Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейная и общественная жизнь народа коми
Этнография - Народы Европейской части СССР

Коми, как правило, в настоящее время живут малыми семьями. Лишь в некоторых деревнях как редкость еще встречаются неразделенные семьи, когда два-три женатых брата живут под одной крышей и ведут совместное хозяйство.

Семейные разделы у коми в XIX в. стали обычным явлением, но родственные отношения у них прочно сохраняются. Родственная связь проявляется в различных сторонах хозяйственной жизни и в быту.

Как отголосок родовых отношений у коми встречаются термины ко- тыр1, чукдр, став. Опрос населения показал, что термином котыр (став, чукар) обозначается группа родственников по отцу, ведущих происхождение от общего предка и еще помнящих свое родство, которое поддерживалось к тому же установленными, идущими из древности нормами обычного права. Члены одного котыра совместно владели лесными расчистками, охотничьими угодьями, жили в одном большом доме или занимали несколько домов на одном из концов села. До настоящего времени в Коми АССР встречаются деревни, в которых дома родственников, некогда принадлежавших к одному котыру, занимают отдельные улицы села. Котыр чаще всего носил собственное имя родоначальника (например, Тим Вась котыр) или прозвище прародителя (Кузьныр Васька котыр — длинноносый Васька), а иногда котыр назывался по имени птицы или животного: Пышкай (воробей) котыр, Сырчик (трясогузка) котыр и т. п.

И теперь еще в быту коми широко пользуются родовыми именами иг называя человека, начинают не с его имени, а с имени его предка, деда или отца (Лука Тим Вась, т. е. Василий сын Тимофея, внук Луки). Особенно это было распространено в дореволюционное время, когда говорили об отсутствующем человеке, перебирая вначале всех его предков, начиная с прадеда и постепенно спускаясь до правнука. Например, Петыр Кузь Яка Сем Вас, что означает: Василий, сын Семена, внук Якова, правнук Кузьмы, праправнук Петра. Если родоначальник имел какое-либо прозвище, то, говоря о том или ином человеке, опускали его собственное имя, не перечисляли его предков, а упоминали только имя отца с прозвищем предка, например, &р Петыр пи (Белки Петра сын) или Ош Як пи (Медведя Якова сын). Происхождение последнего прозвища связано с тем, что предок этого человека либо чем-то напоминал медведя, либо удачно охотился и убил за свою жизнь много медведей.

До недавнего времени брак в пределах одного котыра не допускался. До сих пор во многих деревнях избегают брать жену не только из своего котыра, но по традиции и из своей деревни, где в прошлом жили только родственники. Если у родителей была одна дочь и не было сыновей, то, выдавая замуж, ее не отпускали в чужую деревню, а чаще брали зятя к себе в дом. Переходя в дом жены, муж терял свое родовое имя и получал прозвище от имени жены: Ануш Вань (Иван Анны), Вар Тим (Тимофей Варвары) и т. п. Теперь зять становится равноправным членом новой семьи, а если родители жены уже старые, то и главой семьи.

Родственная взаимопомощь сохраняется и теперь; осуществляется она в первую очередь между наиболее близкими родственниками.

Встречающиеся у коми огромных размеров жилые постройки, в которых отдельные избы занимают семьи женатых братьев, связаны с наличием в прошлом большой семьи. Позднее при разделах наследником дома являлся не старший или средний брат, которые выделялись или уходили на заработки, а младший. Как на наследнике хозяйства отца, на младшем сыне лежала забота о родителях в старости.

В дореволюционной деревне женщина коми должна была делать все работы по дому: готовить пищу, воспитывать детей, ухаживать за скотом, шить одежду. В семьях, где мужчины занимались лесными промыслами или отходничеством, сельскохозяйственные работы также выполняла женщина: она пахала, косила, жала, молотила, ездила в лес за дровами. Но в общественной жизни села женщина коми не принимала никакого участия. На Удоре женщина получала только х/4 земельного надела, а в других районах она и совсем его не получала.

Теперь многие женщины коми занимают ответственные посты в республике, принимают активное участие в общественной и производственной жизни. Среди женщин коми имеются врачи, учителя, инженеры, научные работники и другие специалисты. Многие женщины коми избраны депутатами в Верховный Совет Союза ССР и Верховный Совет Коми АССР.

