Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Духовная культура мордовцев: фольклор и литература
Этнография - Народы Европейской части СССР

До Великой Октябрьской социалистической революции мордовский народ не имел своей письменности и своей литературы, за исключением напечатанных русскими буквами переводов нескольких книг духовного содержания (евангелия, деяний апостольских), которые распространялись в целях насаждения православия.

Из учебной литературы были изданы «Первоначальный учебник русского языка для мордвы-эрзи» (Казань, 1897) и «Первоначальный учебник русского языка для мордвы-мокши» (Казань, 1894). Число мордовских школ было крайне незначительно. В 1866 г. на территории Пензенской губ. было всего лишь шесть мордовских школ. Учителями были 'Священники. Преподавание велось на русском языке. Прежде чем обучать детей школьным дисциплинам, нужно было научить их русскому разговорному языку, что чрезвычайно замедляло обучение грамоте. В начальных школах учились преимущественно дети зажиточной части населения, средние же учебные заведения, которых было очень мало, находились в городах и были практически недоступны мордовским детям. Естественно, что при такой постановке школьного образования грамотных среди мордовского населения было очень мало, накануне революции их насчитывалось всего лишь 3—4%.

Учительство находилось в тяжелом материальном положении. Подготовка учителей была весьма слабой. Большинство учителей начальных япкол имело низшее и незаконченное среднее образование.

Недостаток педагогических кадров в первые годы после ьеликои Октябрьской революции, а также отсутствие учебников на мордовском языке затрудняли переход к обучению на родном языке. Первый эрзянский букварь, составленный на основе русской графики, был выпущен в 1922 г., первый мокшанский букварь — в 1923 г.

После образования автономного округа (1928 г.), а еще более после образования Мордовской автономной области (1930 г.) развернулась усиленная работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. Если в 1928 г. в Мордовском округе было 27,3% грамотных, в 1932 г.— 79,8%, то к концу 1939 г. Мордовия стала республикой сплошной грамотности.

Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии о введении всеобщего начального обучения детей в Мордовии к 1934 г. было претворено в жизнь. В 1948 г. Мордовия в числе первых республик в стране осуществила переход к всеобщему семилетнему обучению детейг что было большой победой в культурном строительстве республики.

Решения XX и XXI съездов Коммунистической партии о перестройке системы народного образования знаменуют собой новый этап в жизни советской школы. В Мордовии, как и в других республиках нашей страны, теснее стала связь школы с промышленным и сельскохозяйственным производством. Учащиеся приобретают трудовые навыки в учебных мастерских, на пришкольных участках и фермах, на производственной практике на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах. Введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование.

Помимо общеобразовательных школ, в республике открыты школы- интернаты, школы рабочей и сельской молодежи, имеются профессионально-технические школы и училища, существует разветвленная сеть внешкольных и дошкольных учреждений: детских садов и площадок, домов пионеров и т. п.

До Великой Октябрьской социалистической революции на территории Мордовии не было ни одного высшего и среднего специального учебного заведения. Все имеющиеся теперь в республике техникумы, училища и институты открыты в годы Советской власти. В 1959/60 учебном году в Мордовии работало 13 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось 46 тыс. человек. Особой популярностью пользуются такие учебные заведения, как Кемлянский сельскохозяйственный и Саранский торгово-кооперативный техникумы, Саранское медицинское училище, Зубово-Полянское и Ичалковское педагогические училища, Ар- датовская культурно-просветительная школа. Первое высшее учебное заведение — Мордовский государственный педагогический^институт — было открыто в 1931 г.

С 1947 г. в Саранске начала работать Мордовская областная партийная школа, а в 1957 г. на базе педагогического института был создан Мордовский государственный университет с пятью факультетами: историко-филологическим (с отделением мордовского языка и литературы)г физико-математическим, химико-биологическим, инженерно-техническим и сельскохозяйственным. В 1962/63 учебном году открылись еще два факультета: зоотехнический, инженеров промышленного и гражданского строительства. На дневном, вечернем и заочном отделениях университета в 1962/63 учебном году обучалось более 7 тыс. студентов. В 1962 г. в Саранске был открыт новый Мордовский государственный педагогический институт с тремя факультетами: физико-математическим, естественным, филологическим.

Еще до Великой Октябрьской социалистической революции из среды мордовского народа вышли такие крупные деятели науки и искусства, как историк В. О. Ключевский, математик В.А.Стеклов, архитектор М. П. Варенцов (Коринфский), скульптор С. Д. Эрьзя, этнограф М. Е. Евсевьев и др. Но лишь после победы Великого Октября смогли развиться творческие способности мордовского народа.

Уже в первые годы Советской власти появились работы мордовских ученых Ф. Ф. Советкина, М. Н. Коляденкова, А. П. Рябова, М. Т. Маркелова, внесших большой вклад в развитие таких наук, как языкознание, литературоведение, история, этнография и педагогика. Широко развернулась деятельность М. Е. Евсевьева. В 1932 г. был создан Научно- исследовательский институт мордовской культуры (ныне Институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Мордовской АССР). Теперь в Мордовии имеются и другие научно-исследовательские учреждения: институт источников света, электротехнический институт, сельскохозяйственная опытная станция и др.

