Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Духовная культура марийцев
Этнография - Народы Европейской части СССР

Основная масса марийцев в прошлом была неграмотной: до Великой Октябрьской революции грамотных мужчин было около 16%, женщин— 2%. Марийцев с высшим образованием насчитывалось 10 человек. Одна школа приходилась на 900 жителей. Образование было доступно главным образом детям зажиточных марийцев. Дело народного образования находилось в руках духовенства, хотя среди учителей были и передовые люди, приобщавшие марийцев к культуре русского народа. Изданием марийской литературы занималось миссионерское общество в Казани. Первой книгой на марийском языке, вышедшей в 1821 г., было напечатанное русскими буквами евангелие, в 1827 г. появилась грамматика горномарий- скрго наречия, правда, еще далеко не совершенная, так как она почти не выявляла специфики марийского языка. Последующие издания составляли книги религиозного содержания, но и их было немного: за 100 лет, с. 1821 по 1921 г., вышло в свет всего 112 названий.

Среди неграмотной массы марийцев было распространено так называемое добуквенное письмо. Знаки собственности — тамги (тамга) — служили и родовыми знаками. Их ставили на деревьях в охотничьих угодьях, на бортях, орудиях промысла, на утвари. Эти знаки в ряде случаев служили также распиской. В документе 1872 г. подписи марийских крестьян были представлены родовыми знаками. Кроме того, применялись бирки — податные, налоговые, пастушьи, красильные и т. п. В них наряду со знаками домохозяев обозначались зарубками счетные единицы— деньги, скот и т. ц.

До 1870 г. для приглашения на общественные моления служили дощечки, на которых вырезались условные изображения той или иной священной рощи.

В советское время марийский народ добился крупных успехов в развитии культуры. С первых же дней революции началась работа по организации просвещения народных масс. Яркой иллюстрацией победы ленинской национальной политики было создание новой, советской школы с обучением детей на родном языке. С 1930 г. в республике введено всеобщее начальное обучение. Теперь в республике достигнута сплошная грамотность населения.

Ежегодное плановое расширение сети школ, рост числа учащихся в полных средних школах — яркий показатель роста культуры марийского народа. К 40-летию республики (июнь 1961 г.) функционировало 785 общеобразовательных школ, в которых обучалось более 110 тыс. детей, и 13 школ-интернатов с 3500 учащимися. Кроме того, несколько тысяч человек училось в техникумах и других средних специальных учебных заведениях. В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью» в республике созданы общеобразовательные школы с производственным обучением.

В Марийской АССР на тысячу жителей приходится 181 учащийся. Это на 31 человека больше, чем в Англии, и на 37 человек больше,"чем во Франции.

В крае, где до революции население не имело возможности получить даже начальное образование, работают теперь два высших учебных заведения: Марийский государственный педагогический институт им.Н. К. Крупской и Поволжский лесотехнический институт им. А. М. Горького. Кроме того, марийцы-студенты обучаются в вузах Москвы, Ленинграда, Горького и других городов. На каждые 10 тыс. жителей в республике приходится 80 студентов.

В Марийской АССР работают 472 массовые библиотеки, 504 клуба, 302 киноустановки, 535 красных уголков. В городах — три театра, два музея, филармония. При некоторых школах открыты школьные музеи.

Марийцы имеют возможность смотреть кинофильмы, дублированные на их родной язык.

Недоступные в прошлом книжные знания народ восполнял познаниями, приобретаемыми опытом. О природной сметливости и наблюдательности марийцев свидетельствуют изобретенные ими простейшие метеорологические приборы (в частности, гигрометр с использованием черемухового или можжевелового прутика). Они владели также обширным запасом эмпирических знаний в области фенологии.

Теперь метеорология в колхозах поставлена на научную основу; в ряде колхозов работают метеорологические и опытные станции.

Росту культуры марийского народа способствует развитие печати. В республике издается 3 журнала, 27 различных газет. Марийское книжное издательство выпускает ежегодно около 700 тыс. экз. книг. Марийцы читают на родном языке произведения классиков марксизма-ленинизма, русской и мировой литературы, книги советских писателей.

Одновременно с ростом культуры и народного просвещения в Марийской АССР развивается и наука. Руководящим научным учреждением республики в области гуманитарных наук является Марийский научно-исследовательский институт в Йошкар-Оле. Он ежегодно организует экспедиции — археологические, фольклорные, диалектологические, этнографические, собирающие большой материал по истории, языку, быту и культуре марийского народа.

В республике созданы условия для подготовки научных кадров, особенно из'числа марийцев. В лесотехническом и педагогическом институтах открыта аспирантура. Большое пополнение Марийская АССР получает из Москвы, Ленинграда, Казани и других городов, в вузах которых учатся марийцы. В высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях работает более 300 марийцев научных сотрудников и преподавателей вузов, среди них 100 человек с учеными степенями и званиями.

