Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Фольклор и литература народа коми
Этнография - Народы Европейской части СССР

В фольклоре коми представлены самые различные жанры: сказки и легенды, эпические сказания, песни, частушки, загадки, пословицы и поговорки.

Наиболее распространенным и самым любимым жанром являются сказки. Интересны сказки о животных. В тонком и правдивом изображении животного мира сказалась наблюдательность коми — древних охотников и обитателей глухих таежных лесов. Любимым героем сказок является также Илья Муромец, перекочевавший в этот жанр из былевого эпоса, но продолжающий сохранять черты народного богатыря, побеждающего многочисленных врагов Русской земли.

Героем эпических произведений является Федор Кирон. Две былины, связанные с этим именем, записаны в Усть-Куломском районе. В одной из них Кирон рисуется в образе богатыря, сражающегося против грома и молнии, в другом варианте — он охотник и богатырь. Кирон близок к русскому богатырю Федору Тирону. Богатырь Федор Кирон выступает не только в роли защитника Русской земли, но, как и коми-пермяцкий богатырь Пера, борется против лесопромышленников, пришедших захватить богатства родного края. Он живет в лесу и больше всего на свете любит родную тайгу.

В районах верхнего течения Вычегды известно сказание о богатыре Романе Красивом, жену которого похитили «черные татары», и она на чужбине стала женой татарина. Купаясь, она нырнула и уплыла под водой так далеко, что муж-татарин перестал ее ждать, решив, что она утонула. Героиня вернулась домой, проплыв по реке на дереве, из которого дала обещание построить на родине церковь. Это эпическое сказание очень близко к русской былине о князе Романе и Марье Юрьевне.

На Печоре и Удоре некоторые старики еще в начале XX в. помнили и пели былины.

В устном народном творчестве коми имеются предания о колдунах и разбойниках. Особой популярностью пользуются предания о «Шипице — неуязвимом колдуне». Согласно народному преданию, могущественный колдун Шипица жил на берегу реки около современного Сыктывкара. Он будто бы мог останавливать известным ему словом заговора плывущие по реке суда, мог ходить под водой, становиться невидимым. В некоторых вариантах предания Шипица изображается как пам — верховный жрец языческого культа и одновременно военачальник. Распространенность преданий о Шипице позволяет предполагать, что в прошлом существовал род, называвшийся Шипича, в отдельных преданиях сохраняются воспоминания о разных представителях этого рода. Героем наиболее позднего предания из этого цикла был устьсысольский купец Суханов по прозвищу Шипица.

Много сказаний сохраняется у коми об Иркапе, или Ирке, смелом охотнике из дер. Вейкони. К этому же циклу относятся и предания о Корт-Айке (дословно— «железном» свекре), которые связаны с селом Корт- керос, что в переводе означает Железная гора. На этой горе и жил будто бы Корт-Айка — предводитель разбойников, наводивший ужас на все население окружающих районов.

В фольклоре коми значительное место занимают рассказы о Яг морте* (лешем), Ва морте (водяном), а также многочисленные легенды и предания, связанные с определенными лесами, озерами и горами.

Разнообразно песенное творчество коми, издавна развивающеесяг в тесном взаимодействии с русским песенным творчеством. Русское влияние обнаруживается в бытовании многочисленных народных переделок я переводов русских песен на язык коми, в близости сюжетов и образовь в употреблении одних и тех же художественных приемов. Однако наряду с этим у коми много и самобытных песен. В песенном репертуаре имеются исторические, семейно-бытовые, солдатские и рекрутские, игровые, хороводные и другие разнообразные по содержанию песни. Особую группу составляют трудовые песни-импровизации, широко распространенные на Ижме.

В фольклоре коми отразились местные бытовые особенности, обряды и обычаи. Так, о большой семье и положении молодой женщины в чужом роде поется:

Отдали меня в дальнюю землю

В большую семью,

Там семь деверей, четыре золовки, девятая свекровка,

Десятый свекор,

А я сама, бедная, по счету пятнадцатая.

