Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Фольклор и литература молдаван
Этнография - Народы Европейской части СССР

За годы Советской власти огромных успехов достигли народное образование и наука. К 1940 г. в Молдавской АССР уже каждое село имело свою школу, в республике работало несколько техникумов и три высших учебных заведения: сельскохозяйственный, педагогический и учительский институты. На территории Бессарабии к моменту ее воссоединения с СССР имелось лишь 35 гимназий и одна общественная библиотека. Совсем не было средних специальных и высших заведений и научно- исследовательских учреждений. В 1913 г. в Бессарабии было издано лишь несколько десятков книг мизерным тиражом. Народ в подавляющем большинстве оставался абсолютно неграмотным.

В наши дни в Молдавской ССР врюду полностью ликвидирована неграмотность населения. Все дети обучаются в начальных и средних школах. Преподавание в большинстве школ ведется на родном языке, русский язык является в них обязательным предметом. Но есть и русские школы. Особенно следует отметить организацию обширной сети общеобразовательных и специальных учебных заведений для взрослого населения. В Молдавии это имеет очень важное значение, так как в годы Великой Отечественной войны дети школьного возраста не имели возможности учиться.

К 1964 г. в республике было 1840 школ, 37 средних специальных и высших учебных заведений, 54 научно-исследовательских института, есть своя Академия наук. Наука в Молдавии развивается в разных направлениях: в области плодоводства и виноградарства, почвоведения, математики, химии, гуманитарных наук (лингвистика, филология, история, археология, этнография) и др.

В городах и селах работает 1568 клубов и домов культуры, 1955 биб^ лиотек. В среднем ежегодно выпускается около тысячи наименований книг, общий тираж которых исчисляется миллионами экземпляров. Литература, как и периодическая печать, выходит на молдавском и русском языках.

Результаты этой подлинно культурной революции не замедлили сжа^ заться, теперь в Молдавии насчитывается около 100 тыс. учителей, врачей, агрономов и других квалифицированных специалистов.

Фольклор и литература

Традиционный фольклор молдаван в значительной части является общим с румынским. Еще в эпоху существования дунайских княжеств, в исторической и духовной жизни которых было много общего, отдельные произведения фольклора складывались и совершенствовались в процессе одновременного бытования в обоих княжествах. В результате, многие произведения народного творчества, возникшие на территории старого молдавского княжества, вошли органической частью в нацио-. нальные сокровищницы и современных молдаван, и современных румын. Вместе с тем в различных художественных жанрах прослеживается взаи-^ мосвязь молдавского народного творчества с русским, украинским и южнославянским.

Различные фольклорные тексты сопровождают календарные обычаи.к К рождеству и кануну Нового года приурочено исполнение колядок- (колинде) — стихотворных декламаций (отдельные колядки поются). В них выражаются пожелания благополучия хозяину дома и изобилия в наступающем году. Строится колядка в виде аллегорического рассказа об удач-- ной охоте, пастушеских и земледельческих занятиях идеализируемого (или изображаемого юмористически) охотника, чабана, пахаря. Гиперболизм деталей подчеркивает значительность (или комическую несообраз-- ность) действий героя. Имеются колядки исторического содержания, отражающие борьбу с иноземными нашествиями. Связь колядок с хозяйством и основными занятиями крестьянства подтверждают образы необыкновенного вола, чудесного плуга, изготовленного непревзойденным кузнецом.

К кануну Нового года приурочено наибольшее количество народных массовых действ. Вопреки настойчивости, с которой насаждались цер-~ ковью религиозные пьесы (например, «Ирозий» — о рождении Христа) наиболее популярными оставались выступления ряженых (маски козы, оленя, журавля) и представления народных пьес о богатырях Новаке, Груе, гайдуках Бужоре, Жиане и др. Это своеобразные музыкальные пьесы, где стихотворные диалоги перемежаются с песенными, а конечная победа героя над турком («арапом») или господарем сопровождается общим веселым танцем.

Богато представлена у молдаван обрядовая поэзия. Песнями сопровождался праздник Русалий, во время которого исполнялись обряды папаруда и скалоянул, якобы помогающие предотвратить засуху. С песнями проводились увеселения после уборки урожая.

Свадебный фольклор состоит из поэтических декламаций, приуроченных к определенным церемониям: орацие де пецит — приветствие при сватовстве, в котором варьируется иносказание «охотники ищут козочку»; поклоане — обращение при поднесении подарков невесте, конокэрия — приветствие посланцев жениха к невесте, ертэчуня (буквально: прощание) — просьба благословить молодых. Среди свадебных лирических песен трогателен плач невесты; в прошлом в этой песне часто выражалось горе девушки, выдаваемой за немилого ей богача. Особый вид составляли застольные песни, исполнявшиеся на свадьбе за большим столом (маса маре) и на других торжествах.

Трагически звучали свободно импровизируемые плачи бочете по умершим близким.

