Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



История молдаван
Этнография - Народы Европейской части СССР

Молдаване (самоназвание молдовенъ) — основное население Молдавской Советской Социалистической Республики.

Молдавская ССР рекой Днестр делится на две неравные части: меньшую—левобережную и большую—правобережную.

Левобережная Молдавия в географическом отношении неоднородна. Ее северо-западная часть образована южной оконечностью Волыно-По- дольского плато, где лес встречается лишь по долинам рек и балок, чередуясь со степными пространствами. Довольно влажный климат, продолжительная и сухая осень способствуют хорошему вызреванию винограда и благоприятны для озимой пшеницы. Южная часть левобережной Молдавии обладает более сухим климатом и входит в пределы причерноморских злаковых степей. По берегам Днестра встречаются плавни, удобные для скотоводства.

Правобережная Молдавия (Бессарабия) делится на три зоны: Белецкую степь, Кодры и Буджак.Белецкая степь, охватывающая Флорештский, Лозовский и часть Оргеевского района, покрыта мощным черноземным пластом. Кодры — средняя часть Бессарабии, наиболее лесистая, с холмистым рельефом, занимает большую часть Оргеевского района и территорию вокруг Кишинева. Буджак — пониженная степная часть Бессарабии с довольно сухим климатом. Северная часть Буджака покрыта черноземными почвами. В нижнем течении рек встречаются обильные заросли камыша.

Основные реки Молдавии — Днестр с главным притоком Реутом, и Прут, по которому проходит государственная граница СССР с Румынской Народной Республикой. Днестр имеет важнейшее значение в экономике республики. Из других рек можно упомянуть правые притоки Днестра. Икель и Бык, Ботну и реки юга Молдавии — Когильник и Б. Ялпух.

Природные условия Молдавии очень благоприятны для развития высокопроизводительного сельского хозяйства.

По переписи 1959 г., в СССР живет 2214 тыс. молдаван. Наибольшее их число — 1887 тыс.— расселено в пределах Молдавской ССР, 242 тыс.— в УССР, 62 тыс.— в РСФСР и 15 тыс.— в Казахстане. В Молдавской ССР, кроме молдаван, живут и представители других национальностей: украинцы (14,6%), русские (10,2%), а также гагаузы, евреи, болгары, цыгане, белорусы и др.

22% населения республики живет в городах, в сельской местности — 78%,

Молдавская ССР — самая густонаселенная республика Советского Союза (85,6 человека на 1 км2).

Язык молдаван относится к восточной группе романских языков. Он наиболее близок к румынскому. Большое влияние на развитие молдавского языка оказали языки восточнославянских народов — русских и украинцев, с которыми молдаване были тесно связаны на протяжении всей своей истории. Славянский элемент в лексике молдавского языка достигает 40%. В молдавском языке выделяются четыре группы говоров: центральные, северо-западные, северо-восточные и юго-западные.

Краткий исторический очерк

На территории Молдавской ССР уже в глубокой древности обитал человек. Это подтверждается находками каменных орудий труда, относящимися к различным стадиям палеолита и мезолита. Около середины VI тысячелетия до н. э. мезолит уступил место неолиту, памятники которого свидетельствуют о ряде сменивших друг друга культур — от линейно-ленточной керамики, культуры Боян, до завершившей эне- рлит трипольской культуры (3000—1700 гг. до н. э.). В эпоху Триполья стал возможен переход к прочному оседлому образу жизни и земледельческому хозяйству. К концу неолита и началу бронзового века широко распространилось пастушеское скотоводство.