Весь свадебный ритуал коми очень близко напоминает свадебный обряд русского населения Вологодской обл., что является одним из доказательств давнего близкого общения коми с русским народом. Большую роль в сближении с культурой русского народа играют смешанные браки коми с русскими, в настоящее время очень широко распространенные.

Гулянье в доме жениха продолжалось несколько дней. Свекровь угощала невестку на брачной постели соленой кашей, а на следующий день молодых отправляли париться в баню. Три дня молодая ночевала в доме мужа, а потом шла вместе с ним и его родителями к своему отцу с матерью и несла им гостинцы. В свадебных обрядах главная роль принадлежит крестным матерям (вежанъ) жениха и невесты и дружке.

С ростом культурного уровня населения многое изменилось в традиционном быту. Свадьбы теперь редко устраивают по сватовству. Молодежь вступает в брак, как правило, по взаимному согласию. До революции даже староверы, не говоря уже о православных, должны были венчаться в церкви. Теперь церковный брак стал редким явлением. В 1962 г. по республике было обвенчано всего 19 пар, в то время как только Сыктывкарским загсом было зарегистрировано 916 браков, из них свыше 700 было отмечено в торжественной обстановке в зале бракосочетаний. Повсеместно входят в быт коми комсомольские свадьбы. Народные свадебные обряды, которые раньше сопровождали церковный брак, частично сохранились среди колхозников и хотя теперь многие обряды уже не выполняются целиком, но все же традиции еще полностью не забыты. Приданое частично еще сохраняет свое значение, но оно чаще всего ограничивается одеждой (бельем, платьями, шубой) и постелью. Однако и теперь девушка задолго до свадьбы готовит в большом количестве свадебные подарки жениху и его родне: вышитые полотенца, вязаные чулки, перчатки, рукавицы, платки, кисеты и другие предметы своего рукоделия. В наши дни, с ростом зажиточности, колхозники празднуют свадьбу, как правило, торжественно, с гуляньем, свадебным столом и свадебными подарками.

Утратил прежнюю устойчивость и традиционный похоронный обряд. Еще 30—40 лет назад во многих селениях, преимущественно в районах проживания старообрядцев, умерших хоронили по старинному обряду— в сосновых колодах — «чурках», заготовлявшихся еще при жизни. Если умирал старик или старуха, на покойника надевали, кроме рубахи, саван с капюшоном, самодельные туфли, а на грудь вешали лестовку. Всю одежду шили на руках льняной ниткой особым «смертным» швом. Перед выносом гроба иа избы кто-нибудь из близких женщин умершего раздавал пришедшим родственникам вещи покойного, хлеб и деньги. В красном углу избы вешали на шесть недель полотенце, которое после этого срока отдавали нищим. В некоторых местах (с. Керчомье) на гроб с умершим клали овчину и холст, которые после похорон также отдавали нищим. В могильную яму бросали медные монеты, как бы «выкупая» место для умершего. Существовал обычай и зимой, и летом отвозить покойника на кладбище на санях. Поминки справляли в установленные православной церковью сроки: на 9-й, 20-й и 40-й дни, через полгода и год после смерти.

В настоящее время старинный обряд уже не соблюдают. Иногда умерших стариков провожают чтением некоторых молитв, без соблюдения полного церковного обряда похорон, а умерших в молодом или среднем возрасте хоронят по гражданскому обряду.

Изменения в области экономики и социальных отношений, рост культуры и научно-атеистическая пропаганда способствовали отходу значительной части населения от религии. Если до революции на территории Коми АССР было около 140 церквей, не считая часовен, то в настоящее время действуют лишь две православные церкви и один молитвенный дом, которые находят себе прихожан главным образом среди лиц преклонного возраста. Постепенно изживает себя старообрядчество, хотя влияние его среди печорского населения еще ощутимо.

Для современного быта коми более характерно торжественное проведение общенародных советских праздников, которые отмечаются не только в коллективах, но и в каждой семье. Складывается традиция ежегодных массовых празднеств, посвященных успехам в той или иной отрасли производства, с чествованием передовых колхозников. Таковы, например, Праздник урожая, День животновода и др. В этих празднествах активно участвуют коллективы художественной самодеятельности и вельские спортсмены.