Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Изобразительное искусство народа коми
Этнография - Народы Европейской части СССР

В^предреволюционные годы грамотных среди коми насчитывалось до 27%, а в северных районах не более 10%. В некоторых местах многие не умели подписать даже свое имя. Крайне мало было грамотных женщин. В 1914/15 учебном году на территории современной Коми АССР насчитывалось 309 начальных школ, в которых обучалось 14,2 тыс. человек, что составляло примерно половину детей школьного возраста. Кроме начальных школ, было пять высших начальных училищ, две гимназии и духовное училище. В 1916 г. в Усть-Сысольске открылась учительская семинария.

Обучение велось только на русском языке. Большинство детей по-рус- ски не знало ни слова, поэтому учение сводилось к бессмысленному механическому зазубриванию текстов. Проучившись год-два, большинство учеников покидало школу, и только единицы попадали в среднее учебное заведение: это были главным образом дети купцов, кулаков и духовенства. Отсев учащихся был очень велик. Так, например, в 1913 г. в земских школах Усть-Сысольского уезда бросили учиться свыше 20% общего числа учащихся. Специалистов со средним и высшим техническим образованием среди коми почти не было.

После Октябрьской социалистической революции была создана новая, советская система народного образования. В основу школьного строительства легли ленинские принципы всеобщего бесплатного политехнического обучения детей. Сразу же после установления Советской власти начались работы по созданию письменности коми. В 1918 г. В. А. Мо- лодцовым был составлен из русских и латинских букв первый алфавит коми, если не считать древней пермской азбуки, изобретенной Стефаном в XIV в. Азбука Стефана не привилась в народе и быстро забылась. Тексты, написанные этой азбукой, дошли до нас в виде надписей на иконах и небольших фрагментов, главным образом из церковных книг.

Первый букварь на языке коми был издан в 1920 г. Трудящиеся коми получили возможность обучать своих детей на родном языке. В дальнейшем (1938 г.) в основу письменности коми был положен русский алфавит.

В первые годы после Октябрьской социалистической революции была проведена очень большая работа по ликвидации неграмотности, и к концу 1930-х годов в республике Коми неграмотность среди взрослого населения была ликвиди ована.

Народное образование в Коми АССР с каждым годом поднимается на более высокую ступень. Идет большое школьное строительство. Почти все средние школы имеют новые типовые здания; только за три года (1958 — 1960) было введено в эксплуатацию 59 школ. Увеличилось число учителей, улучшилась их подготовка.

В 1959/60 г. в Коми АССР начался переход ко всеобщему восьмилет- нему обучению. Работниками народного образования совместно с партийными и хозяйственными организациями при активном участии родителей проведена большая работа по перестройке школьного образования, укреплению связи школы с жизнью и практикой коммунистического строительства. Созданы полные средние школы с производственным уклоном. Они имеют мастерские, гаражи, хорошо оборудованные учебные кабинеты. На фабриках и заводах организованы специальные цехи для производственного обучения школьников. Расширились пришкольные участки. Учащиеся Корткеросской, Спаспорубской, Визингской и многих других средних школ выращивают на пришкольных участках новые культуры, работают на животноводческих фермах, принимают активное участие в производственной жизни своего колхоза, совхоза или лесного участка. Продолжает расширяться сеть вечерних школ для рабочей и сельской молодежи. Число школ по сравнению с дореволюционным временем увеличилось более чем в три раза, а число учащихся — более чем в восемь раз. С каждым годом увеличивается количество школ-интернатов.

Дошкольные учреждения стали известны коми только после Октябрьской революции. Первый детский сад в Усть-Сысольске был открыт в 1918 г. Сеть детских садов в республике из года в год растет. В настоящее время детские сады и детские площадки имеются не только в городах, рабочих поселках и районных центрах, но и во многих селах.

В республике работает широкая сеть культурно-просветительных учреждений — домов культуры, клубов, библиотек. Большую научную и культурно-просветительную работу ведет местный краеведческий музей в Сыктывкаре. В залах музея посетители знакомятся с природой края, бытом населения, с хозяйственными и культурными достижениями республики. При музее имеется богатая библиотека.

В первые годы после образования республики ощущался острый недостаток кадров: не было инженеров, техников, работников науки и искусства, очень мало было специалистов по сельскому хозяйству, не хватало врачей и учителей. Для быстрейшей подготовки новых кадров были организованы краткосрочные курсы, расширился прием в Усть-Сысольскую и Яренскую учительские семинарии, открылись педагогические и другие специальные средние и высшие учебные заведения, в том числе педагогический институт (1932 г.), который за время своего 30-летнего существования подготовил совместно с учительским институтом более 3300 учителей для Коми АССР.

