Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изобразительное искусство мордовцев. Театр и музыка
Этнография - Народы Европейской части СССР

Народное декоративное искусство мордвы особенно ярко представлено вышивками и резьбой по дереву. Значительно слабее были развиты узорное ткачество, вязание и роспись. Искусство мордовок в вышивании и окраске ниток отмечал еще И. Лепехин в XVIII в. В XIX в. мордовские вышивки приобрели мировую известность. Финский ученый А. Гейкель на основе собранных им материалов издал в 1899 г. книгу-альбом, посвященную мордовским вышивкам. Мордовские вышивки не утратили своего художественного значения и в наши дни. Они экспонируются на многочисленных выставках прикладного искусства не только в Советском Союзе, но и за рубежом. На двух Всемирных выставках в Париже они заняли одно из первых мест, были представлены на выставке в Индии, а также на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.

Старинная мордовская вышивка украшала в основном традиционный народный костюм, преимущественно женский. Ею окаймляли рукава, ворот и подол, она располагалась продольными полосами по спине и спереди женских рубах и верхней холщовой одежды—руци. Женские головные уборы также часто покрывали сплошной вышивкой. Чаще всего вышивка была двухцветной —синего и красного тонов. В вышивках мордвы-эрзи преобладает красно-кирпичный тон, мокши — синий или черный. В южных мокшанских районах Мордовской АССР: Торбеевском, Ковылкинском, Рузаевском, где традиционный костюм бытует и по сей день, — вышивка многоцветна. Характерная особенность мордовской вышивки состоит в ее декоративности; благодаря плотно положенным стежкам фон холста почти не просвечивает, и вышивка по своему виду напоминает ковер. Старинные мордовские вышивки выполнялись преимущественно шерстяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти. Значительно реже вышивали фабричными шелковыми или хлопчатобумажными нитками; только в последние 10—15 лет мордовки стали вышивать мулине. В XIX— начале XX в. женщины красили нитки сами, пользуясь в основном растительными красителями, особенно широко были известны подмаренник [пей) и марена (пей типгие). В настоящее время мордовки также часто окрашивают нитки домашним способом, но пользу^ ются фабричными химическими красками.

В вышивках мордвы редко встречается русский крест, чаще узор обводится контуром и заполняется косыми стежками, гладью, набором; последний обычно выполняют на подоле и рукавах мокшанских рубах. У мордвы-эрзи распространены свои швы, напоминающие болгарский крест. Узор, в основном геометрический, состоит из тесно положенных спиралей, звездочек, ромбов, косых крестов; реже встречаются растительные узоры: стилизованные цветы, напоминающие тюльпаны, листья, ветки, а иногда и стилизованные фигуры птиц.

В наши дни вышивки с национальным мордовским орнаментом украшают не только традиционный костюм, но и бытовые предметы: занавески, скатерти, портьеры. В 1950-х годах в серии самолетов ТУ-104 салоны были оформлены вышитыми изделиями, выполненными по мордовским народным мотивам. Большая работа по составлению эскизов на основе старинной мордовской вышивки проводится Республиканским домом народного творчества в Саранске и научно-исследовательским институтом художественной промышленности в Москве. В Мордовии работает фабрика художественных изделий.

Узорное ткачество не получило у мордвы большого развития. Браные узоры чаще встречаются на концах полотенец, подолах старинных мужских рубах и женских передниках; это узкие полосы геометрического орнамента, набранного красными хлопчатобумажными нитками.

Художественное вязание также занимает небольшое место среди других видов народного искусства мордвы. Наиболее интересны чулки- наколенники, связанные из черной и белой шерсти с геометрическим, а иногда и растительным орнаментом; отчасти они напоминают чулки других финно-угорских народов (коми, эстонцев).

Особого внимания заслуживает резьба по дереву. Резьбой и ныне украшают карнизы и фронтоны жилых домов, наличники и ставни окон, ворота, орудия труда, мебель и различные бытовые предметы. По технике резьбу, встречающуюся у мордвы, можно подразделить на врезную, или трехгранно-выемчатую, барельефную, глухую и пропиловочную. Врезная резьба —это простейший и, по-видимому, наиболее древний вид резьбы. Она выполняется резцом и представляет собой сочетание зубцов и «веревочки»; нередко встречаются также врезанные в дерево косые кресты и ромбы. Врезным орнаментом особенно часто украшают кадушки, в которых мордовки хранят одежду, главным образом рубахи. Врезной орнамент по своим мотивам перекликается с орнаментом на древней мордовской керамике.