В эпоху Галыптата (1150—450 гг. до н. э.) носителями этой культуры на территории современной Молдавской ССР были оседлые фракийские земледельческие племена, имевшие обширные поселения; по этнической принадлежности и материальной культуре эти племена были весьма близки к основному массиву фракийцев, занимавших Балканский полуостров. В эпоху Латена (конец I тысячелетия до н. э.) фракийские гето-да- кийские племена, обитавшие на территории Молдавии, достигли значительного развития. Появились зачатки железоплавильного и ювелирного ремесел, высокого уровня достигло изготовление лепной керамики, во многих местах возникли хорошо укрепленные цитадели-городища с кольцевыми валами и рвами, наладились широкие обменные связи с греческими, а позже и римскими колониями. Довольно значительное скифское влияние в IV — III вв. до н. э. уступило место все усиливавшемуся влиянию живших на современной территории Румынии родственных фракийцам гето-дакий- ских племен, у которых к этому времени сложились мощные племенные союзы.

Однако и в эпоху Латена на местной материальной культуре населения юго-западных областей нынешней Укрэ ины продолжало сказываться сначала скифское (бронзовые трехжальные стрелы и др.), а позже и сарматское (зеркала, бисер, многие виды керамики) влияние. Наряду с этим местные племена испытывали значительное влияние кельтской и венед- ско-бастарнской культур. Последняя проникла на территорию Молдавии вместе с союзом племен, продвинувшихся в III в. до н. э.с современных территорий Польши и ГДР. Повсеместно распространился обряд трупосожжения, характерный для земледельческих племен, в том числе и для фракийских. В первые века н. э. местное население стало широко применять гончарный круг и гончарный горн, изготовление керамики превратилось в ремесло. Во II в. н. э. выделились в ремесла железоплавильный, кузнечный и ювелирный промыслы. На неукрепленных поселениях, которые еще с конца III в. до н. э. преобладали на территории Молдавии, в течение первых веков н. э. начался частичный переход от больших родовых домов к индивидуальным жилищам малых семей: зимой ими служили полуземлянки, летом — наземные постройки. Распад больших семей был следствием начавшегося разложения родового строя.

В первые века н. э. этнический состав местного населения подвергся сильным изменениям. Завоевание римлянами значительной части территории современной Румынии, создание римского лимеса в непосредственной близости от Молдавии поставили обитавшие здесь племена, и прежде всего коренное непокоренное население — гетов, перед необходимостью отражения римской агрессии. Потребность в защите от грозного врага привела к объединению различных по культуре и этнической принадлежности племен. Значительную роль еще с конца I в. до н. э. на территории Молдавии начали играть сарматские племена, продвинувшиеся из Азии по широкому степному коридору через прикаспийские, приволжские, придонские и прибугские степи к низовьям Днестра, Прута и Дуная. Разбиваясь у берегов Дуная и Серета о твердыни римского лимеса, волны сарматов оседали вдоль его границ, в частности на территории Молдавии, смешиваясь здесь с местными гетскими племенами. В результате этого смешения возникла своеобразная Черняховская культура (II — IV вв. н. э.), в которой наряду с преобладающими гетскими и сарматскими элементами прослеживается определенное влияние римлян, а также греческих городов Северного Причерноморья и пережиточные традиции кельтской культуры. Обнаруживаются в ней и отдельные элементы, привнесенные северной волной великого переселения народов — готами и славянами. Это было время, когда перемешивались между собой не только отдельные племена и роды, но и целые народности.

Создание более или менее прочных союзов из разноэтнических и разнокультурных племен, совместное отражение ими римской агрессии, а также экономические и культурные связи с населением причерноморских римских провинций способствовали дальнейшему развитию социальных отношений и повышению уровня производительных сил. Следы жилых построек, относящихся к концу существования черняховской культуры, свидетельствуют о преобладании малых жилищ над большими, т. е. о широком распространении малой семьи. Все более прочной становилась власть племенных и межплеменных вождей, распространявшаяся не только на военную, но и на другие области жизни. В недрах военной демократии, которая в этот период достигла высшего расцвета благодаря успехам в развитии производительных сил (применение железйых частей пахотных орудий, каменных жерновов, ручных мельниц, совершенствование ремесел и т. д.) и накоплению богатств в результате военных походов, все резче проявлялась социальная и имущественная дифференциация — предвестник разделения общества на классы и образования государства.

