Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Саамы (лопари): семейная и общественная жизнь, духовная культура
Этнография - Народы Европейской части СССР

О родовом строе лопарей сохранилось очень немного материалов, но они позволяют судить об отдельных его чертах. В частности они говорят в пользу существования у лопарей в прошлом материнского рода. Так, до конца XIX в. и даже в начале XX в. у лопарей были довольно часты матрилокальные браки. Сохранился и обычай возвращения жены в семью отца после смерти мужа, со всем имуществом, которое ей принадлежало. Кроме того, пантеон женских божеств, легенды об окаменевших могущественных женщинах-колдуньях также подтверждают существование у лопарей в прошлом материнского рода.

Родовой строй у лопарей начал разрушаться очень рано, в отличие от малых народов севера Сибири. Уже писатели XVII в. не застают в целости лопарских родов. К концу же XIX в. лопари утратили даже свое название для обозначения рода, а пользовались русским термином (роот или руот). При крещении они получали русские имена и фамилии вместо родовых названий. Члены одного рода, как правило, получали одну фамилию.

В старину браки внутри рода были запрещены. С разложением родовых отношений установились следующие правила. Хотя все однофамильцы и считались родственниками, как члены одного рода, браки между ними были возможны, правда, не ближе, чем в четвертом колене. Кроме того, старались, чтобы жених и невеста были жителями разных погостов.

Остатки родового строя у лопарей ясно сказывались также в пользовании рыболовными и охотничьими территориями. Вся земля, которую занимали лопарские погосты, считалась государственной, но промысловыми угодьями пользовались по издавна установившимся у лопарей обычаям. Все реки, озера и лес- ныеугодья были распределенымеж- ду погостами и находились у них в наследственном владении. Члены одного погоста не могли охотиться и ловить рыбу на территории, принадлежащей другому погосту. Каждый участок, находившийся в пользовании погоста, был разделен на столько частей, сколько родов было в данном погосте, а каждый родовой участок был соответственно разделен между семьями данного рода. Родовые и семейные участки акже находились в наследственном пользовании каждого рода и семьи.

Свидетельством существования в прошлом рода являлось родовое клеймо—тамга, служившее знаком собственности и применявшееся в качестве подписи. Каждая семья и каждый член семьи имели свои тамги, но все они сохраняли общий рисунок, характерный для тамги этого рода.

В конце XIX в. у лопарей была распространена малая семья. Сын после женитьбы отделялся от отца и заводил свое хозяйство.

Современная лопарская семья состоит из двух или трех поколений. Средняя численность семьи — семь-восемь человек, в том числе четве- ро-пятеро детей. Сравнительно часты браки лопарей с представителями других национальностей, в первую очередь с русскими, а также с карелами и ненцами.

Свадебный обряд лопарей имел множество местных вариантов, но всегда состоял из сватовства, «смотренья», или «рукобитья» и венчания, причем решающее значение имело рукобитье, после которого брак считался заключенным, и молодая переходила в дом к мужу. Рукобитье сводилось к шуточной ловле женихом невесты-уточки (название невесты уточкой, вероятно, связано с культом водоплавающей птицы) и напоминало о былом похищении невест. Заключительной и довольно формальной ступенью свадебного ритуала было венчание, появившееся вследствие влияния христианства. От рукобитья до венчанья проходило обычно не более одной-двух недель, иногда нескольких месяцев.

Приданое невесты состояло из различной домашней утвари и принадлежностей хозяйства, постели, одежды и нескольких оленей. В свою очередь плата за невесту выражалась в оленях, мехах или же в службе тестю в течение года.

Брачный возраст наступал после 20 лет, причем от юноши]этого возвра- ста требовалось умение убить и освежевать дикого оленя.

Свадьбы чаще всего устраивались зимой, в те немногие месяцы, которые лопари проводили в зимних погостах.

Форма заключения брака в настоящее время существенно изменилась и не сопровождается венчанием в церкви. Брак регистрируется в сельсовете, после чего устраивается вечеринка. Разводы среди лопарей сейчас, как и в прошлом, редки.

Положение женщины в лопарской семье было довольно свободным. Женщина пользовалась почти теми же правами, что и мужчина, а ее влияние на детей иногда было даже больше власти и влияния отца. Сейчас лопарка — равноправный член семьи.

