Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда мордовцев
Этнография - Народы Европейской части СССР

Традиционный мордовский костюм, особенно женский, очень красочен и разнообразен. В комплексе одежды каждой группы мордовского народа наряду с общемордовскими наблюдаются и своеобразные черты. Это своеобразие выражается в различных составных частях комплекса одежды, в материале, из которого сшиты нательная и верхняя одежда, в особенностях покроя и способах ношения, в форме и материале головных уборов, в украшениях, характере орнамента и т. д. Известную специфику в одежду каждой мордовской группы вносят излюбленная расцветка, детали отделки, традиционное расположение вышивки и т. п. Мокша и теперь продолжает носить свой народный костюм, тогда как эрзя почти перестала носить его еще в 1930-х годах, а местами и раньше (в начале XX в.). Примерно в эти же годы перестали носить свой традиционный костюм терюхане и каратаи.

В XIX — начале XX в. мордва шила одежду из белого, преимущественно посконного (конопляного) холста. Фабричные ткани вплоть до советского времени проникали в мордовскую среду сравнительно слабо и не нарушали устойчивых традиций в общем стиле мордовского наряда.

Мужская народная одежда мордвы утратила специфические черты значительно раньше, чем женская. Мужской костюм в XIX — начале XX в. состоял из белых или чаще синих в белую полоску холщовых портов (понкст) и рубахи (панар) обычно белой, также холщовой с разрезом ворота на левой стороне груди. Рукава, ворот и подол рубахи украшали вышивкой или полоской узорного тканья красного цвета. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали кожаным или сплетенным из ниток узким пояском.

Верхняя одежда мужчин состояла из суконного, домашней валки кафтана (суманъ) и овчинного полушубка или нагольной желтой шубы ор. Летом мужчины носили картуз, а зимой баранью круглую шапку с суконным верхом или треух. Наиблее распространенной обувью были липовые лапти (карь), которые носили с белыми холщовыми портянками; в кожаных сапогах ходили только по праздникам, да и то лишь более зажиточные.

Основная часть женского традиционного мордовского костюма, как и мужского,— белая холщовая рубаха, которая у отдельных групп мордовского населения различалась по покрою, характеру вышивки и расцветке.

Женская рубаха мордвы-эрзи (панар) была длиной до щиколоток, туникообразного покроя. Ее кроили из двух полотнищ холста, согнутых поперек на плечах и сшитых между собой по продольной нитке. Для головы и рук оставляли незашитые места. Спереди внизу полотнища не зашивали до конца на 10—15 см. Рубаха не имела воротника; на груди делали вырез треугольной формы. Рукава прямые, длиной до локтя. Носили рубаху подпоясанной, с напуском (пазухой). Вышивка располагалась на плечах, вокруг ворота и по переднему шву рубахи, проходила узкими продольными полосками по спине, спускалась наперед, окаймляла подол и рукава рубахи. Вышивка мордвы-эрзи очень плотная, она выполнялась шерстяными нитками специальными эрзянскими швами. Орнамент ее в основном геометрический, в расцветке преобладал красно-ко- ричневый тон.

Холщовая рубаха аналогичного покроя, но с обильной вышивкой называлась покай; вышивка покрывала почти весь ее стан. Девушки впервые надевали покай при достижении совершеннолетия. В конце XIX в. покай стал подвенечной рубахой. В наши дни отдельные экземпляры этой старинной одежды сохраняются только в музейных коллекциях.

У мордвы-мокши для рубахи, помимо термина панар, имеется и дру гое название — щам, например, в Торбеевском районе Мордовской АССР. По покрою мокшанская рубаха, как и эрзянская, туникообразная, однако расположение швов несколько иное: перед и спину ее кроят из одного полотнища, перегнутого поперек, а бока — из двух более коротких холстин, перегнутых по продольной нитке и пришитых к центральному полотнищу. Воротника у мокшанской рубахи также нет, а разрез на груди либо, как у эрзи, треугольный, либо трапециевидный, реже овальный.Рукава у мокшанской рубахи длиннее, чем у эрзянской, они достигают кисти. Мокшанская рубаха тоже украшена вышивкой. В расцветке преобладают черный и синий цвета. Среди узоров чаще других встречаются розетка, косой крест, звездочка. Рубахи мокшанок из Торбеевского района Мордовской АССР украшены многоцветными яркими вышивками, выполненными шелком, причем особой яркостью отличаются наплечные и наспинные (на лопатках) вышивки — нале. Многие мокшанские вышивки исполнены техникой набора (на подоле), росписью и косым стежком. Мокшанские рубахи шире и длиннее эрзянских; их носят с большим напуском (еще большим, чем у эрзи), подбирая поясом до колен, а в некоторых районах даже выше.

