Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда и пища коми-пермяков
Этнография - Народы Европейской части СССР

Хранителями традиционного народного костюма являются старики и в особенности старухи, хотя с каждым годом и они все чаще заменяют самодельный материал фабричным и одеваются так, как ходят в рабочих поселках и городах — Ку- дымкаре, Перми и др.

Традиционный комплекс народной одежды коми-пермячек состоял из холщовой рубахи йбрнбс — белой или чаще цветной, с прямыми вставками на плечах, так называемыми поликами, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку на обшивке. Рубаха, как правило, составная. Нижняя часть ее пришивалась по талии к верхней и состояла обычно из трех прямых полотнищ и четырех раскошенных боковых клиньев. Иногда верхнюю часть рубахи шили из ситца, а нижнюю из холстины. Эти рубахи уже не с прямыми поликами, а на кокетке, со стоячим воротником и разрезом посредине груди, застегиваемым на пуговицы.

Поверх рубахи надевался косоклинный сарафан дубас из набойки или синего холста.

В настоящее время, если кто и продолжает носить дубас, то шьют его из фабричной ткани, прямой, в виде юбки со сборками, на лямках, и называется он уже не дубасом, а сарафаном.

Дубас и сарафан подпоясывают плетенным из разноцветных ниток пояском (покром) с бахромой на концах. Поверх сарафана надевают цветной или чаще белый «запон» — фартук с вышивкой на подоле. Такой наряд является в настоящее время праздничным национальным костюмом; в нем обычно выступают девушки на вечерах художественной самодеятельности, фестивалях и праздниках песни.

Исчезнувшие ныне традиционные головные уборы замужних коми- пермячек были в основном двух видов: самгиура в южных районах и кокошник — в северных. Самшура — своеобразный чепец с твердым дномг обшитый кумачом, украшенный несложной вышивкой и полосками позумента. Кокошник тоже имеет вид чепца, но с твердым полуовальным очельем, зашитым мелкими пуговицами, блестками или бисером. Кокошник, как и самшура, удерживается на голове шнурками, продернутыми в нижнюю часть убора.

Дома женщины ходили в кокошнике или самшуре без платка, а при выходе из дома покрывались платком.

Старинные девичьи повязки не сохранились. Теперь самый распространенный головной убор девушек и замужних — платок. Некоторые пожилые женщины еще носят под платком матерчатый чепец (моршенъ) типа повойника. Так ходят обычно дома. Выходя на улицу, поверх платка или моршеня повязывают второй, более плотный платок или шерстяной полушалок, завязывая концы его под подбородком.

Мужской традиционный костюм имел и в прошлом еще меньше своеобразных черт, чем женский, а в наши дни совсем не отличается от костюма русского колхозного крестьянства соседних районов.

Старинную мужскую рубаху шили из белого холста или пестряди, туникообразного покроя, длиннее современной. Ворот, рукава и подол рубахи украшали ткаными красными полосами, вместо пуговиц к вороту пришивали завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая ее узким плетеным пояском или кожаным ремнем. На пояс, как и коми, вешали небольшую кожаную сумочку (биеа), в которой хранили иголку, нитки, трут и кремень для высекания огня.

Штаны (вешъян) носили из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди; зимой поверх холщовых штанов надевали еще суконные.

Головные уборы мужчин уже давно утратили свои традиционные особенности. Валяные шерстяные колпаки, в которых ходили прежде, можно встретить очень редко. Мужчины носят разнообразные фуражки, картузы, зимой — меховые мерлушковые шапки.

Рабочей одеждой мужчин и женщин служат «запон» — закрытый передник с рукавами и глухая туникообразного покроя рубаха с длинными рукавами и круглым вырезом ворота, длиной почти до колен, сшитая из грубого холста, крашеного или сурового. Рубаху подпоясывают ременным поясом.

Традиционные формы верхней летней и зимней одежды у мужчин и женщин были почти одинаковы. Летом те и другие носили шабур — кафтан из синего или небеленого холста, отрезной в талии, с [большим количеством сбор на спине, длиной до колен. Более теплой одеждой был попыток — тоже своего рода кафтан, но длинней шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки, сшитый в талию со вставными клиньями по бокам.

В северных районах округа более теплой верхней одеждой была гу- ня — одежда типа русской поддевки, сшитая из домашнего сукна коричневого или белого цвета, со сборами или фалдами на спине. Зимой носили шубу (пась) из желтых или черных овчин, прямого покроя и со сборами: иногда пась крыли сукном или холстом, выкрашенным в синий цвет.

В наши дни почти все покупают готовую верхнюю одежду в магазине, а если некоторые коми-пермяки и шьют ее дома или в пошивочной мастерской, то уже из фабричных тканей и по современным фасонам.

