Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Музыка, изобразительное искусство, театр поволжских татар
Этнография - Народы Европейской части СССР

Татарская народная музыка, построенная на пятитонной гамме, близкая к музыке других тюркских народов — башкир, казахов, киргизов,— весьма своеобразна. Для нее характерны длинные тягучие переливы, перемежающиеся быстрыми речитативами. Народная музыка, как и устное поэтическое творчество, произведения которого она часто сопровождает, имеет большую древность, но развитие ее веками тормозилось мусульманским духовенством, считавшим ее вредной для «правоверных». Тем не менее татарский народ сумел создать и сохранить прекрасные мелодии, преимущественно сольного пения, так как молодежь не имела возможности открыто встречаться, устраивать хороводы с громким пением, танцами и т. п.

Наиболее старинными музыкальными инструментами татар Поволжья были теперь почти исчезнувшая деревянная дудка (курай), близкая к башкирской, и маленький кубыз. Позднее среди татар некоторое распространение получили скрипка, часто самодельная, затем гармонь с особым строем. В среде господствующих классов, преимущественно в городе, в конце прошлого столетия появились мандолины, у некоторых— рояль.

Татарская молодежь увлекалась музыкой, исполняя свои песни, в основном лирические, любовного содержания. Всегда сопровождался музыкой народный праздник — сабантуй.

После революции 1905 г. народная татарская музыка постепенно стала входить в быт горожан. Стали устраиваться музыкальные вечера, сначала семейные, среди передовой буржуазной молодежи, а затем и публичные. Зазвучала музыка и в татарском театре, сопровождая драматические спектакли. Ее начали записывать, а в дальнейшем аранжировать.

Однако только после Октябрьской революции татарская музыка зазвучала во весь голос как в городе, так и в деревне. Молодежь стала громко распевать свои песни, обычно под аккомпанемент гармоники. Появились первые композиторы-самоучки, которые стали собирать и обрабатывать народную музыку и на основе ее создавать новые произведения. Впервые татарская молодежь переступила порог музыкальной школы. Наиболее способные музыканты и певцы-татары стали получать образование в консерваториях Москвы, Ленинграда и других городов, а в 1946 г. была открыта Казанская государственная консерватория для подготовки музыкальных работников из представителей народов Среднего Поволжья и Приуралья. Первые татарские композиторы — С. Сайдашев, А. Ключарев и другие, начав с обработки татарской народной музыки, перешли затем к созданию крупных произведений вплоть до балетов и опер. Кроме упомянутых, появились новые композиторы: Дж. Файзи, Р. Яхин, Ф. Яруллин, М. Музафаров, 3. Хабибуллин.

Особенно следует отметить заслуги Н. Жиганова — дважды лауреата государственной премии, создателя ряда прекрасных опер, идущих на сценах не только казанских, но и столичных театров; ему, например, принадлежит основанная на старинных преданиях татарского народа опера «Алтын чеч» («Златоволосая»). Широкой известностью пользуется уже упоминавшийся балет «Шурале» Ф. Яруллина.

Театр

Татарский театр стал зарождаться только в конце XIX — начале XX в. подгвлиянием и по образцу русского театра. Характерно, что татарская драматургия появилась раньше театра, и первые пьесы сначала только читались в кружках та тарской интеллигенции, а затем на семейных вечерах начали разыгрываться отдельные сценки. Организовать их публичную постановку было невозможно из-за сопротивления реакционной буржуазии и духовенства. Только в начале 1906 г. с большим трудом удалось поставить первый публичный татарский спектакль в Казани.

После этого создалось несколько татарских трупп, но их существование было плачевным. Не было постоянных помещений, реквизита, не было и достаточного сценического мастерства. Им приходилось кочевать из города в город, где жили татары, и с трудом добиваться разрешения властей на постановку спектаклей. Только огромная любовь к делу первых татарских актеров, да товарищеская помощь русских артистов и режиссеров дали возможность татарскому театру пробить дорогу к широким массам зрителей. Выдающимися деятелями татарского театра дореволюционного времени были А. Кариев, С. Гизатуллина-Волжская и др.