Большой размах получила массовая культурно-просветительная и агитационно-пропагандистская работа, направленная на коммунистическое воспитание людей, выработку у них материалистического мировоззрения и преодоление вредных пережитков прошлого в быту и сознании. В городах и селах Мордовии создана разветвленная сеть культурно-просветительных учреждений — клубов, библиотек, домов и университетов культуры. В результате широко проводимой научно-атеистической пропаганды с каждым годом уменьшается число верующих, а среди молодежи их и совсем нет. Церковные праздники и религиозные обряды даже пожилые люди постепенно перестают соблюдать.

С большой торжественностью мордовское население городов и сел отмечает революционные праздники — 1 Мая, годовщину Октябрьской революции, а также Новый год и др. Входят в быт сельского населения и новые колхозные праздники, приуроченные к началу и окончанию сельскохозяйственных работ — Праздник первой борозды, Праздник урожая и др.

Фольклор и литература

Богато и разнообразно устное поэтическое творчество мордвы. Фольклор мордовского народа вызывал большой интерес еще у дореволюционных исследователей мордовского быта. Впервые образцы мордовской народной словесности были изданы Казанским миссионерским обществом в 1883 г., а в 1910 г. академик А. А. Шахматов составил и издал «Мордовский этнографический сборник», не потерявшии своего значения до наших дней. В сборник вошли образцы народного творчества, собранные по двум селам бывшего Саратовского уезда: Сухой Карбулак и Оркино. Много сделал для изучения мордовской этнографии и фольклора мордовский ученый М. Е. Евсевьев. За время своей научной и педагогической деятельности он совершил многочисленные поездки по мордовским селам и собрал богатейшие этнографические коллекции, произвел раскопки древних могильников. Лингвистические исследования М. Е. Евсевьева и записанные им фольклорные тексты частично опубликованы и продолжают издаваться. Вышло в свет также несколько других исследований и сборников мордовских народных песен, сказок, пословиц и загадок как на русском языке, так и на языках эрзи и мокши.

В песенном творчестве мордвы значительное место занимают исторические песни. Наиболее популярна из них «Вирь чиресэ» («У опушки леса»), в которой рассказывается о мордовском юноше, попавшем в плен к ногайцам, и его встрече со своей сестрой, еще в детстве увезенной ногайцем. Широко распространены среди мордвы песни о воцарении Павла I и жестоком отношении к крестьянам, о Пугачеве, который поднимал крестьян на борьбу за землю и свободу, песни о крепостном праве и т. д. В фольклоре мордвы много эпических песен. К ним можно отнести циклы песен о Тюште, о Литове, о Саманьке, о Скворце или Дятле и др. В основе цикла о Тюште, по всей вероятности, лежат исторические события — военные столкновения мордвы с другими народами под руководством выборного начальника — инязор (э), оцязор (м). Многие песни о Тюште претерпели существенные изменения, получили позднейшие наслоения, а в ряде случаев приняли сказочно-мифологический характер. В песнях о Литове говорится о том, как красивая мордовская девушка по имени Ли- това была выдана замуж за мордовского бога грома и молнии Пургине- паза, в других вариантах за чужеземца. К народному мордовскому эпосу относятся также легенды о Сабане, о змееборчестве, о девушке-воине, о юноше и смерти. Некоторые песни связаны с представлениями о покровителях природы, хозяйства и семьи. К этой группе произведений относятся песни о Ведяве — покровительнице водной стихии, Вираве — покровительнице лесной стихии.

Наибольшее место в песенном творчестве мордвы занимают семейнобытовые песни и песни о солдатчине. В них раскрываются семейные отношения между отцами и детьми, между мачехой и падчерицей; сюда же* относятся старинные песни о жене и муже-недоростке. Неравные браки> заключенные по расчету, иногда заканчивались убийством малолетнего* мужа. В песнях о солдатчине рассказывается о тяготах службы в царской армии. Широко были распространены колядные, свадебные песни. В настоящее время весьма популярны русские, в особенности новые советские песни.

Один из самых популярных жанров мордовского фольклора—различные сказки: о животных, волшебно-фантастические, бытовые. Часто действующим лицом в сказках является Вирава, покровительница леса и его обитателей. Вирава следит за лесом, чтобы он не засох, охраняет' птиц и зверей от истребления; убитых зверей и птиц воскрешает живой водой. В сказках рассказывается также об охотниках, встречах со зверями, удачной и неудачной охоте.

Героями сказок о животных являются те из них, которые хороша знакомы мордве — лиса, Медведь, заяц, кошка, петух и пр. Лев и тигр» встречаются значительно реже. В мордовской сказке о животных, помимо показа характеров и нравов людей под видом животных, можно встретить, объяснения отдельных явлений природы, глухие отзвуки процесса приручения животных, рассказы о появлении тех или иных качеств у некоторых животных и т. п.

