Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная и общественная жизнь калмыков
Этнография - Народы Европейской части СССР

В феодальном обществе калмыков территориальная община имела семейно-родственный характер, но с конца XVIII в. она все более становилась соседской. Кибитки группы семей близких родственников по мужской линии (тврл) в прошлом составляли хотон; хотоны объединялись в аймаки, аймаки составляли улусы. Царская администрация* первоначально стремилась придать калмыцкому обществу фактически давно утраченный им родоплеменной характер, рассматривая территориальные объединения как родоплеменные и закрепляя их за удельными правителями — нойонами и их потомками. Введение майората (см. стр. 745) предотвратило дробление аймаков, но, если ранее они были очень различны (от 100—200 до 1000 кибиток), то теперь размеры их стали уравниваться (100—150 кибиток). Улусы в случае отсутствия прямых наследников нойона, как и аймаки, переходили в управление лиц, назначаемых русской администрацией.

Ко времени появления калмыков в Нижнем Поволжье у них преобладала малая моногамная семья (хотя полигамия и не запрещалась обычаем и религиозными установлениями, случаи ее были крайне редки).

Брак между родственниками по мужской линии любой степени категорически запрещался. Родство по женской линии не служило препятствием для вступления в брак. Родичи были обязаны помогать друг другу, например при выдаче девушки замуж, если она была бедна и не имела хорошего приданого. Если кто-либо не был в состоянии уплатить долгиг ему должны были помочь все родственники. На праздники обычно приезжали члены своего тороля, но нередко съезжались гости и из соседних хотонов.

Некоторые праздники были связаны с сельскохозяйственным календарем. Таков был, например, весенний праздник Цакан cap (белый месяц), который отмечался ежегодно в феврале. Его празднование сопровождалось взаимным поздравлением и взаимными пожеланиями благополучия, обильной едой и показом лучших одежд.

В конце осени — начале зимы праздновали зул — Новый год. Этот праздник сопровождался выполнением своеобразных обрядов. После зул все калмыки прибавляли к своему возрасту еще один год. Даже малыши, родившиеся накануне праздника, считались годовалыми.

Дела общин обсуждались на сходах. Там же выбирали и старейшин — представителей местной власти, подчинявшихся аймачному и улусному начальству, которое в свою очередь зависело от русской администрации. Семейные дела решались обычно старшим в семье (по мужской линии); женщины также могли участвовать в обсуждении, но решающего голоса не имели.Женатым сыновьям и младшим братьям выделяли отдельное хозяйство. Браки заключались после предварительного сватовства. Согласия жениха и невесты не спрашивали. Принудительная выдача девушки замуж за незнакомого ей человека бытовала до начала XX в.

Родители жениха выплачивали родителям невесты калым, размеры которого зависели от состояния и социального положения семей: в калым входили скот, лошадь, дорогая шуба,одежда из шерстяных тканей и шелка. Родители невесты должны были в свою очередь делать подарки сватьям (ч,мсщл). Вместе с родетвеннгкеми родители невесты давали за ней приданое: всю свадебную одежду, ностельные и кибиточные принадлежности и, если могли, дарили зятю лошадь. Свадьба сопровождалась выполнением различных сложных обрядов. Гулянье с обильным угощением, плясками и обрядовыми песнями продолжалось в течение нескольких дней. Проведение свадьбы обходилось очень дорого обеим сторонам.

В терминологии родства калмыков прослеживаются черты классификационной системы. Родственники именовались и именуются различно по линиям отца и матери. Например, дядя по отцу — aeh, по матери — накцх, сестра отца — haha, сестра матери — накц экч и т. д. Невестка не имела права, обращаясь к старшим родственникам мужа, называть их по имени, а должна была употреблять специальные термины родства. В присутствии старших родственников мужа невестка должна была находиться с покрытой головой и в полной женской одежде; показываться с обнаженными частями тела, кроме кистей рук и лица, считалось грехом.

Положение женщины в семье было приниженным. Муж считался главой семьи и распоряжался всем имуществом. Жена спала на земляном полу перед кроватью мужа, покорно терпела дурное обращение. При гостях хозяйка дома не имела права садиться за стол, а только прислуживала.

После Октябрьской революции в общественном и семейном быту калмыков произошли коренные изменения. Женщина стала равноправным членом семьи и общества.

В прошлом женщины не участвовали в общественной жизни. Кругозор калмычки был ограничен стенами кибитки, а за нею — хотоном ее родителей, позднее мужа. Вся жизнь женщины заполнялась заботами о муже, детях, домашнем хозяйстве. Женщины были неграмотны. Некоторая часть беднячек (сирот, вдов, оставшихся без средств к жизни) работала на промыслах по 12 часов в сутки.

