Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Музыка, танцы, театр у башкир. Изобразительное искусство
Этнография - Народы Европейской части СССР

С башкирским устно-поэтическим творчеством неразрывно связана народная музыка. Прославление подвигов батыров, рассказы о событиях минувших дней, бытовые и любовные истории передавались сказителями нараспев. Повествование велось в манере сильно ритмованного мелодического речитатива. В иных случаях пением и музыкой сопровождались сказки. Но особенно богато песенное творчество башкир. Мелодии башкирских песен делятся на ровные, протяжные узун-кюй (о$он квй) и быстрые, жизнерадостные, динамичные кыска-кюй (7гыска «ей). Первые характерны для старинных эпических песен, вторые — для песен бытового содержания и особенно шуточных и танцевальных — такмаков и бию-кюй (бейеу квй). В ритме кыска-кюй исполняются и некоторые инструментальные программные произведения, изображающие картины природы: «Вороной иноходец», «Журавлиная песнь». В песнях, появившихся в XIX—XX вв. («Полевая кукушка», «Буренушка»), часто обе мелодии соединяются в одном произведении. В зависимости от содержания одна часть такой песни исполняется на старинный протяжный лад, тогда как другая поется в быстром ритме.

Национальные музыкальные инструменты башкир — курай (курай), дудка типа продольной флейты, и деревянный или металлический губной варган — кубыз (щмъц). Наиболее распространен был курай. Легкое и чистое звучание курая сопутствовало башкирскому народу на протяжении всей его многовековой истории. Играли на курае исключительно мужчины. Кураист (курайсы) был заметной фигурой на всех празднествах, без него не обходилась ни одна свадьба, ни одно народное гулянье. Кубыз с его глухим, как бы скрытым, звуком был женским инструментом. В XIX в. под влиянием русских у башкир появилась гармонь, а от южных соседей — казахов к башкирам перешла домбра.

В башкирской народной музыке преобладает сольное исполнение. Даже некоторые произведения двухтонного звучания исполнялись одним и тем же человеком: высокий звук мелодии инструмента курайсы сопровождал низким протяжным горловым звуком. Еще в конце XIX в. у башкир существовало своеобразное искусство — узляу (в$лэу), когда певец одновременно с мелодией песни воспроизводил звук, очень сходный со звучанием курая.

Башкирские народные танцы, как массовые, так и сольные, тесно связаны с жизнью народа, его историей. В них опоэтизирован труд, многие хозяйственные и бытовые моменты: охота, изготовление пряжи, приготовление пищи («Бишбармак»). Среди танцев немало лирических, рассказывающих о чувствах влюбленных («Зульхизя», «Гюльназира»), и шуточных («Три брата»).

Уже в первое десятилетие после Октябрьской революции наиболее талантливые представители башкирского народа были объединены в коллективы художественной самодеятельности, для них открылись специальные школы. Это позволило поставить народное искусство на более высокий уровень. Под влиянием музыкального творчества других народов, а также профессиональных произведений башкирская мелодия обогатилась полутонами, новыми ритмами, что сделало ее еще более красочной и по-новому выразительной. Стали создаваться строевые, маршевые мелодии, новые по звучанию лирические песни, городская песенная лирика, получило развитие хоровое многоголосое пение. В 1925 г. башкирский кураист Юма- бай Исенбаев поражал своим исполнительским мастерством публику Запада, выступая в концертных залах Парижа, Франкфурта-на-Майне и других городов Европы.

На основе народных традиций в Башкирии начало складываться профессиональное музыкальное и танцевальное искусство. В 1920-е годы талантливые башкирские артисты Бадар Юсупова и Гиниятулла Ушанов создали первый национальный танцевальный коллектив. К 1930-м годам относится появление первых произведений башкирских композиторов X. Ибрагимова, М. Валеева, С. Габаши, К. Рахимова, значительная часть которых была написана на материалах народного музыкального творчества. В настоящее время башкирские композиторы работают в самых разнообразных жанрах: созданы романсы, сюиты, симфонии, оперы, балеты.

Только после Октябрьской социалистической революции появилась возможность открыть в Башкирии национальный театр.

Шариат запрещал всякие публичные выступления, тем более театральные представления, но стремление народа к художественному осмыслению действительнос!и, к сценическому воплощению идеалов было всегда велико. Некоторые наиболее одаренные представители башкирской интеллигенции, несмотря на жестокие преследования властей и духовенства, посвятили свою жизнь сцене, вступив в действовавшие в Башкирии в начале XX в. татарские театральные труппы И. Кудашева-Ашкадарского, С. Гизатуллиной-Волжской и др. Проклятые духовенством, объявившим театр «местом игры бесов», не имея постоянного помещения, заработка, первые артисты перебирались из города в город, из аула в аул, постоянно находясь под угрозой ареста.