Немало у мордвы разнообразных пословиц и загадок. Наиболее интересны из них бытовые; многие загадки относятся к орудиям труда, жилищу, домашней утвари.

В наши дни народное творчество мордвы продолжает развиваться. Создаются новые песни, сказки и сказы. Лучшие сказительницы Мордовии Ефимия Кривошеева и Фекла Беззубова отразили в своих сказах и тяжелое прошлое мордовского народа, и его нынешний хозяйственный и культурный рост. Сказительницы не оставались безучастными и к общенародным событиям, волновавшим все народы Советского Союза. Достаточно вспомнить плач Ефимии Кривошеевой о Сергее Мироновиче' Кирове («Как мне горе мое выплакать»), сказ Феклы Беззубовой «День Победы» и др. Лучшие произведения ее — «Песня о матери», «Песни новой эпохи» и др. — изданы. За свои сказы Ф. И. Беззубова отмечена, высокой наградой —орденом Трудового Красного Знамени.

Народные песни обычно исполнялись без музыкального сопровождения. Народная инструментальная музыка у мордвы была развита в меньшей степени, чем вокальное искусство. В настоящее время из старинных народных инструментов еще изредка можно встретить в деревнях пастушьи трубы, волынки (нудей) из тростника, самодельные балалайки и скрипки. Широко распространена гармонь, под которую пляшут «Барыню», «Елецкого», поют частушки.

Мордовская художественная литература начала развиваться с 1920-х годов, она возникла одновременно с появлением первых газет на мордовских языках. Сюжеты и отдельные образы первых произведений мордов

ских писателей и поэтов были во многих случаях заимствованы из фольклора. Важную роль в воспитании мордовских литературных кадров сыграл А. М. Горький, который много внимания уделял развитию национальной литературы. На мордовскую литературу Горький воздействовал не только своим художественным творчеством, но и личным общением с мордовскими писателями и перепиской с ними. Он призывал их воспитывать свой художественный вкус на лучших произведениях русских классиков, учил наблюдательности, требовал внимательного отношения к языку. Развитию мордовской литературы во многом способствовало также создание в конце 1932 г. Мордовского отделения Союза советских писателей, а также проведение в 1934 г. I съезда писателей республики. Среди первых мордовских писателей отметим 3. Дорофеева, А. Дорогойченко, Д. Морского (Малышева), Ф. Чеснокова, И. Кривошеева. Особенно выросла и окрепла мордовская литература за последние годы: успешна стали развиваться все литературные жанры, расширилась тематика, повысился идейно-художественный уровень произведений. Наряду с прошлым мордовские писатели отображают в своих произведениях и современность, рассказывают о труде и стремлениях советского человека.

Большим достижением мордовской литературы послевоенных лет является роман Т. Кирдяшкина «Кели Мокша» («Широкая Мокша»), рассказывающий о подвигах мордовского народа в революции 1905 г. Издан роман И. Антонова «Вейсэнь семиясо» («В семье единой»), в котором показано участие мордовского народа в Великой Отечественной войне. Писатель А. Лукьянов написал роман «Валдо Ки» («Светлый путь»), героями которого являются передовые люди колхозной деревни. В 1956 г. вышел в новой редакции роман В. Коломасова «Лавгинов», а в 1957 г.— роман К. Абрамова «Найман». Крупным событием в современной мордовской литературе является выход в свет романа в стихах А. Куторкина «Покш ки лангсо умарина» («Яблоня на большаке»), посвященного революции 1905—1907 гг. Все эти произведения переведены на русский язык.

Среди поэтов необходимо отметить зачинателя мокшанской литературы Михаила Безбородова. Широко известны сборники стихов поэта и драматурга П. Кириллова, стихи поэтов Н. Эркая, А. Моро и многих других, произведения которых в большинстве случаев отличаются большим мастерством, глубоким содержанием, заостренной идейной направленностью.

Достигнуты некоторые успехи и в развитии мордовской драматургии, у истоков которой стоит первый мордовский драматург К. Петрова. Наибольшей известностью пользуются пьесы П. Кириллова «Валдо васоло» угол велькссэ («Свет над дальним углом») и «Учительница». В первой автор описывает социалистическое строительство в мордовской деревне в послевоенные годы, во второй—революционную борьбу мордовского народа вместе с русскими в 1905—1907 гг. Положительную оценку получили пьесы Г. Меркушкина «Во имя народа» и «На рассвете». Развивается и детская литература. Широко известны не только в СССР, но и за рубежом рассказы Я. Пинясова «Живые фонарики», «Белые шубки», «Обыкновенные варежки» и др. Интересна повесть Н. Эркая «Алешка». Большой популярностью пользуются рассказы и сказки Ф. Атянина «Дочь пастуха», «Сельведь-богатырь», «Чудо над Мокшей» и др.