В 1940-х годах еще сохранялись отдельные виды традиционной обуви. Некоторые коми-пермяки, мужчины и женщины, продолжали носить в качестве рабочей обуви лапти (нинкдм), сплетенные из липового лыка и бересты; по форме они не отличались от русских лаптей. Верхние края (чаще всего у женских лаптей) обшивали цветным холстом, поэтому они и назывались «лапти с опушнем». Ноги обертывали белыми холщовыми онучами. Женщины зачастую вниз надевали чулки и обматывали ноги онучами только до половины икр. Обычно женщины, в особенности молодые, носили онучи с шерстяными красными оборами, мужчины — с черными или плетенными из лыка. В северных районах округа и на Язьве и в прошлом мало кто ходил в лаптях, там чаще носили самодельные кожаные коты типа кожаных галош с красными шерстяными оборами. В этих районах были распространены шерстяные чулки с пестрыми узорами, как и у коми.

Теперь на работу многие мужчины и женщины ходят в кожаных сапогах. Специальные высокие сапоги — бродни с мягкой подошвой надевают, идя в лес и на рыбную ловлю. Зимой носят валяную обувь: валенки и ишим— валяные головки с пришитыми к ним суконными голенищами. Повсеместно распространены различные виды фабричной обуви.

Несколько больше традиционных особенностей сохраняет охотничий костюм, который бытует в настоящее время только в северных районах округа и отчасти у язьвинских коми-пермяков. Он очень похож на охотничий костюм коми. В него входят: холщовая или суконная безрукавка лузан, обшитая по краям кожей, четырехугольная на околыше самодельная суконная шапка, белая гуня и специальная охотничья обувь ком из сыромятной кожи, с очень толстой подошвой, загнутым носком и суконными или меховыми голенищами.

Пища

В дореволюционное время питание коми-пермяков было весьма скудным. Основу его составлял хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением в него различных суррогатов: толченой лебеды, пихтовой коры, муки из сушеных ягод черемухи. Овощей ели очень мало, молоко чаще всего пили квашеным; мясо бывало на коми-пермяцком столе главным образом в большие праздники. Подспорьем в питании служили сушеные и соленые грибы, а также ягоды, которые тоже сушили и замачивали на зиму.

Вместе с тем можно отметить сравнительное разнообразие традиционной кухни коми-пермяков. Она включает много различных мучных кушаний: оладьи, блины, шаньги, пироги с разной начинкой; из жидких блюд, кроме кислых щей (тома шыд),— мясной суп (ля шыд), суп из ячневой крупы (туся шыд), гороховый суп (анъкытша шыд), кислый гороховый или ягодный кисель.

В наше время питание коми-пермяков стало несравненно лучше и обильнее. Хлеб теперь пекут из чистой ржаной муки, без примесей. Много используют пшеничной муки и кондитерских изделий.

Увеличился ассортимент круп. Наряду с овсяной и ячневой едят манную, рисовую и другие каши. Возросло потребление гороха, стали употреблять в пищу фасоль и кукурузу. В местных магазинах продаются макаронные изделия, которых ранее коми-пермяки почти совсем не знали.

Рыба, как и в дореволюционное время, занимает существенное место в питании коми-пермяков. Ее едят в самом разнообразном виде — соленую, жареную, варят из нее уху, но в особенности любят пироги черинянь с запеченной в них, как и у коми, целой рыбой. Пироги с рыбой являются праздничным блюдом, их пекут также на свадьбу, на новоселье, в поминальные и другие торжественные дни. Широкое распространение в послевоенные годы получили покупаемые в магазинах треска, морской окунь, а также различные рыбные консервы.

Увеличилось потребление молочных и мясных продуктов. Из молока делают творог, простоквашу. С молоком приготовляют яичницу из куриных яиц. Из мяса, кроме жидких мясных блюд, делают студень; готовят кушанья из жареного мяса. Коми-пермяки очень любят и часто приготовляют, в особенности по праздникам, пельмени, причем иногда мясную начинку заменяют капустой или вареным картофелем. От коми-пермяков, по всей вероятности, и получил распространение термин «пельмени», они называют свое традиционное кушанье пелънянъ, т. е. «хлеб, имеющий форму уха».

Большое место в питании коми-пермяков занимает картофель, его варят, жарят, пекут, кладут в тесто, добавляют в суп, используют как начинку для пирогов и шанег. У коми-пермяков появились помидоры и огурцы, которых раньше они почти не знали. В округ завозятся фрукты в свежем, сухом и консервированном виде.

Устойчиво сохраняются традиционные напитки. Далеко не все коми- пермяки любят и пьют чай, но зато в каждом доме имеется овсяная теплая брага. По праздникам варят пиво.

Во всех рабочих поселках и во многих деревнях работают столовые. Летом для колхозников во время работ организуется общественное питание на полях.