Сохранилось много песен, в которых изображается тяжелая, бесправная жизнь трудящихся коми, например лесоруба и бедняка-охотника, вынужденных уходить на заработки в Сибирь и на уральские заводы. Есть песни о тяжелой солдатской жизни, о безрадостных условиях, в которых жил и работал крестьянин коми.

Игровые песни, плясовые и хороводные исполнялись во время гуляний, игрищ и свадеб и были связаны с определенными праздниками и обрядами. В наше время многие из этих песен продолжают бытовать, но утратили обрядовое значение. В современном песенном творчестве коми большое место занимают частушки, которые стали теперь самым любимым видом народной поэзии. Частушки исполняются на русском и коми языках. Их слагает и поет главным образом молодежь.

С каждым годом все шире распространяются массовые советские песни, проникающие в народную среду через радио, газеты и журналы, их популяризируют кружки художественной самодеятельности, организованные при местных домах культуры. Наряду с этим и старинные народные песни часто входят в репертуар колхозных хоров.

Современная поэзия коми непрерывно обогащается произведениями поэтов братских народов СССР и в первую очередь русских.

В наше время создается много новых народных песен. Большую работу по их созданию и распространению песенной культуры среди коми ведут Республиканский дом народного творчества, районные дома культуры, колхозные клубы. В кружках художественной самодеятельности были коллективно созданы популярные среди коми песни: «Колхозная урожайная», «Колхозная праздничная», «Лес великим стройкам» и многие другие.

Хоровые коллективы, организованные при домах культуры и колхозных клубах, с успехом выступают не только в своем селе, но и за его пределами и даже в других районах, на колхозных полевых станах, на лесозаготовительных и сплавных пунктах. Особенную популярность завоевали народные хоры Ухты и Печоры, Ижмы и Помоздина.

Сплоченности хоровых коллективов, оживлению и развитию песенной культуры способствуют массовые праздники песни, которые регулярно устраиваются в Коми АССР с 1952 г. и стали подлинными народными праздниками. По примеру Прибалтийских советских республик праздник песни проводится ежегодно в начале лета не только в центре республики, но и в районах. В выступлениях принимают участие наряду с хоровыми коллективами отдельных сел, заводов и рабочих поселков также и сводные большие хоры. Праздник песни является своеобразным творческим отчетом коллективов художественной самодеятельности и в то же время смотром народных дарований.

Основоположником литературы коми был поэт-демократ И. А. Куратов (1839—1875). Он был высокообразованным человеком своего времени, хорошо знал западноевропейские и древние языки; перевел на язык коми отдельные произведения Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Крылова и западноевропейских поэтов: Гейне, Беранже, Шиллера.

Куратов был первым поэтом, вышедшим из трудовых масс народа коми. Он дорог нашей современности тем, что в условиях жестокой реакции, царившей в России, поднимал свой голос за угнетенных и обездоленных. Его произведения проникнуты ненавистью к крепостному праву, официальной церкви, ханжеству духовенства и произволу самодержавия. Значительное место в его творчестве занимает политическая лирика. Стихи его во многом напоминают стихи Некрасова как по тематике, так и по идейному содержанию.

Куратов горячо любил родину и свой поэтический дар отдал борьбе за счастье и свободу родного народа. Однако в его творчестве нет и намека на национальную ограниченность.

Крупным ученым последней четверти XIX в. был Г. С. Лыткин. Он известен как лингвист и переводчик. В 1889 г. Г. С. Лыткин издал большую книгу «Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык». Книга содержит грамматику и словарь языка коми, образцы фольклора и статью по истории края.

Зачинателями советской литературы коми были М. Н. Лебедев, В. А. Савин, В. И. Лыткин — писатели, вышедшие из трудового народа.

М. Н. Лебедев (1877—1951) известен как создатель новых жанров литературы коми — басен и либретто оперетт. Его первая оперетта «Мича ныв» («Красивая девушка») посвящена социальным противоречиям, которые вскрываются на фоне традиционной любовной интриги. Вторая оперетта — «Настук» отражает классовую борьбу в деревне в период коллективизации. Многие стихотворения, поэмы, сказки и басни М. Н. Лебедева вошли в школьные хрестоматии и книги для чтения.

