Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изобразительное искусство калмыков. Театр и музыка
Этнография - Народы Европейской части СССР

Изобразительное искусство калмыков, по-видимому, первоначально было только прикладным, тесно связанным с хозяйством и бытом. Большинство предметов домашнего обихода тщательно украшали. Характер украшении зависел от назначения предмета. Так, двери кибитки часто расписывали красочным и изящным орнаментом, кошмы вышивали, кожа для чепраков или сосудов была тисненой или вышитой, предметы из металла украшали чеканкой, чернением или применяли художественное литье. Распространена была резьба по дереву, нередко с полихромной росписью.

С проникновением буддизма некоторые виды искусства сосредоточились в хурулах. Так, специально обученные монахи изготовляли на белых тканях или бумаге изображения бурханов (божков) или создавали скульптуры их из бронзы и глины.

При изображении божка скульптор и художник обязаны были соблюдать характерные позы и строго определенные краски. Такая жесткая канонизация творчества сковывала инициативу художника, превращая его в ремесленника.

В XVIII — XIX вв. среди калмыков начали появляться первые художники-граверы и живописцы, не связанные с буддийской иконографией. Их можно считать предшественниками нынешнего поколения калмыцких художников. Первым из них был Ф. И. Калмык (1764—1824 гг.), художник-гравер; он побывал в Италии, Греции, Англии и Франции; его ценили как высокоодаренного, талантливого мастера гравировального искусства. Другой выходец из калмыцкого народа А. Е. Егоров (1776—1851 гг.) получил образование в Академии художеств в Петербурге, где он впоследствии был профессором исторической живописи и учителем К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова и др.

В советское время изобразительное искусство калмыков получило возможность дальнейшего развития. В дни празднования 350-летия добровольного присоединения калмыцкого народа к России была организована выставка произведений современных художников. В Элисте заложен памятник В. И. Ленину по проекту художника-скульптора заслуженного деятеля искусств Калмыцкой АССР Н. А. Санджиева. Успешно работают молодые калмыки-художники, среди них член Союза советских художников СССР Г. О. Рокчинский. Для его полотен характерны чистота и свежесть колорита, динамичность, точный рисунок.

Театр и музыка

В 1936 г. был впервые организован калмыцкий национальный Драматический театр из артистов — воспитанников калмыцкой драматической школы и техникума калмыцкого искусства. В настоящее время в театре две труппы: калмыцкая и русская. Театр поставил калмыцкие пьесы «Чуче» и «Бумбин орн» («Страна Бумбы») Б. Б. Басангова, «Сяяхля» Б. Э. Эрдниева, «Ончин бок» («Борец-сирота») X. Сян-Белгина и др. Русская труппа исполняет русские классические и современные пьесы.

Выросли талантливые мастера калмыцкого театрального искусства, среди них заслуженные артисты Калмыцкой АССР Улан Лиджиева и Бамбе Мемеев, заслуженные артисты РСФСР Н. Ц. Эрендженов, Э. Ц. Манджиев и др. Молодых драматических артистов готовят в калмыцкой студии Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, артистов балета— в Ленинградском хореографическом училище.

Из участников художественной самодеятельности был создан национальный ансамбль песни и танца.Он выступает в Элисте и районах Калмыцкой АССР, в республиках Северного Кавказа, Ставропольском крае, Ростовской и Астраханской областях, в Сибири и Казахстане.

Калмыцкое музыкальное творчество имеет давние традиции. Музыкой, песнями и плясками оживлялись народные праздники, свадьбы, прием гостей. Некоторые религиозные мистерии (цам), как и обычная храмовая служба, сопровождались звуками духовых (прямых составных труб, длиной до 2 м), а также ударных инструментов (тарелок и барабанов).

В настоящее время театр прочно вошел в жизнь калмыков и заменил полностью зрелища религиозных мистерий.

Обогащается мелодическая и ритмическая структура калмыцких народных песен, расширяется их репертуар, утверждается многоголосый, хоровой стиль.

До сих пор популярны и старинные калмыцкие песни, которые исполняются под аккомпанемент домбры и струнных инструментов ятх и хур.

Большой любовью пользуются ритмичные и подвижные калмыцкие народные танцы: живые, стремительные чичрдг и шикмдг. Калмыки охотно.танцуют также бальные и другие современные танцы.

В Элисте находится музыкальное училище, в районах республики — семь музыкальных детских школ, в которых учатся дети рабочих, колхозников и местной интеллигенции.