Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Духовная культура коми-пермяков
Этнография - Народы Европейской части СССР

В дореволюционной России грамотность среди коми-пермяков была очень низкой. Перед реформой 1861 г. из тысячи коми-пермяков умели читать всего четверо, из двух тысяч женщин — одна. По данным переписи 1897 г., грамотность поднялась до 11,4% среди мужчин и до 1,3% среди женщин.

Первые школы на территории современного Коми-Пермяцкого национального округа появились в конце XIX в. Небольшие группы детей занимались частным образом в курных крестьянских избах. Несколько позднее были организованы школы грамоты, а затем церковно-приходские школы. Обучение велось на русском языке, по русским учебникам. Дело с образованием коми-пермяцкого народа двигалось очень медленно, и накануне Октябрьской революции лишь шестая часть населения умела расписываться и кое-как читать. В эти годы на территории расселения коми-пермяков было 98 церковно-приходских и земских школ и только 62 из них имели специальные помещения, остальные располагались в крестьянских домах. В этих школах занималось не более 15—20% всех коми-пермяцких детей, преимущественно из более зажиточных семей. Остальные не имели возможности получить даже начальное образование.

Свою письменность (на основе русской графики) и школу с преподаванием на родном языке коми-пермяцкий народ получил в первые же годы Советской власти. В 1920 г. был издан букварь на коми-пермяцком языке. Дети и взрослые сели за книгу. Началась массовая работа по ликвидации неграмотности. Особое внимание было обращено на то, чтобы все дети учились в школах.

В настоящее время в первых четырех начальных классах обучение коми-пермяцких детей ведется на родном языке. Но с первого же класса изучается в школах и русский язык. В округе создаются учебники и наглядные пособия на коми-пермяцком и русском языках для национальных школ.

Выполняя директивы XX съезда КПСС, школы округа проделали большую работу по политехнизации школьного обучения. При многих школах организованы мастерские для работы по дереву и металлу, кабинеты по машиноведению. Окончившие среднюю школу (например, Юсьвинскую, Гайнскую) успешно работают шоферами, трактористами, слесарями, токарями и т. п.

При некоторых школах работают радиокружки. Почти все школы радиофицированы.

Педагогические коллективы организовали при школах участки, на которых учащиеся благодаря применению приобретенных агротехнических навыков получают высокие урожаи бобовых культур, кукурузы, овощей и картофеля. На некоторых пришкольных участках растут сады, имеются пасеки. Как правило, учащиеся помогают колхозу на уборке урожая и в уходе за животными.

Кроме начальных и средних школ, в округе работают школы рабочей и сельской молодежи, а также специальные средние учебные заведения, которые обеспечивают округ специалистами по сельскому хозяйству t лесной промышленности, народному образованию и здравоохранению

Кадры учителей в основном готовились в двух техникумах, работавших в с. Коса и в Кудымкаре. В 1940 г. в Кудымкаре был открыт учительский институт, который за время своего существования до 1956 г. подготовил 2060 учителей. С 1944 г. работает окружной Институт усовершенствования учителей. При Пермском педагогическом институте открыта отделение, которое готовит преподавателей родного и русского языков для коми-пермяцких школ.

Развивается сеть дошкольных учреждений. В 1925 г. в Кудымкаре был открыт первый детский сад на 36 детей, теперь в округе работает более 170 детских садов. Созданы учреждения по внешкольному воспитанию — окружной дворец пионеров, Юрлинский дом пионеров, детская техническая станция, станция юных натуралистов.

В царской России коми-пермяки и понятия не имели о театрах, кина и библиотеках. Газеты читали только учителя и священники. Теперь все изменилось. Среди населения округа проводится массовая культурно- просветительная работа, открыто много домов культуры, клубов, красных уголков и библиотек, во многих колхозах работают народные университеты культуры.

Большую культурно-просветительную работу ведет местный краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка. В 1960 г. музей был участником Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР и удостоился диплома 3-й степени. Работники музея, кроме постоянной экспозиции, организовали передвижной музей, с которым побывали во всех деревнях и селах округа.

