Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Духовная культура удмуртов
Этнография - Народы Европейской части СССР

В дореволюционной России основная масса сельского населения Удмуртии была неграмотна.

Теперь все дети школьного возраста учатся. В первых четырех классах обучение ведется на родном языке. С первого класса изучается и русский язык. В пятых классах удмуртских школ преподают на русском и удмуртском языках, с шестого класса — только на русском. Выполняя закон «О связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР», школы республики проделали большую работу по преодолению отрыва обучения от жизни. При школах созданы учебные мастерские, учащиеся приобретают специальности шоферов, слесарей, токарей, трактористов и т. п. Учащиеся осваивают производственные специальности и непосредственно на заводах, фабриках, стройках. При сельских школах созданы учебно-опытные хозяйства. На опытных участках ученики выращивают высокие урожаи бобовых культур, кукурузы, овощей и картофеля.

Кадры учителей готовятся в основном в Ижевском и Глазовском педагогических институтах. Среди 14,5 тыс. учителей и воспитателей, работающих в республике, около 5 тыс.— удмурты. Помимо педагогических институтов, кадры специалистов высшей квалификации готовят медицинский, сельскохозяйственный и механический институты в Ижевске, а также филиал механического института в Воткинске. В республике имеется 21 среднее специальное учебное заведение: культпросветшкола, строительный и индустриальный техникумы, медицинское и музыкальное училища в Ижевске, сельскохозяйственный и электромеханический техникумы в Сарапуле, машиностроительный техникум в Воткинске и др.

Создание национальных кадров — огромное завоевание культурной, революции. В 1960 г. в республике в различных отраслях экономики, науки и культуры работало 70 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием.

До Великой Октябрьской социалистической революции на удмуртском языке были изданы лишь отдельные брошюры да несколько номеров газет в народническом и миссионерском духе.

В декабре 1918 г. вышли первые номера удмуртской большевистской газеты «Гудыри» («Гром», ныне «Советская Удмуртия») и «Ижевской Правды» (ныне «Удмуртская правда»). Затем стали издаваться книги и брошюры на удмуртском языке.

Если в первые годы после революции газеты выходили небольшими тиражами и не ежедневно, то к 1960-м годам в Удмуртии издавались гри республиканских и 40 районных, городских и заводских многотиражных газет на русском и удмуртском языках. Большими тиражами издаются произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, художественные, научные и другие книги.

За годы Советской власти в республике создана широкая сеть культурно-просветительных учреждений. Теперь в Удмуртии нет такого населенного пункта, где не работала бы библиотека, клуб или изба-читальня; везде слушают радиопередачи, смотрят кино. В 1957 г. в Ижевске был создан телецентр. В республике работает много домов культуры.

Важным средством воспитания трудящихся являются университеты культуры различных профилей, которых в городах и селах республики в 1963 г. было около 100. Значительную работу ведет Удмуртское отделение Всесоюзного общества «Знание», насчитывающее 10 тыс. членов.

Работает научно-исследовательский центр — Институт истории, экономики, литературы и языка при Совете Министров Удмуртской АССР. Крупным научно-исследовательским центром является также Ижевский медицинский институт, где работают 15 докторов и более 40 кандидатов наук. Удмуртский народ выдвинул много талантливых деятелей медицины. Среди них почетное место занимает А. И. Перевощикова, первая удмуртка, получившая ученую степень доктора медицинских наук. Большую научную работу ведут и другие высшие учебные заведения Удмуртии, заводские лаборатории, опытные станции. В республике есть краеведческий музей с богатыми коллекциями; он проводит массово-просветительную и научную работу, устраивает передвижные выставки, обслуживая ими все районы республики.

Большие успехи достигнуты и в области здравоохранения. Полностью ликвидированы трахома и другие бытовые заболевания. В республике работают около 2 тыс. врачей, среди них 20% составляют удмурты.

Изобразительное искусство

В народном прикладном искусстве удмуртов большое место занимают тканый орнамент и вышивка. Тканым и вышитым орнаментом украшают детали одежды, постельные принадлежности и разные другие бытовые предметы. Существовали специализированные артели, выполнявшие различные тканые художественные изделия. Широкой известностью пользовалась Шарканская артель. В настоящее время артели преобразованы в предприятия местной промышленности и промкомбинаты.

Старинная удмуртская вышивка выполнялась шелком и шерстью, без канвы, по счету ниток холста. Теперь вышивают разноцветными мулине, шелком, красными и черными хлопчатобумажными нитками, также без канвы. Наиболее распространенные швы — косой стежок, гладь, набор и роспись. Чаще всего встречаются геометрические узоры: ромбы, квадраты, косые кресты, иногда растительный орнамент. Тематическая вышивка появилась только в советское время.

Наряду с вышивкой применяется аппликация из кусочков разноцветной ткани или тесьмы. Широкое распространение получило ковроткачество. В Ижевске работает фабрика художественных изделий ткачества и ковроделия, которая выпускает хлопчатобумажные и шерстяные дорожки, паласы, махровые, ворсовые и высоковорсовые ковры с удмуртским и русским орнаментом. Большую помощь фабрике оказывает Институт художественной промышленности в Москве. Выполняют на фабрике и художественную строчку, роспись тканей и платков.

