Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда и пища башкир
Этнография - Народы Европейской части СССР

Особенности хозяйства различных районов края, длительные и разнообразные культурные связи башкир с другими народами наложили отпечаток на характер одежды их отдельных групп. Юго-восточные башкиры, долгое время сохранявшие полукочевой скотоводческий уклад, еще в прошлом веке широко использовали кожу, шкуры и шерсть для шитья обуви, верхней одежды и головных уборов; им было знакомо так^ке изготовление холста из крапивы и дикой конопли. В XVIII в. юго-восточные башкиры шили нательную одежду в основном из среднеазиатских или русских фабричных тканей, что объясняется установлением торговых связей со Средней Азией, а после присоединения к России — через Оренбург и Троицк — с внутренними рынками империи. Башкирское население по нижнему течению р. Белой, рано перешедшее к оседлости, изготовляло одежду преимущественно из крапивного и конопляного холста, а позднее из льняного полотна. Зимнюю одежду и головные уборы здесь в большинстве случаев шили лз меха пушных зверей или шкурок домашних животных.

Национальный мужской костюм в прошлом веке был однотипен для всего башкирского населения. Нательной и одновременно верхней одеждой служили туникообразная рубаха с отложным воротником и штаны с широким шагом. Поверх рубахи носили короткую безрукавку (камзул); при выходе на улицу надевали расклиненный кафтан (пэзэки) с глухой застежкой и стоячим воротником или длинный, почти прямой халат из темной ткани (елэн, бишмэт). Знать и служители религиозного культа ходили в халатах из пестрого среднеазиатского шелка. В холодное время года башкиры носили просторные суконные халаты (сэкмэн), овчинные шубы (тире тун) или полушубки (билле тун).

Повседневным головным убором мужчин были тюбетейки (тубэтэй). Пожилые люди носили тюбетейки из темного бархата, молодые — яркие, расшитые цветными нитками. В холодное время года поверх тюбетеек надевали войлочные шляпы или покрытые тканью меховые шапки (бурк, кэше). В южных, особенно в степных, районах в бураны надевали теплые меховые малахаи (колаксын) с небольшой тульей и широкой лопастью, прикрывавшей затылок и уши.

Наиболее распространенной обувью по всему востоку Башкирии, а также в Челябинской и Курганской областях были сапоги (сарынь) с мягкими кожаными головками и подошвами и высокими суконными или холщовыми голенищами, завязывавшимися у колен шнурком. В северных районах башкиры почти круглый год ходили в лыковых лаптях (iсабатпа), сходных с татарскими. На остальной территории носили самодельные кожаные башмаки (ката). Кожаные сапоги (итек) считались праздничной обувью. Пожилые мужчины из богатых семей носили мягкие сапожки (ситек) с кожаными или резиновыми галошами.

Женская одежда была более разнообразной. В ней ярче проявлялись возрастные и социальные различия, особенности отдельных групп населения. Нательной одеждой башкирок были платья (кулдэк) и шаровары (штан). В XIX в. у большинства женщин платья были отрезными в талии. с широкой собранной у пояса юбкой и слегка суженными книзу рукавами. Туникообразные платья с прямыми рукавами, вшитыми ластовицами и боковыми клиньями, характерные в прошлом не только для башкир, но и для многих народов Восточной Европы, Сибири и Средней Азии, встречались очень редко. Многие женщины украшали платья лентами и позументом, нашивая их полукругом возле нагрудного разреза. Замужние женщины до глубокой старости под платьем носили нагрудную повязку (тушелдерек) — прямоугольный лоскут с загнутыми верхними углами и пришитыми к ним лямками; центральная часть нагрудника была украшена лентами, полосками разноцветных тканей или несложным узором, выполненным тамбурным швом. На платье надевали короткие приталенные безрукавки (камзул), обшитые по краям бортов и полам несколькими рядами позумента (ука), монет и блях. На севере Башкирии в прошлом веке получил распространение пестрядинный или холщовый фартук (альяпкыс), слегка украшенный браным узором или вышивкой. Вначале фартук был рабочей одеждой. Позднее в северо- восточных районах расшитый яркими нитками фартук стал неотъемлемой частью праздничного костюма.