В. А. Савин (1888—1943) — основоположник национальной драматургии коми известен также и как поэт. В 1919 г. была напечатана его пьеса «Шонди пети гон дзоридз косьмис» («При восходе солнца цветок увял»), пронизанная глубокой верой в силу народа, поднявшегося на борьбу за светлое будущее. В следующем году вышла другая его пьеса, «Вабергач» («Водоворот»). Можно без преувеличения сказать, что в 1920-е годы В. А. Савин занимал ведущее место в национальной литературе коми. До 1930 г. он написал большое количество поэтических произведений и около двух десятков пьес.

В. И. Лыткин — ныне крупный ученый-языковед, является одновременно одним из основоположников советской литературы коми. В 1920— 1930-е годы В. И. Лыткин создал поэму «Мунбны» («Идут»), повествующую о      событиях гражданской войны в Коми крае. Эта поэма была одним из первых крупных произведений эпического жанра в поэзии коми того времени. В те же годы вышли сборники стихов и песен В. И. Лыткина. Значительное место в его творчестве занимает и сатира. В. И. Лцткину принадлежат многочисленные переводы произведений русских поэтов и прозаиков на язык коми.

В настоящее время В. И. Лыткин принимает самое активное участие в литературной жизни республики.

Из прозаических произведений писателей коми в 1920-е годы наиболее значительным был рассказ В. Т. Чисталева «Трипан Вась», в котором раскрывается психология крестьянина-единоличника. В. Т. Чисталев показал себя большим художником также и в очерках. Им написаны поэтические миниатюры о труде лесорубов и сплавщиков («На лесозаготовках», «На сплаве», «Сплав леса»), а также о природе и смене времен года. В конце 1920-х годов выступили с первыми произведениями И. В. Изьюров, И. И. Пыстин, В. И. Елкин и многие другие. В 1930-х годах появились новые прозаические произведения — очерки, рассказы, повес!и. В дальнейшем вплоть до настоящего времени проза стала занимать ведущее место в литературе коми. Об этом свидетельствуют такие произведения, как романы Василия Юхнина «Алая лента» и «Oihh тундры», роман Якова Рочева «Два друга», повести Геннадия Федорова «Марийка» и «На заре» и многие другие.

Больших успехов достигла и поэзия коми. Обогатилась и стала разнообразнее ее тематика. Основным содержанием поэтических произведений стал героический труд советских людей, их борьба за мир, за торжество коммунизма.

Широкой известностью и большой любовью читателей пользуются сборники стихов талантливого поэта коми С. Р. Попова: «Наш Север», «Утро на Вычегде», «Я славлю мир», «Стихи о дружбе», «Под голубым небом». В 1958 г. на русском языке был издан его сборник «Северные звезды». В развитие поэзии коми внесли немалый вклад Д. В. Конюхов, И. М. Вавилин и многие другие.

В настоящее время литературу коми можно считать вполне оформившейся областью духовного творчества народа, лучшие произведения ее вошли в общую сокровищницу советской социалистической культуры.

Театр и музыка

Большое место в культурной жизни республики занимает театральное искусство. Современный национальный театр вырос из драматического кружка, который был организован в Усть-Сысольске в годы гражданской войны. Позднее, в 1930 г., был образован передвижной театр коми, а через шесть лет, накануне 15-летия автономии, состоялось оакрытие республиканского стационарного театра.

Ведущая роль в создании национальной драматургии, кроме названных выше М. Н. Лебедева и В. А. Савина, принадлежит Н. М. Дьяконову и С. И. Ермолину. Написанные ими пьесы «Глубокая запань», «Вороны», «Усть-Куломское восстание», «Домна Каликова» пользуются большим успехом. В годы войны ими были написаны новые произведения: «В дни войны», «Герой», «Молодые патриоты». Постановка всех этих пьес, несмотря на их отдельные недостатки, сыграла, несомненно, положительную роль в развитии национального театрального искусства коми.

