурной обособленности и отсталости цыганского народа в прежнее время.

По своему образу жизни цыгане делились на оседлых и кочевых. До революции оседлые цыгане жили преимущественно в городах. После революции благодаря усилиям и помощи органов Советской власти значительная часть кочевых цыган,несмотря на сопротивление таборной верхушки, перешла к оседлости. Они поселялись в сельских местностях и, оставляя свои прежние занятия (барышничество, гадание и т. п.), переходили к земледелию. Одно время существовали цыганские колхозы, которые затем слились с соседними инонациональными колхозами. Городские цыгане работали в различных промысловых артелях, а затем стали работать в промышленности.

Культурный рост цыганского народа отразился и на росте интеллигенции из его среды. Теперь многие цыгане имеют высшее образование и работают инженерами, врачами, актерами, руководителями предприятий.

В области материальной культуры оседлые цыгане довольно близки к тем народам, в среде которых они живут. Их жилища и пища ничем не отличаются от жилища и пищи русских, украинцев, молдаван. Сохранились лишь некоторые особенности в народной одежде у сельских цыган. Женщины носят широкие юбки ярких расцветок и шали на плечах. Мужчины сохраняют манеру носить рубахи, расстегнутые на груди. Известна любовь цыган, женщин и мужчин, к всевозможным металлическим украшениям. Городские цыгане утратили эти особенности и в своей одежде ничем не отличаются от окружающего населения.

Быт цыган, которые еще не полностью перешли к оседлости, отличен от их прежнего образа жизни. Передвижения этой группы цыган происходят теперь преимущественно в летний период, но и в это время они подолгу живут на одном месте. Мужчины летом занимаются различного рода ремеслами, чаще всего кузнечным. На зиму цыгане снимают в деревнях дома, где преимущественно остаются женщины с детьми. Мужчины обычно уезжают на заработки, устраиваясь на различные предприятия. Некоторые и зимой работают кузнецами в колхозах.

В религиозных воззрениях цыган Европейской части СССР, официально числившихся православными, сохранялись многие пережитки, связанные с индийской мифологией. В настоящее время религиозные верования все в большей мере утрачивают прежнее значение в быту цыган.

Широкую известность приобрела цыганская музыка, оказавшая влияние на ряд крупнейших композиторов. В России издавна славились цыганские оркестры и хоры с плясками. С 1930 г. в Москве работает театр «Ро- мэн», развивающий лучшие традиции цыганской народной культуры.

Гагаузы

Гагаузы (самоназвание гагауз) живут в СССР (около 124 тыс. человек) и в Болгарии (около 10 тыс. человек, данные 1955 г.). Гагаузы СССР — потомки переселенцев из Болгарии, которые бежали в Россию во время русско-турецких войн в конце XVIII—начале XIX в. Они поселились главным образом в Бессарабии, в Бендерском и Измаильском уездах. В 1861—1862 гг. часть бессарабских гагаузов переселилась в Таврическую губ. В настоящее время гагаузы живут компактной массой близ г. Бендеры Молдавской ССР, в юго-западной части Одесской и в Запорожской области УССР в одних селах с болгарами, молдаванами и украинцами. Гагаузский язык относится к огузской группе тюркских языков.

О происхождении этого народа имеются различные гипотезы, ни одна из которых до сих пор не подтверждена. По мнению одних ученых, гагаузы — это потомки тюркских племен огузов (узов), половцев (куманов) и др., которые в средние века переселились в Болгарию из Причерноморья. Долго живя среди болгар, они восприняли православие и некоторые черты славянской культуры. По другой теории гагаузы являются болгарами,, смешавшимися с остатками упомянутых тюркских племен и под турецким! влиянием усвоившими тюркский язык, но сохранившими православие. Хозяйственная деятельность, быт, культура гагаузов мало отличаются от болгарских, а в СССР они очень близки к быту и культуре всех бывших колонистов Приазовья. На язык гагаузов оказали сильное влияние болгарский и русский языки. Гагаузский язык сохраняется еще в семейном быту среди лиц старшего и среднего поколений, дети его уже не знают.