В северо-восточных районах Мордовской АССР (Ардатовском, Атяшев ском), а также в мордовских селениях Горьковской и Ульяновской областей и теперь можно видеть на фронтонах жилых домов и наличниках окон барельефные украшения, которые выдолблены специальными долотами на цельной доске, благодаря чему орнамент выступает над фоном. Барельефная резьба называется часто «глухой» резьбой, а плотниками именуется «корабельной», так как она перенесена с украшений волжских судов. Для «глухой» резьбы более типичен растительный орнамент, однако часто встречаются солярные розетки, а на концах фриза — изображения сирен, стилизованных животных и птиц.

Значительно шире, чем глухая резьба, у мордвы, как и у их соседей,, русских, в настоящее время распространена пропиловочная и накладная резьба. Во многих мордовских районах принято украшать фронтоны домов накладными украшениями в виде расходящихся солнечных лучей или вместо слухового окна помещать резную розетку.

Из бытовых предметов резьбой украшают спинки деревянных кроватей, шкатулки для рукоделия, а раньше украшали прялки, солонки, рубели для катания белья и т. д.

Народное искусство обработки дерева нашло яркое выражение в гениальных работах мордовского скульптора С. Д. Нефедова-Эрьзи (1876 — 1959 гг.). Сын потомственного бурлака-плотогона, Эрьзя уже в раннем детстве начал увлекаться обработкой древесного материала, который потом стал основным для его скульптур в течение всей его жизни. Природные древесные наросты и затейливые извилины сучьев захватывают воображение мальчика. Он видит в причудливом пне — лешего, а в замысловатой березовой капе — голову девушки. Позднее в искусных руках зрелого ваятеля причудливые формы, созданные природой, фантазией художника претворялись в реальные образы, необычные по силе замысла и художественной выразительности. Весь свой большой талант С. Эрьзя отдал своему народу. Значительная часть его работ помещена в художественной галерее г. Саранска.

Среди живописцев старшего поколения заслуженной известностью пользуется народный художник Мордовской АССР Ф. В. Сычков (1870 — 1958 гг.). Окончив еще в дореволюционное время Академию художеств, он поселился затем в родном селе Кочелаеве (ныне Ковылкинский район Мордовской АССР), где прожил всю свою жизнь. Его картины очень эт- нографичны. В них отражена жизнь мордовского народа: бытовые сцены, свадьба, трудовые процессы, показаны передовые люди Мордовской республики. Его лучшие произведения также находятся в Саранской художественной галерее. Похоронен Ф. В. Сычков, как и С. Д. Эрьзя, на городском кладбище в г. Саранске. Значительный вклад в развитие живописи вносит мордовский художник Н. В. Ерушев.

Развитию изобразительного искусства в Мордовской АССР во многом способствовали также созданное в 1935 г. Мордовское отделение Союза советских художников, открытие студии живописи, регулярно проводимые художественные выставки и шефство Академии художеств СССР над художниками Мордовской республики.

Театр и музыка

Мордовский государственный национальный театр был создан в начале 1930-х годов на базе мордовской музыкально-драматической труппы, которая была укомплектована талантливыми участниками художественной самодеятельности и регулярно ставила спектакли и давала концерты на языках эрзя и мокша.

Первоначально большую помощь молодому мордовскому театру оказывал Государственный академический Малый театр, который, взяв шефство над мордовским театром, обучал молодых мордовских артистов сценическому искусству, подбирал репертуар, силами своих режиссеров ставил спектакли, помогал в оформлении и т. д.

Теперь в Мордовии работает объединенный музыкально-драматический театр, в составе которого имеются оркестр, вокальная группа, хор и балет. За последнее время театр, кроме оперных постановок, показал драматические спектакли на русском и мордовском языках. Наряду с пьесами русских авторов —JI. Н. Толстого, М. Горького, В. Вишневского — были поставлены пьесы уже упоминавшихся мордовских драматургов П. Кириллова и В. Коломасова, а также А. Щеглова («Комсомольский билет») и Г. Я. Меркушкина («Во имя народа», «На рассвете»). Театр вырастил большую группу талантливых мордовских артистов, среди которых следует назвать заслуженного артиста РСФСР народного артиста Мордовской АССР С. И. Колганова и заслуженных артистов Мордовской АССР Н. Ф. Костюшова и А. А. Аржадееву. Труппа театра пополняется новыми кадрами. В 1949 г. закончил учебу коллектив мордовской студии при Московском театральном институте им. А. В. Луначарского в составе 20 человек. Вторая мордовская студия была организована при Ленинградском институте им. А. Н. Островского из 13 человек, которые, закончив учебу в 1960 г., влились в творческий коллектив Мордовского государственного национального театра. В 1961 г. Мордовский музыкально-драматический театр переехал в новое здание.