На базе передвижных трупп после Октябрьской революции были созданы в Казани государственные театральные коллективы, а затем Государственный ордена Ленина академический драматический театр им. Га- лиаскара Калама и Татарский государственный театр оперы и балета, носящий ныне имя Мусы Джалиля. Созданы татарские театры и в других городах с татарским населением: Уфе, Оренбурге, Троицке, Пензе. Организовано театральное училище. Театры имеют хорошие помещения и декорации. В их репертуаре, кроме многих оригинальных произведений, переводные пьесы русских и иностранных драматургов. Широко практикуется посылка передвижных коллективов для постановки спектаклей в сельских клубах и домах культуры, оказывается дружеская помощь коллективам местной художественной самодеятельности.

Изобразительное искусство

Возможности развития изобразительного искусства у татар были ограничены тем, что ислам запрещал изображать людей и животных. Живописи и скульптуры у татар не было вплоть до Октябрьской революции. Художественные способности народа, его вкус находили выражение в прикладном искусстве: украшении жилищ, вышивках, художественном тканье, ювелирном деле, каллиграфии. Здесь народ сумел создать образцы высокой художественной ценности.

Наиболее широко распространена вышивка, искусством которой владеет почти каждая татарка. Большинство вышивок выполняется тамбурным швом, исстари распространенным в быту татар. Тамбуром вышивают одежду, скатерти, полотенца, занавеси, покрывала на постели и многие другие предметы домашнего обихода, что придает уют татарскому жилищу. Вышивают татарки и гладью различного вида, а также золотошвейным швом, но последний вид вышивки применяется главным образом на головных уборах (колпаках, тюбетейках) и обуви и выполняют его профессиональные вышивальщицы, работающие в местных предприятиях.

Для всех видов прикладного искусства татар типичен растительный орнамент: стилизованные цветы, листья, ветки, «усики» и т. п.

Обычно татарки выполняют вышивки легким контуром тамбурного шва, избегая заполнения фона, что придает большое изящество узору. В отличие от вышивок соседних народов (мордвы,марийцев) в татарских вышивках всегда просвечивает фон. Сплошной застил рисунка применяется только при шитье гладью или золотошвейным швом, но и там отдельные элементы рисунка размещаются по поверхности украшаемого предмета, оставляя значительное место для фона. Характерно, что татарки обычно точно не копируют образец, а всегда вносят свои вариации» Даже два конца полотенца часто слегка отличаются один от другого.

Особенностью татарских вышивок является также их полихромная расцветка, состоящая из сложной гаммы различных, хорошо подобранных сочных тонов. Иногда применяется тонкая золотая или серебряная нить. Своеобразно и размещение расцветки. Вышивая ветку, листок или завиток, татарка каждую деталь шьет другим цветом. Если рисунок повторяется, то чередующиеся части его вышиваются разными цветами.

Художественное тканье применяется преимущественно для изготовления концов полотенец и занавесей. Оно выполняется главным образом в красных и белых тонах, но иногда татарки вводят в него также зеленый и синий цвета. Орнамент преимущественно геометрический, что связано с техникой, но татарки пытаются внести в него и свой излюбленный завиток.

В настоящее время художественным тканьем занимаются немногие. Оно, как и все домашнее ткачество, постепенно отмирает, а в фабричном производстве пока не применяется.

Вышивка нередко сочетается с аппликацией лентами, блестками, бляшками. С давних пор у казанских татар получило широкое распространение изготовление разноцветной, так называемой азиатской обуви, которую шьют из небольших кусков цветного сафьяна, образующих довольно сложный растительный узор. Для получения рисунка на сапожках (ичег) или туфлях накладывают одну на другую несколько кож разного цвета и вырезают детали рисунка. Затем эти детали складывают так, что каждая заготовка становится многоцветной, и сшивают их. Линии соединения прошивают шелком или металлической нитью, так что получается красиво и четко оконтуренный рисунок. Из таких заготовок шьют красивую обувь, получившую широкую известность.

В прошлом отдельные рукодельницы создавали эффектные украшения, особенно на старинных больших женских колпаках, нашивая на них нити канители, синельки, блестки или кусочки лент, из которых составлялись крупные цветы и целые букеты. Аппликацией из кусков лент украшали нагрудник (изю), подзоры к кроватям, занавеси и другие предметы, придавая им, в сочетании с вышивкой, художественный вид.

У татар было развито ювелирное дело, уходившее корнями в древне- булгарское искусство и воспринявшее затем влияние мастеров Средней Азии, Ирана и других стран Востока.