Темные халаты (елэн — на юге, бешмет — на севере), слегка приталенные в поясе и расширенные книзу в полах, носили повседневно. На праздничные бархатные халаты нашивали позумент, мишуру, монеты, ажурные подвески, бисер. Особенно богато украшали свою одежду женщины из зажиточных семей. В северо-западных районах были распространены домотканые халаты (сыба), сходные с марийскими. Монетами, мишурой украшали и теплые зимние халаты из белого домашнего сукна (ак сж- мдн). Шубы из дорогого меха — бобра, выдры, куницы, лисы (бада тун, кама тун) носили богатые башкирки; менее состоятельные шили шубы из овчины. В бедных семьях даже овчинные шубы имелись далеко не у каждой женщины; часто при выходе из дома на плечи набрасывали шерстяную или пуховую шаль или надевали шубу мужа.

Наиболее распространенным головным убором женщин всех возрастов был небольшой хлопчатобумажный платок (яулык), повязываемый под подбородком за два соседних угла. В восточных и зауральских районах молодые женщины долгое время после свадьбы носили яркое покрывало (кушъяулык). Его сшивали из двух фабричных платков красного цвета € крупным белым или желтым растительным узором; под подбородком его закрепляли] тесьмой, украшенной одним-двумя рядами монет и подвесками из бисера, кораллов, плодов гвоздики, монет. В этих же районах пожилые женщины и старухи носили полотенчатый (2—3 м длиной) полотняный головной убор (тадтар) с вышивкой на концах, напоминающий головные уборы чувашей и финноязычных народов Поволжья. На севере Башкирии девушки и молодые женщины под платками носили небольшие бархатные колпачки (калпак), расшитые бисером, жемчугом, кораллами, а пожилые женщины — стеганые ватные сферической формы шапочки (тупый). В восточной и южной частях поверх платка и покрывала замужние женщины надевали высокие меховые шапки (тгама бурк, кам- сат бурк). В южной половине Башкирии были распространены женские шлемовидные шапочки (кашмау), украшенные бисером, кораллами и монетами с круглым вырезом на макушке и длинной лопастью, спускающейся на спину. В некоторых районах Зауралья поверх кашмау надевали украшенные монетами высокие башневидные шапки (кэлэпуш).

Тяжелые головные уборы южных башкирок хорошо сочетались с широкими трапециевидной или овальной формы нагрудниками (какал, сел- тэр и др.), сплошь зашитыми рядами монет, кораллов, блях и драгоценных камней. Большинство северных башкир не знало подобных украшений; на груди здесь носили различных видов ожерелья из монет. В косы башкирки вплетали шнурки с ажурными подвесками или монетами на концах, нити с нанизанными на них кораллами; девушки закрепляли на затылке зашитый кораллами лопатообразный накосник (елкэлек).

Распространенными женскими украшениями были кольца, перстни, наручные браслеты, серьги. Дорогостоящие украшения (зашитые монетами, кораллами, жемчугом, драгоценными камнями нагрудники, головные уборы, серебряные ожерелья и ажурные серьги) носили в основном богатые башкирки. В бедных семьях украшения изготовляли из металлических блях, жетонов, подделок под драгоценные камни, жемчуг и т. д.

Женская обувь мало отличалась от мужской. Женщины и девушки носили кожаные туфли, сапоги, лапти, обувь с холщовыми голенищами (сарык). Задники женских холщовых сапог, в отличие от мужских, ярко украшались цветной аппликацией. Зауральские башкирки в праздники надевали ярко расшитые сапожки на каблуках (ката).