В настоящее время педагогические кадры для школ республики, помимо педагогического института, готовит и Сыктывкарское педагогическое училище. В республике имеются музыкальное и культурно-просветительное училища, несколько техникумов: лесной, строительный, кооперативно-экономический, медицинский, два горных, сельскохозяйственный, водный, железнодорожный и др. Из высших учебных заведений в Сыктывкаре, кроме педагогического института, работает филиал Всесоюзного заочного лесотехнического института, в Воркуте — вечерний факультет Ленинградского горного института, в Ухте — вечерний факультет Московского нефтяного института.

Большую научно-исследовательскую и практическую работу ведет Коми филиал Академии наук СССР. Филиал руководит всей научно-исследовательской работой в республике и объединяет специалистов различных научных дисциплин, координирует работу экспедиций, научно-исследовательских и опытных учреждений. В состав филиала входят Институт геологии и десять самостоятельных отделов по различным отраслям науки, а также специальные лаборатории. В филиале занято около 300 научных и научно-технических работников, среди которых много коми.

Изобразительное искусство

Народное изобразительное искусство коми представлено разнообразными вязаными, ткаными изделиями, набойкой, резьбой и росписью по дереву.

Разноцветные, богато орнаментированные чулки, перчатки, варежки и шарфы вяжут женщины на спицах из овечьей шерсти. Красят нитки дома покупными химическими красителями.

На вязаных изделиях узор геометрический. Наиболее распространены такие фигуры, как квадрат, ромб, заключенный в квадрат, косой крест, зубцы, гребенка. Разнообразие достигается расцветкой и изменением композиции мотивов. Собранная нами терминология отражает, по всей вероятности, уже позднейшее осмысление существующих узоров, как, например: матка — компас, перна сер — узор крестом, кодзув — звезда, сюръя — столб, крука— крюк, пурт йыв — кончик ножа.

Кроме вязаных изделий, необходимо отметить разнообразные тканые пояса с геометрическим орнаментом и изображением женских фигур на концах.

Узорное браное ткачество встречается у коми на скатертях, полотенцах, передниках и женских рубахах. Узор выполнен почти всегда фабричными хлопчатобумажными нитками красного цвета. Многоцветная гамма, столь характерная для вязаных изделий и поясов, в ткачестве отсутствует. Тканый узор нередко повторяет орнамент на вязаных изделиях.

Роспись часто встречалась на бытовых предметах — прялках, частях ткацкого стана, шкафчиках для посуды, внутри жилища—на дверях гобоч выва и внутренних перекладинах, на дугах и санях. Наряду с простыми геометрическими узорами можно встретить растительные формы, изображения животных, человека и птиц. Развитие росписи у коми тесно связано с искусством росписи русского населения соседних районов — Архангельской, Пермской и Кировской областей; оттуда издавна поступали лучшие образцы расписных прялок, дуг, суждуков и т. п. Из этих же районов часто приходили и мастера, которые поселялись в деревнях вместе с коми и занимались росписью деревянных изделий. У ижемцев распространены деревянные шкатулки с выемчатой резьбой, выполненной кончиком ножа, и меховые орнаментированные изделия: части одежды, обувь, отделанные разноцветными кусочками оленьего меха и сукна. Изделия из оленьего меха по технике шитья и орнаменту близки к ненецким.

Профессионального изобразительного искусства у коми до революции не было. Оно стало развиваться только с конца 1920-х годов, главным образом в форме книжной графики, газетного рисунка, карикатуры, плаката, театрального оформления. В 1942 г. был организован Союз художников Коми АССР, а в 1943 г.— открыт Художественный музей. Развитие изобразительного искусства коми тесно связано с именем одного из старейших художников, заслуженного деятеля искусств Коми АССР В. В. Полякова. Ему принадлежат интересные циклы работ станковой графики, посвященные новому Северу и Сыктывкару. Заслуженный деятель искусств Коми АССР М. П. Безносов известен своими работами в области оформления и иллюстрации книг. Заслуживают внимания картины: «На лесозаготовках», «С почтой к оленеводам» В. Постникова, «За мир»Н. Жилина, пейзажи Н. Легизакова и др. С каждым годом расширяется сеть художественных кружков при клубах и домах культуры.

В дореволюционное время у коми не было ни письменности, ни литературы на родном языке, и только устная поэтическая традиция служила средством передачи духовных ценностей народа из поколения в поколение.