Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Пища и одежда калмыков
Этнография - Народы Европейской части СССР

Ьолыпое место в пищевом рационе калмыков занимает кирпичный, прессованный чай, своеобразно приготовляемый. Его кипятят с молоком и заправляют сливочным маслом и солью. Часто в готовый чай кладут крошеный мускатный орех, предварительно смешав его со сливочным маслом, и добавляют несколько лавровых листков, что усиливает аромат. Этот чай употребляется не только калмыками, но и многими народами Северного Кавказа и русским населением соседних областей и краев РСФСР. Пьют его ежедневно по нескольку раз. Гостю в первую очередь подается чай, а затем уже остальные виды пищи. Поэтому калмыки говорят: «Хотя чай жидкий, но он начало пищи».

Калмыки исстари не пьют молоко в свежем виде, а приготовляют из. него сметану, сливки, масло, чиген— квашеное молоко, которое раньше перегоняли также на водку (эрк). Из гущи (боз), остававшейся в котле после перегонки эрк, получали после процеживания через холщовый мешок творожистую прессованную массу аадмг. Из аадмг и боз приготовляли другие молочные изделия: хвврмг — смесь боз или аадмг с молоком; хурс — лепешки квадратной или округлой формы, которые сушили на солнце, нанизывали на нитки и запасали на зиму. Осенью варили шарвадг — смесь аадмг, свежего молока и сливочного масла. Приготовляли также чиидмг — молочный квас и квврцг — смесь чигэн или боз с парным молоком.

В калмыцкой кухне было более 20 наименований молочных продуктов.

Излюбленный напиток калмыков — кумыс. Для получения кумыса в свежее кобылье молоко от кобылиц четырех — десяти лет, не использовавшихся на тяжелых работах, добавляли закваску (немного старого кумыса или чигэн). Заквашенное молоко сбивали мутовками в специальных деревянных сосудах. Во время сбивания усиливалось брожение.

В результате получался напиток белого цвета, приятного кисловатого вкуса, сильно газированный. Кумысом лечат больных туберкулезом легких и страдающих почечными и желудочно-кишечными заболеваниями. В настоящее время кумыс приготовляют только в санаториях.

Наряду с молочными продуктами основное место в пищевом рационе калмыков занимает мясо. Особенно ценится баранина. Раньше употребляли в пищу мясо диких животных, зайцев, сайгаков, иногда кабанов. Вареное мясо подавали вместе с бульоном (швлн). Иногда куски вареного мяса смешивали с тонко нарезанным пресным тестом. Одним из любимых кушаний было мясо, изжаренное на сковороде, зарытой в горячую золу. Своеобразным кушанием была особо приготовленная баранина: баранью тушу изжаривали целиком в яме на раскаленных камнях в собственном соку, без доступа воздуха.

Калмычки приготовляли также колбасу, начиняя кишки мелко нарубленным мясом с приправами. Для заготовки мяса впрок его сушили на солнце или коптили.

В приморских и приволжских районах в питании калмыцкого населения преобладают различные рыбные блюда, в основном такие же, как у русского и татарского населения.

Калмыки издавна умели приготовлять различные изделия из пресного теста. Особенно лакомыми считаются сдобные солоноватые кипяченые в масле печенья, которые в зависимости от формы носят различные названия. Для печения обычно замешивают крутое пресное тесто с добавлением масла (или сала) и яиц. Наиболее распространены боорцг и целвг. Борцог имеет вид круглых в сечении кусочков теста, цельвиг — тонкая лепешка круглой или овальной формы. Их кипятят в животном жире или растительном масле.

Ржаного хлеба калмыки не употребляют. Пшеничный хлеб разных сортов пекут дома (на дрожжах или закваске) или покупают в магазинах.

После перехода на оседлость и изменения способа ведения хозяйства у калмыков появились новые виды пищи. Из традиционных кушаний сохраняются калмыцкий чай, шелюн и борцог (их готовят почти во всех столовых Элисты). Многие блюда заимствованы из русской кухни: борщ, котлеты, пельмени, гуляш, каши и супы, жареная рыба, макароны, картофель (жареный, вареный, мятый). Большим спросом пользуются арбузы, дыни, помидоры, виноград, груши, яблоки, сливы. На зиму хозяйки заготовляют обычно домашнее варенье.Во многих семьях калмыцкий чай пьют без соли, с медом, сахаром или вареньем.

