Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Музыка, театр, изобразительное искусство чувашей
Этнография - Народы Европейской части СССР

Вместе с песней родилось и ее музыкальное оформление. Старинная чувашская музыка сложилась на базе пентатоники. Впоследствии она обогатилась дуолями и триолями. Благодаря внесению в нее элементов русской народной музыки многие чувашские песни по своему художественному уровню не уступают песням других народов СССР, имеющим более сложные ладовые структуры.

Кроме сольной песни, у чувашей широко распространено хоровое пение, в котором мелодия, развиваясь, приближается к многоголосью. Старинные музыкальные инструменты чувашей: пузырь, волынка, дуда позднее дополнились казахской домброй, русскими гуслями, скрипкой, а затем гармонью.

Довольно богатое музыкальное наследие, которое выработал народ за многие века своего существования, начало быстро развиваться после Октябрьской революции. Видные музыканты С. М. Максимов, Т. П. Парамонов, В. П. Воробьев, Г. Г. Лисков, Ф. П. Павлов и др. занялись гармонизацией чувашских песен.

Широко развитое в быту у чувашей хоровое пение дало возможность создать прекрасные хоровые коллективы, профессиональные и самодеятельные.

Опираясь в основном на народное песенное творчество, чувашские композиторы Ф. Лукин, Г. Лебедев, Г. Хирбю, Т. Фандеев, А. Орлов- Шузьм и другие создают музыкальные произведения не только малых, но и крупных форм: симфонии, музыкальные комедии, балеты. В 1957 г. композитором Ф. Васильевым была написана первая чувашская опера «Шывармань» («Водяная мельница»).

Организована в Чувашии и подготовка музыкальных кадров, которые пополняют состав театральных музыкальных коллективов, а также руководителей и организаторов самодеятельных хоров, оркестров, танцевальных групп и т. п. при домах культуры и клубах. Артисты Чебоксарской филармонии часто выезжают с концертами в районы; они помогают и работе кружков самодеятельности.

Театр

Театральных представлении у чувашей до Октябрьской революции не было, как не было и национальной драматургии. 27 января 1918 г. в Казани силами небольшого коллектива чувашской интеллигенции было дано первое представление на чувашском языке. Эта дата стала началом чувашского профессионального театра, который после образования Чувашской автономной области в 1920 г. был переведен в Чебоксары. Театр этот, получивший наименование Чувашского академического театра, сгруппировал вокруг себя всех интересующихся драматургией и музыкой. Одновременно с созданием национального театра появилась и чувашская драматургия, сначала в виде небольших пьесок, а затем и более крупных драм, комедий, часто сопровождаемых музыкой.

С момента организации Чувашский академический театр показал более 10 тыс. спектаклей и поставил более 200 пьес, из которых около 90 пьес написаны чувашскими драматургами.

Немало представлений было дано театром на селе (около 6 тыс. спектаклей), а также в соседних республиках и областях, где имеется чувашское население.

В 1961 г. в Чебоксарах построено новое здание театра, куда и перенес свое местопребывание Чувашский академический театр, ныне получивший наименование музыкально-драматического, так как в нем ставятся и чувашские оперы. Кроме чувашского и русского театров, в Чувашии созданы и успешно функционируют еще два театра: Республиканский передвижной колхозный театр и Театр юного зрителя, который также часто выезжает в различные районы.

Изобразительное искусство

Профессионального изобразительного искусства — живописи, ваяния—у чувашей до Октябрьской революции не было, зато было широко развито прикладное народное искусство, особенно вышивка и резьба по дереву.

Вышивать умела каждая чувашка, так же как прясть и ткать. Плохо вышивавшую девушку считали неумелой, и женихи избегали ее. Вышивкой украшали предметы одежды и другие вещи бытового обихода (покрывала невесты, свадебные наволочки и т. п.).