Успешно работает, растет и крепнет Мордовский театр кукол.

Профессиональное музыкальное искусство, как и драматическое, начало развиваться в Мордовии только после Октябрьской революции. В феврале 1937 г. в Саранске был открыт Мордовский государственный театр оперы и балета. Труппа театра состояла из квалифицированных кадров певцов, музыкантов, артистов балета. Театр показал несколько классических опер русских композиторов — Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского; им были поставлены и первые советские оперы: «Тихий Дон» И. Дзержинского, «В бурю» Т. Хренникова. Открытие этого театра во многом способствовало воспитанию национальных кадров оперно-музыкального и хореографического искусства. Впоследствии он был преобразован в музыкально-драматический театр, о деятельности которого сказано выше.

С работой театра неразрывно связано и творчество первого мордовского композитора,заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Мордовской АССР JI. П. Кирюкова. Им написаны музыка к драме П. С. Ки- риллова «Литова» и первые мордовские оперы «Несмеян и Ламзурь» и «Нормальня». Л. П. Кирюков много работает по сбору и обработке мордовских народных песен. Большой популярностью в Мордовии и за ее пределами пользуется переложенная им для хора песня «Яксень Паксяв» («Выходила я в поле»). Из сольных вокальных произведений Кирюкова часто исполняется «Учема» («Ожидание»). В последние годы Л. П. Кирюков написал концерт для скрипки с оркестром и много фортепианных миниатюр.

Интересные музыкальные произведения различных форм созданы молодыми мордовскими композиторами Г. Сураевым-Королевым, Г. Павловым и др. Большую роль в развитии музыкальной культуры в Мордовии сыграло созданное еще в 1936 г. Мордовское концертно-эстрадное бюро, реорганизованное в 1943 г. в Мордовскую государственную филармонию, а также Мордовская государственная капелла, преобразованная в дальнейшем в Мордовский государственный ансамбль песни и танца.

Мордовская государственная филармония ведет большую работу по пропаганде лучших произведений русской классической и советской музыки, а также произведений мордовских композиторов. Длительное время в филармонии работал эрзя И. М. Яушев (1909—1961 гг.), заслуженный артист РСФСР и народный артист Мордовской АССР, превосходный исполнитель мордовских народных песен. Им создано несколько ярких мелодий в народном духе, в числе их песня «Но ленинскому пути» (стихи И. П. Кривошеева) и былина «Сказ о Москве» (на слова Ф. И. Беззу- бовой).

Больших успехов добился Мордовский ансамбль песни и танца. В ансамбле творчески работают заслуженные артисты РСФСР, народные артисты Мордовской АССР М. Антонова, Беспалова, Д. Еремеев и др. Ансамбль выезжает не только в города и села республики, но гастролирует по всему Советскому Союзу и за рубежом.

Значительную роль в музыкальной жизни Мордовии играет созданный еще в 1918 г. Темниковский оркестр народных инструментов. Организатор и бессменный руководитель оркестра заслуженный артист РСФСР, народный артист Мордовской АССР Л. И. Воинов является одновременно композитором, исполнителем и дирижером оркестра. Из более крупных его произведений следует отметить «Сказку о попе и работнике его Балде», две сюиты, Торжественную увертюру, Мордовскую рапсодию, Мордовские напевы для скрипки. Его кантату «Край родной» исполняет Мордовский ансамбль песни и танца в сопровождении симфонического оркестра.

Музыкальные кадры готовят специальные учебные заведения, открытые в Мордовии: музыкальное училище с вокальным, фортепианным и инструментальным отделениями, музыкальная школа-интернат и десять детских музыкальных школ, в которых обучается более тысячи человек. Высшее музыкальное образование молодые мордовские музыканты получают в консерваториях Москвы, Ленинграда и Казани.