Основные традиционные занятия гагаузов — овцеводство, земледелие, виноградарство. Овцеводство было ведущим до середины XIX в., когда оно уступило место земледелию. Из местных ремесел было развито ковроткачество (женское домашнее ремесло), а также изготовление шерстяных и шелковых тканей.

Гагаузские села имеют регулярную планировку, дома стоят фронтоном к улице. Во дворе по вытянутой линии располагаются парадный дом (бююк, -евъ), осенняя кухня, пристроенная вплотную к нему, но под самостоятельной крышей, летняя кухня и другие хозйственные пристройки. Для жилого дома характерны завалинка (присба) и выступающая над стенами стреха, поддерживаемая столбиками. Традиционная планировка — трехраздельная, в старину она была двухраздельной, а ныне сменяется многокомнатной. Для домашнего быта характерны низкие, круглые, типичные для всех балканских народов обеденные столики (софра). Жилые дома гагаузов по конструкции, внешнему виду и внутренней планировке аналогичны домам болгар, молдаван и других соседних народов. Особенно заметна эта близость в Запорожской обл.

Женский национальный костюм состоит из рубахи туникообразного покроя с длинными рукавами, без воротника, платья с узким лифом, длинными узкими рукавами и широкой юбкой, передника и шерстяного пояса. Головным убором служит платок. Летом в качестве верхней одежды носят безрукавки из толстого сукна, зимой — овчинные безрукавки и полушубки. Этот женский национальный костюм сохранился у гагаузов Молдавии. Мужчины-гагаузы в Молдавии одеваются по-городски, от традиционного костюма они сохранили лишь длинные красные шерстяные пояса, безрукавки (или жилетки городского образца), фетровые шляпы, барашковые шапки. В Запорожской обл. традиционный мужской костюм полностью уступил место современному. Женщины в этих местах одеваются так, как женщины тех народов, среди которых они живут.

Как уже указывалось, гагаузы принадлежали к православной церкви. Ряд поверий, еще сохраняющихся кое-где среди гагаузов Молдавии и не так давно бытовавших и у украинских гагаузов, во многом напоминают славянские (представления о домовых, русалках и т. п.). Семейные обряды отражали поверья, связанные с земледельческой культурой.

Караимы

Караимы — немногочисленная народность, представители которой живут в основном в Советском Союзе (по переписи населения 1959 г., в СССР насчитывалось 5727 караимов). Караимы живут в городах и сельских местностях главным образом Крыма, Литовской ССР и Украинской ССР.

Караимами первоначально называли исповедовавших религиозное вероучение караимизма (секта иудаизма, отвергающая Талмуд), впоследствии этот термин стал этнонимом, который распространился на всю народность.

Караимы происходят от древних тюркских племен, входивших в VIII—X вв. в состав Хазарского каганата, которые после его распада поселились в Крыму. В XI—XVIII вв. караимы жили преимущественно в горной части Крыма, в районе крепости Чуфут (Чуфт-Кале). В конце XIV в. литовский великий княь Витовт во время одного из своих набегов на Крым вывез в Литву несколько сот семейств караимов и расселил их по соседству со своей столицей Тракай. Некоторое время спустя группы караимов поселились также в районе Галича и Луцка.

Крымские караимы, расселившиеся после присоединения Крыма к России в 1783 г. на побережье полуострова, занимались земледелием, виноградарством и ремеслами. Основным занятием литовских караимов было земледелие и разведение бахчевых культур.

В конце XIX — начале XX в. среди караимов наблюдалось классовое расслоение. Появилась значительная прослойка торговцев и предпринимателей, интеллигенция, рабочие.