Изобразительное искусство

Народное прикладное искусство коми-пермяков представлено узорным ткачеством, вязанием, вышивкой, набойкой, резьбой и росписью по дереву, художественными изделиями из бересты и рога.

Узорное домашнее ткачество было развито у коми-пермяков вплоть до 1950-х годов. В наше время художественным тканьем занимаются лишь отдельные мастерицы.

Тканые узоры на полотенцах, рубахах и скатертях выполнялись преимущественно браной техникой. Узоры располагались по белому холсту в виде поперечных полос красного цвета с геометрическим орнаментом, который состоял из повторяющихся фигур: ромбов, косых крестов, зубцов и т. д.

Выполнялся узор чаще всего фабричными хлопчатобумажными нитками, реже льняными домашнего производства и окраски. Этот вид ткачества коми-пермяков очень близок к браному ткачеству коми и русских из соседних районов.

Для прикладного искусства коми-пермяков особенно типичны тканые пояса, которыми и теперь повязывают сарафаны, мужские рубахи и верхнюю одежду. Пояса изготовляют из разноцветных шерстяных, льняных и хлопчатобумажных ниток. Орнамент на поясах разнообразен, но, как и в браном ткачестве, он чаще всего геометрический. Техника изготовления поясов различна. Их плетут на руках, ткут на дощечках, на ниту и с помощью бердечка. Широкие пояса с браным узором ткут на том же ткацком стане, что и холст. Пояса бывают различной ширины, от 2 до 10—12 см. Особенно нарядны дарственные пояса. Их ткут из зеленой, синей, желтой и розовой шерсти и украшают кистями. Такие пояса невеста дарит своей будущей родне, в первую очередь жениху, его близким родственникам и дружке.

Вышивка у коми-пермяков в наши дни распространена значительно шире, чем в дореволюционное время. Коми-пермячки украшают вышивкой мужские рубахи, женские кофточки, передники, полотенца, подзоры. Вышивают разноцветными шелковыми и хлопчатобумажными нитками, крестом и гладью. В современных вышивках преобладает растительный орнамент.

До настоящего времени в некоторых коми-пермяцких семьях еще можно встретить красивые образцы набойки: скатерти, полотенца, платки, старинные сарафаны, хотя изготовление подобных вещей прекратилось еще в 1920-х годах. Расцветка и рисунки набойки близки к набойке, характерной для русского населения Севера и для коми. Наиболее распространенными были набойки с синим фоном и разноцветными узорами, в расцветке которых насчитывалось иногда до семи различных цветов. Набивные рисунки состояли в большинстве случаев из геометрических фигур: кружков, розеток, звезд, стрельчатых лучей, но встречались и более сложные растительные узоры — ветки с цветами, листья, стебли растений в различных комбинациях. Значительно реже узоры изображали птиц, коней и фигуры женщин.

У коми-пермяков, в особенности в северных районах округа, как и У коми, бытуют богато орнаментированные вязаные изделия — чулки, перчатки, варежки, шарфы, кушаки и т. д. Материалом для них служит овечья шерсть, которую женщины сами прядут и красят. Орнамент на вязаных изделиях почти всегда геометрический.

Как и у многих других народов, живущих в лесной полосе, у коми- пермяков развито искусство обработки дерева. Занимаются резьбой мужчины. Этот вид народного искусства представлен скульптурными изображениями животных и птиц на крышах домов, а также накладной, трех- гранно-выемчатой и контурно-прорезной резьбой, росписью на посуде, прялках, предметах домашней обстановки, искусно сделанными предметами из бересты: туесами, солонками, пестерями и т. п. Богатые коллекции народных художественных изделий собраны в Окружном краеведческом музее им. П. И. Субботина-Пермяка.

Среди коми-пермяков, в особенности в послевоенное время, выдвинулась группа талантливых художников и скульпторов. Лучшие их произведения представлены в художественной галерее музея и демонстрируются на специальных выставках.

Из художников старшего поколения следует назвать Я. и А. Криво- щековых и П. И. Субботина, имя которого носит местный краеведческий музей. П. И. Субботин (1886—1923 гг.), коми-пермяк по национальности, был талантливым художником и замечательным педагогом-организатором, он оставил заметный след в развитии коми-пермяцкого искусства.