В фантастических сказках молдаван развиваются сюжеты, известные и у других народов, но в передаче их ясно ощущается местный колорит. Излюбленный персонаж сказок —Фет-Фрумос (букв.: красивый внук или сын). Это имя часто служит вторым именем, даваемым герою за мужество и-доблесть. Такое имя носят, например, Ионикэ, освободивший из темницы солнце, похищенное драконом, и И ляна Косынзяна, любимая народом добрая красавица. В столкновениях со злом и несправедливостью, в поединках со змеями, злыми колдуньями и ведьмами героям помогают Дже- риле (Замерзающий), Сэтилэ (буквально: Жаждущий; ср. русск. Опивало), Флэмындзилэ (Голодающий; ср. русск. Объедало), Стрымбэ-лемне (буквально: Гнущий деревья), Сфармэ-пятрэ (Крошащий камни) и др.

Популярные персонажи бытовых сказок — Пэкалэ и Тындалэ. Пэкалэ — находчивый шутник; его имя происходит от глагола а пэкэли — обхитрить, подшутить. Тындалэ —добродушный весельчак. Эти герои —родные братья восточного Ходжи Насреддина, русского бывалого солдата или хитреца-мужичка, хитрого болгарского Петра. Они воплощают остроумие и сметку никогда не унывающего бедняка-крестьянина. Хитрому Пэкалэ особенно нравится поиздеваться над глупым боярином: заставить его всю ночь простоять в лесу в ожидании обещанного «чуда», оставить его без брички и т. д.

Героический эпос представлен в молдавском фольклоре «войницкими» (богатырскими) и гайдуцкими песнями. Это развернутые (до тысячи стихов) тексты, объединяемые иногда под термином кынтече бэтрынешть (буквально: старинные песни; ср. русск. старина, былина). Древнейшую тему (например, борьбу с враждебными силами природы, героическое сватовство) донесли до нас сказания о победе богатыря Иорго- вана над змеем-людоедом, о покорении витязем лесной «дикой девушки из Днестровских кодр». В период с XIV до начала XVI в. сложилось много героико-эпических поэм об отражении турецких и татарских нашествий. К их числу принадлежат песни о Станиславе и Вылкане, противостоящих туркам на Дунае, о Дончилэ, богатыре-сидне, выходящем на бой с татарским Мырзаком (ср. образ Дятчила в южнославянском эпосе), и Груе Грозоване, берущем верх над крымским ханом. Сюда же относятся поэмы о Новаке и Груе — героях южнославянского эпоса. В молдавском фольклоре им посвящены самобытные поэмы, в которых их действия приурочены к исторической обстановке дунайских княжеств, где, между прочим, и сражался в 1600 г. предводитель сербских гайдуков Баба Новак.

Социальная тема развивается в поэме о Томе Плимоше, вероломно раненном боярином Маней за неуплату дани с лесов, полей и вод. Истекая кровью, богатырь догоняет и уничтожает врага. Песнь о Томе Плимоше — поэтический отклик на борьбу крестьянства против насильственной экспроприации боярством общинных земель. В эпическом цикле о повстан- цах-гайдуках XVII—XVIII вв., когда особенно усилился боярский гнет, антифеодальная направленность тесно переплетается с патриотической темой —протестом против турецкой неволи («Бадиул и турки», «Михул и господарь Стефан», «Корбя», «Кодряну»). Характерные черты этих поэм — героизация неуловимого народного мстителя и сатира на его врагов.

Не будучи хроникой конкретных происшествий, героические поэмы тем не менее верно отражают патриотический пафос оборонительных войн (а позже — борьбы за уничтожение турецкого ига) и социальных выступлений. Для них характерна гиперболизация обобщения. Исполняют кынтече бэтрынешть народные певцы (лэутаръ) речитативом, сопровождая его игрой на национальных инструментах, к которым относятся кобза, най (аэрофонический инструмент из нескольких трубок разной длины без нижнего отверстия), чимпой (волынка), скрипка. Эпические песни обычно содержат запев (зачин), который повторяется перед каждой новой картиной, рифмующиеся тирады, устойчивую концовку; для них характерно искусное применение ретрадации.

Развернутая повествовательная форма, напевный речитатив свойственны и балладам. Содержание баллад весьма разнообразно. Многие построены на олицетворении природы. Такова, например, баллада о трагической любви Солнца и Луны. Олицетворялись даже болезни. Известна баллада о том, как неподражаемый мастер Маноле замуровал в каменную кладку свою жену, чтобы успешно завершить строительство церкви необыкновенной красоты. Среди баллад на темы пастушеской жизни особенно выделяется «Миорица», которую справедливо относят к шедеврам народного словесного искусства.

Некоторые баллады имеют характер исторического повествования. Например, в балладе «Илинкуца» дан замечательный образ девушки, которая предпочла смерть в морских волнах турецкому полону.

