Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Сельское хозяйство Мордовии
Этнография - Народы Европейской части СССР

Накануне Великой Октябрьской социалистической революции почти 37% крестьянских хозяйств Мордовии были безлошадными, более 20% — бескоровными и около 1о% всех крестьян совсем не имели посевов или засевали меньше одной десятины. Почти половиной всех лучших земель и угодий владели помещики, монастыри и сельская буржуазия, которая имела надельной земли; приходящейся на один двор, в 4,5 раза больше, чем бедняцкие и маломощные середняцкие хозяйства.

Пахотные земли делились между крестьянами узкими полосками, которых выходило до десяти на десятину. Узкополосица и чересполосица очень вредно отражались на урожаях. Переделы земли происходили почти ежегодно. Земля, переходя из рук в руки, не унавоживалась, истощалась и приносила ничтожный урожай.

Наиболее распространенной системой земледелия у мордвы в дореволюционное время было трехполье.

Орудия обработки земли были очень сходны с русскими. Пахали сохой (сока) с перекладной полицей и широко расставленными перовыми сошниками. Глубина вспашки была небольшая, всего 4—5 см. У мордовского населения Казанской губ. был распространен татарский сабан. В Самарской губ. и на луговой стороне Саратовской губ. в конце XIX в. соху вытеснил плуг украинского образца. Сеяли чаще всего вручную. Боронили деревянной бороной (инзама), связанной из сучьев, с деревянными зубьями, а с конца XIX в.—рамной бороной с железными зубьями. Жали рожь серпом (тарваз) с зазубренным краем, который ничем не отличался от русского. Молотили различными способами. Наиболее распространенным орудием молотьбы оставался цеп — тяляма (м), пивсэма (э) г.

У мордовского населения нынешних Башкирской АССР и Куйбышевской обл. применялась молотьба лошадьми, которых гоняли по разложенным на току колосьям. У зажиточных крестьян встречались конные молотилки

Наиболее распространенными культурами были рожь, просо, пшеница, греча и овес. Из технических культур сеяли коноплю, а в Нижегородской губ.— лен. Некоторые селения имели посевы полбы. В огородах выращивали огурцы, лук, морковь, горох, в Саратовской и Оренбургской губерниях — арбузы и дыни (у богатых — на бахчах).

Урожаи были плохие, и многим семьям не хватало хлеба на год. Беднейшее мордовское крестьянство нанималось исполу обрабатывать земли у помещиков и кулаков. По рекам Мокше и Суре, где арендные цены на земли, особенно на луга, были очень высокие, помещичьи покосы снимали из расчета двух третей в пользу помещика.

Скотоводство было дополнительным занятием к земледелию. Крестьяне держали коров, овец и птицу: кур и гусей. Рабочим скотом была лошадь. Способы пастьбы скота и ухода за ним у мордвы были такие же, как у соседних русских крестьян. В скотоводстве у мордвы особенно ярко проявлялась эксплуатация беднейшего крестьянства кулачеством. Одной из тяжких форм кабалы была сдача скота внаем. Крестьяне бедняки, бравшие скот внаем, обязывались поставлять хозяину с коровы 1 или 1 V2 пуда масла и приплод.

Среди мордвы было развито отходничество на сельскохозяйственные работы в низовья Волги.

Жалкое состояние сельскохозяйственной техники, нищета крестьянского населения, его бессилие в условиях царизма и капитализма реальными средствами улучшить свое положение, повысить урожайность полей и продуктивность животноводства породили у мордвы обилие магических обрядов и верований, связанных с сельскохозяйственной деятельностью. В них особенно ярко проявлялся религиозный синкретизм. Место прежних скотоводческих и земледельческих божеств заняли христианские святые, культ которых, однако, внешне продолжал оставаться старым, языческим. В молитвах назывались имена и мордовских божеств, и христианских святых. Местами молений продолжали оставаться лесные поляны, поля и овраги.

Первое весеннее моление — кяряд-озкс («моление плуга») совершалось перед весенним севом. Для проведения этого моления резали селезня, готовили из него обед. Собирались на лужайке близ села и старики выполняли различные обряды. После обеда назначали день выезда в поле, выбирали «счастливца, у которого хлеб лучше родится и нога легкая».