Некоторые изменения в костюме башкир произошли в конце XIX — начале XX в. и были связаны в основном с проникновением в башкирскую деревню товарно-денежных отношений. Под влиянием русского рабочего и городского населения башкиры начали шить одежду из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, покупать фабричные товары: обувь, головные уборы, верхнюю (главным образом мужскую) одежду. Заметно усложнился покрой женских платьев. Однако еще долгое время башкирская одежда продолжала сохранять традиционные черты.

Современное башкирское колхозное крестьянство не носит домотканой одежды. Женщины покупают на платья сатин, ситец, штапель, плотный шелк (атлас, саржу), для мужского и женского белья — белое полотно, тик; повседневные безрукавки и жакеты шьют из темных хлопчатобумажных тканей, праздничные — из плюша и бархата. Однако одежду традиционного покроя уже заметно вытесняет готовое платье фабричного изготовления. Башкирское население приобретает мужские костюмы и сорочки городского покроя, женские платья, плащи, пальто, полупальто, ватники, меховые шапки-ушанки, фуражки, туфли, галоши, кожаные и резиновые сапоги и другие вещи. Получило распространение трикотажное и хлопчатобумажное белье.

Особенно большие изменения претерпела одежда мужчин. Современный костюм колхозников среднего возраста и молодежи в большинстве районов Башкирии почти ничем не отличается от городского. Он состоит из фабричного покроя рубашки, брюк, пиджака, туфель или сапог, а зимой носят пальто, шапки и валенки. Кое-где, главным образом на северо- востоке, у башкир Челябинской и Курганской областей, сохраняются еще некоторые традиции в одежде: в праздничные дни здесь принято надевать вышитую по вороту и планке рубаху (свадебный подарок от невесты жениху), подпоясанную широким поясом-полотенцем (билмау); головным убором молодежи по-прежнему является вышитая тюбетейка. Больше традиционных черт сохраняет одежда пожилых башкир. Многие пожилые мужчины продолжают носить безрукавки, кафтаны (кэзэки), бешметы, темные бархатные тюбетейки. Даже в тех случаях, когда старый человек носит одежду фабричного производства, сохраняются некоторые особенности ее ношения: рубаха надета навыпуск, пиджак не застегнут, брюки заправлены в шерстяные носки, на ногах резиновые галоши, на голове тюбетейка или фетровая шляпа, заменившая прежнюю войлочную.

Изменения в женской одежде коснулись прежде всего костюма молодежи. Меньше всего традиционная одежда сохранилась в западных районах Башкирии, где костюм сельской молодежи почти не отличается от городского. Пожилые женщины, хотя и пользуются вещами фабричного изготовления, продолжают носить старинного покроя платья, бархатные безрукавки, в некоторых случаях — украшенные позументом приталенные халаты. Гораздо больше традиционных черт в костюме восточных башкирок, особенно в Курганской и Челябинской областях. Закрытое платье со стоячим воротником и чуть суженными длинными рукавами, с широкой юбкой, украшенной по низу одной-двумя оборками или лентами, и бархатный камзол, зашитый по краю рядами галуна и монет,— таков обычный , костюм башкирской женщины этих мест. В некоторых районах Зауралья молодые женщины до сих пор носят платки-покрывала (кушъяулы).

Особенно прочно национальные традиции сохраняются в женских праздничных нарядах. На северо-востоке Башкирии, например, девушки и молодые женщины шьют праздничные платья и фартуки из блестящего, ярких расцветок атласа или черного сатина, расшивая подол и рукава крупным узором шерстяными или шелковыми нитками. Наряд дополняют надетые чуть набок, украшенные бисером или стеклярусом бархатные колпачки, небольшие вышитые платки, собранные гармошкой белые шерстяные чулки, блестящие резиновые галоши. Нередко в праздничные дни на женщинах можно увидеть старинные украшения (массивные нагрудники из кораллов и монет и др.)* Однако традиционная одежда даже в восточных районах постепенно вытесняется одеждой городского типа; появляются новые фасоны, на первое место в выборе костюма выдвигаются соображения удобства, целесообразности.

