Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная и общественная жизнь марийцев
Этнография - Народы Европейской части СССР

Некоторые обычаи, связанные с семейными отношениями марийцев, свидетельствуют о том, что у них еще в XIX — начале XX в. сохранялись пережитки весьма древних стадий развития семьи, носившие даже следы существовавшего некогда группового брака. Исследователи отмечали бытование у марийцев левирата, сорората. В терминологии родства запечатлены следы половозрастного деления общества.

Среди пережитков родового строя многие были связаны с его начальной стадией — материнским родом. Отражением этого был развитый в прошлом культ женских божеств: у марийцев насчитывалось 14 божеств, носивших название ава —мать (мать земли, мать воды и т. п.). Наряду с этим в марийском пантеоне было много и мужских божеств: например, хранитель дома кудо водыж (кудой вож, суртымбал и др.), которого можно рассматривать как предка-родоначальника. Переход к отцовскому роду выражался в том, что женщинам запрещалось принимать участие в некоторых жертвоприношениях, в основном при молениях мужским божествам. При отправлении ритуальных действий основная роль отводилась мужчине-жрецу (карт).

Пережитки родовых отношений долгое время удерживались в культовых обрядах. Так, среди священных рощ (юмоото), в которых совершались жертвоприношения, различались общественные рощи (мер ото), предназначенные для моления всей деревней, и родовые (насыл ото, тупым ото) — для представителей одного рода.

Поминки устраивали в складчину родственной группой. По представлениям марийцев, в этой общей трапезе участвовали и все ранее умершие члены рода. На свадьбе ставили во дворе перед столом жениха и невесты березку, которая осмыслялась как место для умерших предков.

Характерная для эпохи патриархата в период его разложения большая семья — родственная единица, связанная коллективной собственностью, общим Производством и потреблением, сохранялась у марийцев в отдельных местах вплоть до Октябрьской революции. В составе такой семьи нередко было до 40 человек. По мере того как становилось тесно в одном доме, выделялись отдельные семьи, которые в течение еще очень продолжительного времени помнили свое происхождение от одного предка. Такие родственные объединения назывались урмат (от- расль, отпрыск, поколение). Во время общественных молений и поминок1 по умершим члены урмата садились за отдельный стол, ели один поминальный пирог, должны были брать жертвенную пищу из одной чаши кумыж. У горных марийцев был обычай, согласно которому члены одной семьй или рода должны были приходить на общественное моление со своей посудой. Резьба на ковше у каждого рода была особая — изображение коня, птицы, медведя и т. п.; это позволяет предполагать существование в далеком прошлом родовых тотемов.

Идеологическая общность членов урмата проявлялась в семейном культе, в культе предков. С ростом урмата происходило его дальнейшее дробление, однако все члены этого разросшегося коллектива, называемого насыл (род), считали себя родственниками. В еще более позднее время насы- лы составляли отдельные деревни, причем представление о том, что их населяют родственники, сохранялось. Каждая деревня составляла общину (мер), в которой родственные отношения уже сочетались с соседскими.

Пережитки ранних общественно-экономических формаций сосуществовали с развивающимися, хотя и очень медленно, капиталистическими отношениями и подвергались их разрушающему влиянию. Замкнутое натуральное хозяйство становилось товарным. Среди членов земельной общины росла имущественная дифференциация в результате скупки и аренды земли богатыми односельчанами* Аренда была одной из характерных форм эксплуатации в марийской деревне. Обследование марийских деревень в 1884—1893 гг. в Вятской губ. показало, что 20% хозяйств арендовали земли, причем 14,8% из них брали землю в аренду в своей общине.

Из других форм эксплуатации была распространена издольщина. Так, за пользование земледельческими орудиями и рыболовными снастями их владельцу платили часть урожая или улова. Практиковались и отработки.

Капиталистические отношения, проникая в деревню, воздействовали на народные верования и установившиеся веками обычаи. Такое явление наблюдалось, например, в культе кереметя. Лингвистические данные, а также некоторые этнографические материалы говорят о том, что сначала этот культ был связан с почитанием родового божества. С развитием капиталистических отношений представление о злом божестве керемете принимало черты, свойственные капиталистическому обществу: нередко ке- реметь представлялся в виде важного барина, который «ездит на четверке лошадей с форейтором и лакеем на запятках».

Марийцы считали, что души умерших кулаков могут превращаться после смерти в злых кереметей. Таким, например, был «Макар керемет» у горных марийцев.

С утверждением капиталистических отношений менялось обычное право. Раньше для развода было достаточно решения стариков, которые обвязывали супругов веревкой, а затем ее разрезали. В начале XX в. этот обычай почти исчез. Прежнее рукобитье при совершении сделки (купли-продажи и т. п.) вытесни л ось официальными контрактами. Существовавшие издавна «помочи» в рыбном, промысле и в сельскохозяйственных работах стали использоваться зажиточными слоями деревни для эксплуатации неимущих односельчан.