В течение года совершалось несколько таких общественных молений. У мордвы-мокши, обитавшей на территории нынешней Татарской АССР, перед сенокосом устраивали «моление луга» (лайме-озкс). Резали двух овец, молясь о том, чтобы Шкай помог скосить сено и сметать его в стога. После посева яровых культур устраивали «моление курицы» (сараз-озкс), на котором каждый домохозяин приносил в жертву курицу, прося о хорошем урожае.

Особенно торжественное моление происходило осенью, после окончания полевых работ.

Многие скотоводческие и земледельческие обряды выполнялись как магические действия в охранительных целях во время эпидемий, засухи и других общественных бедствий. Таким обрядом являлось, например, опахивание, имевшее до революции довольно широкое распространение и у русского крестьянства. В этом обряде главная роль принадлежала незамужним женщинам и вдовам, которые, собравшись в чистых одеждах в числе 10—15 человек и распустив волосы, проводили сохой борозду вокруг деревни. Одна из старых женщин впрягалась в соху и, надев на себя хомут, произносила заклинания. С введением православия в обряде появились церковные элементы. При проведении борозды сохой брали иконы, читали христианские молитвы.

Широко распространен был и магический обряд «прохождения сквозь землю» (или земляные ворота). Он также проводился в предохранительных целях. Обряд этот встречался и у соседних народов, например у чувашей. Между оврагами прорывали канаву, в селении тушили огни и новый огонь добывали трением. По обе стороны канавы зажигали добытым огнем можжевельник и окуривали проходивший по канаве скот. С распространением христианства в этом обряде стало принимать участие православное духовенство, в земляных воротах ставили столб с иконой, а скот окропляли «святой водой».

Занявшие место мордовских божеств христианские святые стали считаться покровителями домашних животных, пчел, растений. Большим почитанием у мордвы пользовались святой Николай, Илья-пророк, заменивший мордовского бога грома и молнии Пургине-паз, и др. Иногда моления древним божествам приурочивались к православным праздникам: на пасху, например, молились Нишке-пазу, шкаю. Скотоводческие обряды приурочивали к дням празднования православных святых — Василия, Егория, Петра, Фрола и Лавра. День Василия (1 января) праздновался как день покровителя свиней (тувонъ-озкс). В Егорьев день (21 апреля) скот перед выгоном в поле окуривали. В день Фрола и Лавра (18 августа) эрзя Городищенского района совершали моления перед иконой этих святых, чтобы не было убыли в лошадях; во время моления лошадей кропили «святой водой».

Советский строй коренным образом изменил жизнь мордовских крестьян. В первые же дни после Октябрьской революции крестьянство Мордовии получило дополнительно около 800 тыс. десятин лучших земель, которыми ранее владели правящие классы и кулаки. Трудящимся крестьянам на льготных условиях отпускались кредиты на приобретение скота и инвентаря, выдавались семена для посеЕа.

Вместо мелких разрозненных крестьянских хозяйств, в одиночку ковырявших сохой свои полоски земли, в Мордовии были созданы коллективные хозяйства, вооруженные передовой техникой. Знаменательным для колхозного строительства в Мордовии, как и для многих других районов нашей страны, был 1929 год — год массового движения крестьян за создание колхозов, развернувшегося на основе решений XV съезда Коммунистической партии.

К 1934 г. основные массы сельского населения Мордовии объединились в колхозы. Тысячи тракторов, комбайнов, автомашин, молотилок, сеялок стали работать на колхозных и совхозных полях. Колхозы и совхозы в этом году сосредоточили в своих руках уже 99,1% всей посевной площади.

Тогда же произошел и коренной перелом в развитии общественного животноводства. В колхозах были созданы специальные фермы и постоянные животноводческие бригады; для улучшения породы местного скота было завезено более тысячи голов племенных животных, главным образом коров и свиней; значительно улучшилось зоотехническое и ветеринарное обслуживание животноводства.

Большую помощь трудящимся Мордовии при организации колхозов и подготовке колхозных кадров оказали рабочие промышленных центров страны, в частности рабочие московских предприятий. В 1931—1932 гг. рабочие заводов и фабрик Ленинского района Москвы внесли из своих личных сбережений 100 тыс. руб. на создание школ и техникумов по подготовке специалистов колхозного производства и сами приняли непосредственное участив в обучении трактористов, комбайнеров, механиков и других специалистов для Мордовии.