В городах традиционный башкирский костюм не сохранился. Только в некоторых рабочих поселках Зауралья женщины продолжают носить большие платки, вышитые передники, а также старинные украшения. Подавляющее большинство рабочих-башкир — и мужчин, и женщин — одеваются в городские костюмы, которые приобретают в магазинах или заказывают в пошивочных мастерских. Зимой многие женщины носят пуховые (так называемые оренбургские) платки, которые, кстати, охотно покупают и русские женщины.

Пища

У  башкир, как и у других скотоводческих народов, была разнообразная молочно-мясная кухня. Основное место в питании многих семей, особенно летом, занимали молоко и молочные блюда. Традиционным мясным кушаньем южных башкир была разрезанная на кусочки вареная конина или баранина с бульоном и лапшой (бишбармак, кулдама). Вместе с этим блюдом гостям подавали кусочки вяленой колбасы (ъа$ы), приготовленной из сырого мяса и жира. Наряду с мясной и молочной пищей башкиры с давних пор готовили кушанья из злаков. В Зауралье и некоторых южных районах варили похлебку из цельных зерен ячменя            любимым кушаньем взрослых и детей были целые или толченые, каленые и жареные зерна ячменя, конопли и полбы (щрмас, талкан). По мере развития земледелия растительная пища стала занимать все более заметное место в питании башкирского населения. В северных и западных районах, а позднее и в южных стали печь лепешки и хлеб. Из ячменной и полбенной круп варили похлебки, каши, из пшеничной муки готовили лапшу (калма). Считались лакомыми мучные кушанья йыуаса, бауыркак — кусочки пресного пшеничного теста, сваренные в кипящем жире. Под влиянием русского населения башкиры этих районов стали печь блины, пироги.

Овощи и овощные блюда башкиры вплоть до 1920-х годов почти не употребляли. Только картофель в начале XX в. занял важное место в пи тании северо-западных башкир.

Хмельными напитками башкир северных и центральных районов был приготовленный на меду асы бал — вид браги, а на юге и востоке—буза—- водка ячменного, ржаного или пшеничного солода.

Несмотря на разнообразие национальных блюд, основная масса башкир питалась скудно. Мясо даже в праздничные дни было далеко не в каждой семье. Повседневной пищей большинства башкир были молоко, съедобные дикие растения, кушанья из круп и муки. Особенно большие затруднения в питании башкиры испытывали начиная со второй половины XIX в., когда скотоводческое хозяйство пришло в упадок, а земледелие еще не стало привычным занятием башкирского населения. В этот период большинство башкирских семей почти круглый год жило впроголодь.

Трудно приходилось башкирам, работавшим на рудниках, заводах, золотых промыслах. Получая от администрации паек или беря продовольствие в кредит у местного лавочника, рабочие башкиры питались продуктами очень низкого качества. На многих предприятиях администрация выдавала башкирам печеный хлеб, но такой плохой, что они были вынуждены обменивать его у русского населения, получая за 5—10 фунтов «башкирского» хлеба фунт русского калача. Вместо положенного по договоренности говяжьего мяса башкирам выдавали головы, обрезки и т. д.

В наше время молочные, мясные и мучные продукты по-прежнему занимают основное место в питании каждой башкирской семьи как в деревне, так и в городе. Собранные с топленого молока густые сливки употребляют в качестве приправ к кашам, чаю и похлебкам. Из сметаны (каймак) сбивают масло (май). Заквашивая молоко, из него делают творог (эремсек), кислое молоко (катык) и другие продукты. Высушенная на медленном огне красноватая сладкая творожистая масса (эжекэй) заготовляется впрок: в качестве лакомого кушанья она часто подается к чаю. В южных районах Башкирии из кислого молока готовят (путем длительного кипячения и отжима полученной массы) кисло-соленые сырки (ко- рот)\ их употребляют свежими (йэш корот) или, высушив, запасают на зиму, подавая затем к чаю, похлебкам. В летний зной башкиры пьют разбавленное водой кислое молоко (айран, дйрэн). У южных групп острым утоляющим жажду напитком является кумыс, приготовленный из кобыльего молока. Любимый напиток башкир — чай. К чаю в качестве сладкого подают мед.