Крах Римской империи, наступивший в результате изживания античного рабства как экономической системы, ожесточенная борьба варваров против Рима, восстания рабов и, наконец, опустошительное гуннское нашествие конца IV в. привели к резкой ломке всего уклада жизни на обширных пространствах Восточной Европы и, в частности, на территории Молдавии. Прервались связи с античными центрами, исчезли старые традиции в производстве, связанные еще с влиянием римских провинций и греческих колоний Северного Причерноморья. В конце V — начале VI в. на территории Молдавии, как и во всей Центральной и Восточной Европе, последняя, самая мощная, волна великого переселения народов выдвинула на первое место славянские племена, которым суждено было возглавить борьбу свободного населения Северного Причерноморья против гнета и агрессии наследницы Римской империи — Византии. Все это привело к торжеству новых, более прогрессивных для того времени феодальных порядков.

Славяне заселили Балканский полуостров и обширные пространства Центральной и Восточной Европы, в том числе и территорию Молдавии, основывая многочисленные поселения. Прочный оседлый характер этих поселений, производительное земледельческое хозяйство, основанное на труде свободных общинников, привели к быстрой ликвидации экономических катаклизмов, которыми сопровождалось крушение рабовладельческой формации, к новому подъему экономики и к ассимиляции славянами неславянского населения Молдавии. На основе развития земледелия, различных ремесел и промыслов расширялись старые населенные пункты, создавались целые гнезда славянских поселений, появлялись хорошо укрепленные города с развитым металлургическим, гончарным и другими производствами, ювелирным, оружейным и иными ремеслами.

Славянская материальная культура в Молдавии достигла высокого развития. Широко применялись тяжелый плуг с лемехом, череслом и со- скребом, железные серпы, косы и другие совершенные для того времени сельскохозяйственные орудия, некоторые отрасли хозяйства стали товарными. Значительного развития достигли экономические связи с Византией, западнославянскими и южнославянскими землями и особенно с восточнославянскими племенными территориями. Происходило слияние отдельных славянских племенных объединений в межплеменные союзы, которые, все более укрепляясь, послужили базой для образования ряда славянских народностей и государств, возникших в конце IX—X в. Славянское население северных и центральных районов Молдавии вошло в состав древнерусской народности и древнего русского государства. Славяне же, жившие в южной части и в приморской степной полосе, в X—XI  вв. вошли в состав Болгарского царства на Балканах. На юге Прут- ско-Днестровского междуречья обнаружены поселения, принадлежавшие южным славянам — носителям балкано-дунайской культуры (IX—XII        вв.), которая была широко распространена в низовьях Дуная и по всему Балканскому полуострову. К северу от современного города Бендеры преобладали восточные славяне — тиверцы,— с которыми в середине X в. граничили уличи, переселившиеся с низовьев Днепра в междуречье Буга и Днестра.

Находясь на окраине древнерусских земель, славяне Поднестровья вынуждены были непрерывно отражать набеги кочевников, наступавших с юга и юго-востока из причерноморских степей.

Непрерывные нападения кочевников — печенегов, половцев, а затем и татаро-монголов—в середине XII в. привели к уничтожению многих древнерусских и южнославянских поселений на данной территории. Но славянское население не исчезло. Оно продолжало жить в центральных районах Молдавии под защитой лесного массива Кодр, а частично отступило на север, в земли сильного Галицкого княжества. В период господства Золотой Орды, продолжавшегося до 60-х годов XIVв., здесь возникло несколько городов со смешанным населением и культурой, в которой наряду с местными традициями прослеживается влияние причерноморских и привнесенных татаро-монголами культур завоеванных среднеазиатских городов. Правившие здесь ногайские ханы стремились обособиться от Золотой Орды. Поэтому, беспощадно эксплуатируя местное население с целью создания и укрепления прочного производящего тыла, они содействовали строительству городов — центров ремесла и торговли. Видимо, с конца XIII в. началось проникновение на данную территорию восточнороманского населения из бывших римских провинций на Дунае, в частности из районов Трансильвании и Марамуреша, где восточные романцы испытывали все возраставшее давление со стороны венгров. К концу владычества Золотой Орды продвижение сюда восточных романцев усилилось.