Рубаха каратаек (аккулъмяк) отличалась от рубах мокши и эрзи. По покрою она ближе к мокшанской, но боковые полотнища раскошены. Вышивка похожа, скорее, на эрзянскую, хотя имеет и свои особенности.

Женская рубаха терюханок, как и у других групп мордовского населения, белая, туникообразного покроя. Рукава до локтя. Узкая вышивка идет вокруг ворота и на подоле. Выполнена она шерстью, в основном красного и зеленого цветов.

Уже в конце прошлого века во многих мокшанских районах белую рубаху стали носить как нижнюю, так как поверх нее надевали специально сшитое платье (пула, сарапан, кафтонъ-крда) на кокетке, с длинными рукавами и высоко пришитой оборкой из красного или бордового сатина у молодых женщин и коричневого или синего у более пожилых. В Ковыл- кинском и Краснослободском районах Мордовской АССР, а также за пределами республики мокшанки носили поверх белой рубахи закрытый передник (сапоня) с грудкой и рукавами, который, по существу, служил таким же верхним платьем, как нула и сарапан.

Распространен был у мордвы и обычный передник — ипеле паця (э), инголъкс (м) — с нагрудником или без него. Его шили из холстины или из фабричных тканей; обшивали кружевами, вышивали или украшали цветными полосками ткани и сутажом.

Нательную поясную одежду — штаны (понкст) носили только мокшанки. Шили их из белого холста, с широким шагом. Они были аналогичны носимым марийками и чувашками. Укреплялись штаны на бедрах при помощи завязок, длиной доходили до щиколотки и при ходьбе были видны из-под рубахи, в особенности летом, когда женщины ходили босиком. Эрзянки, как и русские, штанов под рубахой не носили. Это различие еще раз указывает на то, что мокша по своим этнографическим особенностям ближе стоит к татарам, а эрзя — к русским.

Верхней летней одеждой эрзянкам служила руця — белая распашная одежда из холста с прямой спиной и прямыми полами, похожая на халат. Плотная вышивка из красных шерстяных ниток украшала грудь, плечи, рукава и подол руци, проходила продольными полосами по спине. На подол, кроме вышивки, нашивали широкую кайму из цветных лент, полосок кумача, бархата, позумента и блесток. Руцю, как и панар, эрзянки носили с поясом (карпе) или с специальным набедренным украшением пулай.

У мокшанок верхняя белая распашная одежда называлась мышкас, но она не была столь широко распространена, как руця у эрзи. Мышкас шили из холста, вытканного из поскони или льна пополам с хлопчатобумажными нитками. Он был несколько короче рубахи и эрзянской руци. Его обычно не украшали вышйвкой, но полы и рукава были оторочены кумачом. Кроме того, на плечах и подоле нашивали полоски браного узорного тканья, а на подоле — разноцветные ленты, блестки и галун. Все эти украшения назывались петъкс (оконцовка). В Ковылкинском районе Мордовской АССР мышкас шили без всяких украшений и называли его плахон. Его носили как рабочий халат, предохраняющий белую рубаху от пыли и грязи.

Верхняя летняя одежда каратаек и терюханок также была сшита из холста и по своему виду напоминала руцю эрзянок. Это распашная одежда с прямой цельной спинкой, только в бока между поламии спинкой вставлялись клинья. У каратаев такая одежда называлась чиба, у терюхан — шушпан. Чибу и шушпан украшали вышивкой из разноцветных шерстяных ниток. Шушпан терюханок имел своеобразную вышивку на плечах в виде небольших шестиугольников, сплошь зашитых зеленой и красной шерстью, и широкую ярко-красную вышивку на концах рукавов.