Фольклор и литература

До революции марийский народ не имел своей национальной художественной литературы. Свои мысли, чувства, художественные дарования и возможности он выражал в устном народном творчестве. Значительное место в фольклоре марийцев занимали песни: лирические, бытовые, свадебные, рекрутские, гостевые, плясовые. Излюбленными были лирические песни, близкие к плачам. В них зачастую была отражена тяжелая жизнь марийского народа. Существовал даже особый жанр — «песни печали».

Кроме песен, широко распространены были сказки, а также устные предания и легенды. Почти в каждом селении до настоящего времени можно услышать от стариков рассказы о далеком прошлом Марийского края, о его первых насельниках, о легендарных марийских героях, боровшихся за независимость и счастье марийского народа.

Возникновение марийской художественной литературы относят к периоду первой русской революции 1905—1907 гг. Однако большинство поэтических произведений этих лет, преследовавших в основном просветительные цели (авторы С. Г. Чавайн, М. С. Герасимов, Г. Микай), увидели свет лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

С первых же лет после революции начала развиваться массовая печать, стали выходить газеты на марийском языке, где и публиковались первые произведения марийских писателей.

Наибольшее развитие в марийской художественной литературе получила поэзия. Первыми представителями марийской поэзии были Н. Мухин и Г. Микай. Из выступающих в настоящее время можно назвать немало имен талантливых поэтов: М. Казаков, Г. Матюковский, В. Чалай, М. Майн, Н. Ильяков, И. Осьмин, А. Вик и др. В их произведениях последних лет преобладают темы мирного труда, коммунистического воспитания советского человека. Эти темы находят отражение и в лирике, и в эпических произведениях.

Значительное внимание уделяют марийские поэты переводам на родной язык произведений великих русских поэтов — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и советских авторов — В. В. Маяковского, К. М. Симонова и др. Лучшие стихи марийских поэтов переводятся на русский язык. В 1950 г. был издан на русском языке сборник стихов и поэм М. Казакова «Поэзия — любимая подруга» (на русском языке), отмеченный Государственной премией.

Основателем марийской художественной прозы был М. Шкетан. Он создал первый роман в марийской литературе «Эренгер». В этом произведении отражена жизнь марийского народа в первые годы коллективизации. Теперь в марийской литературе есть немало произведений, затрагивающих широкий круг проблем современной жизни. Описывается и прошлое марийского народа. В романах, повестях и рассказах Н. Лекайна, Д. Орая, Н. Ильякова, А. Эрыкина, 3. Катковой и других отражены темы, характеризующие пробуждение марийских трудящихся в годы революционного подъема и создание новой национальной интеллигенции в период коллективизации деревни, борьбу советских людей во время Великой Отечественной войны и мирный созидательный труд в настоящее время. В области марийской драматургии плодотворно работают писатели С. Н. Николаев, Н. Арбан, продолжающие традиции первых марийских драматургов — А. Ф. Конакова, М. Шкетан и др.

Произведения марийских писателей переведены не только на русский язык, но и на языки других братских народов нашей страны. Многие из них стали известны в странах народной демократии.

В июле 1956 г. Союзом писателей СССР были организованы вечера марийской поэзии с выступлениями поэтов Марийской АССР перед трудящимися Москвы. В порядке культурного обмена марийские писатели весной 1961 г. выступали в братской Татарии, а в ноябре того же года в Йошкар-Оле была организована неделя татарской литературы и искусства.

Изобразительное искусство

До Октябрьской революции у марийцев не было профессионального изобразительного искусства. Однако их бытовое орнаментальное искусство говорит о талантливости и художественном вкусе его творцов.

Среди других видов народного прикладного искусства наибольшее распространение в прошлом имела вышивка, применявшаяся для орнаментации одежды. Марийская старинная вышивка отличалась гармоничностью форм, расцветки, композиции. В ужасающих жилищных условиях, при свете лучины, в курной избе марийские женщины создавали поразительные по красоте произведения.

Орнамент вышивки на одежде разных локальных групп имел свои характерные особенности. Одежда луговых мариек украшалась широкими массивными полосами вышивки с крупным узором, горные марийки вышивали узкие полоски мелким геометрическим рисунком. Для вышивки марийцев, живущих в Башкирии, характерно преобладание в расцветке черного, темно-синего и коричневого цветов. Выполнялась вышивка без канвы, по счету ниток; нередко она была двусторонней. Сначала обшивался черными или синими нитками контур узора, а потом заполнялся фон. Вышивание сложного и мелкого узора требовало большой затраты времени. Так, на отделку женской рубахи, например, уходило не менее месяца.