Восточные романцы сложились в результате романизации автохтонного гето-дакийского населения бывшей Дакии (юго-западная Румыния), которая в первых веках нашей эры была завоевана Римом и вошла в качестве провинции в состав Римской империи. Примерно с 600 г. н. э. в процессе этногенеза восточных романцев приняли участие и славяне, жившие на территории Дакии и Балканского полуострова и ставшие существенным компонентом племен восточных романцев. Попав на территорию Молдавии с ее благоприятными природными условиями, в не чуждую этническую среду, это население смешалось здесь с оставшимися славянами и постепенно ассимилировало их. На основе этого процесса и произошло формирование молдавского народа, создавшего в начале второй половины XIV в. свое государство. Его основой было феодальное хозяйство. Преимущественным занятием населения оставались земледелие и скотоводство. Молдаване возделывали просо и пшеницу, занимались виноградарством и виноделием. Из домашних животных разводили овец, крупный рогатый скот и лошадей. Продукты животноводства вывозились за границу. Большое значение имели рыболовство и бортничество.

О религии древних молдаван имеется мало сведений. Д. Кантемир в известном «Описании Молдавии», относящемся к рубежу XVII — XVIII вв., высказал предположение о существовании в прошлом у молдаван скифских божеств. В списке богов, называемых Кантемиром, наряду со скифскими фигурировали и славянские — Перун, Волос, Похвист. Исходя из общего процесса складывания молдавского народа, можно предположить, что на ранней стадии его этнического развития в религии молдаван большую роль играли дакийские и римские дохристианские представления. Но в позднейшей молдавской религиозной мифологии не сохранилось имен ни дакийских, ни римских божеств. В то же время в народе жили имена славянских богов. Святой Василий назывался Волосом. Имя другого бога сохранилось в выражении «ускат ка сварогу» (сухой, как Сварог), где Сварог — бог солнца — выступает как символ засухи. Все это свидетельствует о значительном влиянии славянских представлений на молдаван. Впоследствии культ отдельных божеств в основном был заменен почитанием христианских святых, однако некоторые пережитки древних верований продолжали бытовать еще долго.

В XV в. в процессе дальнейшего развития феодализма продолжалась экспроприация свободных общинных земель. Расширение земельных угодий феодального боярства и монастырей сопровождалось закрепощением крестьянства. С конца XIV — начала XV в. основная масса непосредственных производителей — крестьян делилась на две категории: живущих по «волошскому» праву — лично свободных общинников и живущих по «холопскому», или «татарскому» праву — лично несвободных. «Волош- ское» право сложилось в эпоху, когда крестьяне жили сельской общиной и сробща владели землей. Общиной управляли кнезы, жудэ, или ватманы, в руках которых находилась судебная власть. С отчуждением общинных земель к феодалам перешло и право на труд крестьян, живших на этих землях.

Несмотря на то, что община сохранялась на протяжении всего средневековья, положение частновладельческих крестьян, живших по «волошскому» праву, оставалось очень тяжелым. Номинально они считались свободными и даже имели право уходить от своего владельца, но вследствие непосильных повинностей по существу приближались к положению полностью закрепощенных. Еще более тяжелой оказалась судьба холопов. Эту категорию составляли цыгане и военнопленные татары; они жили по «татарскому», или «холопскому» праву и назывались робъ (рабы). Единственно, чем холопы отличались от полных рабов, это то, что они жили своими домами (салаши), но их могли продавать без земли, и повинности их, даже по сравнению с повинностями остального сельского населения, были чрезвычайно тяжелыми.