Фольклор и литература

Длительное проживание на одной территории и тесные культурные связи между коми-пермяками и русскими сказались на фольклоре коми-пермяцкого Народа, у которого наряду с самобытными широко распространены и Произведения русской народной поэзии. Русское влияние проявляется В близости сюжетов и образов, в широком использовании коми-пермяками речевых выразительных средств, характерных для русской народной поэзии. В северных районах округа можно услышать предания и сказки, героями которых являются русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др.

Однако у коми-пермяков имеются и самобытные эпические сказания о богатырях. Одним из любимых героев коми-пермяцкого эпоса является Пера-богатырь. Прообразом его послужила, по всей вероятности, реально существовавшая личность. До настоящего времени жители деревень Верх-Лупья, Конопля и Мысы Гайнского промышленного района гордятся своим земляком, рассказывают различные случаи из его жизни, приурочивая их к XVI в., указывают старое поселение, откуда он был будто бы родом (дер. Важгорт) и где якобы находится его могила.

К былинному эпосу коми-пермяков следует отнести также народные сказания оПеле, жизнь и деятельность которого связывается с р. Вишерой. Это предание бытует у язьвинских коми-пермяков.

Пеля-богатырь во многом напоминает Перу. Он, как и Пера, охотник, который ловит шелковыми сетями соболей. Сказания о Пеле, очевидно, сложились в XVI—XVII вв., когда в предгорья Среднего Урала все активнее стало проникать русское боярство и купечество, стремясь захватить лесные богатства местного края. С одним из боярских сынов, по прозвищу Лесной, и пришлось состязаться Пеле-богатырю. В поединке с боярином Пеля оказался победителем.

В некоторых сказаниях повествуется о двух богатырях — Полюде и Пеле, живших на скалистых берегах р. Вишеры. Когда на Русской земле стали переводиться богатыри, Полюд и Пеля вместе со своими сокровищами якобы обратились в камни.

Сказки — распространенный и любимый вид устного творчества коми-пермяцкого народа. Их можно подразделить на фантастические, бытовые, сатирические и сказки о животных. Главными героями сказок являются крестьяне, охотники, солдаты, наделенные храбростью и добротой. Они олицетворяют справедливость и добро, побеждают зло и искореняют ложь.

К интересным образцам фольклора советского времени принадлежат сказы. Они отображают нашу действительность, в них говорится о народных чаяниях и трудной борьбе в прошлом.

Разнообразно песенное творчество коми-пермяков. Игровые, круговые, свадебные и любовные песни исполняются преимущественно на русском языке.

Многие варианты этих песен опубликованы в русских сборниках и бытуют у русского населения соседних районов. Большинство старинных, «долгих», песен помнят и исполняют только пожилые коми-пермячки, лучшие песенницы деревни, участницы хора художественной самодеятельности.

Колхозная молодежь чаще поет советские песни, проникшие в деревню через радиопередачи, кино, песенные сборники и литературу. Очень популярны частушки, которые поют и на коми-пермяцком и на русском языке. Репертуар их постоянно обновляется.

Коми-пермяцкая национальная литература возникла и стала развиваться лишь после Великой Октябрьской революции. В 1922—1923 гг. вышли первые сборники стихов на коми-пермяцком языке «Подснежник» и «Купальщица», а вскоре появился сборник рассказов и воспоминаний «Восход солнца». Эти три сборника положили начало национальной художественной литературе коми-пермяков.

Основоположником коми-пермяцкой поэзии и прозы по праву можно считать М. П. Лихачева (1901 — 1945 гг.). Он написал много стихотворений и рассказов, получивших» всеобщее признание. Наиболее крупным произведением коми-пермяцкой прозы явилась его повесть «Мой сын», рисующая положение беднейшего крестьянства до революции и активную борьбу народных масс за Советскую власть.