Кроме верхней белой холщовой одежды, поверх рубахи девушки и молодые замужние женщины, в особенности мокшанки, носили безрукавки, жилетки, курточки, крытые сатином, черным плисом, молескином. Мокшанки с. Подгорное Конаково (ныне Темниковского района Мордовской АССР) шили безрукавки черного цвета, на подкладке, длиной до колен, с отрезной спинкой и большим количеством сбор на талии. В Торбеевском районе Мордовской АССР были широко распространены короткие суконные жилетки, очень похожие на обычные мужские жилеты, а в Белинском районе Пензенской обл. мокшанки носили курточки с рукавами, чаще всего сшитые из синего сатина, на подкладке, с оторочкой из цветного ситца или разноцветных лент. Курточку надевали на рубаху при выходе из дома.

Эрзянки из Теньгушева и соседних сел ходили в «шубейках» — своеобразных безрукавках из красного шелка или сатина с оторочкой из меха и украшением из позумента и разноцветного сутажа.

Многочисленные виды более теплой суконной одежды — сумань, сермяга, пониток, чапан и другие — зачастую были одинаковы по своему виду и покрою не только у всех групп мордовского народа, но походили также на верхнюю одежду соседних с мордвой чувашей, марийцев, русских, от которых были восприняты и термины.

Сумань чаще всего шили коричневого цвета с отрезной спинкой и сборами или фалдами, идущими от талии. Чапан представлял собой прямоспинную одежду, подобную тулупу. Его шили из сукна, чаще коричневого цвета, он запахивался на любую сторону и не имел застежек.

Из других видов верхней одежды следует отметить сермягу и шубу мордвы-терюхан. Сермягу шили из белого валяного сукна, а шубу из нагольных желтых овчин. Покрой их был тождественен — с црямой цельной спинкой и небольшим полустоячим (только сзади) воротником прямоугольной формы. Запахивались шуба и сермяга на левую сторону. Полы- украшались вышивкой из разноцветных шерстяных ниток, аппликацией из кусков красного сукна и кожи. В торжественных случаях, отправляясь,, например, на свадьбу, на грудь сермяги пришивали дудянистъе — бахрому из разноцветных ниток, бусин и раковин каури, а поверх шубы в таких случаях надевали шушпан.

На ногах большинство мордовок носило лапти (карь), толсто обертывая ноги белыми, а в некоторых, преимущественно мокшанских районах,, и черными шерстяными онучами, обвивая их до колен белыми конопляными оборами, которые заменили ранее употреблявшиеся ремни. Выше онучей мокшанки надевали короткие шерстяные наколенники (цюлка почкт), которые обычно бывали видны из-под высоко подобранной рубахи. По праздникам ноги обертывали шерстяными красными обмотками (серъгат). Мордовские лапти отличались своеобразным плетением. Они имели тупую головку с украшением из перевитого лыка (атякш) и низкие борта, а на месте пятки своеобразную заплетку, так называемый хвост, который заправлялся под онучи.

В качестве старинной обуви были известны поршни. В праздники, особенно молодые женщины и девушки, носили сапоги кемъ со сборами на голенище (гармоникой) и подковками на каблуках. Шили их местные* сапожники. Чтобы сапоги не спадали, их подвязывали цветными тесемками с кисточками на концах.

Головные уборы мордовок очень разнообразны. Девушки носили головные уборы в виде повязок или венков, сшитые из цветных тканей или лент, с украшениями из блесток, бус и бумажных цветов. Головные уборы замужних женщин очень сложны. Для эрзянок типичны высокие головные уборы на твердой основе с длинной спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками. Твердый остов уборов обычно делали из луба, бересты, иногда из картона. Одни из них напоминали своей формой цилиндр или полуцилиндр, другие были лопатообразной или конической формы.

В Симбирской и Пензенской губерниях у эрзянок существовал головной убор в виде рога, который носили слегка наклоненным вперед. Твердую часть его обшивали красной тканью, монетами и бусами, а затылочную часть вышивали красными шерстяными нитками. Для эрзянок Самарской и Саратовской губерний характерен головной убор шлыган, сшитый из холста в форме чепца с полукруглым очельем и сплошь вышитой длинной лопастью сзади.