Оправившись после тяжелых лет второй мировой войны, сельское хозяйство Мордовии к 1959 г. стало более разносторонним. Кроме зернового хозяйства, широкое развитие получило производство картофеля, технических и кормовых культур.

Особое внимание в текущем семилетии уделяется выращиванию конопли и сахарной свеклы, которые дают в Мордовии хорошие урожаи. В некоторых колхозах республики выращивается кукуруза. Так, в колхозах им. Чапаева и «Большевик» (Рузаевский район) в 1959 г. было получено 850—900 ц зеленой массы с 1 га, а в колхозе им. Тельмана (Ромодановский район) по 907 ц/га.

Животноводство занимает второе по значению место в сельском хозяйстве Мордовии. Большинство ее совхозов имеет животноводческое на- правление.

Долгое время во многих колхозах и совхозах было слабо развито птицеводство. Птицефермы были карликовые, птица не породистая, и эта отрасль хозяйства сильно отставала. В настоящее время в каждом колхозе и совхозе имеется высокопродуктивная птицеводческая ферма.

С каждым годом сельское хозяйство Мордовии становится более производительным, повышается урожайность зерновых и технических культур, расширяются площади посевов, проводятся большие работы по осушению болот, добыче торфа на удобрение, улучшению лугов и пастбищ. Увеличивается поголовье скота и возрастает его продуктивность.

За последние годы в республике большое внимание уделяется восстановлению и расширению плодово-ягодных насаждений. Многие колхозы, совхозы, промышленные предприятия, школы имеют хорошие сады и получают много плодов и ягод.

Принимаются меры и к развитию пчеловодства, которое издавна было излюбленным занятием мордвы. Теперь во многих совхозах и колхозах есть крупные пасеки. Колхозники и рабочие совхозов также зачастую занимаются пчеловодством, ставя ульи на своих огородах в садах.

Растут неделимые фонды колхозов. Большие средства вкладываются в техническое оснащение производства, строительство хозяйственных и культурно-бытовых помещений, повышается механизация сельского хозяйства. Еще в 1958 г. в колхозах республики были полностью механизированы такие работы, как посев зерновых культур, подъем пара и зяби, сплошная культивация и боронование. Слабее механизирована уборка зерновых культур (90%) и особенно сахарной свеклы и картофеля <57%).

Важное значение в колхозном и совхозном производстве Мордовии имеет конопля — канешь (э), канъф (м). В связи с этим ведутся большие работы по комплексной механизации возделывания этой культуры, организации мочильных пунктов и др.

С пуском новых электростанций расширяются работы по электрификации сельского хозяйства.

В 1959 г. были электрифицированы все совхозы и половина колхозов, а в ближайшее время намечено электрифицировать и остальные колхозы и населенные пункты.

Кроме сельскохозяйственных артелей, где работает только мордва, в республике имеется немало смешанных в национальном отношении колхозов, где бок о бок с мордвой дружно и успешно трудятся русские, татары и представители других национальностей. Из среды мордовского крестьянства, как и из других национальностей, выросло много передовых людей колхозного производства— это мастера высоких урожаев зерновых культур, механизаторы, известные всей стране коноплеводы, доярки, добившиеся больших успехов и передающие свой опыт другим, телятницы, выхаживающие 100% родившихся телят, и т. п.

Исчезли обряды, связанные с сельским хозяйством. Колхозное крестьянство, стремящееся к поднятию сельскохозяйственного производства, понимает, что успехи обеспечиваются механизацией, новой агротехникой, новыми способами ухода за скотом, основанными на достижениях современной науки.

В многочисленных кружках, на агрономических курсах, курсах механизации и т.д. колхозники приобретают необходимые знания. Проводимая на селе массовая культурно-просветительная работа, в частности атеистическая, сельские университеты культуры, различные лекции, современная периодическая печать, научная и художественная литература содействуют неуклонному росту культурного уровня колхозников, освобождению их миропонимания от религиозных пережитков.

Повышению производительности труда, заинтересованности колхозников в его результатах, а также возрастанию материального благосостояния колхозного крестьянства способствует переход колхозов на денежную оплату труда, с учетом качества работы.