Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда чувашей
Этнография - Народы Европейской части СССР

Одежда, особенно женская, весьма устойчивый элемент быта, отражающий многие явления этнической истории народа и его культурные связи. У чувашей женская одежда была близка к одежде соседей, но все же имела некоторые особенности.

Материалом для одежды у чувашей издавна были холст и сукно, изготовлявшиеся в каждом хозяйстве. Чувашки из льна, а чаще из конопли ткали несколько сортов холста: от очень тонкого для головных уборов сурпан и кафтанов до грубого, употреблявшегося на портянки и онучи.

В XIX в., кроме холста, стали изготовлять ткань из хлопчатобумажной пряжи, близкую к фабричной бязи. Легкие ткани фабричного производства (ситец, сатин и др.) чуваши начали приобретать лишь в конце XIX в., а в советское время фабричные ткани почти полностью вытеснили домотканые.

Верхнюю одежду шили из сукна, в большинстве также домотканого, коричневого или черного цвета. Реже для одежды ткали более тонкие сукна: белые, желтые, синие и зеленые.

Мужчины в старину непосредственно на тело надевали холщовую рубаху (кёпе) и такие же штаны (йём). Этот же наряд служил рабочей одеждой в теплое время года. Рубахи были туникообразного покроя, без воротника, с боковыми клиньями и разрезом на груди посредине или сбоку. Носили рубаху навыпуск, обхватывая ее узким плетеным поясом. Шили ее обычно из крашенины или пестряди, а для стариков из белого холста. Штаны были из такого же материала, довольно узкие, на гашнике, длиной до щиколотки. Во время молений и других религиозных обрядов надевали чистую одежду белого цвета. Зимой поверх йем надевали того же покроя дытма из более толстой крашенины или сукна; летом в прохладную погоду сверх рубахи носили холщовый шупар, или пустав из тонкого сукна; оба они имели вид короткой поддевки с борами сзади. Пожилые и старики постоянно ходили в шупарах, у зажиточных они были вышиты спереди и сзади.

Осенью (а бедняки и зимой) носили кафтаны из более тяжелого сукна сахман в виде поддевки со стеганой подкладкой до талии. Основной зимней одеждой была шуба (кёрёк) из овчин желтого, а у богатых черного дубления, сшитая в талию с борами или складками. Осенью в дождливую погоду поверх сахмана надевали адам (азям) из толстого, плотно сотканного и валяного сукна, а зимой в дорогу — дубленый или крытый тканью тулуп. Азям и тулуп в отличие от других видов верхней одежды имели большие воротники шалью.

Со второй половины XIX в., когда широко развернулось отходничество, молодые и средних лет мужчины стали вместо шупаров носить городского покроя пиджаки. Только верхняя одежда долго еще оставалась прежней. Теперь мужчины, кроме стариков, носят нательное белье, городского покроя костюм и пальто, а зимой для работы — русский дубленый полушубок.

Более сложна женская одежда, особенно нательная. Женская рубаха чувашек по покрою не отличается от мужской, но имеет некоторые особенности у разных групп чувашей. У верховых чувашек холщовая рубаха очень слабо расклинена и потому узкая в нижней части; ее шьют длиной до щиколоток, но при носке туго подпоясывают, а затем подтягивают вверх до колен, образуя напуск (пазуху). У низовых чувашек рубахи длиной до середины голени и значительно расширенные в подоле; их носят без пояса и без напуска. И того, и другого вида рубахи без воротника, разрез у них посередине груди, все они обильно украшены вышивкой.

Во второй половине XIX в. низовые чувашки стали носить рубахи из пестряди с крупными полосами или клетками. Одновременно изменился и их покрой: туникообразную, сильно расклиненную рубаху стали шить длиной только до середины бедер, а ниже к ней пришивали широкую и пышную оборку, часто другого цвета и рисунка, спускающуюся До середины голени. Подобные рубахи, близкие по покрою к татарским, сохраняются до сего времени в комплексе национальной одежды. Старинные холщовые рубахи, часто украшенные полосками кумача вместо вышивки, наряду с пестрядинными продолжают бытовать у промежуточной группы чувашей — анат-енчи.

В наше время и верховые чувашки шьют рубахи из фабричных тканей, но в отличие от низовых чувашек, любительниц ярких и пестрых расцветок, они носят рубахи светлых оттенков, чаще светло-голубого или светло-лилового цвета.