Господствующий класс в Молдавии представляли бояре, которые делились на «великих» и «малых», в зависимости от размеров землевладения. Землей (отчина или дедина) они владели наследственно. Наряду с этим старинным боярством возник и развивался класс новых землевладельцев, получивших земли от государства за службу (выслужане). В документах XVI в. встречается уже их новое название — куртени (дворяне). Процесс закрепощения крестьян сопровождался ожесточенной классовой борьбой.

Наибольшего расцвета Молдавия достигла в годы правления Стефана Великого (1467—1505). Этот господарь в союзе с дворянством и городами жестоко подавлял сопротивление оппозиционного боярства, стремясь укрепить единую централизованную власть. Однако успехи его были временными и мощного централизованного государства ему создать не удалось. Мужественная полувековая борьба молдавского народа с одним из сильнейших государств того времени — Турцией закончилась в начале XVI в. при преемниках Стефана Великого поражением молдаван.

В период трехвекового турецкого ига и без того тяжелое положение молдаван усугублялось гнетом фанариотов — лиц греческого происхождения, преимущественно из константинопольского квартала Фонар; они брали у турецкого правительства на откуп право собирать налоги и взимали их с населения в увеличенном размере.

В XVI—XVII вв. значительная часть молдавского крестьянства превратилась по существу в бесправных крепостных, хотя по закону они продолжали оставаться лично свободными. Начиная с XVII в. классовая борьба эксплуатируемых масс города и деревни приняла форму гайдуцкого движения. Гайдуки выступали против местных и иноземных угнетателей, народ видел в них своих освободителей.

Попытки некоторых молдавских господарей, как, например, Дмитрия Кантемира (конец XVII —начало XVIII в.), с помощью России освободить свою страну от турецкого господства не дали результатов. Но за это время окрепли связи между украинским и молдавским народами, которых сближали и территориальное соседство, и общность культуры, и. борьба против общего врага — турок. Украинцы под предводительством знаменитых гетманов — Лободы, Наливайко, Конашевич-Сагайдачного, Богдана Хмельницкого нередко выступали совместно с молдаванами против турок и татар.

После русско-турецкой войны 1806—1812 гг. по Бухарестскому мирному договору большая часть Молдавского господарства (Бессарабия) отошла к России. С этих пор судьбы Бессарабии и Запрутской Молдавии разошлись. Запрутская Молдавия в 1859 г. вошла в состав вновь образованного государства Румынии.

С присоединением к России пустующие земли на юге Бессарабии, разоренные многочисленными набегами татар, стали постепенно заселяться- Сюда бежали из России и Украины крепостные крестьяне, спасаясь от помещичьего гнета. Кроме того, тут появились выходцы из славянских государств Балканского полуострова, спасавшиеся от гнета турок. Здесь были созданы поселения колонистов (болгар, гагаузов, албанцев и др.).

В первой половине XIX в. в Бессарабии в недрах феодального строя начали возникать новые товарно-денежные отношения. Основным объектом торговли была пшеница. Для ведения хозяйства землевладельцы были заинтересованы в деньгах и постепенно стали заменять натуральные повинности денежными. В помещичьих хозяйствах на юге Бессарабии начали применять наемную рабочую силу. Благоприятное влияние на развитие сельского хозяйства Бессарабии оказало установление тесных экономических связей с центральной Россией. Этому способствовала и близость порта Одессы, через который Бессарабия сбывала свои продукты на внешний рынок. Большое развитие получили виноградарство и садоводство. В первой половине XIX в. в Бессарабии возникла промышленность по переработке фруктов.