За последнее десятилетие в республиканском театре особенно повысился идейно-художественный уровень спектаклей. В 1949 г. на Все-* российском смотре национальной драматургии пьесы «В предгорьях Ти- мана» Г. Федорова и «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова в постановке республиканского театра коми были отмечены как наиболее удачные. «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова имела особенно большой успех, она вошла в репертуар более 300 театров нашей страны, ставилась в театрах Польши, ГДР, Венгрии, Чехословакии, передавалась по радио и телевидению, по этой пьесе поставлен и кинофильм.

В самые последние годы на сцене республиканского театра шло семь национальных пьес. Более 250 раз была поставлена лирическая комедия В. Леканова «Сельские вечера». Большим успехом пользуется комедия А. Ларева «Свидание у черемухи».

Наряду с пьесами национальных драматургов ставятся пьесы русских и западноевропейских классиков. Коллектив театра ведет большую массовопросветительную работу. Бригады артистов выступают в самых отдаленных селах республики, в рабочих поселках, на новостройках и в тундре у оленеводов.

Театральное искусство б республике Коми с каждым годом получает все большее развитие. В настоящее время театры созданы и в других городах — Ухте, Воркуте, Печоре. Во многих районных центрах и больших селах, например в Усть-Куломе, Объячеве, Ижме, работают колхозно-совхозные театры. При многих домах культуры образовались довольно крупные самодеятельные театральные коллективы, которые ставят спектакли и ведут большую работу по культурному обслуживанию населения.

В развитии театрального искусства коми выдающаяся роль принадлежит таким талантливым артистам, как П. Мысов, И. Аврамов, А. С. Русина и др. Особенно многообразна деятельность С. И. Ермолина и Н. М. Дьяконова, которые широко известны не только как драматурги, но и как выдающиеся режиссеры и артисты.

Театральные силы в республике пополняются выпускниками Московского государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского и других театральных училищ.

В настоящее время наиболее любимыми и самыми распространенными музыкальными народными инструментами являются баян и гармонь. Последняя еще в 90-х годах прошлого столетия вытеснила все другие музыкальные инструменты.

Лет 30—40 назад в селениях по Вычегде и Выми был распространен самодельный, напоминающий скрипку смычковый инструмент си-гудок, с тремя струнами и смычком из конского волоса. В Усть-Куломе, как рассказывают пожилые колхозники, существовал даже целый оркестр музыкан- тов-мужчин, игравших на си-гудках. Играли они на свадьбах, на вечерах, а то и просто у кого-либо в избе.

В южных районах республики еще в 1930—1940-х годах бытовал музыкальный инструмент полян — самодельная «флейта Пана». Она состоит из трех, шести и даже больше различной величины дудочек, сделанных из пустотелого лугового зонтичного растения омрагум, в изобилии растущего в Коми АССР и называемого здесь полян. На нем играли замужние женщины и девушки. Аналогичный музыкальный инструмент бытует у коми-пермяков и теперь.

В апреле 1939 г. был создан Национальный ансамбль песни и пляски. Теперь он превратился в большой коллектив, овладевший сложной музыкальной культурой. Развивается вокальное искусство. Организован хор, в репертуаре которого ведущее место принадлежит национальным песням.

Большую работу по обслуживанию сельского населения проводит филармония. Нет ни одного района Коми АССР, где бы не побывали ее коллективы. При филармонии работает женская балетная группа, исполняющая и народные танцы.

В 1958 г. постановкой оперы «Евгений Онегин» открылся Музыкальный театр в Сыктывкаре. За короткий срок коллектив театра подготовил несколько опер и оперетт, которые он показал также в Ухте, Печоре, Воркуте и других городах республики. В 1961 г. была поставлена первая опера на сюжет из истории коми — «Гроза над Усть-Куломом» («Зарница») Г. Дех- тярова. Создан первый балет коми «Яг морт» Я. Перепелицы. В развитие музыкального искусства коми значительный вклад внесло Сыктывкарское музыкальное училище. В республике работает 17 городских и сельских детских музыкальных школ. В общеобразовательных и специальных школах уделяется большое внимание эстетическому и музыкальному воспитанию детей.

Черпая из общей сокровищницы советского искусства все лучшее и передовое, проникнутое коммунистическим миропониманием, народ коми продолжает развивать свою культуру во всем своеобразии ее национальных особенностей.