Женщина у марийцев пользовалась большей свободой, чем у многих других народов России. В большой семье марийская женщина участвовала наравне с мужчинами в решении семейных и некоторых хозяйственных вопросов. Иногда после смерти главы семьи она могла занять его место. Такие права сохранялись за марийкой и в малой семье. Вместе с тем собственностью женщины считались лишь некоторые продукты ее тРУДа? например изделия из конопли. Труд же марийки был крайне тяжелым. Она работала в доле наравне с мужчиной, и на ней же лежало выполнение всех работ по дому: приготовление пищи, все трудоемкие процессы по изготовлению домотканой одежды, уход за скотом, воспитание детей.

С беспощадной эксплуатацией женского труда было связано широкое распространение неравных по возрасту браков, особенно среди зажиточных семей, хозяйство которых требовало большого количества рабочих рук. Сыновей женили еще мальчиками 14—16 лет, чтобы заполучить даровую рабочую силу, девушек же как можно дольше задерживали в хозяйстве, не выдавая их замуж.

При большой занятости в хозяйстве женщина не могла уделять много внимания уходу за детьми. В то же время у марийцев бытовало множество обрядов и магических действий, связанных с заботой об охране здоровья и жизни детей. Для предохранения от «сглаза» или «порчи» прибегали к различным оберегам: к одежде или колыбели пришивали различные железные предметы, раковины, бусы, бисер и т. п. При опасных заболеваниях меняли имя ребенка.

Обычно имя ребенку давала повивальная бабка при отрезании пуповины. У некрещеных марийцев в имена новорожденных вставлялись начальные звуки имени отца или деда у мальчиков и матери или бабушки у девочек. Крещеные марийцы часто давали детям двойные имена — христианские и старые марийские.

После Великой Октябрьской социалистической революции жизнь марийского народа неузнаваемо изменилась. Социалистические преобразования, коллективный труд на предприятиях и в колхозах, общая заинтересованность всех трудящихся в хозяйственных успехах республики и всего Советского Союза ликвидировали основу консервации различных пережитков. Исчезла былая обособленность родственных ячеек и групп. С ликвидацией эксплуататорских классов исчезла и разобщенность отдельных слоев деревни, где теперь сложилось новое общество, качественно отличное от дореволюционного.

Неизмеримо выросло материальное благосостояние крестьянства и повысился его культурный уровень. Из среды колхозников вышли агрономы, учителя, трактористы, комбайнеры, счетоводы и т. п. По всей республике идет рост национальных кадров. Народ, который в прошлом был отстранен царизмом от государственной, общественной и культурной жизни страны, в настоящее время принимает активное участие в советском строительстве на всех его участках.

Советская власть полностью раскрепостила женщину-марийку. Ей предоставлены равные права с мужчинами во всех областях государственной, хозяйственной, общественной жизни и созданы условия для повышения ее культурного уровня. В числе депутатов в Советы значительный процент составляют женщины. Наравне с мужчинами работают женщины и на производстве. Организованы женские бригады коммунистического труда — передовые отряды рабочего класса.

Среди марийской интеллигенции, выросшей за годы Советской власти, много женщин-учителей, врачей, инженеров, научных работников. Женщины составляют 50% общего числа учителей-орденоносцев Марийской АССР.

Широкое приобщение женщин к общественно полезному труду стало возможным благодаря развитию сети детских учреждений и всемерной помощи со стороны государства многодетным матерям. В республике свыше трех тысяч мест в постоянных детских яслях, которые содержатся за счет государства. Кроме того, работают детские сады и ясли, организованные различными предприятиями. Колхозы и совхозы открывают на летний период и сезонные детские ясли.

Идейно-воспитательная работа комсомольских и партийных организаций в трудовых коллективах, культурно-просветительные мероприятия, пропаганда атеистических воззрений через школу, радио, печать, кино обеспечили постепенное изживание религиозных представлений и связанных с ними ритуалов, характерных ранее для общественного и семейного быта. Так, уже не совершаются общественные моления в священных рощах.

Наибольшей устойчивостью отличается погребальный обряд: в ряде районов похороны и поминки совершаются с соблюдением старинного ритуала.

Значительно реже теперь соблюдают религиозные установления в свадебном обряде, ограничиваясь регистрацией брака в загсе. В большинстве районов традиционные свадебные церемонии значительно упростились, соблюдаются лишь некоторые обряды, в частности надевание головного убора молодухе. В некоторых же районах, особенно в Мор- кинском, свадьбы часто справляются почти полностью по-старинному, по и в традиционные обряды включаются элементы нового быта.