Октябрьская революция уравняла в правах караимов, живущих в Крыму, с другими народами России, открыла перед ними широкие возможности всестороннего культурного развития. Такие возможности от- крылись и перед караимами Литвы после того, как там была провозглашена Советская власть и Литва добровольно вступила в Советский Союз,

В прошлом материальная культура и быт караимов находились под большим влиянием местных культур — татарской в Крыму и литовской в Литве. В дальнейшем на них оказывала большое влияние русская культура. Значительная часть караимов пользуется в быту русским языком, а живущие в Литовской ССР также литовским. По данным переписи населения 1959 г., 82,7% караимов назвали родным русский язык. По своей хозяйственной деятельности и материальной культуре они не отличаются от окружающего местного населения. Сохранился фольклор караимов, отражающий их историческую связь с хазарами.

Этнографические очерки народов, которые населяют страны Зарубежной Европы и в пределах СССР представлены лишь сравнительно небольшими группами, содержатся в соответствующем томе настоящей серии «Народы мира»1. Приведем сведения об их численности и расселении.

Поляки (1380 тыс. человек, по переписи 1959 г.) живут на юго- востоке Литовской ССР и на северо-западе Белорусской ССР; значительные группы их имеются также в западных областях Украинской ССР. Поляки живут большей частью смешанно с литовцами, белорусами и украинцами; многие их группы считают своим родным языком русский (свыше 203 тыс. человек), украинский (276 тыс.), белорусский (около 263 тыс.) и имеют переходное самосознание.

Болгары обитают главным образом в Одесской, Запорожской и в небольшом числе в Кировоградской и Николаевской областях Украинской ССР. Небольшие группы болгарского населения имеются в Казахской ССР и на Северном Кавказе. Общая численность болгар в СССР составляет 324 тыс. человек, в том числе в Украинской ССР 219 тыс.

Греки, общая численность которых в СССР составляет 310 тыс. человек, живут в значительной части (104тыс., по данным переписи 1959 г.) в Украинской ССР, главным образом в Донецкой обл. Среди греков Украины подавляющее большинство (около 93 тыс.) считает своим родным языком русский и только немногим более 8 тыс. — греческий.

Венгры (155 тыс. человек) и румыны (106 тыс. человек) живут в западных районах Украинской ССР (венгры — в Закарпатской обл., румыны — в Закарпатской и Черновицкой). Чехи (25 тыс. человек) и словаки (14,5 тыс. человек) расселены также преимущественно на Украине. Албанцы (5 тыс. человек) живут в Одесской и Запорожской областях Украинской ССР. Переписью населения 1959 г. зарегистрировано в СССР 5 тыс. «югославов», большей часть это сербы, живущие на юге Украинской ССР.

Остановимся несколько подробнее на этнической истории греков, болгар, албанцев, которые, так же как и упоминавшиеся выше гагаузы, являются потомками переселенцев с Балканского полуострова, пришедших в Россию частично в XVIII в., но главным образом в XIX в. Это переселение было следствием политического положения на Балканах и русско-турецких войн (1787—1791, 1806—1812, 1828—1829, 1853—1855 гг.), вызывавших значительное передвижение населения. Христианское население, угнетаемое и беспощадно ограбляемое правительством Османской империи, видело в России своего освободителя от многовекового турецкого гнета. Оно снималось с места и массами уходило вслед за русской армией.

Раньше других, еще до XVIII в., на юге России стали возникать греческие поселения. Наиболее же интенсивная греческая имиграция в южные степные районы Украины приходится на вторую половину XVIII в., когда русское правительство использовало греческих поселенцев для пополнения военных гарнизонов, а затем и для экономического освоения Новороссии. В русско-турецкой войне 1768—1774 гг. греки-повстанцы Греции сражались на стороне России, а по окончании войны значительная часть их поселилась в Крыму. Новые греческие военные поселения близ Балаклавы были основаны в 1784 г. В конце XVIII в. русское правительство вывело часть греков — торговцев и ремесленников из Крыма и расселило их в районе вновь основанного города Мариуполя (ныне г. Жданов, Донецкой обл.). Греческая колонизация юга Украины продолжалась и позже, в частности в 1794 г. после основания г. Одессы и в 1820-х годах в связи с греческой революцией и последовавшей за нею греко-турецкой войной.