В классовой структуре молдавского общества этого периода высшую ступень общественной иерархии занимали представители крупного боярства и духовной знати, в руках которых были сосредоточены основные богатства страны. По положению они были приравнены к потомственному дворянству России. Затем шли бояринагии (бояре, не достигшие высших должностей), мазылы (отставные чиновники) и рупташи (потомки мест- ного духовенства). Бояринаши были освобождены от уплаты налогов и исполнения других повинностей и уравнены в правах с личными дворянами России. Мазылыи рунташи платили лишь посемейный налог и были приравнены к однодворцам Центральной России. Следующую социальную категорию составляли резеши. Вначале это были крестьяне- общинники, но в процессе отчуждения общинных земель и имущественного расслоения крестьянства в резешскую общину стали проникать бояре, купцы и зажиточные крестьяне. Захватив земли резешей, они присвоили себе и права, связанные с общинным землевладением. Таким образом, основную массу резешей составляли крестьяне, владевшие землей на основе частной собственности.

Наиболее многочисленную социальную категорию—70% всего населения Бессарабии — составляли крестьяне — царане. Продолжая номинально оставаться лично свободными, они фактически по своему положению приближались к крепостным. Своей земли они не имели, а за право пользования помещичьей или монастырской землей отбывали барщину и несли другие повинности. Наконец, несколько особое положение занимали государственные крестьяне. Эта категория создалась на юге Бессарабии после русско-турецкой войны 1806—1812 гг., когда отсюда были выселены татары и стали оседать различные группы пришлых поселенцев. Своей земли они не имели и селились на казенных землях, но их положение по сравнению с царанами оказалось несколько лучшим, так как они платили только государственные и земские сборы и не несли барщинной повинности.

Присоединение Бессарабии к России дало толчок к развитию ремесленно-мануфактурного производства, а следовательно, и к зарождению рабочего класса. В 1858 г. в Бессарабии насчитывалось 425 кустарных предприятий, численность рабочих доходила до 1200 человек. Однако царское правительство было заинтересовано в сохранении Бессарабии как сельскохозяйственного района, и его политика была направлена не на рост промышленности, а на расширение феодальной эксплуатации крестьян. В 1857 г. число бессарабских предприятий составляло немногим больше 1 % общего числа предприятий России. Несмотря на некоторый рост, ремесленно-мануфактурное производство Бессарабии занимало ничтожное место в общероссийской экономической жизни.

В середине XIX в. общий кризис крепостной системы в России не мог не затронуть и Молдавию. Здесь развитие капитализма в сельском хозяйстве шло быстрее, чем в центральных районах России. В новых условиях развивающегося капитализма выявилась экономическая несостоятельность применения крепостного труда. Пытаясь усилить эксплуатацию царан, помещики довели их хозяйства до полного разорения, что вызвало резкое обострение классовой борьбы. Восстания следовали одно за другим и накануне реформы 1861 г. охватили всю Бессарабию.

В конце 60-х годов XIX в. правительство царской России было вынуждено провести в Бессарабии земельную реформу. 14 июля 1868 г. оно опубликовало положение о реформе. Центральное место в нем занял вопрос о земельном устройстве царан. Положение подтвердило право помещиков на владение землями, принадлежавшими им до реформы, но обязывало помещиков наделить своих царан землей. Царане же должны были нести за это определенные повинности. Земельные наделы выделялись независимо от числа членов семьи и передавались не в общинное пользование, а в посемейно-наследственное с правом выкупа. При этом крестьянин мог и не брать участка, но если выкупал его, то получал право на его продажу. Такой порядок землепользования ускорил процесс расслоения молдавского крестьянства. Более зажиточные скупали земли и превращались в кулаков, а большая часть сельского населения вынуждена была продавать свои наделы и, становясь батраками, попадала в кабалу к помещикам и кулакам. Помещики стремились под любыми предлогами не давать крестьянам земли, вследствие чего некоторые царане остались без наделов.

При разделе земель лучшие участки отошли к помещикам, что создавало необычайно дробную чересполосицу. Во многих местах крестьяне были лишены угодий. В результате уравнительного посемейного наделения землей многим семьям ее не хватало, и царане были вынуждены на кабальных условиях арендовать землю у помещиков. До полного выкупа надела оставались в силе все феодальные повинности. Таким образом, крестьянская реформа в Бессарабии, как и реформа 1861 г. в Центральной России, имела грабительско-крепостнический характер.