До 1930-х годов ювелиры изготовляли многочисленные изделия техникой гравировки, чекана и особенно скани (филиграни). Рисунок был в большинстве случаев растительный, но чеканом и гравировкой наносились на украшения и сильно стилизованные арабские надписи. Особенно эффектны были сканые изделия, растительный рисунок которых превращался в плотную, изящную спираль (бугорчатая скань). Ювелирные изделия часто украшали полудрагоценными и драгоценными камнями. Лучшие изделия изготовлялись казанскими ювелирами, потребителями их были не только татары, но и другие тюркские народности. В последние десятилетия перед Октябрьской революцией по татарским образцам стали изготовлять украшения русские ювелиры в Рыбной Слободе по нижнему течению Камы. Эти украшения были преимущественно из латуни, частично из низкопробного серебра. В целом неплохие, особенно из плоской скани, они все же во многом уступали выполненным татарскими ювелирами. Их покупала преимущественно беднота. Некоторый сбыт они находили также у народов, живущих за пределами Поволжья.

Своеобразное место в татарском прикладном искусстве занимали графика и каллиграфия, завезенные с Востока. Красивой арабской вязью, переплетающейся с растительным орнаментом, нанесенным тушью или красками и нередко украшенным фольгой, каллиграфы писали различные изречения на бумаге или стекле. Такие изречения, красиво обрамленные, развешивались богачами и духовенством вместо картин на стенах жилища. Каллиграфией оформляли титульные листы и обложки издаваемых в Казани книг, создавая красивые графические рисунки. Хороших каллиграфов было немного; однако этот вид искусства был довольно широко распространен среди шакирдов (учащихся медресе), оформлявших таким образом стихи, подносимые ими различным лицам в праздники и торжественные дни.

Резьба по камню и дереву появилась у татар давно, еще в булгарский период, и применялась в основном для украшения зданий. Позднее она утратила свое основное назначение и развивалась слабо. Резьба по камню, прекрасные образцы которой исстари украшали монументальные постройки, начиная с конца XVI в. стала применяться лишь на надгробиях. Резьба по дереву слабо развивалась в связи с тем, что основа орнаментации деревянных строений сосредоточилась на их богатой полихромной раскраске, при которой эффектно выглядел лишь крупно выполненный геометрический орнамент. Мелких форм резьбы для украшения утвари, как у соседних народов, у татар не было. Только в советское время, и то преимущественно у мишарей, стала распространяться известная у других народов края пропиловочная, накладная и ажурная резьба.

В украшении зданий основное место заняла полихромная раскраска, близкая по тональности к вышивкам. Комбинированная раскраска различных частей здания ((фронтона, фасада, наличников, углов и т. д.), создавая цветовые пятна, видимые издали, придает этим зданиям очень эффектный вид.

В наше время из прикладных видов искусства полностью исчезли ювелирное дело и арабская каллиграфия. Изменилась тематика вышивки. Кроме растительного орнамента, вышивальщицы той же техникой выполняют другие орнаментальные мотивы и даже портреты. Аппликация по коже применяется, кроме обуви, в красивых коврах, покрытиях для диванов, диванных подушках и других вещах. Появился новый вид аппликации с использованием меха. Искусные татарские мастера подбирают из мехов прекрасные рисунки различного содержания вплоть до целых картин. Вышивки и аппликации с их яркой раскраской широко применяются в декоративном искусстве: при оформлении празднеств, различных совещаний, съездов, концертов и т. п., а также в театральных постановках.

В годы Советской власти освободившись от гнета ислама, народ получил возможность создавать свою живопись и скульптуру. Талантливая татарская молодежь начала учиться рисовать и лепить, опираясь на классические образцы русского искусства и достижения советских мастеров. В настоящее время пользуются известностью живописцы JI. Фаттахов и X. Якупов и скульптор С. Ахун. Стала развиваться и архитектура.

Татарский народ в течение своей долгой жизни прошел тяжелый путь, полный борьбы против всех видов угнетения. В процессе этой борьбы он создал свою оригинальную культуру. Уже много веков тому назад, связав свою жизнь с русским народом, он совместно с ним боролся за свободу и счастье, за общую с ним Родину. В этой борьбе он победил и сейчас рука об руку со всеми народами Советского Союза строит счастливую, радостную жизнь, внося свой вклад в общее дело построения коммунистического общества.