Беременная женщина у лопарей считалась «нечистой» и на время родов и от трех до шести недель после них ее полагалось изолировать от остальных членов семьи. Для этого роженице отводили отдельный угол в общей веже, завешивая его куском парусины, а в более далеком прошлом для нее строили отдельную вежу. Роль повивальной бабки при родах выполняла сисса — тетка роженицы со стороны матери.

Новорожденному дарили важенку, а по случаю прорезывания первого зуба — вторую. Приплод от этих важенок считался собственностью ребенка.

В настоящее время рожают в стационарной больнице или на фельдшерско-акушерском пункте под наблюдением врачей или акушерок. Новорожденным полагается бесплатное приданое.

Интересно устройство детской колыбели у лопарей, которая представляла собой маленькое корытце, выдолбленное из дерева и обтянутое внутри и снаружи тонкой оленьей шкурой. На дно корытца клали сухой ягель и куски шкур молодых оленей. Ребенка завертывали в такие же шкуры и зашнуровывали ремешками. К колыбелям мальчиков прикрепляли лук и стрелы, а к колыбелям девочек — крылья птиц или какие- либо другие украшения (бусы и пр.).

Мальчиков обучали владеть оружием и необходимым производственным навыкам оленеводства, охоты, рыбной ловли; девочек обучали готовить, шить.

Покойников лопари хоронили в дощатых гробах, зарывая их в землю ш сверху заваливая камнями. Глубина могил не превышала 100—120 см, а в местах с особенно каменистой почвой могла быть и меньше. В более отдаленные времена покойников клали просто на землю и закладывали камнями. На могилах оставляли опрокинутую кережу, немного пищи, топор, орудия охоты и рыболовства. Специальных кладбищ лопари не знали. Места для захоронений выбирали обычно подальше от погоста— в лесах или по берегам рек и озер. Распространен был обычай хоронить покойников «за водой», т. е. на островах.

Жилище покойного сразу после его смерти покидалось членами его семьи. Они возвращались туда лишь через несколько дней.

Теперь хоронят на кладбищах, которые находятся обычно в нескольких километрах от поселения. На могиле оставляют немного пищи и топор.

Современная общественная жизнь лопарей содержит много нового по сравнению с первыми десятилетиями XX в. Основная черта этого нового состоит в том, что уничтожена замкнутость и ограниченность жизни лопарского народа. Лопари активно участвуют в общественной жизни страны, усилилось их общение с другими народами. Новой чертой общественного быта явилось празднование советских праздников — 1 Мая, годовщины Великой Октябрьской революции, Дня 8 марта. Традицией стала также встреча Нового года с устройством праздничной елки. Кроме того, ежегодно 25 января в Ловозере проводится Праздник оленевода (керхела — гулянье на оленях), на который съезжаются все оленеводы области. Во время этого праздника устраиваются оленьи гонки на лучшую оленью упряжку. Победителям вручаются призы.

Лопари Кольского полуострова по своей религиозной принадлежности считались православными. Однако христианизация лопарей, начавшаяся в XV в., не уничтожила их дохристианских верований. Принятие лопарями христианства было большей частью формальным, а языческие культы переплелись с представлениями о христианской религии.

Дохристианские верования кольских лопарей изучены слабо. Поклонение небесным светилам (солнцу, луне и т. д.), и обожествление различных явлений природы были, по-видимому, существенными чертами лопарских верований. Кроме этого, существовала вера в божеств — покровителей промыслов (оленеводства, рыболовства и охоты). Среди последних особым уважением пользовалась «хозяйка оленьих стад» — Луот-хозик. Перед отпуском оленей летом на свободу лопари обращались к Луот-хозик с молитвой. Кроме Луот-хозик, оленьи стада охраняли Разиайка, женское божество, дословно «родительница травы», а также божества Поць-хозин и Поць-хозик (муж и жена).

Большое место в лопарской мифологии занимали божества второстепенные, так называемые духи, обитавшие повсюду — на земле, в воде, в воздухе и в подземном царстве. Духи повелевали силами природы, вызывали болезни и несчастья, участвовали во всей лопарской жизни. Вера в духов в прошлом была очень распространена.

Одним из особенно почитаемых духов был Пырт-хозин — домашний дух или домовой, считавшийся покровителем домашнего очага и обитавшим в каждом лопарском жилище. В связи с почитанием Пырт-хозина у лопарей был распространен следующий обычай. Перед въездом в новую вежу или тупу хозяин прежде всего разводил огонь в камельке нового жилища и только потом переносил туда все свои вещи. С этим же духом и с обычаем почитания очага связано отделение около камелька в жилище так называемого чистого места.