У молдаван хорошо развит жанр исторических песен. Если песни о Стефане III (умер 1504 г.) представляют лишь предысторию этого жанра, то тексты конца XVIII—XIX вв. свидетельствуют о его расцвете. Это песни об известных гайдуцких вожаках Бужоре, Дарие, Тобултоке, о славных русских воинах и полководцах, участниках русско-турецких кампаний конца XVIII в. (тексты о Хотине, Потемкине), об Отечественной войне 1812 г., движении Тудора Владимиреску в Валахии, о Крымской войне, о штурме и взятии Плевны. Исторические песни, созданные в начале нашего столетия, отражают события японской и первой мировой войн. Много песен посвящено революционным восстаниям, в них воспеваются события революции 1905—1907 гг., Октябрьской революции, подвиги Г. И. Котовского, Татарбунарское восстание, направленное против румынских помещиков.

К числу древнейших принадлежат трудовые песни («Полевая», «Пастушеская»), интонируемые без слов (повторяется тра-ла-ла) и отличающиеся простотой мелодической структуры. Много песен было в прошлом о тяжелой жизни и борьбе против угнетателей, о радостях и горестях любви, о предпочтении красоты богатству. Среди них особое место принадлежит дойнам. Известны дойны вокальные и инструментальные.

Вокальные дойны — это протяжные, односоставные омофонические песни лиро-эпического характера; им свойствен весьма развитый напев. Образцами могут служить дойны о борьбе с турками, монолог- обращение гайдука к верному другу лесу, дойна о батраке, мечтающем расправиться с боярином и мироедом-чокоем.

Инструментальная дойна состоит из двух частей, обычно контрастирующих между собой. Живость, оптимистичность, близость к быстрой танцевальной мелодии отличают вторую часть от первой, гораздо более плавной.

Антимилитаристскими мотивами насыщены рекрутские и солдатские песни старого времени. Широко были распространены сатирические и юмористические песни.

С древних времен получили развитие стригэтуры — восклицания в стихах, сопровождающие, как правило, танец. Известны стригэтуры сатирического, юмористического, дидактического содержания (о чинов- нике-взяточнике, о ленивом муже, засыпающем с косою в руках, об уродливой дочке богача, которая спотыкается о собственный нос). Стригэтуры активно развиваются и в настоящее время, чему способствует влияние частушек.

Ряд жанров и видов народного творчества молдаван ныне исчезает из живого бытования. Таковы архаические по своей образности эпические поэмы, фантастические сказки. Коренные изменения жизни и мировоззрения народа обусловили исчезновение заговоров и заклинаний,, постепенное угасание традиций обрядовой и календарной поэзии. Вместе с тем ряд художественных жанров продолжает полнокровно развиваться (лирика, пословицы, загадки, сказы, анекдоты).

Среди народных певцов широко популярен в настоящее время А. П. Чолак, чьи песни о четырех советских воинах — победителях океана, о первых спутниках и космонавтах широко известны в республике и часто исполняются по радио.

Значительных успехов в наше время достигла молдавская литература, прошедшая многовековую историю. До XVII в. литература как в Молдавии, так и в Валахии была на церковно-славянском языке. В XVII в. в Молдавии появились первые историки своей земли, такие как Григорий У реке, Мирон Костин и другие, начавшие писать на родном языке. Турецкое иго неблагоприятно отразилось на начавшемся процессе создания собственной литературы в Молдавии. В это время наибольший интерес представляли различные повести, переведенные с греческих или славянских оригиналов. В начале XVIII в. выделилась фигура ученого —просвещенного молдавского господаря Дмитрия Кантемира, посвятившего свою жизнь борьбе за освобождение родной страны с помощью России от турецкого ига. После Прутского похода Петра Первого он остался в России и продолжал здесь свою научно-литературную деятельность. Он оставил ряд произведений исторического и географического характера, из которых особенный интерес представляет «Описание земли молдавской».

В XIX в. молдавские писатели начали собирать и использовать в своих произведениях богатые фольклорные сюжеты. Важнейшую роль в этом отношении сыграл Василий Александри, собиратель и первый издатель народных молдавских песен, много содействовавший развитию народной музыки и оформлению литературного языка. Необходимо отметить и талантливого новеллиста и повествователя Иона Крянгу, черпавшего сюжеты своих повестей главным образом из народного быта молдаван.

В великой братской семье народов Советского Союза искусство и литература Молдавии получили возможность творческого развития. Особенно это сказалось после перевода алфавита с латинской графики на русскую.

Из произведений молдавских писателей широкой популярностью поль , зуются рассказы И. И. Канна, А. Лупана, И. Истру, стихи лауреата Государственной премии Е. Н. Букова. Московскому зрителю хорошо знэikomo имя Иона Друцэ, прозаика и драматурга, комедия которого «Каса маре» идет на столичной сцене. Молдавская советская литература полно и ярко раскрывает глубокие изменения, произошедшие в жизни молда- *ван, прославляет героев труда, воспевает расцвет своей республики.