Уже в первый год установления Советской власти в Башкирии была создана башкирская театральная ipynna, получившая в 1920 г. наименование Национального драматического театра. В начале своей деятельности это был передвижной, гастрольный коллектив: летом он ставил спектакли в городах, а зимой ездил по районам, выступая перед башкирскими рабочими и крестьянами.

В настоящее время Башкирский республиканский драматический театр — один из наиболее сильных театральных коллективов сто аны.

На его сцене вместе с пьесами башкирских писателей идут в переводе на башкирский язык произведения русских и зарубежных драматургов.

Большим событием в культурной жизни республики явилось открытие в 1937 г. Башкирского театра оперы и балета. Многие артисты театра получили профессиональную подготовку в башкирской студии при Московской государственной консерватории и в Ленинградском хореографическом училище. В настоящее время в Башкирском театре оперы и балета немало снискавших всенародное признание мастеров. В театре ставятся не только произведения русской и зарубежной музыкальной классики, но и башкирские оперы («Хакмар» М. Валеева, «Азат» Р. Муртазина, «Салават Юлаев» 3. Исмагилова), балеты («Журавлиная песнь» Л. Степанова, «Горный орел» X. Ахметова и Н. Сабитова, «Гюльназира» Н. Сабитова), музыкальные комедии («Кодаса» 3. Исмагилова).

Всемирную известность завоевал Государственный ансамбль народного танца Башкирской филармонии (художественный руководитель заслуженный деятель искусств РСФСР и Башкирской АССР Файзи Гас- каров). В репертуаре ансамбля популярные народные танцы, хореографические картинки из колхозной жизни, а также танцы других народов: русские, украинские, молдаванские.

Большую роль в культурной жизни республики играют народные театры, возникшие на базе колхозно-совхозных театров или кружков художественной самодеятельности. Продолжая традиции первой башкирской драматической труппы, коллективы народных театров почти круглый год переезжают из одного населенного пункта в другой. В их репертуаре произведения башкирских и татарских писателей, современных советских драматургов. Немало в Башкирии и самодеятельных театров, созданных при дворцах культуры, клубах; на многих предприятиях, в учебных заведениях работают драматические кружки.

Изобразительное искусство

До революции башкирское изобразительное искусство носило исключительно прикладной характер. Стилизованным растительным или геометрическим орнаментом украшали одежду, ооувь, предметы убранства жилища, конскую упряжь, вооружение, посуду и т. д. Изготовлением и украшением вещей занимались одни и те же мастера. Процесс творчества был тесно переплетен с производственной деятельностью, неотделим от нее. Поэтому распространение тех или иных видов декоративного искусства зависело от степени развития промыслов. С кузнечным делом связано возникновение ювелирного ремесла. Металлические части конской сбруи, оружие, женские украшения, накладки на ремни и кожаные предметы покрывали узорами, выполненными насечкой, сканью, чернением, вставками из цветных камней и стекла. Как правило, это был сложный растительный орнамент или тонкая вязь, напоминающая буквы арабского алфавита. Запрещение царским правительством кузнечного ремесла привело не только к исчезновению искусных ювелиров из башкир, но и к забвению многих приемов обработки металла, к снижению ювелирного мастерства. В начале XX в. башкирские мастера по металлу занимались преимущественно выделкой несложных женских украшений из серебряных монет.

Довольно древним видом прикладного искусства башкир является резьба по дереву. Большим художественным мастерством отличаются башкирские деревянные ковши для разливания кумыса (ижау) с замысловатой резной ручкой, плавно переходящей в вытянутой формы чашу, а также вырезанные из цельного куска дерева тонкие цепи, насчитывающие до ста и более звеньев. Резьбой покрывали кадки для кумыса (тэпэн), предметы упряжи, ткацкий инвентарь, подставки под сундуки. Гораздо в меньшей степени была развита архитектурная резьба, что, видимо, обусловлено отсутствием у башкир древних традиций в жилищном строительстве. В резных наличниках, украшавших дома состоятельных башкир, преобладали мотивы архитектурной резьбы, принесенные русскими плотниками.