В прошлом было очень распространено почитание сейд — священных камней. Они обычно находились около воды (на берегу реки, озера, на острове). Место, где стоял сейд, обносилось оградой и считалось священным. К нему не допускались женщины. Поклонение сейдам большинство авторов связывает с культом предков. В жертву сейдам, чтобы обеспечить удачную охоту или рыбную ловлю, приносили чаще всего оленя, обмазывая при этом сейд кровью убитого животного. Лопари-рыболовы смазывали сейд рыбьим жиром. При перекочевках лопари обычно останавливались близ своих сейдов и оставляли около них пищу.

Среди лопарей был распространен культ животных, особенно медведя, что свойственно также многим народам Сибири.

В прошлом у лопарей было развито шаманство. Шаманы (нойды) выступали как бы посредниками между богами и людьми. Считалось, что нойда мог предсказывать будущее, узнавать волю богов, насылать и лечить болезни, совершать жертвоприношения. По пондтиям кольских лопарей способности нойда передавались по наследству от отца к сыну, но колдовству можно было и научиться.

Неизменной принадлежностью нойды в древности был бубен овальной формы, с помощью которого он совершал все свои колдовские действия. В начале XX в. лопарские нойды обходились уже без бубна, а их общение с богами происходило будто бы во сне. Во сне нойда получал объяснение разных непонятных явлений, способов лечения болезней и т.д.

Духовная культура

До Великой Октябрьской революции грамотных лопарей вообще не было. С установлением Советской власти на Кольском полуострове Советское государство стало уделять большое внимание просвещению и культурному обслуживанию коренного населения. Началось строительство начальных и средних школ, стала проводиться работа по ликвидации безграмотности среди взрослых, открывались избы-читальни, библиотеки, ор- . ганизована была работа кинопередвижек.

В 1927 г. был организован северный факультет (в 1929 г. преобразован в Институт народов Севера) в Ленинградском Восточном институте, куда были приняты первые лопарские студенты.

В 1933 г. в СССР была сделана попытка разработать лопарскую письменность. В основу ее был положен кильдинский диалект, на котором говорит большинство лопарского населения. Однако вследствие больших различий между диалектами создание письменности на родном языке лопарей потерпело неудачу.

В настоящее время все дети школьного возраста учатся в школах. Обучение ведется на русском языке. В каждом из девяти поселков, где живут лопари, есть начальная школа. В районных же центрах имеются средние школы и интернаты. В Ловозерском районе, кроме интерната в районном центре с. Ловозеро, организован небольшой интернат при семилетней школе в поселке Краснощелье. В интернатах дети лопарей, как и других малых народов Севера, находятся на полном государственном обеспечении. После окончания средней школы лопарским юношам и девушкам предоставляется право поступать вне конкурса в высшие и средние специальные учебные заведения страны. Лопари учатся в вузах и других учебных заведениях Ленинграда, Мурманска, Нарьян-Мара.

За годы Советской власти значительно вырос и общий культурный уровень лопарского населения. В каждом лопарском поселке работают клуб, библиотека, есть кинопередвижка. Красные чумы обслуживают оленеводов в тундре. Выросли кадры своей интеллигенции: учителя, зоотехники и др.

Изменилось и медицинское обслуживание лопарского населения, не знавшего раньше никакой медицинской помощи. Теперь в каждом лопарском поселке есть фельдшерско-акушерский пункт с небольшим стационаром. В более крупных поселках (Ловозеро, Краснощелье) имеются больницы. Районные отделы здравоохранения систематически проводят осмотры местного населения, делают предохранительные прививки. Кроме этого, в тундру регулярно выезжают бригады врачей-специалистов для проведения профилактических осмотров пастухов-оленеводов. Работают в области также отряды санитарной авиации. Большое внимание уделяется санитарному просвещению, выработке санитарно-гигиенических навыков. В результате всех этих мероприятий значительно сократилась заболеваемость лопарей туберкулезом и различными инфекционными заболеваниями. Резко снизилась также детская смертность.

Таким образом, лопари за годы Советской власти из невежественного, отсталого, стоявшего на грани вымирания народа превратились в культурный народ*, имеющий свою интеллигенцию. Наравне с другими народами Советского Союза лопари участвуют в строительстве нового коммунистического общества.