К старшему поколению можно отнести также поэта и прозаика А. Н. Зубова (1899—1945 гг.). В своих стихотворениях «Бездомная кукушка» и «Несчастная» А. Зубов показал тяжкую жизнь коми-пермячки в дореволюционное время. В его стихах «Свободная пора» и других говорится о радостной жизни советской молодежи. Перу А. Зубова принадлежит также пьеса «Сквозь тьму», в которой изображена жизнь коми- пермяцкой бедноты в дореволюционной деревне. Эта пьеса была поставлена коми-пермяцким драматическим театром на своей сцене и в Свердловске.

Поэты Н. В. Попов и С. И. Караваев свои первые стихи начали печатать в газете «Пахарь» в 1929 г., а в последующие годы опубликовали несколько сборников.

К 1940-м годам ряды коми-пермяцких литераторов пополнились новыми силами: начали печататься поэты И. Гагарин, И. Минин, М. Вавилин.

Поэт И. Гагарин погиб в битве на Волге в 1942 г. При его жизни были напечатаны стихи «У колхозных полей», «Новый урожай», «Письмо матери», «Родина». Посмертный сборник его стихов и песен, выпущенный окружным издательством, пользуется широкой известностью у коми- пермяцких колхозников.

Стихи М. В. Вавилина посвящены колхозной жизни и природе края. Интересна и содержательна поэзия И. Минина. Его стихи «Колхозный праздник», «Столяр дед Пахом», «Семья Ипата», «Почтальон принес газету» и многие другие отличаются жизнерадостностью, в них много юмора, язык простой и выразительный. Минин много пишет о детях и для детей.

Наряду с поэзией у коми-пермяков развиваются проза и драматургия.

Артист Кудымкарского драматического театра Н. Свечков написал пьесу «Это было на Иньве» («Караванный бунт»), которая поставлена на сцене этого театра. Вторая его пьеса «Машины идут в лес» была опубликована в 1951 г. в альманахе «Прикамье». Несколько прозаических произведений оставили потомству умершие в расцвете творческих сил П. П. Златин и И. А. Шадрин.

Как драматург известен Н. Бормотов. Он написал три одноактные пьесы: «Красный обоз», «Ты мой друг» и в соавторстве с Н. Свечковым «Степан болеет». Драматург М. Сторожева опубликовала пять пьес, из них «Троицын день», «Бессонница», «Шесть тополей» поставлены Кудым- карским драматическим театром.

С.  Можаев выступает и как прозаик, и как драматург. Его пьеса «Пасмурная весна» была поставлена в 1959 г. Пермским драматическим театром, когда проходил смотр коми-пермяцкой литературы и искусства.

Произведения коми-пермяцких поэтов и писателей печатаются в ежегодниках и выходят отдельными книгами в коми-пермяцком издательстве; кроме того, они публикуются в альманахах «Прикамье», в журналах «Дружба народов», «Урал», «Северная звезда» и др. В Кудымкаре издается и детская литература, в частности выпускается ежегодный сборник для детей.

Театр и музыка

Округ имеет свой национальный драматический театр, носящий имя М. Горького. В творческом коллективе театра выросли ныне заслуженные артистки РСФСР А. Котельникова и Н. Канюкова, талантливые артисты Н. Кивилева, Н. Четина, Н. Свечков, Ф. Кривощеков и др.

Театр с успехом показывает пьесы Островского, Горького, некоторых западноевропейских классиков и многих советских драматургов, в том числе — местных.

Молодые кадры для коми-пермяцкого театра готовятся на актерском факультете Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского. Учащиеся из Коми-Пермяцкого округа объединены там в национальную студию.

Большую работу по созданию оригинальных музыкальных произведений и обработке коми-пермяцких народных мелодий ведет молодой коми-пермяцкий композитор А. И. Клещин. Он переложил на музыку ряд произведений коми-пермяцких и русских поэтов.

С 1951 г. в Кудымкаре работает детская музыкальная школа.

Ежегодно в округе проводится Праздник песни, который одновременно является смотром художественной самодеятельности. Каждый район округа выступает со своей программой: песнями, музыкой, плясками, стихотворениями и частушками.

К Празднику песни подготавливается всегда и выставка произведений прикладного изобразительного искусства, картин и книг.

Из старинных народных музыкальных инструментов у коми-пермяков большим распространением пользуется известная и коми так называемая флейта Пана-тгсшт.