Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Чуваши: краткий исторический очерк
Этнография - Народы Европейской части СССР

Чуваши (самоназвание чаваш) живут в Среднем Поволжье. Основной район их расселения — территория Чувашской АССР (правобережье Волги, между средним и нижним течением ее притоков Свия- ги и Суры). Здесь среди компактной массы чувашей вдоль Волги и Суры встречается русское население, на востоке и юго-востоке — татары, преимущественно мишари, на юго-западе — мордва, на северо-западе — марийцы.

Всего чувашей в СССР, по переписи 1959 г., насчитывается 1470 тыс. человек, из них 52,4% живет в Чувашской АССР, составляя 70% населения. Значительные группы чувашей живут в Татарской и Башкирской АССР, в Куйбышевской, Ульяновской и Саратовской областях, а также на Алтае и в других районах Сибири вплоть до Дальнего Востока и Сахалина. По данным переписи 1926 г., 95% всех чувашей жило в сельских местностях, в настоящее время сельских жителей среди чувашей 64%. Многие чуваши переселились в города своей республики и другие районы Советского Союза, уехали на новостройки и целинные земли.

Чуваши в основном делятся на две этнические группы: верховые (виръял) и низовые (анатри). Они говорят на разных диалектах чувашского языка и в прошлом несколько различались по бытовому укладу и материальной культуре. Теперь эти различия, которые продолжали особенно устойчиво сохраняться в женской одежде, с каждым годом все больше сглаживаются. Вирьялы занимают преимущественно северную и северо-западную части Чувашской АССР, а анатри — юго-восточную. На стыке территории расселения верховых и низовых чувашей живет немногочисленная группа средненизовых чувашей (анат-енчи). Они говорят на диалекте верховых чувашей, а по одежде близки к низовым.

В прошлом каждая группа чувашей делилась по бытовым особенностям на подгруппы, но их различия теперь в значительной мере стерлись. Только среди низовых чувашей некоторым своеобразием отличается так называемая степная подгруппа (хирти), живущая в юго-восточной части Чувашской АССР; в быту хирти отмечается немало черт, сближающих их с татарами, рядом с которыми они живут.

Чувашский язык относится к тюркским языкам. Но в отличие от других современных тюркских языков он сохранил много древнетюркских слов и оборотов, а также некоторые элементы, близкие к древнемонгольскому. Встречаются также персидские и арабские слова, попавшие в чувашский язык в течение длительной исторической жизни чувашского народа. За последнее столетие и особенно в советский период в чувашский язык в результате тесного сближения с русскими вошло много русских слов и интернациональных терминов. В основе чувашского литературного языка, сформировавшегося в конце прошлого столетия, лежит диалект низовых чувашей, который в настоящее время все шире распространяется через школу и печать.

Краткии исторический очерк

Территория, ныне занятая чувашами, во II—I тысячелетиях до н. э. была населена племенами сначала фатьяновской, затем абашевской, и, наконец, городецкой культуры эпохи неолита, бронзы и раннего железа; население занималось охотой, отчасти мотыжным земледелием и домашним скотоводством по долинам рек. В конце I тысячелетия до н. э. и в начале нашей эры здесь обитали финно-угорские племена, которые можно счцтать очень древним субстратом современного населения края.

В VII—VIII вв. н. э. в Среднее Поволжье из Приазовья стали продвигаться тюркоязычные племена, известные под общим наименованием булгарских. К X в. они создали здесь сначала союз, а затем раннефеодальное государство — Волжскую Булгарию.

В 1236—1238 гг. Булгарское государство было разгромлено татаро- монголами и потеряло свою независимость. Вся территория Среднего Поволжья подпала под власть Золотой Орды. В период военных действий часть булгар продвинулась к северу и северо-западу, где смешалась с аборигенным населением. Это привело к формированию в Предволжье в XII—XV вв. самостоятельной народности, получившей наименование от одного из булгарских племен —сувазов, или суваров, звучащее на ее языке как «чаваш».

