Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общественная жизнь и здравоохранение молдаван
Этнография - Народы Европейской части СССР

Общественные формы быта молдаван в прошлом мало изучены, и сведения о них фрагментарны. В общественной жизни села большую роль играли сельские сходы, решавшие вопросы внутренней жизни по законам обычного права. Засилие небольшой группы богатеев на этих сходах оставляло основную массу сельских тружеников абсолютно бесправными. «С сильным — не борись, с богатым — не судись» — было одним из основных законов сельской жизни. Большое значение не только в семейной, но и в общественной жизни села имела религия. Духовенство, пользуясь почти абсолютной неграмотностью молдавского крестьянина, поддерживало произвол, царящий в селах, и способствовало развитию всевозможных невежественных представлений.

Многочисленные праздники, связанные со «святыми днями», отвлекали крестьян от работы и способствовали распространению пьянства.

В последней четверти XIX в. крестьяне отмечали около 130 дней в году (включая воскресенья) как праздничные и запретные для работы. В начале XX в. количество общепринятых нерабочих дней несколько сократилось, но все еще имели силу различные запреты в отношении отдельных дней недели, основанные на распространенных суевериях и приметах.

В страдную пору крестьяне на протяжении одной недели, с 15 по 22 июля, отмечали четыре праздника и воскресенье. Работать в эти дни считалось «грехом». Большая часть праздников и нерабочих дней приходилась на лето. Так, с Петрова дня (конец июня) до Покрова (1 октября) было 14 праздничных дней, в совокупности с 12 воскресными они составляли 26 нерабочих дней. Таким образом, из трех месяцев, наиболее занятых сельскохозяйственными работами, выпадало около месяца. Потерянное время наверстывалось напряженной работой в будни, в которой принимала участие вся семья, от мала до велика.

У молдаван долго сохранялись некоторые дохристианские представления, нашедшие отражение, например, в народном сельскохозяйственном календаре. Конкретные его формы сложились уже под сильным влиянием христианской религии , которую духовенство умело приспособило к древним верованиям. Старые божества народного, календаря были осмыслены как церковные святые, и в день, посвященный данному святому, выполнялись традиционные обряды. Хотя эти обряды часто не имели ничего общего с ортодоксальными христианскими представлениями, церковь брала их на вооружение и тем укрепляла свое влияние на народ.

Молдавский земледельческий календарь имеет много общих черт со славянской календарной обрядностью, под непосредственным влиянием которой он формировался. А так как осмысление этой обрядности в дальнейшем проходило под влиянием общей религии, то черты близости в этом элементе культуры у молдаван и славян проступают особенно отчетливо. Исследователь молдавского земледельческого календаря П. Сырку отмечал, что у молдаван нет ни одного праздника, который не встречался бы у славян. Отдельные святые связывались с определенными видами хозяйственной деятельности. Так, земледельцы молились св. Герману, пастухи —св. Георгию, рыболовы —св. Алексею Тепля и т. д. К помощи святых обращались при различных обстоятельствах. Девушки, желавшие выйти замуж, молились Андрею Первозванному, женщины, с которыми жестоко обращались мужья,— св. Гурию.

До установления Советской власти в большинстве сел Молдавии не было ни школ, ни больниц, зато в каждом селе имелась корчма, а иногда и не одна. Здесь молдавский крестьянин знакомился с событиями, происходящими в мире, которые часто передавались в совершенно искаженном виде. Здесь «удовлетворялся» его общественный интерес и формировалось общественное мнение. Огромным событием в жизни крестьян были ярмарки как сельские, так и в близлежащих городах, устраиваемые по большим праздникам. На ярмарках, особенно городских, встречались люди из разных сел и, знакомясь друг с другом, обменивались новостями. Особенную радость эти ярмарки доставляли сельской молодежи, которая могла здесь развлекаться, посмотреть заезжих артистов, цирковые представлена!.

Социалистические преобразования молдавского села привели и к коренным изменениям общественной жизни. Это прежде всего ощущается в росте общественного сознания у каждого колхозника. Он стал подлинным хозяином новой жизни и считает себя ответственным не только за то, что происходит в его доме, но и в его колхозе, в его селе. Ликвидация неграмотности и повышение культурного уровня сельского населения Молдавии способствуют освобождению трудящихся от религиозного гнета и темноты. Атеизм все глубже проникает в создание людей и помогает становлению нового, материалистического мировоззрения. Молодежь, воспитанная в советское время, уже почти полностью отошла от религии. Но у представителей среднего и особенно старшего поколения молдавских крестьян влияние религии еще ощущается. Однако с каждым днем оно становится все менее заметным. Коллективный труд, широкое привлечение трудящихся к решению различных проблем, связанных с общими задачами страны, повышают общественное самосознание.