Обязательная принадлежность женской одежды — штаны; у верховых чувашек они близки по покрою к мужским, у низовых — ближе к татарским, с широким шагом. Их шьют не на вздержке, а с завязками на боках.

Непременной частью одежды является фартук. У верховых чувашек, носящих большое количество нагрудных украшений, фартуки чаще шьют без нагрудника, у низовых — обязательно с нагрудником. Фартуки обычно богато украшают вышивкой и кружевами.

Верхняя одежда обеих групп чувашек одинакова и мало отличается от мужской.

Наиболее древней и широко распространенной обувью чувашей обоего пола были лапти, которые носили с портянками, онучами и длинными оборами. Мужские и женские лапти низовых чувашей различались только размерами, тогда как у верховых чувашей женские лапти отличались от мужских по форме. Их плели из большого числа полосок лык с небольшой головкой, как в лаптях мариек. Верховые чувашки обертывали ногу черными портянками и черными же суконными онучами до самых колен, а затем обматывали длинными оборами. Шерстяные онучи и портянки они носили круглый год, тогда как мужчины надевали их только зимой, причем белые, а не черные. При обертывании ног онучами чувашки старались превратить голень в ровный столбик от колена до ступни — это считалось красивым. Женщины ходили так весь день, несмотря на летнюю жару, а некоторые не разувались и на ночь. Многие низовые чувашки носили шерстяные вязаные чулки с черной резинкой вверху паголенка, чтобы чулок не спускался. У юго-восточных так называемых степных чувашей (хирти), живущих близко к татарам, широкое распространение имели чулки, сшитые из толстого белого сукна, а летом — из холста.

Лапти служили не только рабочей, но и постоянной обувью. Лишь богатые да побывавшие на отхожих промыслах носили русские 1 сапоги на твердой подошве. Богатые чувашки покупали у русских сапожников специальные женские сапожки с «гармошкой» на голенище. В конце XIX— начале XX в. в качестве праздничной обуви стали носить мелкие и глубокие резиновые галоши, надевая их прямо на чулок.

Зимой кто побогаче носил валенки, а основная часть чувашей ходила в тех же лаптях, только вкладывая в них для тепла пучок сушеной осоки или сена.

В первые годы Советской власти лапти наравне со старинной одеждой еще держались у основной массы чувашей. Теперь мужчины в качестве рабочей обуви носят русские сапоги или тяжелые башмаки, а по праздникам легкие ботинки и полуботинки. Женщины ходят в туфлях фабричного производства.

Девушки, придерживающиеся в той или иной мере традиционной , одежды, в качестве выходной обуви носят щегольские шевровые или сафьяновые сапожки на высоком каблуке.

Головные уборы чувашей, особенно женские, в прошлом были весьма разнообразны, но с конца XIX в. они постепенно упрощались, приближаясь к головным уборам русского населения края. С непокрытой головой в прошлом чуваши никогда не ходили.

Наиболее распространенным типом зимнего мужского головного убора еще в недавние годы считалась барашковая шапка с суконным верхом; теперь ее часто заменяет шапка-ушанка. Изредка встречается еще старинная мерлушковая шапка конусообразной формы с выпуклыми стенками. Летним головным убором мужчин издавна служила черная войлочная шляпа: у верховых чувашей — в виде цилиндра с узкими полями, напоминающая русский гречневик, а у низовых — полусферическая с широкими, загнутыми вверх полями, близкая к распространенной у соседних татар-мишарей. В конце XIX в. молодые и средних лет чуваши стали носить русский картуз с лакированным козырьком; в настоящее время бытуют городская кепка и фетровая шляпа, последняя главным образом у интеллигенции.

Наиболее распространенный женский головной убор — легкий платок, сложенный на угол и завязанный под подбородком, а летом — на затылке. В холодную погоду женщины носят шаль, которую также складывают на угол и один конец ее обматывают вокруг шеи.

Очень своеобразны старинные головные уборы замужних женщин — сурпан и хушпу. У низовых чувашек сурпан это длинное, до 2,5 м холщовое полотенце, им обертывали голову и лицо, а концы, украшенные браным тканьем, вышивкой, кружевами, спускали на спину в виде широкой орнаментированной полосы. Сурпан закреплялся на голове коротким, не более 1 м, полотенцем с орнаментированными концами (nyq- тутри, букв. — головной платок), которым туго обвязывали голову, а концы спускали на шею. Иногда вместо пусь-тутри употребляли обычный головной платок, сложенный в несколько раз, или специальную треугольную косынку (чалма), или хушпу.