К началу XIX в. греческие поселения утратили военное значение. Греческие колонисты Таврической, Херсонской и Одесской губерний занимались земледелием, торговлей, ремеслами.

Еще в Крыму греки, населявшие степные районы и побережье, восприняли татарский язык (их называли «греки-татары». Другая часть, жившая в горных областях, сохранила свой язык — диалект новогреческого. Эту группу именовали «греки-эллины». В настоящее время родной язык сохранили в основном потомки этой последней группы.

О поселении болгар на юге России первые официальные данные относятся ко второй половине XVIII в. В этот период, как и позже — в XIX в., направления эмиграции были различны: в Буджакские степи (южная часть Бессарабии), в район Одессы и в Крым. Однако юг Бессарабии оставался основным местом, куда стекались беженцы из северных районов Болгарии (особенно после 1812 г., когда Бессарабия вошла в состав России). Из северо-восточной Болгарии вместе с болгарами переселялись албанцы и гагаузы.

Колонисты получали от русского правительства земли и основывали колонии. Они занимались земледелием, виноградарством и виноделием, овцеводством, в меньшей степени — торговлей и ремеслом.

В 1856 г., когда по Парижскому трактату южная часть Бессарабии была присоединена к княжеству Молдова, находившемуся в вассальной зависимости от Турции (в 1859 г. княжества Молдова и Валахия объединились и стали именоваться Румынией), христианскому населению Бессарабии было разрешено перейти в Россию. К этому времени среди колонистов стала ощущаться острая нехватка земли, поэтому часть их охотно двинулась в Россию на слабо заселенные земли Южной Украины. Это переселение состоялось в 1860—1862 гг.

Русское правительство было заинтересовано в заселении и экономическом освоении степных пространств Северного Причерноморья и Приазовья (Новороссия). Поэтому именно сюда направило оно поток переселенцев из южной Бессарабии.

Первое время после переселения в Россию главное место в хозяйстве колонистов занимали овцеводство и виноградарство. Хлебопашество (озимая пшеница) приобрело значение в конце XIX в., когда начали появляться первые сельскохозяйственные машины, а пшеница стала пользоваться большим спросом на рынке.

карта

Хозяйственные связи болгар, гагаузов, албанцев Причерноморья и Приазовья между собой и с живущими в тех же местах украинцами и молдаванами сближали все эти этнические группы и в культурном отношении. Определенную роль играло при этом и общее вероисповедание — православие. Такое обстоятельство наложило отпечаток и на языковые связи: подавляющая часть мужского населения в первой четверти XX в., кроме родного языка, знала языки соседнего населения.

Болгары, численно превосходившие остальных колонистов, имели большую потребность в знании русского языка: они скорее, чем их соседи, восприняли русскую культуру и утратили многие самобытные черты культуры и быта. Албанцам и молдаванам, вкрапленным отдельными селами в болгарский массив, необходимо было знать болгарский язык. Гагаузы, рассеянные по всему югу Таврической губ., вступали в тесное общение и с болгарами, и с албанцами, и с молдаванами, усваивая их язык и материальную культуру. Однако процент смешанных браков в этом многонациональном районе был невелик.

После Великой Октябрьской социалистической революции и установления Советской власти судьбы этих народов резко разошлись. Население Одесской, Херсонской, Таврической губерний и Новороссийского края стало гражданами Советского Союза, а население Бессарабии, в 1918 г. незаконно отторгнутой от Советского Союза, оказалось под властью румынских помещиков и буржуазии.

После воссоединения Бессарабии с Молдавской республикой (1940 г.) бурным темпом развернулось социалистическое строительство. Пострадавшее во время Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) и временной оккупации население этого края — юга Молдавии и Одесской области Украинской ССР — с помощью советского народа под руководством Коммунистической партии и Советского правительства восстановило народное хозяйство, осуществило коллективизацию сельского хозяйства и ныне активно участвует во всех областях хозяйственной, общественной и культурной жизни Советской страны.