До перехода на оседлость калмыки пользовались в основном деревянной, кожаной, иногда металлической утварью. В каждой калмыцкой семье был чугунный котел, в котором варили чай, мясо, кашу, кипятили борцог. Корову доили в металлическое ведро. Для приготовления кумыса и других молочнокислых продуктов использовалась узкая высокая деревянная кадка, закрывавшаяся крышкой с отверстием в центре для мешалки (булур). Для жидкой пищи и напитков употребляли неглубокие* деревянные чашки. Многие семьи имели деревянные сосуды домб, куда переливали приготовленный в чугунном котле чай. Вареное мясо выкладывали в деревянное корыто небольшого размера (тэвш) или на долбленое блюдо (тавг). Для хранения масла пользовались пузырями из толстых кишок и желудков домашних животных.В первой четверти XX в. значительное распространение в быту калмыков, особенно в состоятельных семьях, получили самовары, тарелки, вилки, ножи, фарфоровые с позолотой чашки, фаянсовые и фарфоровые пиалы.

В настоящее время деревянная и кожаная посуда полностью вытеснена металлической, фарфоровой, эмалированной и стеклянной. Старая утварь в некоторых семьях сохраняется только как память о прошлом *

Одежда

Большинство калмыков и в первые десятилетия нашего века ходило в традиционной народной одежде, но многие под влиянием соседнего русского населения еще в л1л в. начали покупать и носить пиджаки, брюки, пальто, картузы, сапоги, ботинки, валенки. Традиционную одежду калмыки обычно шили сами из фабричных тканей. Для пошива зимней теплой одежды использовали обработанные домашним способом овчины. Богатство и пышность одежды зависели от достатка семьи; значительных различий в одежде по улусам не наблюдалось.

Нижняя мужская одежда состояла из белой хлопчатобумажной рубахи (киилг) с длинными вшивными рукавами, круглым вырезом ворота, застегивавшимся на пуговицу или завязывавшимся шнурком, и хлопчатобумажных синих или полосатых штанов (талер) на гашнике. Летом во время жары часто ходили в нижней одежде и босиком. В случае выезда за пределы хотона надевали поверх нижнего белья сшитый в талию (бешмет) (бушмуд), штаны из темной хлопчатобумажной (изредка шерстяной) ткани и подпоясывались кожаным ремнем. Штаны заправляли летом в сапоги, зимой — в валенки.

Курящие мужчины и женщины носили в карманах кисеты с табаком и трубки с чубуками. Все взрослые мужчины прикрепляли к поясу с левой стороны нож, вложенный в ножны.

Обычную зимнюю одежду мужчин, женщин и детей составляли шубы (девл) из овчины с небольшим барашковым воротником. Полы и рукава были также оторочены мехом. Богачи шили шубы на беличьем, лисьем, собольем, хорьковом меху или из мерлушки, покрытые черной шерстяной тканью, а женские иногда и шелком.

Женская одежда была более разнообразной. Различалась верхняя одежда девушек и женщин. Для нижней женской одежды характерны белая хлопчатобумажная рубаха,свободного покроя,с длинными вшивными рукавами, открытым воротом,разрезом спереди посредине до талии,и штаны на гашнике из той же ткани, но синего цвета. Шнурок, стягивавший штаны, завязывался спереди.

Девушки с 12—13 лет поверх нижнего белья носили камзол — лиф, туго стягивавший грудь и талию и делавший фигуру плоской; до замужества не снимали камзола даже на ночь.

Поверх белья и камзола надевали платье бииз из шерстяной ткани или ситца. Бииз, как и камзол, заимствован, видимо, от соседних народов Северного Кавказа. Лиф бииз плотно облегал фигуру. От ворота спереди шел треугольный вырез до талии, сзади пришивался небольшой стоячий воротник. Рукав вшивной, с широкой проймой и пышными буфами, а от локтя до кисти узкий, по руке. Нижняя часть бииз прямая, широкая, со сборками на талии, пришивалась к лифу спереди и с боков, а спинка кроилась цельной, расширяющейся от талии книзу. Под бииз надевали манишку со стоячим воротником, часто украшенную лентами. В талии бииз стягивался кожаным поясом с накладными серебряными или простыми бляшками. Одежда девушек была ярких цветов. Праздничную одежду шили из шелковых, шерстяных тканей или бархата.