В ответ на это уже в 1869 г. вспыхнули крестьянские восстания, но были жестоко подавлены. С 1869 г. на Бессарабию распространились общерусские судебная и земская реформы, а с 1871 г.— городская реформа. Все эти реформы подготовили окончательное превращение Бессарабии, где еще сохранялись некоторые местные особенности в законодательстве, в губернию царской России, что и было оформлено законодательным актом 1873 г.

Капитализм в Молдавии развивался односторонне: даже в конце XIX в. свыше 85% ее населения было занято в сельском хозяйстве и только около 15% —в промышленности, в основном в пищевой, и в торговле. Рабочий класс Молдавии до 90-х годов прошлого века не имел своей организации. Лишь в 1890-х годах под непосредственным влиянием русских политических ссыльных здесь возникли первые рабочие марксистские кружки, положившие начало организованному рабочему движению. К началу XX          в. эти кружки стали объединяться. В 1900 г. в Кишиневе создалась социал-демократическая группа, а в 1902 г.— комитет РСДРП, тесно связанный с Одесским комитетом и руководивший революционным движением рабочих и Крестьян Молдавии. В Кишиневе работала подпольная типография, печатавшая ленинскую газету «Искра». В период первой буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. здесь были организованы всеобщая забастовка и массовая политическая демонстрация (21 августа 1905 г.), жестоко расстрелянная по приказу царских властей.

Однако, несмотря на колониальную политику царского правительства, все же объективно не могло не сказаться прогрессивное значение присоединения Бессарабии к России. К 1912 г., т. е. через 100 лет после присоединения, население Бессарабии увеличилось в 10 раз —до 2,5 млн. человек. Улучшилось судоходство по Днестру и Дунаю, выросла протяженность железных дорог. До присоединения к России Бессарабия не имела своих школ, и даже большинство бояр было неграмотно. В 1912 г. в этом крае уже насчитывалось 56 средних общеобразовательных и специальных школ и 1709 — низших. Но преподавание в них велось на русском языке. К 1913 г. в Бессарабии было более 100 больниц и столько же аптек.

Борьба русского пролетариата и крестьянства против царизма и поме- щичье-капиталистического гнета не могла не найти живого отклика среди трудящихся молдаван. Уже в период 1905—1907 гг. в Бессарабии выдвинулся легендарный герой — революционер Григорий Котовский, создавший свой отряд, который боролся с помещиками и ставленниками русского царизма. В дальнейшем Котовский стал одним из прославленных полководцев Красной Армии. Сынами молдавского народа были Михаил Фрунзе и Сергей Лазо.

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции власть в Молдавии перешла в руки рабочих и крестьян. Прогнав помещиков, крестьяне получили лучшие земли. Однако это продолжалось недолго. Румынские империалисты, воспользовавшись временными затруднениями молодой Советской Республики, при прямой поддержке предателей молдавского народа из буржуазного правительства Молдавии («Сфатул Церий»), немецких империалистов и Антанты 15 марта 1918 г. захватили Бессарабию. Советские войска вместе с молдавским народом оказали ожесточенное сопротивление захватчикам, и Румынии пришлось подписать соглашение об отводе войск из Бессарабии. Однако это соглашение в том же 1918 г. было вероломно нарушено.

До 1940 г. Бессарабия продолжала оставаться под властью румынских оккупантов, разоривших страну и приведших в упадок ее хозяйство. Земли, переданные крестьянам при Советской власти, у них отняли и отдали помещикам. Румынское буржуазно-помещичье правительство, рассматривая Бессарабию как рынок для сбыта своих товаров, совершенно не интересовалось развитием промышленности этой области. Молдавский народ попал под жестокий гнет румынских помещиков. Все это не могло не вызывать народного возмущения, активного выступления против оккупантов. Наиболее крупные восстания вспыхнули в 1919 г. (Хотинское) и в 1924 г. (Татарбунарское), но были подавлены с чрезвычайной жестокостью.

