Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Духовная культура чувашей: фольклор и литература
Этнография - Народы Европейской части СССР

Чуваши, как и некоторые другие народы Поволжья, до второй половины XIX в. не имели своей письменности. Чисто эмпирически они овладевали некоторым кругом представлений об окружающем мире, создали свою мораль' этику, различные виды искусства. Правительству нужны были чуваши, знающие русский язык и русскую грамоту. В этом было/ заинтересовано и духовенство, стремившееся увеличить свою паству. Поэтому неоднократно поднимался вопрос об обучении чувашей русскому языку и грамоте. При монастырях открывались школы для детей нерусского населения, но обучавшиеся в них приносили мало пользы народу, они обычно оставались на службе у царской администрации или у духовенства.

Только в начале 1870-х годов силами передовой русской интеллигенции и отдельных интеллигентов-чувашей была создана чувашская грамота на базе русского алфавита с добавлением ряда букв для передачи специфических звуков и грамматического строя чувашского языка. Появилась возможность писать по-чувашски. Большую роль в просвещении чувашского народа сыграл чуваш И. Я. Яковлев (1848—1930 гг.), который был не только создателем чувашской грамоты, но и организатором чувашских школ, в том числе училища для подготовки педагогов-чува- шей в Симбирске (1871 г.). Такую большую работу он смог проделать благодаря помощи передовых русских людей, особенно И. Н. Ульянова, который в этот период руководил школьным делом в Симбирской губ.

После Октябрьской социалистической революции с получением чувашами своей автономии перед деятелями культуры новой республики во весь рост встал вопрос о народном образовании. Надо было создать широкую сеть школ для детей и обучить грамоте свыше 80% взрослого населения. К 1930 г. удалось охватить всеобщим начальным обучением детей, а к 1933 г. ликвидировать неграмотность почти среди всего взрослого населения, кроме глубоких стариков. В дальнейшем, когда было введено всеобщее семилетнее обучение детей, значительно поднялся и уровень образования взрослого населения. Большое число чувашей получило не только среднее, но и высшее образование по различным специальностям.

В последние годы успешно проводится перестройка школ Чувашии в соответствии с решениями XXI съезда КПСС. Многие средние и неполные средние школы, чтобы улучшить производственное обучение, тесно связались с предприятиями, крупными колхозами и совхозами. Открыто значительное число школ рабочей и сельской молодежи. Организованы и успешно развиваются школы-интернаты, число которых все время увеличивается. Теперь в школах Чувашии обучается 168 человек на тысячу жителей.

К настоящему времени Чувашская АССР имеет три высших учебных заведения (педагогический, сельскохозяйственный и энергетический институты) и несколько отделений различных индустриальных вузов других крупных центров. В Чебоксарах обучается до 4 тыс. студентов, из которых более половины чувашей. Кроме того, до 2,5 тыс. чувашей учится в высших школах Москвы, Горького, Казани и других городов. Республика обеспечена национальными кадрами, особенно для работы в деревне.

По подготовке специалистов с высшим и средним образованием Чувашия идет впереди многих развитых капиталистических стран. В Чувашии имеется более 200 научных работников.

Одновременно с борьбой за грамоту и образование широко развернулась культурно-просветительная работа, особенно в сельских местностях. Если в 1919 г. на территории Чувашии было всего несколько десятков культурно-просветительных кружков, то в настоящее время в республике создано много домов культуры, почти во всех селениях имеются колхозные клубы, и в каждой деревне — библиотека с читальным залом. Организовано несколько сельских университетов культуры. Все эти учреждения размещаются преимущественно в новых, удобных для работы зданиях.

В культурно-просветительной деятельности большое место , занимает атеистическая работа, направленная на изживание остатков религиозных воззрений у чувашей. Борьба с религиозными пережитками ведется путем чтения лекций, показа научных фильмов, средствами печати и радио. В Чувашии имеются многочисленные группы атеистов, членов Всесоюзного общества «Знание», проводящих не только лекторскую работу, но и индивидуальные беседы с верующими.