Новым в питании башкир является равномерное распределение продуктов по сезонам. Если раньше зимой у большинства семей был однообразный полуголодный стол, то теперь весь год башкирское население питается разнообразными продуктами.

Во всех районах Башкирии большое место в питании занимают картофель, капуста, огурцы, лук, морковь и другие овощи, а также ягоды и фрукты. Разнообразнее стали мучные изделия и крупяные блюда. Непременным пищевым продуктом является теперь печеный хлеб. В сельских магазинах и лавках башкиры покупают крупы, сахар, конфеты, печенье, макаронные изделия и т. д. Под влиянием русской кухни у башкир появились новые блюда: щи, супы, жареный картофель, пироги, варенье, соленые овощи, грибы. Соответственно значительно меньшее место в питании башкир занимают теперь традиционные кушанья из злаков (кур- мас, талкан, кужэ и др.) и некоторые мучные и мясные блюда. В то же время такие излюбленные башкирские кушанья, как бишбармак, салма, пользуются признанием у русских и у других народов края. В магазинах продаются катык, корот, эремсэк, эжекэй, приготовленные по национальным рецептам. Эти кушанья входят в обычные меню столовых и других предприятий общественного питания. Специализированные фермы и заводы производят для широкого потребления башкирский кумыс, который стал любимым напитком всего населения республики.

Питание башкирских семей в городах и рабочих поселках мало отличается от питания остального населения. Многие, особенно молодежь, пользуются заводскими и городскими столовыми. Семейные предпочитают питаться дома, но хозяйки с каждым днем все охотнее пользуются услугами домовых кухонь, магазинов, продающих полуфабрикаты, столовых, отпускающих обеды на дом.

Башкиры-скотоводы широко применяли утварь из шкур и кожи домашних животных. Кожаные сосуды, наполненные кумысом, айраном или кислым молоком, брали в дальнюю дорогу или на работу в лес и поле. В огромных кожаных мешках (каба), вместимостью в несколько ведер, приготовляли кумыс.

В быту была широко распространена деревянная посуда: ковши для разливания кумыса (ижау), различных размеров миски и чашки (табак, аштауи др.), кадки (силж, батман), служившие для хранения и перевозки меда, муки и зерна, деревянные бочонки (тэпэн) для воды, кумыса и т. д.

Чайники и самовары имелись только в состоятельных семьях. Несколько бедных башкирских семей для приготовления пищи зачастую пользовались одним вмазанным в печь чугунным котлом (ъ,а$ан).

В начале XX в. в башкирских хозяйствах появилась покупная металлическая, керамическая и стеклянная посуда. В связи с упадком скотоводства башкиры прекратили изготовление кожаной посуды.Новая утварь стала вытеснять и деревянную. Долбленые кадки и чаши служили главным образом для хранения продуктов.

В наше время повсюду для приготовления пищи башкиры пользуются эмалированными и алюминиевыми кастрюлями, кружками и чайниками, чугунными сковородами. Появилась чайная и столовая фарфоровая посуда, стаканы, стеклянные вазочки, металлические ложки и вилки. Городская утварь прочно вошла в быт колхозников башкир. Однако в деревнях хозяйки по-прежнему предпочитают хранить молочные продукты в деревянной посуде. Кумыс также приготовляется в деревянных кадках, снабженных деревянными сбивалками. В городах и рабочих поселках башкиры используют посуду исключительно фабричного производства.