Политика румынского правительства в Бессарабии привела к тому, что около 300 тыс. ее населения эмигрировало в США и другие страны. Бессарабия превратилась в румынскую колонию.

В пределах Советского Союза на левобережье Днестра в 1924 г. была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика с центром сначала в Балте, а затем в Тирасполе. Экономическое и культурное развитие Молдавской АССР являло собой разительный контраст по сравнению с правобережной Молдавией. К 1939 г. в Молдавской АССР насчитывалось 343 промышленных предприятия против 24 полукустарных предприятий в 1924 г. Основную долю продукции этих предприятий давала консервная промышленность. Кроме того, была развита сахарная, маслобойная, мукомольная и винодельческая промышленность, а также металлообрабатывающая и бочкотарная.

Социалистическая реконструкция сельского хозяйства коренным образом изменила экономику, культуру и быт молдавской деревни. В 1939 г. колхозам принадлежало 99,6% всей посевной площади.

В области народного образования Молдавская АССР также достигла огромных успехов. В 1939 г. в ней насчитывалось 504 школы, из них 135 молдавских. Было введено всеобщее семилетнее обучение. В Тирасполе открылись сельскохозяйственный, педагогический и учительский институты. В Молдавской АССР были созданы девять техникумов, широкая сеть клубов и театров. Впервые молдаване получили литературу и газеты на родном языке.

Никогда не признавая вероломного захвата Бессарабии, Советское правительство неоднократно ставило перед Румынией вопрос о возвращении этой территории Советскому Союзу, и 28 июня 1940 г. по договору между СССР и Румынией Бессарабия была воссоединена с СССР. VII сессия Верховного Совета СССР 2 августа 1940 г. приняла закон об образовании из Молдавской АССР и Бессарабии Молдавской Советской Социалистической Республики. Советская власть безвозмездно передала трудовому крестьянству Бессарабии изъятую у помещиков и кулаков землю: около 230 тыс. га пахотной и 71 тыс. га засеянной земли, 2343 га садов и виноградников и 20 тыс. голов скота. Была аннулирована огромная задолженность крестьян румынским банкам и помещикам. В Бессарабии были созданы 52 МТС. Крестьяне получили большую семенную ссуду и денежную дотацию на приобретение сельскохозяйственного инвентаря. Стала развиваться местная, промышленность, особенно пищевая и легкая. Была создана густая сеть школ с обучением на молдавском и русском языках. В селах открылись поликлиники и амбулатории.

Однако это бурное экономическое и культурное развитие молдавского народа было прервано 22 июня 1941 г. в результате вероломного нападения фашистской Германии и ее сателлитов на Советский Союз. Молдаване познали всю горечь оккупации, находясь в течение четырех лет Великой Отечественной войны под фашистским игом. Экономике и культуре молдавского народа был нанесен огромный ущерб. Захватчики превратили в руины большую часть городов Молдавии. Были разграблены и частично уничтожены библиотеки, музеи и театры. Убытки, которые понесло народное хозяйство Молдавии, превысили 16 млрд. рублей. Фашистские изверги, по далеко неполным данным, замучили и убили свыше 65 тыс. мирных жителей Молдавии и угнали в рабство около 50 тыс. человек.

Молдавский народ встал на защиту своей любимой Родины и активно включился в борьбу против немецко-фашистских оккупантов. Благодаря историческим победам Советской Армии в августе 1944 г. Молдавия была полностью очищена от врага. В годы послевоенного строительства Молдавия в короткий период восстановила разрушения, причиненные войной, и теперь бурными темпами развивает свое многоотраслевое хозяйство. Молдаване вместе с другими народами Советского Союза являются активными строителями коммунизма.