У верховых чувашек сурпан короче, чуть длиннее 1 м, и уже, с искусной орнаментацией концов и очень мелкой вышивкой вдоль боковых сторон. Им обертывали шею, а на темя клали вышитую полоску ткани (масмак), которая возле ушей прикреплялась к сурпану, поддерживая его.

Хушпу имеет форму перевернутого книзу усеченного конуса с открытым верхом. Основа его жесткая, из кожи или туго простеганного холста, сплошь покрыта бисером, монетами и т. п. Сбоку прикреплены также покрытые монетами кожаные наушники, застегивающиеся под подбородком, а сзади — унизанный монетами и бисером «хвост» шириной в ладонь и длиной до поясницы.

Девичий голодной убор тухъя представляет собой шапочку, напоминающую шлем из ткани или кожи, сплошь зашитую бисером и монетами, с твердой, часто металлической шишечкой наверху (у низовых чувашей) или без нее. Иногда тухью целиком делали из бисера, нанизывая его на тонкий проволочный остов. Сбоку имеются также наушники из кожи, унизанные монетами, а сзади хвост, как и у хушпу. В качестве девичьего головного убора употреблялся также белый вязаный хлопчатобумажный колпак, надевавшийся иногда поверх тухьи.

Зимой девушки на платок надевают иногда шапку в виде папахи из серой мерлушки, а женщины — мужскую шапку.

Чуваши-горожане, кроме глубоких стариков и старух, как правило, традиционного костюма теперь не носят, а ходят в одежде, приобретаемой преимущественно в магазинах. В Чебоксарах только кое-где, особенно в районе рынка, можно встретить чувашей в традиционных костюмах. Это приезжие из деревень, да и то в связи со все большим проникновением городской одежды в деревню, их становится с каждым годом все меньше. В праздники женщины и девушки любят надевать традиционную одежду.

Женский костюм еще и теперь нередко дополняется большим количеством украшений, носимых на ушах, шее, груди, спине, а также на поясе. Очень своеобразны старинные народные украшения: девичьи шулкеме и женские — сурпан-дакки. Это — полоски кожи размером 20—25 на 14—16 см, покрытые мелкими старинными монетами, а по краям — бисером и раковинами каури. Женщины иногда соединяли оба эти украшения, закрывая ими всю грудь до пояса. Оригинальным украшением у верховых чувашек считалось пуд-хыдё, имевшее форму полукруга или полуовала, покрытое монетами, бисером и стеклярусом и закрывавшее верхнюю часть спины от плеча до плеча. Для низовых чувашек характерна была перевязь теветъ — полоса ткани, сплошь покрытая крупными монетами; ее надевали через левое плечо под правую руку.

У верховых чувашек обязательной принадлежностью праздничного наряда были плетеные с крупными кистями пояса; к ним прикреплялись сара — полоски кумача размером 5—10 на 12—20 см, покрытые вышивкой и аппликацией, позументом, пуговицами, бляшками и т. п., с длинными кистями или бахромой.

Кроме сара, верховые чуваши прикрепляли к поясу яркач — подвеску из бус с кистями на конце. Низовые чувашки прикрепляли сара к поясам, завязывая их на талии сбоку, иногда сзади и спуская вниз. Они надевали сзади еще одно украшение — xijpe (хвост), состоящее из длинных пучков черных крученых нитей, вставленных верхним концом в медные трубочки длиной до 10 см; трубочки соединялись вверху поясом, посредством которого хуре держалось на талии. В наше время большинство этих укратнений, как и старинные головные уборы, можно изредка встретить на свадьбах или на спектаклях художественной самодеятельности. Только кольца, бусы и ожерелья из монет еще продолжают носить.

Одежда чувашей свидетельствует о древнем и тесном общении их с соседними народами. Так, одежда верховых чувашек близка к одежде горных мариек. У низовых чувашей много общего с другими тюркоязычными народностями. Например, расклиненная рубаха анатри, а также сурпан, тухья, хушпу определенно тюркского происхождения. Возможно, это наследие предков чувашей — булгар, но не исключено и влияние соседей-татар. Так, замена старинной белой рубахи анатри пестрядинной с оборками раньше произошла у татар, а затем, уже во второй половине XIX в., у чувашей. Велико было и воздействие русского народа, которое стало особенно значительным в XX в.