Почти во всех южных башкирских районах до конца прошлого века были распространены кожаные предметы (сумки, налучья, колчаны), украшенные тисненым растительным орнаментом. Узор был довольно однообразен и по стилю напоминал казахский орнамент.

Наиболее широкое развитие орнаментальное искусство получило в украшении тканей. Способы украшения тканых предметов были различны: узорное ткачество, вышивание, аппликация. Узорное ткачество более характерно для северных групп башкир. Браным или закладным узором украшали полотенца, занавеси, обрядовую одежду, местами — повседневные платья. На одежде небольшие ромбовидные узоры разбрасывались равномерно по гладкому полю; подобный узор, но много крупнее, можно увидеть на занавесях; на полотенцах геометрические фигуры были более сложными, а весь узор располагался несколькими полосами на концах. Самостоятельной областью узорного ткачества было ковроделие — тканье безворсных ковров и дорожек с крупным ромбическим узором (келэм) или продольными разноцветными полосами (палас). Ковроткачеством занимались главным образом на крайнем юге и юго-западе, включая Демский бассейн. Яркие нитки, контрастное сочетание основных цветов спектра создавали живое, радостное впечатление.

Вышивка была распространена по всей Башкирии. В южных районах на старинных халатах, чепраках, кисетах встречалась так называемая кускарная вышивка: на темном фоне цветными шерстяными или шелковыми нитками тамбурным швом выполнялся узор со множеством завитков. Орнамент тамбурной вышивки башкир Курганской обл. преимущественно растительный, сильно стилизованный (условно обозначенные цветы сараны, необычной формы листья, свешивающиеся кисти). Во многих случаях здесь нет принятого в растительном узоре распределения цветов: цветные нитки меняются через определенный промежуток по ходу вышивания. Растительный орнамент тамбурной вышивки северных башкир более реалистичен (вазоны с букетом цветов и веток); по своему характеру она близка к тамбурной вышивке казанских татар. Очень своеобразна вышивка на старинных холщовых женских полотенчатых головных уборах и налобных повязках (карауыс). На хараусах узор из нескольких ромбических или трапециевидных фигур, в которые иногда вписывались два противостоящих силуэта, смутно напоминающие в одних случаях птиц, в других — лошадей, зашивался красными шерстяными или шелковыми нитками косым мелким, но плотным стежком. По технике выполнения и характеру узора эти вышивки близки к финноугорским.

Суконные и войлочные изделия — халаты, обувь, чулки, потники, кошмы — украшали цветными нашивками из ткани и кожи. К началу века искусство аппликации сохранилось лишь в Зауралье, где ею продолжали украшать преимущественно женскую обувь: вырезанный из красного кумача сложный кускарный узор нашивался на черный полукруг задника сапога. Сочетания черного и красного цветов, орнамент из множества завитков придавали обуви нарядный, праздничный вид.

В советское время промышленные товары вытеснили изделия большинства домашних промыслов. Фабричная ткань, утварь, мебель заменили традиционные предметы быта. Это не могло не привести в одних случаях к полному забвению приемов народного декоративного искусства, в других — к сокращению территории их распространения, к уменьшению круга украшаемых предметов. Так, в наше время очень редко и только у башкир Курганской обл. применяется техника аппликации; узорное тканье выполняется лишь в отдельных районах республики, причем ткут преимущественно декоративные полотенца. В то же время другие виды декоративного искусства переживают своего рода возрождение. На гораздо большей территории, чем прежде, башкирские женщины занимаются изготовлением шерстяных ковров; разнообразнее стал их узор, появились новые, преимущественно растительные, мотивы. Молодежь повсюду увлекается вышивкой. Из старинных швов используется в основном лишь тамбурный, зато появились гладь, стебельчатый шов, мережка, ришелье. Изменился и характер узоров: они стали более реалистичными. Получила развитие архитектурная резьба.

Большим достижением в области культуры является рождение профессионального изобразительного искусства. Его основатель— живописец К. С. Девлеткильдеев (1888—1947 гг.). В полотнах этого художника с большой выразительностью переданы характер народа, его быт. В произведениях современных башкирских художников Р. Нурмухаметова и А'. Лутфуллина нашли отражение многие стороны жизни башкирского народа, его труд. Художник-график Р. Гумеров работает в области оформления книги. С развитием и становлением башкирского национального театра связано творчество талантливых художников-декораторов М. Арсланова, С. Калимуллина, Г. Имашевой. Работы башкирских художников пользуются неизменным успехом не только на ежегодных республиканских, но и на всероссийских и всесоюзных выставках