Во второй половине XIV в., особенно после 1380 г. (Куликовская битва), Золотая Орда утратила свое могущество и распалась. Возникло Казанское ханство, население которого получило наименование казанских татар; в XV в. под его властью наряду с другими народностями края оказались и чуваши, которые были вынуждены платить татарским феодалам ясак. К этому времени среди чувашей уже обозначился процесс социального расслоения. Стала выделяться чувашская знать — тарханы, туруны и др., значительная часть которых состояла на службе у татар.

В 1552 г. в результате 100-летней борьбы Казанское ханство было покорено Русью, и все Среднее Поволжье вошло в состав Русского государства. Чуваши, испытывавшие особенно тяжелый гнет казанских феодалов, еще в 1551 г. отказались от подчинения Казанскому ханству и вошли в состав России.

Вхождение в состав Русского государства для чувашей, как и для других народов края, имело большое положительное значение. Прекратились разорительные феодальные войны и грабительские набеги кочевых племен юго-восточных степей. Перейдя под власть царской администрации на положении ясачного населения, а позднее — государственных крестьян, чуваши после строительства царизмом засечно-сторожевых линий получили возможность частично переселиться в более южные плодородные районы современной территории края. Здесь они сблизились с русским крестьянством, также поселявшимся на этих землях. Влияние русских способствовало развитию земледельческой культуры у чувашей.

Вместе с тем проводимая по отношению к коренному населению края национально-колониальная политика царского правительства тяжелым гнетом ложилась на чувашей. Чуваши не были закрепощены, но часть их земель была передана русским помещикам и монастырям. Царская администрация безнаказанно угнетала трудящихся чувашей, наживалась за их счет, пользуясь поддержкой представителей чувашской феодальной верхушки. Чуваши, знавшие русский язык, грамоту и поступавшие на царскую службу переводчиками и писарями, также угнетали и обирали народ, пользуясь его незнанием русского языка и законов. В начале XVIII в. тяжелым бременем для населения была так называемая лаш- манская повинность — заготовка леса для казанского адмиралтейства, администрация которого безнаказанно творила произвол. С середины XVIII в. к этому присоединилось вымогательство православного духовенства, проводившего насильственное крещение чувашских крестьян. Все это возбуждало народный гнев и вело к активным выступлениям против царского правительства. Не случайно чуваши были деятельными участниками крестьянских восстаний XVII и XVIII вв. под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева. В народе шла и глухая борьба с произволом, откликом которой было бегство чувашей, как и представителей соседних народностей, в менее заселенные места, где власть царской администрации была еще не так сильна. Уходили преимущественно в районы левобережья Волги и в западное Приуралье, на башкирские земли. Поселялись на новых местах отдельными деревнями, нередко образовывая группы селений среди деревень других народностей. Частично чувашей переселяло правительство, привлекая их к строительству оборонительных линий в Заволжье и на правобережье Волги (Симбирская и Сызранская линии), где переселенцев затем оставляли на постоянное жительство.

С середины XVIII в. основная масса чувашей стала по официальному вероисповеданию православными христианами и только небольшая часть их не крестилась. Однако, приняв христианство, чуваши долгое время фактически сохраняли свои древние верования. Среди этих верований большое место занимало поклонение силам природы. Особенно был развит культ солнца (хевел), которое почиталось как божество, дающее жизнь всему живому. Поклонялись также огню. Не менее почиталась и вода. Чуваши верили в духов—охранителей водоемов (источников, ручьев, рек), а также в духа—охранителя леса ардури, близкого к лешему русских, шурале татар.

Божеством {тура) считалось и голубое небо; ряд обрядов был связан с небесными явлениями, особенно с молнией (дидём) и громом.

Особое место в древнем культе чувашей занимала земля. Ее считали матерью, от сосцов которой питаются люди.

Чуваши почитали души умерших предков, им устраивали торжественные поминки, проводившиеся отдельными семьями, а нередко — группой родственных семей.

