Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Лопари (саамы): средства передвижения, поселение и жилище, одежда
Этнография - Народы Европейской части СССР

Основным средством передвижения большую часть года (зимой, а отчасти весной и осенью) служили олени. У лопарей был распространен упряжный способ езды на оленях.

Лопарская оленья упряжка отличалась большим своеобразием, главным образом по типу саней, так называемых кережек.

Кережа представляла собой однополозную бескопыльную повозку, напоминавшую по форме лодку с широкой кормой и острым высоко поднятым носом. В бортах кережи ближе к носу делалось по четыре кожаных петли для зашнуровывания багажа. Упряжь прикреплялась к кожаной петле, пропущенной через отверстие в носовой части кережи. В кережу впрягался один олень, который мог везти не более 5 пудов груза или одного человека. Садились на кережу с вытянутыми ногами. Оленья упряжь была очень проста и состояла из петли, надеваемой на шею оленя, и потяга, проходившего между его ногами. Управляли оленем с помощью вожжи (вырзъ). Несколько кережей, следующих по тундре одна за другой, назывались райдой.

Существовали кережи ездовые и грузовые. Последние бывали обычно несколько больших размеров. Над ездовой кережей иногда устраивали нечто вроде полога, защищавшего пассажиров от ветра и холода. Такую кережу называли болком.

Появившиеся на Кольском полуострове в конце XIX в. ижемцы принесли с собой иной тип оленьей упряжки, заимствованный ими у самоедов. Эта упряжка состояла из косокопыльных высоких нарт самоедского типа, в которые запрягались веерообразно от трех до семи оленей. Этот тип упряжки постепенно вытеснял лопарскую кережу.

Летом лопари передвигались пешком, а по озерам и рекам на лодках. Лодки делали из сосновых или еловых досок, скрепляя их гвоздями (раньше сшивали оленьими жилами), щели проконопачивали мхом. Лодки имели одну или две пары весел.

При пешем передвижении лопари навьючивали свой груз на оленей. Интересно по конструкции лопарское вьючное седло, отличное от седел других оленеводческих народов. Оно состояло из двух слегка изогнутых, шарнирно соединенных дощечек, которые перекидывались через спину оленя и связывались под брюхом ремнем. Вьюк вешали на выступавшие верхние концы дощечек.

В настоящее время все большее значение приобретают самолеты и вертолеты. Колхозы на побережье Баренцева моря пользуются и пароходным сообщением. Летом пароходы курсируют между Мурманском и Архангельском, а зимой между Мурманском и Иоканьгой.

Поселение и жилище

Лопари в прошлом вели полукочевой образ жизни, что определялось их хозяйственной деятельностью. Зимой, когда лопари пасли оленей на зимних пастбищах и охотились на пушного зверя, их семьи жили оседло в зимних поселениях-погостах, обычно во внутренних районах Кольского полуострова. Погосты, как правило, устраивались на берегу реки или^озера, в местах, закрытых от сильных ветров, и недалеко от хороших ягельников.

В начале марта население вместе с оленьими стадами" начинало продвижение на север, к летним местам поселений, расположенным недалеко от берегов океана (у лопарей Семиостровья, Иоканьги, Лумбовки, Сосновки) или по озерам и рекам полуострова (у лопарей Ловозера, Пулозера, Ното- зера, Каменки и др.). На летних погостах лопари приступали к ловле рыбы. В декабре они возвращались в зимние погосты.

Во время этих передвижений лопари останавливались ненадолго у берегов озер и занимались в зависимости от времени года рыболовством или охотой. На их временных стоянках не было погостов, а стояло несколько легких жилищ и амбаров. Весенних и осенних мест жительства могло быть несколько, до четырех или пяти.

Таким образом, большую половину года лопари вместе со своими семьями проводили в тундре, передвигаясь с места на место с легкими переносными жилищами, и только в зимних погостах жили в теплых рубленых домах.

Легким, переносным жилищем лопарей служил похожий на сибирский чум кувакса или стан — шалаш из жердей, крытый мешковиной или брезентом.

