Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Евреи: краткая характеристика
Этнография - Народы Европейской части СССР

Кроме народов, рассмотренных в предыдущих главах настоящего тома, в Европейской части СССР живет значительное число других народов. К ним относятся евреи и цыгане, расселенные почти по всей территории и не образующие нигде компактных этнических ареалов, а также ряд народов, расселение которых ограничено отдельными небольшими областями. Для двух из этих народов — гагаузов, живущих в южной Молдавии и некоторых областях Украины, и караимов, небольшие группы которых живут преимущественно в Литовской ССР и в Крыму,— СССР является основным местом обитания. В Европейской части СССР живут также отдельные группы народов (поляки, болгары, венгры и др.)? основная масса которых расселена за пределами СССР.

Евреи

Название народа «евреи» по традиции производят от древнееврейского слова «ибри» — потомки Эбера, легендарного родоначальника. Позднее, особенно в странах зарубежной Европы, распространился термин «иудей», означающий жителя древнееврейского государства Иудеи, находившегося в южной части Палестины. Отсюда произошло и наименование ортодоксальной еврейской религии — иудаизм. По данным 1959 г., евреев на территории Советского Союза насчитывается 2268 тыс. человек, в том числе в Европейской части СССР — около 1,9 млн. Из этого числа на Украине живет 840 тыс., в Белоруссии — 150 тыс., в Молдавии — 95 тыс., остальные преимущественно в Европейской части РСФСР. Основная масса евреев живет в крупных городах.

Древнееврейский язык лишь частично сохранился у старшего поколения евреев СССР как язык культа и религиозной литературы. Народным языком евреев СССР считается йидиш, в его основе лежит одно из средневековых восточных средненемецких наречий Германии. На территории CICCP в йидише выделяются два диалекта: белорусский и украинский. Для огромного большинства евреев Советского государства родным языком стал русский и во многих еврейских советских семьях говорят только по- русски. По данным переписи населения СССР 1959 г., 76,4% всех евреев назвали своим родным русский язык и 17,9% — еврейский (йидиш).

На территорию, которую ныне занимает Советский Союз, евреи впервые появились еще в эпоху формирования Киевской Руси. В X в. они жили преимущественно в Киеве, куда переселялись из крымских греческих колоний и из хазарских областей. Верхушка хазарского общества исповедовала в то время иудаизм, и в землях хазар бывали еврейские миссионеры и путешественники. В массе евреи на территории России появились лишь после раздела Польши в XVIII в., когда в России отошли часть польских земель и Литва, где было довольно значительное еврейское население. Здесь евреи, как и многие другие национальные меньшинства царской России, оказались на положении угнетенной и бесправной национальной группы. Особенно резко это сказалось в 1796 г., когда была введена «черта оседлости». Евреям разрешалось селиться лишь в некоторых губерниях Западной и Южной России, преимущественно в мелких городах и местечках, где основными их занятиями стали ремесла (портняжное, сапожное и т. п.) и мелкая торговля. Лишь в западных губерниях царской России часть евреев получила возможность заниматься земледелием, огородничеством, работать на фабриках, преимущественно в качестве чернорабочих.

Политика изоляции и антисемитизма, проводившаяся царским правительством, способствовала сохранению у некоторой части евреев средневековых общественных институтов и прежде всего еврейской общины (кагал). Община выступала в качестве защитника своих членов от притеснений царских чиновников, занималась благотворительностью, имела свой суд (бетдин), где дела решались по древнееврейскому каноническому праву. Каждый ее член чувствовал себя как бы под защитой соплеменников; отлучение от общины (херем) воспринималось как величайшее несчастье. В условиях разжигавшейся царскими властями национальной розни изгнанный из общины попадал в чужую, враждебную ему среду и часто был обречен на гибель.Боязнью отлучения пользовалась зажиточная верхушка общины, эксплуатировавшая еврейские массы и державшая их в полном подчинении. В этом ее всячески поддерживали местные раввины, к которым еврейское население обращалось за всевозможными советами. Институт раввинов был даже узаконен царским правительством. Так называемые казенные раввины получали некоторые юридические полномочия и выступали в качестве посредников между общиной и государственной властью при разборе тех или иных дел. Все это способствовало замкнутости еврейской общины и еще больше усугубляло бесправное положение еврейского населения, среди которого начало расти недовольство. В 70-х годах XVIII в. оно вылилось в своеобразное реформаторское движение — хасидизм, направленное против засилия раввината. Хасиды выступали против книжной религии и раввинской «учености». По их представлениям, главное заключалось в общении с богом, но это было доступно не всем, а только избранным. Это религиозно-мистическое движение было особенно распространено в Юго-Западном крае. Однако цадики так же, как и раввины, жестоко грабили еврейскую бедноту.