Любовь к вышивке марийские женщины пронесли через века. Образцы современной вышивки на одежде свидетельствуют о большом мастерстве марийских женщин. Если для старинной марийской вышивки были характерны геометрический узор, сильная стилизация животного и слабое применение растительного орнамента, то в новой преобладают растительные узоры: цветы, листья, гирлянды. Нередко включается в орнамент советская эмблематика. Появляются округлые линии, чему способствует освоение новой техники ^тамбур, гладь). Характер вышивки напоминает татарскую, иногда имеет сходство с украинской.

На предприятиях местной промышленности под руководством худож- ника-прикладника JL А. Орловой марийскими вышивальщицами создаются прекрасные образцы современной вышивки, которые экспонируются и на международных выставках. Только в 1958 г. изделия марийских вышивальщиц демонстрировались на девяти выставках — в Брюсселе, Дамаске, Познани, Кабуле, Загребе, Измаиле, Лейпциге, Осаке и, наконец, в Москве. Вышивка теперь не безымянна. Имена вышивальщиц Зайцевой, Фазлеевой, Бабушкиной, Куклиной, Новоселовой становятся известными не только в нашей стране, но и за ее пределами,

У марийцев была развита также художественная обработка дерева. Резьбой украшали предметы хозяйственного назначения, жилище, утварь, ее широко применяли для орнаментации культовых предметов. Распространены были деревянные резные черпаки для разливания пива и браги. В орнаменте ковшей горных марийцев преобладала фигура коня, у луговых — изображение медведя и птиц.

Художественная обработка дерева у горных марийцев приобрела характер промысла. В деревнях нынешнего Горномарийского района — Шындырьял, Носелы, Шелаболки, Чермышево—было развито кустарное производство выжженных тростей и плетеных черемуховых изделий. Эти традиционные виды изобразительного народного искусства марийцев существуют у них и в настоящее время.

Из среды народных мастеров-резчиков выросли профессионалы, использующие искусство обработки дерева в скульптуре. К числу их надо отнести мастера-самоучку Ф. П. Шабердина. Его деревянные скульптуры — «Марийская девушка», «Среброзубая Пымпалче» (фольклорный сюжет), «Народные музыканты», а также ряд бюстов для памятников писателям республики составляют ценный вклад в изобразительное искусство марийцев. Народному мастеру Ф. П. Шабердину присвоено звание заслуженного деятеля искусств.

Первым марийским художником-профессионалом был А. В. Григорьев, один из организаторов АХРРа; он многое сделал для воспитания национальных кадров художников в Марийской республике в первые годы ее становления.

Развитию художественной культуры в республике способствовало открытие в двух ее городах—Йошкар-Оле и Козьмодемьянске—краеведческих музеев с большими коллекциями картин. В картинной галерее при Козьмодемьянском музее (открыт в 1919 г.) наряду с работами местных художников были выставлены картины крупных русских живописцев — Кустодиева, Врубеля, Шишкина, Бенуа, Головина, Малявина, Жуковского и др.

В музее г. Йошкар-Олы (открыт в 1924 г.) экспонируются лучшие произведения первых марийских художников — Горбунова, Атлашкиной, Добрынина и др. В 30-е годы активно работало творческое объединение (филиал АХРРа) художников Поволжья, среди которых были В. К. Тимофеев, П. А. Радимов, Г. А. Медведев, Е. Д. Атлашкина, К. Ф. Егоров, П. Т. Горбунов, И. М. Пландин и др. Их произведения тех лет отражали новую жизнь в молодой Марийской республике и тяжелое прошлое народа («Агитатор из города» Горбунова, «Сбор ясака» Медведева и др.).

Произведения марийских художников, созданные в годы Великой Отечественной войны, запечатлели участие марийцев в защите Родины: «Отправка подарков на фронт» П. Добрынина, «Сдача серебра в фонд обороны Родины» Б. Осипова.

В настоящее время в марийском изобразительном искусстве представлены все жанры: живопись, графика, книжная иллюстрация, театральная декорация.

Неоднократно проводившиеся республиканские художественные выставки свидетельствуют о значительных успехах, достигнутых марийскими художниками. Их произведения экспонировались также и на выставках в Казани и Москве. Широкой известностью пользуются картины: «Подписание декрета об организации Марийской автономии» и «Проводы комму- нистов-добровольцев на фронт» В. М. Козьмина, «Пугачев в марийской деревне» Е. Д. Атлашкиной, «Народный певец» и «Настройке» И. И. Мамаева, «Академик Мосолов среди колхозников» Д. А. Митрофанова и др.

Театр

Первый марийский передвижной театр был создан в 1919 г. на основе самодеятельного коллектива.