Организованное в 1923 г. Чувашское государственное издательство, постепенно усиливая свою полиграфическую базу, в настоящее время выпускает большое количество книг на чувашском и русском языках (за 40 лет Чувашия выпустила 48 млн. книг). Значительными тиражами выходят в Чувашии десятки названий газет и журналов.

Большую роль в поднятии культуры населения играют кино и радио. Если в 1926 г. в чувашской деревне цачали работать четыре кинопередвижки, то в 1962 г. только в системе Министерства культуры Чувашской АССР имелось более 500 стационарных киноустановок в сельских местностях. Построен телецентр. Радиотрансляционной сетью охвачена вся территория республики. Во многих населенных центрах имеются свои радиоузлы.                                                      *

Развивается в республике и художественная самодеятельность. Если в прошлом просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев мог лишь мечтать о том, что когда-нибудь чувашская песня «выйдет из оврага», то теперь, в значительной мере на базе традиционных хороводов, на селе возникли сотни самодеятельных хоров, оркестров, танцевальных коллективов и драматических кружков, многие из них становятся профессиональными художественными организациями, особенно при домах культуры.

Большое внимание уделяется заботе о здоровье населения. В настоящее время нет населенного пункта, в котором не было бы какого-либо медицинского учреждения. Почти не осталось людей, обращающихся к знахарям. В республике работает свыше 125 больниц с большим количеством медицинского персонала и хорошим оборудованием, а также развитая сеть родовспомогательных учреждений, женских консультаций и т. п. Появились диспансеры, санатории. Общее количество коек превысило 7 тыс. В республике работает свыше 1200 врачей, тогда как накануне революции в Чувашии было всего 22 врача. Прежде в чувашских селах не было ни одного глазного врача, хотя около 50% населения болело трахомой. В наше время трахома, считавшаяся прежде «национальной» болезнью коренного населения края, исчезла.

Фольклор и литература

Долго не имея своей письменности, чувашский народ выражал свои думы и чаяния, свою наблюдательность и мудрость, свои переживания в устном поэтическом творчестве.

Наиболее распространенным жанром были народные песни. Песней чуваши сопровождали почти все трудовые процессы, начиная от домашних занятий (прядение, ткачество и т. п.) и кончая сельскохозяйственными работами. Исполнение песен было любимым развлечением во время отдыха, особенно у молодежи. Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами, песнями, то плавными, неторопливыми, подчиняющими себе ритм движения, то быстрыми, стремительными во время плясок и игр.

Много песен связано с теми или иными обрядами и праздниками. Были песни благодарственные и просительные, с ними чуваши обращались к различным силам природы, от которых, по их представлениям, зависело благосостояние, или к предкам, также якобы имеющим возможность помочь своим родственникам.

После весенних полевых работ начинались молодежные обрядовые игры, известные под названием вайа, тапа, или уяв, продолжавшиеся вплоть до подъема паров и сенокоса.

Среди обрядовых песен очень многие связаны со свадебным циклом. Здесь и «плач невесты», полный воспевания девичества и ужаса перед тяжелой подневольной долей замужней женщины, песни подруг невесты и дружков жениха, а также представителей старшего поколения с пожеланиями новой семье всевозможных благ.

Пользовались широким распространением застольные песни, в которых обычно воспевались старинные обычаи, дружба родственников* святость труда на земле и одновременно сквозило недовольство существовавшими социальными порядками.

Трогательны по содержанию и задушевны по исполнению лирические песни. Обычные темы их: переживания юноши или девушки, тоскующей о любимом, сетования женщины на тяжелую долю в семье и т. п.

Позднее, уже в капиталистический период, распространилась сатирическая песня типа частушки, так называемая сормовска, которую принесли отходники. В этих коротеньких песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро и зло высмеивались недостатки тех или иных членов общества, а наредко и целых его прослоек или классов.

В наше время старинные песни большей частью сохраняются лишь в памяти старшего поколения; их место заняли новые песни, прославляющие свободный труд и героические дела советских людей. Большой популярностью среди рабочих и колхозников пользуются частушки, нередко слагаемые ими самими на местные волнующие темы.