В настоящее время очень многие калмычки овладели профессиями, недавно считавшимися мужскими: в Калмыкии женщины работают механизаторами, заведующими фермами, бухгалтерами, зоотехниками, агрономами, бригадирами в цехах рыбо-мясоконсервного комбината и др.

Многие женщины имеют специальное среднее и высшее образование. Среди них есть научные работники — сотрудники Калмыцкого научно- исследовательского института языка, литературы и истории, а также Краеведческого музея в Элисте. Девушки-калмычки учатся в театральном институте, в университетах и институтах (медицинских, педагогических и др.) различных городов Советского Союза. Наиболее достойные представительницы калмыцкого народа выбраны депутатами Верховных Советов СССР и Калмыцкой АССР.

В годы Советской власти коренным образом изменился и бытовой уклад калмыцкой семьи. Как правило, семьи очень дружны, случаи разводов единичны (в основном они встречаются среди городского населения). Браки заключаются по взаимной любви. С родителями советуются, родители жениха иногда приглашают сватов и выполняют некоторые традиционные обычаи, но уже не распоряжаются судьбой своих детей. Регистрация брака происходит в загсе, после чего устраивается свадебный пир .Частым явлением стали смешанные браки, однако чаще мужчина-калмык женится на женщине другой национальности, нежели девушка-калмычка выходит замуж за некалмыка.

Религиозные установления буддизма утратили свое влияние. Молодежь не проявляет к ним интереса, и старые предметы культа (изображения божков ит. п.) можно найти лишь изредка и только у стариков. Христианство, которое в дореволюционное время было у калмыков наносным явлением и не пустило корней в их быту и сознании, теперь полностью забыто.

Для калмыцких семей характерна многодетность. Если и мать и отец работают, за детьми обычно присматривают старики.

Многие дети дошкольного возраста воспитываются в яслях и детских садах. В республике насчитывается более 40 детских садов, на которые выделяет средства государство. Строятся детские сады и ясли также на средства колхозов, совхозов и промышленных предприятий. Дети с семилетнего возраста учатся в школе. Если семья живет в селе и родители работают в совхозе или колхозе, первые четыре года дети учатся в начальной школе на ферме, а с пятого класса — в школе- интернате при центральной усадьбе колхоза или совхоза.

Неизмеримо вырос культурный уровень населения. Книги и газеты на калмыцком и русском языках стали неотъемлемой частью быта калмыков. Очень многие пользуются библиотеками. Вечерами охотно слушают радиопередачи (центрального радиовещания и местного — из Элисты), радиоприемник или трансляционная точка есть в каждом доме. На севере (в Сарпинском районе) имеются телевизоры, принимающие передачи из Волгограда.

До установления Советской власти на территории современной Калмыкии работало только пять врачей и было всего пять больниц на 36 коек. На 35 тыс. жителей приходился один врач, тогда как на каждые четыре кибитки был свой гелюнг.

Лечение различных болезней целиком находилось в руках знахарей и гелюнгов.

Следует отметить,что некоторые из применявшихся ими средств и способов лечения, основанных на знании свойств растений, животных и человека, приносили облегчение больным. Заболевание определяли по цвету и прозрачности мочи, по дыханию, внешнему виду больного и т. д. Но наряду с рациональными методами лечения процветало и шарлатанство. Одним из излюбленных средств было лечение бараньим бульоном различной крепости. Лечили также чистой водой, давая ее в большом количестве больному, чтобы «чистить организм». Применялось и «лечение» путем чтения молитв для «изгнания злого духа», якобы овладевшего больным.

С победой Октябрьской революции в Калмыкию пришла планомерная бесплатная медицинская помощь населению. В настоящее время в республике имеется около 60 больниц и свыше 180 фельдшерско-акушерских пунктов. Большое внимание уделяется охране здоровья матери и ребенка. Создана сеть родильных домов, женских и детских консультаций. Благодаря профилактической работе, постоянно проводимой санитарно- эпидемиологическими станциями, исчезли оспа, холера, сыпной тиф, малярия, трахома и другие распространенные ранее заболевания.

В распоряжении органов здравоохранения находится санитарная авиация, которая оказывает медицинскую помощь населению самых отдаленных пунктов республики.

Положено начало развитию курортно-санаторного дела. В поселке Лола, расположенном в 18 км к югу от Элисты,построен общесоюзного значения санаторий «15 лет ВЛКСМ», в котором имеются кумысолечебница и отделение для почечных больных. Сюда приезжают лечиться из многих областей, краев и республик Советского Союза.

Появились национальные кадры врачей, среди них заслуженные врачи РСФСР Ю. С. Эренценов, Б. Б. Бакаева, П. П. Жемчуев, заслуженный врач Калмыцкой АССР Э. Н. Лиджиев.