Старинным и очень своеобразным типом жилища кольских и скандинавских лопарей была вежа, напоминавшая по форме усеченную четырехгранную, а иногда и многогранную пирамиду. Остов вежи делался из жердей и досок, которые покрывались двумя слоями дерна и сверху жердями, поддерживавшими дерн. Наверху оставлялось небольшое отверстие для дыма, дверь ориентировали на юг.

В центре вежи устраивали очаг, служивший для отопления и освещения, а также для приготовления пищи. Над очагом на деревянной перекладине с железным крюком подвешивались чайники и котлы. Пространство направо и налево от очага устилали березовыми ветками, поверх которых клали оленьи шкуры, служившие постелью. За очагом, в стороне, противоположной входу, отгораживалось так называемое «чистое место», которое в более далеком прошлом считалось, по-видимому, местом обитания домашнего духа и где позже стали храниться посуда и запасы пищи. Здесь же находилась небольшая дверь, имевшая особый ритуальный смысл (через нее вносили туши убитых на охоте медведя или дикого оленя, через нее выносили покойника и т. д.).

Еще в прошлом веке вежа была основным зимним жилищем лопарей, но с появлением срубных построек вежа стала летним жилищем.

Основным видом зимнего жилища лопарей к началу XX в. стала тупа или пырт, четырехугольный бревенчатый сруб с плоской, чуть наклонной крышей, покрытой дерном, двумя маленькими окнами и низкой дверью. У более зажиточных лопарей к нему иногда пристраивались дощатые сени. Отапливалась тупа камельком, над которым подвешивался котел для приготовления пищи. Дым выходил в небольшое отверстие в крыше. Внутреннее убранство тупы состояло из нескольких скамеек грубой работы, стола, полок с посудой, деревянных нар, на которых спали и складывали оленьи шкуры, одежду и упряжь. Жилище типа пырта известно и у скандинавских лопарей. Кроме тупы, в зимних погостах встречалась русская изба.

В настоящее время лопари ведут оседлый образ жизни. Только пастухи-оленеводы значительную часть года передвигаются по тундре вслед за стадами оленей, тогда как семьи их живут круглый год оседло, в благоустроенных поселках с теплыми рублеными домами, отапливаемыми русскими печами или плитами. Все эти поселки радиофицированы и электрифицированы, в каждом есть школа, фельдшерско-акушерский пункт, библиотека, клуб, отделение связи.

Советское государство проявляет большую заботу об условиях жизни колхозников-лопарей, которым, как и другим малым народам Севера, предоставлены большие льготы в строительстве жилых домов. При постройке лопари получают ссуду в размере общей стоимости дома. 25% ссуды государство выдает безвозмездно, а для выплаты остальных 75% предоставляется рассрочка на 10 лет. Лопари широкс пользуются этими льготами, и за последние годы в поселках появилось много новых благоустроенных домов. Так, в поселке Ловозеро (колхоз «Тундра») почти не осталось старых домов. Много новых домов появилось и в колхозах им. Ленина, «Искра» и др.

Внутреннее убранство лопарского дома приближается теперь к обстановке городского типа.

Оленеводы, находясь i тундре, живут в куваксах, в которых очаг заменен железной печью, а постель т шкур — раскладными кроватями.

Пастухи-оленеводы зимое живут в особых утепленных палатках, покрытых тремя слоями ткани — брезентом, байкой и полотном. Обогревается такая палатка железной печью, а освещается керосиновой лампой. Вопрос о наиболее удобном и совершенном типе жилища пастухов-оленеводов еще не решен окончательно. Он продолжает разрабатываться строителями и этнографами, занимающимися вопросами современного быта малых народов Севера.