Участниками прежних свадебных церемоний были только родственники. Теперь в свадебных торжествах часто принимают участие представители производственного коллектива и общественных организаций. Так, наряду с родственниками, роль cyan вуй (главы свадьбы), распорядителя исполняет иногда и председатель колхоза, в котором работает жених. Он организует свадебный поезд, наблюдает за автомашинами и т. п. Поезжанами, помимо родственников, бывают члены бригад, в которых работают жених и невеста. Свадебный поезд имеет уже иной вид: вместо прежних кибиток и тарантасов движутся автомашины, украшенные зеленью. В подарки, которые невеста раздает на свадьбе, входят нередко и старинные и современные предметы. Так, наряду с вышитой традиционной одеждой, часто ушедшей из быта, она дарит вафельные и махровые полотенца, кружевные салфетки, пояса с пряжками и т. д. В приданое невеста наряду с традиционными приносит и современные вещи: часы, радиоприемник, швейную машину, велосипед.

В городах свадьбы справляют по-новому, хотя нередко в свадебные торжества включают элементы старинных обычаев. Летом 1959 г. мы наблюдали комсомольскую свадьбу, которая справлялась в городском парке Йошкар-Олы. Женился рабочий одного из заводов на учительнице. И жених и невеста были родом из Моркинского района. Они пригласили на свадьбу хор моркинских девушек и парней, которые продемонстрировали весь свадебный ритуал. Старинные обряды исполнялись в народных костюмах. После окончания традиционной церемонии администрация завода вручила молодым ключ от новой квартиры, молодежь преподнесла им подарки.

Новое содержание получили массовые народные праздники и увеселения. В 1920—1930-х годах был широко распространен праздник Красного цветка (йошкар пледыш), с успехом вытеснявший во многих деревнях весеннее обрядовое моление. В селах со смешанным татарским и марийским населением традиционный праздник сохи (ага-пайрем — у марийцев, сабантуй — у татар) приурочивают теперь к Дню объявления автономии — 21 июня — и считают его праздником соревнования за лучший посев. Торжественно отмечается в колхозах и День урожая, окончание уборки, сдача хлеба государству.

По окончании осенних сельскохозяйственных работ повсеместно устраиваются колхозные ярмарки, районные сельскохозяйственные выставки с демонстрацией лучших достижений и раздачей премий. Организуются народные гулянья.

Особенно торжественно отмечаются общенародные революционные праздники — годовщина Великого Октября и 1 Мая. В эти дни из деревень и сел прибывает на гулянье в районный центр много народа: едут на колхозных машинах, на лошадях, украшенных кумачом и зеленью, идут пешком; все одеты в лучшие праздничные костюмы.

В праздничной обстановке проходят выборы в Советы. Торжественно отмечается повсеместно начало учебного года. В ряде районов к этому дню устраивается школьная ярмарка, которая обычно бывает очень многолюдной.

С проникновением культуры на село по-иному стал организовываться досуг. У отдельных колхозников имеются личные библиотеки, многие являются активными посетителями клубов, читателями сельских библиотек. Молодежь занимается физкультурой и спортом. Спортивные площадки имеются при каждой школе, на предприятиях, почти в каждом колхозе. Кружки самодеятельности, колхозные театры, агитбригады обслуживают население, помогая культурно провести отдых в полевом стане, в обеденный перерыв на заводе или в поле, вечерний досуг в клубе.

Здравоохранение

Больших успехов достигла Марийская АССР в деле борьбы за здоровье трудящихся, которые пользуются теперь бесплатной и общедоступной медицинскои помощью. Тяжелые условия, в которых жили марийцы до революции, вели к развитию социальных болезней — трахомы, зоба, туберкулеза. Больных трахомой было до 65%. Смертность среди детей доходила до 70%. Лечебных заведений было мало, да и те влачили жалкое существование. Марийский народ был обречен на вымирание. Из-за необеспеченности медицинской помощью невежественный крестьянин обращался к знахарям, которые «лечили» преимущественно магическими приемами. Наряду с этим применялись и лекарственные травы, лечебные свойства которых были проверены на опыте.

Ныне в республике работает 700 врачей и более 4 тыс. человек среднего медицинского персонала. Больным оказывается высококвалифицированная помощь. С 1945 г. работает санитарная авиация.

Социальные болезни марийцев — трахома, зоб, туберкулез, которые заставляли до революции ставить вопрос о «вырождении волжских инородцев», ныне почти ликвидированы. В г. Йошкар-Оле работают филиал Казанского трахоматозного института и противозобная станция. Авторитет медицинских учреждений среди населения очень высок.