У теньгушевской группы эрзи (ныне Темниковский район Мордовской АССР) бытовали совершенно особые головные уборы, непохожие на уборьг других эрзянок. Девушки носили здесь круглую холщевую шапочку пехтим, обшитую бубенчиками, с украшениями на висках в виде двух шаров из разноцветных шерстяных ниток. Женщины носили «сороку» с высоким полукруглым очельем, обшитым золотой парчой, и длинной широкой лопастью с бахромой на концах, закрывавшей спину почти до пояса.

Головные уборы мокшанок еще разнообразнее эрзянских. Особеннохарактерны для них двурогие головные уборы. Прически замужних мокшанок также представляли собой два закрученных на висках узла волос, которые походили на рога. На эти рога из волос надевали матерчатый волосник со вставленной в него дощечкой, а поверх покрывали платок, обертывая его вокруг головы.

Многие головные уборы мокшанок состояли из нескольких частей. Например, головной убор мокшанок из Торбеевского района Мордовской АССР состоял из холщового волосника с небольшой дощечкой, полотенца с красиво орнаментированными концами и бисерного назатыльника. На значительной части территории Мордовской АССР (Краснослобод- ский, Старошайговский районы) у замужних мокшанок в качестве головного убора была распространена панга, сшитая наподобие холщового чепца с твердой прямоугольной дощечкой на лобной части. В Темниковском и Краснослободском районах Мордовской АССР замужние мокшанки носили мягкий вышитый головной убор трапециевидной формы, с небольшой вышитой лопастью, спадающей на шею. В Пензенской области (быв. Беднодемьяновский уезд) женщины носили головной убор под названием сорока, однако этот убор мокшанок не имел ничего общего ни с русской, ни с марийской сорокой.

Своеобразны головные уборы мордвы-терюхан. Терюханки носили венец различной формы у девушек и замужних женщин. У замужних он представлял собой шапку с открытым верхом (типа чувашского хошпу), обшитую в несколько рядов раковинами каури и крупными серебряными монетами; сзади к шапке была пришита бахрома из разноцветных шерстяных ниток. На висках около ушей к венцу прикрепляли пушки и плетни — подвески из узких холщовых лент с нашитыми на них монетами. На девичьем венце не было такого количества монет, и он не имел бахромы сзади; справой стороны его висела кисть, а сзади «хвост» толщиной в руку из черных шерстяных ниток, прикреплявшийся к косе я доходивший до пояса.

У каратаев замужние женщины носилиг мягкий чепчик — чехлик с твердой верхней частью, а сверху — сороку с вышитым красными шерстяными нитками очельем и длинным широким полотнищем, также вышитым, которое спускалось на спину.

Женские украшения мордвы очень разнообразны. Они сделаны в основном из монет, бус, проволоки, бисера и раковин. Головные уборы украшали перьями селезня, а по бокам около ушей прикрепляли пушки. Девушки прикрывали волосы косником. Особенно интересен косник мокшанских девушек, состоящий из ремня или полоски ткани с нашитыми на него бляхами и монетами. Среди шейных украшений наиболее распространенными были бусы, чаще всего стеклянные различных цветов и елочные дутые (более поздние). Из нагрудных украшений мокшанок отметим большие ожерелья (комбани) из разноцветного бисера с подвесками из раковин каури, близкие к башкирским и удмуртским нагрудникам. В Ковылкинском, Старошайговском, Темниковском, Рузаевском райо- онах Мордовской АССР мокшанки носили черезплечные украшения из монет и раковин; черезплечные украшения носили и теньгушевские эрзянки.

Специфичным украшением женского мордовского костюма является нагрудная брошка-заколка сюлгамо (э), которой скрепляли края нагрудного выреза рубахи. Сюлгамы эрзянок и мокшанок различны. Эрзянская сюл- гама представляет собой незамкнутый овал из медной, иногда витой, проволоки, с глазками из красного стекла на концах. Внизу к овалу прикреплены ряды бус и подвески из медных цепочек с монетами на концах. В мокшанской сюлгаме было медное основание, вокруг которого шли ряды проволоки с нанизанными на них бусинами или монетами, а иногда разноцветным бисером. Вся сюлгама чаще всего имела неправильную трапециевидную форму.