Издавна среди удмуртов бытует искусство вязания и плетения. Удмуртские женщины большие мастерицы в вязании узорных варежек, чулок, носков, плетении кружев, бахромы и т. д. Материалом служат шерсть, льняная и хлопчатобумажная пряжа.

Широко распространена художественная обработка дерева: резьба, выпиливание, обточка и роспись. Росписью и резьбой украшают мебель — скамьи, столы, шкафы, стулья, а также оконные наличники, ворота и т. д. Орнамент большей частью геометрический, реже встречаются изображения животных. В наше время резчики по дереву исполняют довольно сложные по замыслу и композиции произведения.

Большое развитие получило и граверное искусство. В Ижевске работает школа граверов, в которой преподают народные мастера.

Начало развиваться и профессиональное искусство — живопись, графика, скульптура. Первые профессионалы-художники Удмуртии — портретист М. Балагушин и пейзажист Н. Косолапов. Пользуются известностью произведения, созданные в военные годы: «Партизаны» М. Балагушина, «Герой среди детей» Н. Косолапова, «Важное сообщение» Д. Ходырева, «Закрытие дзота» и «Поединок» Ф. Иванова. Талантливый художник Д. Ходырев добился значительных успехов в области жанровой живописи, его картина «Провинилась» получила высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке.

Как пейзажист известен В. Жарский. Его лучшие работы — «Истоки реки Камы», «Дом Чайковского в Воткинске», «Лесные массивы в верховьях Камы». Не менее интересны и пейзажи Ф. Иванова «Лес» и А. Си- нилова «Сентябрь», «Приуралье». Из скульпторов Удмуртии известны С. Чирков, М. Тутынин.

Кадры учителей рисования и художников готовит художественнографический факультет Удмуртского государственного педагогического института, открытый в 1959 г.

Растет число самодеятельных художников, в 20 кружках изобразительного искусства около 500 человек. Художники Удмуртии постоянно совершенствуют свое мастерство, основные темы их произведений — показ жизни народа, его борьбы за построение коммунизма. В 1960 г. 30 произведений художников Удмуртии были отобраны на Всероссийскую художественную выставку.

Фольклор и литература

Ьогат и разнообразен фольклор удмуртов. Преобладающее место в нем занимает песенное творчество, но широко представлены также эпические сказания, сказки, пословицы, загадки.

Большое место в дореволюционном удмуртском фольклоре занимали рекрутские песни. У удмуртов был обычай, согласно которому каждый рекрут, а также девушка, выходившая замуж за парня из другой деревни, должны были оставлять на память в своей деревне сочиненные ими песни. Для удмуртского фольклора характерны разнообразные импровизации. Удмуртский крестьянин слагал свои песни за работой, в пути, на праздниках и т. д. К семейным торжествам хозяйка сочиняла песни для гостей, а гости должны были отвечать импровизацией. Молодежь устрав- вала также специальные вечера загадок. Песни в большинстве случаев исполнялись без аккомпанемента. В южных районах республики наиболее отчетливо выделяется любовная лирика, песни, воспевающие красоту любимой девушки, которые по характеру близки к татарским и башкирским. Для северных районов более характерны эпические повествования, напоминающие русские сказы. Распространены частушки, молодежь часто распевает их на улицах. Популярна также массовая советская песня.

Удмурты очень любят сказки. Они бытуют и в наши дни. В республике ведется большая работа по сбору и изучению удмуртской сказки. Научно- исследовательским институтом Удмуртии издано несколько сборников удмуртских сказок и песен. Единственным художественным произведением на удмуртском языке до Октябрьской революции была поэма поэта-просветителя Михаила Можгина «Беглой», вышедшая в 1910 г. Ныне удмурты имеют свою национальную художественную литературу.

Первые поэты и прозаики Удмуртии писали на темы революции, гражданской войны. Это прозаики Д. Пинь (Д. Баженов), К. Митрей (Д. Ко- репанов) и поэты М. Прокопьев, Д. Майоров. М. Прокопьев — поэт-большевик, первый переводчик на удмуртский язык произведений А. С. Пушкина, начал писать в окопах, на фронтах гражданской войны. В 1918 г. в г. Осе вышел сборник его стихотворений. Молодой поэт погиб в борьбе с врагами революции, а его сборник был уничтожен белогвардейцами.

Д. Майоров лучшие строки своих произведений посвятил защите революции, партии большевиков, советскому народу. Литературная деятельность Д. Майорова подвергалась яростным нападкам со стороны буржуазных националистов. В 1923 г. его убили кулаки.

Старейший удмуртский писатель И. Т. Дядюков — автор многих рассказов, поэм и стихотворений. Лучший его рассказ «Пашка Педор» («Федор Павлович») был написан в 1925 г.

Крупный писатель, поэт и драматург М. Петров впервые в удмуртской литературе разработал тему о Мултанском процессе и посвятил ей пьесу и роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан»). М. Петров великолепный знаток удмуртского языка. Многие его песни положены на музыку, он известен также как талантливый переводчик. Ему принадлежат переводы таких произведений, как «Слово о полку Игореве», армянский эпос «Давид Сасунский», «Поднятая целина» М. Шолохова и др.