Часто, главным образом у верховых чувашей, рисунок накладывался так плотно и был так мелок, что ткани из-под него не было видно. У низовых чувашей в нагрудных вышивках на рубахе (кебе) тонкий ажурный рисунок широко разбрасывался по фону белого холста.

Разнообразна была также расцветка чувашских вышивок. У вирьял чаще применялись черный, розовый, малиновый, фиолетовый, реже красный и желтый цвета, причем они подбирались так, что вышивка в целом казалась ажурной. У анатри вышивки были крупнее, и нередко большие площади заполнялись стежковой гладью одного тона. В расцветке здесь, кроме черного, который чаще всего применялся как контур,господствовал красный или приглушенно палевый тон. В орнаменте преобладали геометрические формы, но встречались и стилизованные изображения животных и птиц.

После того как низовые чувашки перешли на пестрядь для изготовления рубах, они стали вышивать значительно меньше, но верховые продолжали вышивать свои рубахи, фартуки и вышивки у них, пожалуй, стали еще разнообразнее. В наше время на смену традиционным швам, требующим много времени, пришла вышивка тамбуром, русской гладью и русским или болгарским крестом. Однако старинная, дающая большой художественный эффект, техника и орнаментика не отмерли. В республике создан ряд мастерских, в которых вышивают старинной техникой, используя ее для выполнения иных сюжетов и на других вещах (дорожки на столы и буфеты, мужские рубахи, женские блузки и т. д.). Продукция этих мастерских имеет хороший сбыт не только в Чувашии.

Художественное ткачество было развито меньше, чем вышивка. Наиболее эффектны были концы сурпанов низовых чувашек. Ткали чувашки и большое количество разнообразной пестряди, в изготовление которой вкладывали немало художественного вкуса.

Мужским видом народного искусства является резьба по дереву. Донца прялок, подставки светцов, солоницы, ковши и братины для пива, кадушки для хранения холстов и белья и другие предметы покрывались искусным орнаментом. Техника орнаментировки состояла в вырезывании неглубоких бороздок, а также треугольников или накалывании точек. Орнамент большей частью был геометрический, как и в вышивках, но здесь фактура дерева давала больший простор компоновке рисунка. В чувашской деревянной резьбе встречаются весьма реалистические изображения животных.

Кроме легкого резного орнамента, выполнялась и более глубокая так называемая глухая резьба. Применялся также скульптурный орнамент. Так, на крышках солониц вырезали барельефные изображения птиц, преимущественно уток, а на ручках ковшей для пива — скульптурные изображения коня.

Когда чуваши стали украшать свои жилища снаружи, глухая резьбау став крупнее и несколько тяжелее, перешла на фризы домов, на наличники и ставни, столбы и переводы ворот. Еще до настоящего времени кое- где сохраняются дубовые столбы, покрытые богатой глухой резьбой.

В наше время получили развитие живопись и скульптура. Среди чувашских скульпторов, по-видимому в силу старинной традиции, многие работают по дереву. Неплохо чувашские скульпторы стали владеть и искусством барельефа, применяемого для украшения общественных зданий; прекрасно выполнены, например, барельефы на фронтоне нового театра в Чебоксарах.

В Чувашии немало талантливых художников. Заслуживают внимания произведения чувашских живописцев как старшего поколения — М. Спиридонова («Портрет поэта П. Хузангая»), С. Скрябина («Вид над Волгой») и других, так и молодых — В. Турина («Бакенщик»), П. Григорьева* («Крановщица») и др. Появились также графики—оформители книг.

Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика ныне одна из развитых областей Российской Федерации. За 47 лет Советской власти из отсталой аграрной провинции России она превратилась в республику развитой индустрии и сельского хозяйства, науки и культуры. О замечательных успехах чувашей ярко свидетельствует и тот факт, что славный сын чувашского народа Андриян Николаев явился участником первого в мире группового полета в космос. Чувашский народ занимает достойное место в великой социалистической семье советских народов и вносит свой замечательный вклад в строительство коммунизма, в развитие техники, в освоение космоса.