Интересно поясное украшение эрзянок пулакш (пулай, пулагай). Это своеобразное украшение носили сзади на талии. Оно состояло обычно из куска грубого холста, сложенного в несколько рядов, иногда простеганного. С внешней стороны на толстый валик нашивали ряды медных пуговиц, раковин и бисера. Пулакш заканчивался длинной шерстяной (чаще всего черной) бахромой с висящими по бокам кистями из разноцветных шерстяных ниток. Пулакш, или пулай, различался по виду и размеру по отдельным районам. Так, у эрзянок Лукояновского района Горьковской обл. пулакш был меньшего размера, чем, например, в Рузаевском районе Мордовской АССР. Он имел трапециевидную форму, с внешней стороны был украшен аппликациями из черного сукна и об- лгит раковинами и позументом; бахрому делали из черных и зеленых шерстяных ниток. Эрзянки Ардатовского и Атяшевского районов Мордовской АССР носили по праздникам одновременно два пулая — один с короткой красной бахромой и белым бисером, а второй — с разноцветным бисером и черной длинной бахромой.

В районах Заволжья (Куйбышевская обл.) эрзянки вместо пулая носили спереди и сзади по куску плотной ткани в форме удлиненного прямоугольника с вышивкой и нашитыми украшениями из раковин, бисераг медных пуговиц и бубенчиков. Этот вид поясного украшения напоминает запаску украинок.

Мокшанки вместо пулая носили разнообразные украшения на поясе, чаще всего это были парные подвески (цёконе, килъкш) из раковин, бисера, цветных пуговиц и цепочек. Прикреплялись к поясу и кисти из цветных шерстяных ниток. В XIX в. существовал обычай вешать по бокам на пояс несколько (до шести) полотенец (кескоруцят) с тканым и строчным узором. В начале XX в. их заменили цветные фабричные платки, которые носили, затыкая за пояс.

Из наручных украшений были распространены медные запястья, обычно узкие, гладкие и с орнаментом, а также медные и серебряные кольца.

Мужской традиционный костюм мордвы еще в прошлом веке вышел из употребления. Женский костюм бытует в наше время, но далеко не в одинаковой степени у различных групп мордвы. Мокшанки всех возрастов и теперь в большинстве районов республики и в Пензенской области продолжают и в рабочие дни, и в праздники носить традиционный народный костюм. Несколько упростились головные уборы. Вместо пан- ги и сороки носят платки, нередко по два (нижний белый и верхний цветной), которые повязывают вокруг головы на традиционный лад — как раньше повязывали платок поверх старинного головного убора. Мокшанки, живущие в городах, уже не носят народного костюма, но почти каждая имеет его. Народную одежду в городах можно видеть на концертах и спектаклях художественной самодеятельности, на праздниках песни*и т.п.

Эрзянки, как уже говорилось, перестали носить народный костюм еще в 1930-х годах, а за пределами республики — на территории нынешних Куйбышевской, Ульяновской, Оренбургской областей — и раньше, в начале XX в.

Несколько дольше сохранялся народный костюм эрзянок в Рузаев- ском районе Мордовской АССР, но и там он в последние годы почти исчез. Теперь эрзянки и в городах, и в сельской местности носят обычную современную одежду.

Каратайки и терюханки перестали носить свой традиционный наряд уже в начале XX в., но еще в 1950-х годах некоторые пожилые женщины сохраняли его как память или как «смертную» одежду.

В некоторых эрзянских районах и отчасти у терюхан и каратаев пере- ходой одеждой к современным городским формам был народный костюм русского населения окружающих сел. Чаще всего он состоял из короткой рубахи (так называемых рукавов), прямого сарафана, повязываемого поясом, и головного платка. Иногда пожилые мордовки, как и русские крестьянки, носили поверх сарафана ситцевую или сатиновую кофту с застежкой спереди. Позднее они стали носить юбку и такую же кофту навыпуск.