В 1930-е годы вышло несколько романов. Перу Г. Медведева принадлежит трилогия «Лбзя бесмен» («Лозинское поле»), в которой отражено колхозное строительство в Удмуртии. Жизнь деревни изображается и в повести «Катя» Ф. Кедрова. В те же годы было опубликовано лучшее произведение М. Коновалова «Вурысо бам» («Лицо со шрамом»), посвященное изображению жизни и труда заводских рабочих.

Перед Великой Отечественной войной молодой писатель Петр Блинов издал роман «Улэм потэ» («Жить хочется»). В романе показано становление советского человека, героической путь советской молодежи. В эти годы стали печататься Т. Шмаков, А. Лужанин и др. В годы Великой Отечественной войны писатели и поэты Удмуртии сражались в рядах Советской Армии. В боях погибли П. Блинов, Ф. Кедров, детский поэт Ф. Александров. В годы войны в литературе стали известны имена поэта С. Широбокова, М. Лямина, В. Широбокова, И. Гаврилова, И. Зорина и других, писавших о своих мужественных земляках, славных сынах и дочерях удмуртского народа, боровшихся на фронте и в тылу за победу над врагом. В послевоенные годы, после II съезда писателей, писатели Удмуртии усилили внимание к современности. Т. Архипов написал роман «Лудзи щур дурын» («У реки Лудзинки») о жизни колхозного села во время Отечественной войны и после нее. В последние годы стало широко известно имя прозаика Г. Красильникова, также посвятившего свою повесть «Вуж юрт» («Старый дом») жизни колхозников. Другое его произведение «Тонэн кылисько» («Остаюсь с тобой») затрагивает вопросы сближения школы с жизнью. Несколько рассказов написал он о взаимоотношениях молодежи: «Дусым» («Невеста»), «Куинетиез лултэм» {«Третий лишний»), «Вож весь» («Зеленые бусы») и др. Успешно выступают поэты А. Писарев, Н. Байтеряков, Н. Васильев, Ф. Васильев, Г. Ходырев, С. Перевощиков, П. Позднеев, А. Белоногов, и др.

Развивается и драматургия. И. Гаврилов написал пьесу об основоположнике удмуртской поэзии Д. Майорове. По мотивам романа Т. Архипова «У реки Лудзинки» автор и В. Садовников йаписали пьесу ч<Чук лысвуос» («Утренние росы»). В. Садовникову принадлежит либретто музыкальной комедии «Сюан» («Свадьба»). Бесправному положению дореволюционной крестьянки посвящена пьеса И. Гаврилова «Аннушка».

Театр и музыка

Зарождение национального театра в Удмуртии относится к 1918 г. В августе этого года удмуртский национальный самодеятельный коллектив поставил первую пьесу на удмуртском языке. Вначале ставились пьесы, переведенные с русского, а затем и удмуртские. В 1920-х годах удмуртская драматургия была представлена одноактными пьесами, к 1930-м годам она достигла значительного развития — появились комедии, трагедии, драмы.

В 1931 г. в Ижевске был открыт Удмуртский государственный театр, преобразованный в 1958 г. в Музыкально-драматический. Со времен гражданской войны действует театр в г. Сарапуле, с 1935 г. работает Ижевский русский драматический театр. Большую популярность у юного зрителя завоевал Ижевский театр кукол, созданный в апреле 1935 г. В 1936 г. была организована Удмуртская государственная филармония.

Широкой известностью пользуются в Удмуртии и за ее пределами Удмуртский ансамбль песни и танца, а также хор удмуртского радио. Коллективу Можгинского дома культуры первому в Удмуртии было присвоено звание народного театра. Очень популярны удмуртский и русский народные театры дворца культуры Ижевского машиностроительного завода.

Из народных музыкальных инструментов бытовали крезъ (гусли), чип- чирган (труба из полого стебля растения), быз (волынка); теперь распространены балалайка, скрипка и двурядная гармонь.

В советские годы возникло профессиональное музыкальное искусство. Первыми собирателями удмуртской песни были русские композиторы Д. С. Васильев-Буглай, И. Я. Галкин и Н. М. Греховодов. Из удмуртских композиторов известны Герман Корепанов, Геннадий Корепанов- Камский, Н. Я. Шкляев, из исполнителей — народный артист Удмуртской АССР Г. И. Титов и др.

Большое значение для роста музыкальной культуры имеет развитие музыкального образования. В республике работают Ижевское музыкальное училище и несколько музыкальных школ.

Огромный размах получило в республике самодеятельное искусство. Проводятся смотры, фестивали, праздники песни. Большой популярностью пользуется самодеятельный хор колхоза «Южная Пурга» (Ижевский район).

Успехи в коренном преобразовании жизни удмуртского народа являются результатом практического осуществления Коммунистической партией и Советским правительством ленинской национальной политики, направленной на развитие экономики и повышение культурного уровня народов нашей страны.