Значительно развит у чувашей жанр сказок. Они иногда переплетаются с народными легендами о различных исторических личностях, образы которых сильно опоэтизированы. Много сюжетов, общих со сказками других народов. Особенно часто в чувашских сказках подчеркивается благотворная связь с землей и возвеличивается труд на ней.

Как и в сказках других народов, основным героем у чувашей выступает крестьянский сын, который испытывает ряд приключений и в конце концов торжествует над темными силами. Герой обычно добывает лучшую долю не только для себя, но и для народа. В фольклоре чувашей имеется множество поговорок, загадок, пословиц. Тематика всех этих видов народного творчества тесно связана с повседневной жизнью.

Зачинателем литературы на чувашском языке, в основном переводной с русского, был создатель чувашской грамоты И. Я. Яковлев, писавший небольшие рассказы из жизни чувашей. В дальнейшем образование чувашской интеллигенции привело к появлению первых писателей и поэтов-чувашей. Из их числа можно упомянуть И. Н. Юркина, Г. Т. Тимофеева, К. В. Иванова, Ф. П. Павлова. Правда, печатать свои произведения первым чувашским литераторам было трудно, но их обычно переписывала грамотная молодежь, и в таком виде они шли в народные массы.

Незадолго до революции 1905—1907 гг. чувашская литература вышла из стадии рукописной и начала распространяться гораздо шире. В 1906 г. вышла первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), в которой печатались и художественные произведения. Она издавалась в течение 1906 и 1907 гг. Несмотря на реакцию, наступившую после революционного подъема, число чувашских писателей возрастало.

Наиболее крупным из них был К. В. Иванов (1880—1915 гг.)—поэт, публицист, сатирик, переводчик. Писал он на родном языке и много сделал для его обогащения. Среди его произведений особенную известность получила поэма «Нарспи» с драматическим сюжетом из народной жизни. Писателями-сатириками, раскрывавшими социальные противоречия в чувашском обществе, были М. Ф. Акимов, Т. С. Семенов-Таер, Н.     И. Полоруссов-Шелеби, М. Ф. Федоров, написавший прекрасную поэму «Ардури» («Леший»), полную картин социальной несправедливости и безотрадной жизни бедноты.

Широкую дорогу чувашской литературе открыла Октябрьская революция, в результате которой чувашский народ получил возможность полностью развернуть свои силы и способности. Если раньше в чувашском творчестве преобладала поэзия, то теперь писатели начали овладв вать и прозой, создавая небольшие рассказы, а затем и более крупные произведения. Большую помощь в становлении чувашской литературы оказали русские писатели, особенно А. М. Горький, который был непосредственно связан с писателями-чувашами.

Литература на родном языке, тесно связанная с практической жизнью народа, значительно содействовала повышению культурного уровня трудовых масс, их воспитанию в духе интернационализма. Среди прозаических произведений последних лет заметно выделяются романы из быта чувашей: «Деревня в ветлах» К. Турхана, «Близ Акрамова» Ф. Уяра, «Тридцатые годы» С. Аслана, повести «На Буинском тракте» А. Талвира, «Буйные ветры» М. Ухсая и др. Из поэзии наиболее популярны поэмы «Перевал» и «Дед Кельбук» Я. Ухсая, книги стихов «Песнь сердца», «Поют дубравы» и другие П. Хузангая и немало стихов молодых поэтов.

Произведения драматургов А. Калгана «Волна Октября», А. Эсхеля «Три свадьбы», В. Алагера, Н. Терентьева и других с успехом идут на сценах театров Чувашской АССР. Среди детских и юношеских книг наиболее популярны произведения Л. Агакова, В. Давыдова, Н. Евстафьева.

Лучшие произведения чувашских писателей и поэтов переведены на русский и другие языки народов СССР; в то же время многие писатели и специалисты-переводчики знакомят чувашей с произведениями русской и иностранной литературы.