Большое значение в борьбе с пережитками прошлого имеет активное участие женщин в производстве и общественной жизни. Забитая и неграмотная в прошлом, молдаванка стала теперь полноправным членом социалистического общества. Тысячи женщин являются высококвалифициро- . ванными специалистами, успешно работающими во всех областях народного хозяйства республики. Свыше 3 тыс. женщин отмечено правительственными наградами за доблестный труд, 19 женщинам присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Активным проводником новой культуры, нового мировоззрения является молдавская интеллигенция, выросшая и воспитанная в годы Советской власти. В борьбе за новый быт используются различные формы пропаганды.

В последние годы большое распространение получили «клубы девушек». Они организуют всевозможные диспуты и вечера отдыха. К участию в общественной жизни села, которая в прошлом была крайне узкой и замкнутой, теперь привлекаются все слои населения, выработке ее новых форм немало содействуют печать и радио. Большую и многообразную работу проводят женские советы. В круг их интересов входит забота об улучшении деятельности медицинских учреждений, детских садов и яслей, магазинов, мастерских бытового обслуживания. При многих женсоветах существуют секции культуры и быта, воспитывающие эстетические вкусы колхозниц. В некоторых селах (например в Калараш- ском районе) созданы советы стариков, куда входят наиболее уважаемые пенсионеры-колхозники. Совет стариков рассматривает спорные вопросы, возникающие между жителями села, чаще всего внутрисемейные споры. Немаловажную воспитательную роль играют публичные товарищеские суды, на которых рассматриваются антиобщественные проступки. Провинившиеся, чувствуя единодушное осуждение коллектива, стремятся исправить свое поведение.

Общественное сознание, чувство товарищества и дружбы проникают в такие формы быта, где прежде хозяином чувствовал себя лишь родственный коллектив. Это проявляется, например, в помощи при постройке дома или других домашних работах. Если раньше в ней преимущественно принимали участие родственники, то теперь помогают товарищи по бригаде, соседи и каждый старается показать себя лучшим работником.

Чувство коллективизма, сплачивающее тружеников села, выражается и в общественных праздниках, которых в прошлом почти не знали. Ежегодно проводятся бригадные праздники, связанные с Днем урожая, праздники виноградарей, животноводов и т. п. Широкое распространение получили праздники песни. Торжественно отмечаются в коллективах и в семейной обстановке общенародные советские праздники — годовщина Октябрьской революции, 1 Мая, 8 Марта, а также Новый год.

Организаторами борьбы за новую жизнь являются партийные и комсомольские организации села.

Здравоохранение

В досоветское время низкий уровень жизни и бескультурье способствовали распространению среди трудящегося населения Молдавии таких заболевании, как пеллагра, трахома, туберкулез, венерические болезни. Медицинское обслуживание жителеи не удовлетворяло и минимальных потребностей, да и было недоступно большинству населения. Больницы находились преимущественно в городах и изредка в крупных селах. Оборудование больниц было весьма незавидным. Не хватало медицинского персонала. На селе не было ни одного родильного дома, и сельское население вынуждено было прибегать к помощи повивальных бабок. Лечились же у знахарок, преимущественно заговорами и заклинаниями. Все это приводило к тому, что Румыния, куда в то время входила Бессарабия, согласно данным Лиги Наций, стояла на одном из первых мест в Европе по детской смертности. С 1935 по 1937 г. смертность в Бессарабии составляла 23,6%, причем большая ее доля падала на детей.

В наши дни в Молдавии нет ни одного села хотя бы без фельдшерского пункта и родильного дома. Многие села имеют прекрасно оборудованные поликлиники, больницы и аптеки. Кишиневский медицинский институт с успехом готовит кадры высококвалифицированных врачей. Создана учебная сеть по подготовке среднего медицинского персонала. Все это привело к тому, что бытовые болезни, о которых говорилось выше, навсегда ушли из жизни трудящихся Молдавии. Медицинские работники Молдавии проводят широкие профилактические мероприятия по предупреждению различных заболеваний.