Женщины обычно носили более широкое платье (берз), несколько напоминающее бииз девушек, но без пояса, с цельными рукавами, равномерно суживающимися к кисти. У берз в отличие от бииз перед кроится цельным, а спинка отрезная. Берз —- обычный будничный . костюм замужней и пожилой женщины. Под него надевали белую кофту из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, застегнутым на круглые самодельные пуговицы, сплетенные из ниток.

Праздничная одежда женщин — терлг и цегдг. Терлг — свободная отрезная в талии одежда с разрезом спереди и длинными вшивными рукавами. Поверх терлг надевали цегдг — род длинной, слегка приталенной с боков одежды без рукавов. Ворот, бока и проймы отделывали вышивкой, выполненной разноцветными нитками.

Девушки заплетали волосы в косу. На голове носили шапочку щатг\ замужние женщины — халвт\, по покрою сходный с конфедераткой или беретом; к макушке его прикреплялась красная шелковая кисть, прикрывавшая весь верх. Снизу пришивался твердый ободок шириной примерно в ладонь, плотно охватывавший голову, концы его сходились на лбу, один конец был шире другого и немного скошен. Весь ободок шапочки украшался богатой вышивкой.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, спуская их на грудь. Косы прятали в особые футляры (шиврлг) из черного бархата или шелка. В косы вплетали тесемки, к концам которых прикреплялись цепочки, заканчивающиеся сердцевидной серебряной бляшкой (токуг). Токуг с цепочкой обычно свисал из шиверлига. В будни женщины носили черные, плотно облегавшие голову шапки с тульей из черного меха или бархата и суконным или бархатным круглым дном. В праздники, как и девушки, они надевали халвнг.

Мужчины носили летом, как правило, картуз или меховую шапку типа папахи с верхом из черной ткани, а зимой — барашковую ушанку. Для калмыцких головных уборов как мужских, так и женских была характерна красная кисть, пришитая на макушке.Старики стриглись наголо, оставляя на темени пучок волос; более молодые мужчины подстригали волосы в кружок.

Из украшений были довольно широко распространены медные, бронзовые, серебряные и золотые кольца, а также серьги-подвески, которые женщины носили на обоих ушах, а мужчины в левом ухе.

На ногах девушки и женщины носили красные или черные сапожки на каблуках со слегка загнутым кверху носком, мужчины — русские сапоги, ботинки, а зимой — валенки. Под сапоги или валенки надевали войлочные чулки.

Детская одежда обычно в миниатюре повторяла одежду юношей и девушек. В бедных семьях часто дети летом бегали нагими или донашивали одежду старших. Интересно, что именно в одежде детей дошкольного возраста продолжают сохраняться старинный покрой и традиционный орнамент: арочный — изображение кибиток хотона, тюльпан — символ цветущей степи и др.

В настоящее время калмыки (как в городах, таки в селах) почти не носят традиционной одежды. Только пожилые женщины еще надевают бер- зе, шиверлиг, токуг и черные круглые, плотно облегающие голову шапки. Большинство населения перешло к одежде городского типа, которую покупают готовой в магазинах, шьют сами из фабричных тканей или заказывают в местных швейных мастерских, в ателье. Старинная женская праздничная одежда совершенно вытеснена современным нарядом: шелковыми и шерстяными платьями модных фасонов, сшитыми дома или в ателье. Многие калмычки (преимущественно горожанки) летом носят сарафаны, блузки и юбки, а нередко и брюки без манжет, однотонные, чаще темные, суженные книзу.

В селах женщины и девушки носят платья из штапельного полотна,, отрезные, более свободного, чем в городе, покроя, юбки из шести клиньев, с пояском. Лиф приталенный, с вшивными длинными или цельнокро- енными короткими рукавами.

Рабочую одежду шьют из более дешевых тканей. В прибрежных районах рыбакам и связанным с обработкой рыбы рабочим выдается спецодежда, состоящая из брезентовой куртки, брюк, фартука, высоких резиновых сапог и рукавиц.

Старинная обувь также заменена современной обувью фабричного производства. Мужчины носят ботинки, сапоги, зимой — валенки. Женщины летом ходят в босоножках или легких туфлях, а в холодное время года носят закрытые туфли, зимой — валенки или боты поверх туфель.

Из украшений распространены серьги, различные бусы, подбираемые- в тон отделки платья, браслеты. Многие городские и сельские жители, особенно молодежь, носят часы на металлическом браслете.