Ядро театра составляли основоположник мариискои литературы М. Шкетан, учителя Беляев, Белков и др. Для подготовки актеров в г. Йошкар- Оле (тогда Краснококшайск) были организованы трехмесячные курсы. В 1926 г. было построено здание театра и организована студия для повышения квалификации работников театра и подготовки кадров.

В 1929 г. из окончивших театральную студию был организован Марийский государственный театр. В 1930 г. его коллектив уже участвовал во Всесоюзной олимпиаде искусств в Москве.

Большим успехом пользуются у зрителей пьесы из жизни марийцев, такие как «Салика» и «Айвика» С. Н. Николаева, «В родном селе» А. Волкова и др. В музыкальном сопровождении таких пьес используются марийские мелодии. Художественное оформление пьес ярко отражает национальные особенности культуры и быта, изучению которых театр уделяет большое внимание. Театр работает также над постановкой пьес русских классиков и советских драматургов.

Музыка

У марийцев издавна существовала своя оригинальная музыкальная культура. Музыка марийцев отличается богатством форм и мелодичностью. Марийскими национальными музыкальными инструментами являются гусли (кусле), пузырь ('ьиувыр), барабан (тумур) и различные трубы (пуч)—берестяные, роговые, деревянные.

Игрой на гуслях сопровождались танцы на праздниках, а также некоторые религиозные церемонии.Струны делали из овечьих кишок или жил, настраивали в пятитонном звукоряде. У луговых марийцев яа гуслях играли только мужчины, у горных — преимущественно женщины, причем невеста должна была обязательно играть на своей свадьбе. На пузыре (род волынки) играли большей частью на свадьбах в сопровождении барабана; он считался специально мужским инструментом.

Трубы имели ритуальное значение. Берестяные трубы (сурем пуч) употребляли для изгнания злого духа на летнем празднике. В жатвенные трубы трубили за неделю до снятия урожая. В осенние трубы (гиыже пуч) трубили девушки, достигшие совершеннолетия.

В ряде районов музыкальные инструменты изготовлялись кустарями марийцами на продажу.

На народных музыкальных инструментах исполнялись мелодичные, полные лиризма, протяжные наигрыши, они сопровождали марийские песни, исполнялась на них и инструментальная народная музыка.

Интересно отметить, что русские композиторы—Балакирев, Глазунов, Афанасьев интересовались музыкой марийского народа и использовали ее в своем творчестве. Так, в середине Х1Хв. русским композитором Афанасьевым был создан квартет «Волга» на основе мелодии одной горномарийской песни и гусельного плясового наигрыша. Этому квартету, тепло принятому музыкальной общественностью, в 1860 г. была присуждена первая премия Русского музыкального общества. На основе марийской народной музыки развивается творчество марийских композиторов. Основоположником марийской профессиональной музыки является первый марийский композитор — И. С. Палантай (Ключников, умер в 1926 г.) Он создал свыше 50 произведений. Большинство из них — обработки народных мелодий для хора. Палантай заложил основы многоголосого хорового пения в марийской музыке. Он проявил себя также и на музыкально-педагогическом поприще как руководитель хора национальной песни.

Заслуженный деятель искусств Марийской АССР, старейший марийский композитор Я. А. Эшпай (умер в 1963 г.) является одновременно и теоретиком марийской музыки. Ему принадлежит монография «Музыкальная культура народа мари».

Музыкальные и песенные произведения марийских композиторов Я. А. Эшпая, К. А. Смирнова, А. И. Искандарова, Н. А. Сидушкина и других разнообразны, но всех их роднит органическая связь с марийской национальной музыкой. В 1963 г. в Марийском оперном театре была подготовлена постановка первой марийской оперы композитора Э. Сапаева «Акпатыр».

Большую роль в развитии марийской хоровой культуры и пропаганде марийской музыки сыграл хоровой коллектив Радиокомитета, а также ансамбль песни и танца Марийской государственной филармонии. Широко развернули работу по подготовке кадров марийских музыкантов Йошкар- Олинское училище им. И. Палантая и музыкальная школа для детей им. П. И. Чайковского. Открыты музыкальные школы и в ряде районов Марийской республики.

В настоящее время значительное развитие в Марийской АССР получило народное самодеятельное искусство. В колхозах, на предприятиях, в учебных заведениях создаются сотни коллективов художественной самодеятельности. Систематически проводятся смотры, праздники песни, фестивали, отчетные концерты и т. п. В республике имеется около 2 тыс. кружков художественной самодеятельности, охватывающих до 25 тыс. участников. На смотрах художественной самодеятельности нередко участники ее играют на национальных музыкальных инструментах. Марийский ансамбль гусляров дважды завоевал право выступать в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности (в 1948 и 1954 гг.).