Злым началом, по мировоззрению чувашей, был кереметь г. По одним представлениям, кереметь в виде женщины, животного или неодушевленного предмета мог поселяться в доме и приносить зло его владельцам г по другим — это душа очень вредного колдуна (йомза) или злого человека, который при жизни приносил вред. Чуваши очень боялись кере- метя и старались задобрить его. Кереметем называли также рощу или какое-либо урочище, где якобы обитали злые духи; для их умилостивления там приносили жертвы и совершали моления.

Из материалов о народных верованиях чувашей видно, что у них не сложилось стройной иерархии божеств. В древних преданиях имеются лишь неясные намеки на то, что в булгарский, а возможно, и в золотоордынский период, у чувашей возникало представление о верховном божестве (дулти тура), живущем на небе и якобы имеющем в своем подчинении другие божества. Но представление о султи тура все же не укоренилось и не получило развития в сознании народа; султи тура не приносили жертв, и ко многим второстепенным божествам, например к матери-земле, чуваши относились с большим почитанием, чем к верховному божеству.

Иерархии служителей культа у чувашей также не было, но все же назначали моления и руководили ими определенные лица. Общественными молениями руководил кто-либо из старейших и уважаемых членов общины. Семейные моления проводили йомзи. Старики за руководство общественными молениями не получали вознаграждения и в обычное время никакими привилегиями не пользовались. Йомзи же считались как бы посредниками между людьми и духами, поэтому им полагалась определенная часть жертвы, приносившейся во время моления.

Православное духовенство стремилось вытеснить дохристианские верования из сознания населения, но мало в этом успело. Многие языческие обряды стали забываться, но представления о духах, олицетворяющих силы природы, и о связи живых с умершими все же оставались.

С развитием капитализма после реформы 1861 г. интенсивно пошел процесс расслоения чувашского крестьянства. Крестьянское хозяйство все больше приходило в упадок. Численность бедноты непрерывно возрастала. Выделялась зажиточная верхушка. Искусственно консервировались уже изжившие себя так называемые сложные общины (охватывавшие несколько деревень) с их сильно запутанным землепользованием, что было на руку кулакам, распоряжавшимся всеми делами общин. Большинство крестьян не могло прокормиться за счет земледелия и было вынуждено искать дополнительные средства к существованию. Часть их стала уходить на заработки в промышленные центры Поволжья: Нижний Новгород, Казань и дальше, на заводы Урала и в шахты Донбасса. Немало их работало и на волжском транспорте. Летом чуваши целыми семья- ями отправлялись «на низа» (в Саратовскую и Самарскую губернии), где не хватало рабочих рук для уборки хлебов. Многие находили дополнительный заработок в кустарных промыслах, преимущественно по обработке дерева (бондарное, кулеткацкое дело и др.).

Во второй половине XIX—начале XX в. в Чувашии появились зачатки промышленности в виде небольших фабрик и заводов, главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья. Чуваши, работавшие на местных промышленных предприятиях, а также отходники, общаясь с русскими рабочими, знакомились с более культурными формами быта, которые они старались перенести в свои деревни. Общение с русскими рабочими, отстаивание общих интересов способствовали и развитию классового самосознания чувашского пролетариата. Чуваши-рабочие, распространяя свое влияние' в деревне, усиливали протест трудовых масс крестьянства против разорявших их угнетателей. Чуваши активно участвовали в революции 1905—1907 гг. и в Великой Октябрьской социалистической революции.

В результате победы Октября чувашский народ освободился от национального и социального гнета. Коммунистическая партия, Советская власть помогли трудящимся чувашам поднять и в корне перестроить экономику, совершить культурную революцию. Важным завоеванием революции было создание национальной государственности сначала в виде Чувашской автономной области (1920 г.), а затем — Автономной Советской Социалистической Республики (1925 г.) со столицей в г. Чебоксары.