Развитие капитализма в России и связанное с ним обнищание широких народных масс отразились и на положении еврейского населения. Ремесленники и мелкие торговцы стали разоряться и пополнять ряды российского пролетариата, вместе с которым они включились в политическую борьбу за свои права. В свою очередь среди еврейской буржуазии и интеллигенции появилось реакционное течение — сионизм. Сионисты пропагандировали переселение евреев в Палестину и создание там якобы надклассового государства. Они стремились оторвать еврейские народные массы от революционной борьбы российского пролетариата. Влияние буржуазного национализма отрицательно сказалось и на деятельности еврейской рабочей организации «Бунд». В 1898 г. на I съезде РСДРП она вошла в ее состав, но в 1903 г. на II съезде вышла из состава партии, так как съезд отказался признать Бунд единственным представителем еврейского пролетариата. Скатившись на позиции буржуазного национализма и изменив делу рабочего класса, Бунд в конце концов сомкнулся с сионистской организацией. Его вляние на еврейский пролетариат упало. Основная масса еврейских рабочих и полупролетарских элементов пошла за большевиками.

Стремясь нанести удар растущему пролетарскому движению, царское правительство всячески разжигало национальную рознь, в частности по отношению к евреям. За многочисленными еврейскими погромами последовала организация в 1908 г. нашумевшего дела Бейлиса, основанного на обвинении евреев в ритуальном убийстве.

Бытовые особенности еврейского населения в прежнее время были в значительной мере обусловлены как религиозными предписаниями иудаизма, так и тем положением, которое евреи занимали в царской России. В отдельных городах они поначалу стремились селиться поближе друг к другу, создавая особые еврейские кварталы. Впоследствии это положение было узаконено, и больше того — евреям запрещалось селиться вне этих кварталов. Создалось еврейское гетто, в котором основная масса населения жила в условиях чрезвычайной скученности и нищеты.

Весьма строгими были религиозные запреты в отношении пищи. Она делилась на две категории: кошер (дозволенная) и трефа (недозволенная); в ортодоксальной еврейской среде недозволенная пища (свинина, мясо зайца, угри и т. д.) не употреблялась. Посуда, в которой приготовляли мясную пищу, не должна была даже стоять рядом с посудой, в которой готовили молочные кушанья.

В период капитализма, когда значительная часть еврейской бедноты пополнила ряды российского пролетариата, быстро пошел процесс ассимиляции еврейского населения с окружающими народами, особенно с русскими. Это сказалось на бытовых особенностях евреев, их старые обряды и обычаи стали довольно быстро исчезать.

Коренным образом положение евреев изменилось после Великой Октябрьской революции. Были уничтожены унизительные ограничения в отношении евреев, и они стали полноправными гражданами великой Страны Советов. Им был открыт доступ к образованию и к участию во всех отраслях производства. Евреи СССР получили свою автономию: в 1936 г. в Биробиджане была создана Еврейская автономная область.

Экономический и культурный рост Страны Советов, подъем материального благосостояния всех советских народов способствовали тому, что еврейское население освободилось от старых предрассудков и влияния иудейской религии. Немалую роль в этом сыграли и смешанные браки, которые до Октябрьской революции были крайне редки. В быту советских евреев в наши дни уже трудно найти специфические черты, присущие только еврейскому народу.

Большой урон понесло еврейское население СССР во время Великой Отечественной войны вследствие человеконенавистнической расовой политики немецких фашистов, уничтоживших сотни тысяч евреев.