Одежда

Основным материалом для изготовления одежды лопарей служили оленьи шкуры. Выделывали шкуры и шили одежду вручную исключительно женщины. Для одежды использовались шкуры неблюев (годовалых оленей). Из наиболее прочных частей оленьих шкур — с оленьих ног и лбов (так называемых камусов) делали обувь. Обрабатывались шкуры так: шкуру сушили на солнце, после чего намазывали мездру ржаным тестом и оставляли на сутки. Затем их скоблили острым скребком, далее красили краской из березовой и ольховой коры и сушили на солнце или у камелька. Нитки изготовлялись из оленьих жил. Материал для летней одежды (сукно, ситец) покупался. Зимней одеждой лопарей как у мужчин, так и женщин, служил печок — глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу, немного расширяющаяся к подолу, длиной ниже колен. Надевался печок через голову. Низкий стоячий воротник стягивался завязками, а широкие рукава заканчивались узкими обшлагами из цветного сукна. Женский печок отличался от мужского наличием украшений у ворога, по подолу и обшлагам, которые состояли из нашитых кусочков цветного сукна и бисера.

Печок обычно надевали на рубаху из толстого холста прямого покроя (юпа). В особенно холодное время под печок надевали еще рубаху, сшитую из оленьих шкур, мехом к телу.

Неизменной принадлежностью костюма лопарей обоего пола был кожаный пояс, который надевали поверх одежды. К поясу подвешивались кожаные ножны с вложенным в них охотничьим ножом, кожаный 'мешочек с огнивом, сумочка с иголками и нитками, кошелек для денег и разного рода амулеты (медвежьи зубы, медные колечки и др.)* Вместо ножа лопари часто пользовались топором, который засовывали сзади за пояс.

Зимняя обувь лопарских мужчин и женщин — яры — представляла собой сапоги, сшитые из оленьих шкур мехом наружу, с длинными голенищами выше колен и острыми, загнутыми кверху носками. При переездах по тундре лопари надевали яры с пришитыми к ним меховыми штанами (огузенъе).

Наряду с ярами лопари носили зимой и низкую обувь из оленьих шкур — канъги, которые, как и яры, имели загнутые кверху носки и шились мехом наружу. Спереди к каньгам пришивались две длинные завязки-оборы, которые обкручивались вокруг ноги (немного выше щиколотки) и служили своего рода застежкой. Женские каньги делались обычно из выбеленных на солнце оленьих шкур и украшались бисером и кусочками цветного сукна. Для большего сохранения тепла в яры и каньги лопари клали сухую траву.

На руки лопари надевали меховые рукавицы — койбинцы, а в особенно холодное время или в дорогу — две пары рукавиц (внутри вязаные из шерсти и поверх меховые).

Зимой мужчины носили шапки из красного или синего сукна, с высоким четырехугольным верхом и наушниками. Шапки делались на меховой оленьей подкладке и с лисьей опушкой, под подбородком завязывались завязками. В качестве украшений на шапку нашивали треугольнички цветного сукна, бисер и маленькие прозрачные пуговицы. Подобные же головные уборы, только с высоким круглым верхом, носили зимой и женщины.

Летней одеждой лопарских мужчин и женщин была юпа — род длинной рубахи из серого сукна прямого покроя, которую подпоясывали шерстяным плетеным поясом. По вороту и обшлагам юпа обшивалась бисером и кусочками цветного сукна.

Кроме юпы, мужчины носили ситцевую рубаху пайд и суконные или из оленьей кожи штаны. Женщины носили полотняную рубаху (пайд) с прямым воротом, кохт—юбку на лямках из пестрого сатина или ситца и из того же материала фартук.

Летняя обувь — каньги — в отличие от зимних делалась из шкуры нерпы или из выделанной кожи. Мужчины на промыслы надевали также кожаные сапоги — кумаги.

Интересны летние головные уборы лопарских женщин и девушек. Головной убор замужней женщины, называемый шамшура или самгиур, напоминал по форме русский кокошник и делался обычно из бересты, которую обтягивали красным сукном и расшивали бисером. Девичий головной убор—перевязка — представлял собой цилиндр из бересты, также обтянутый красным сукном и расшитый бисером. Любимым цветом лопарей был красный. Кроме красного, распространенными цветами в их одежде были желтый, синий и черный.

Многие из описанных выше элементов костюма кольских лопарей конца XIX — начала XX в. находят себе близкую аналогию в костюме скандинавских лопарей (меховой печок, суконная юпа, меховая обувь с загнутыми кверху носами и т. д.).

В 80-е годы XIX в. новые формы одежды принесли ижемцы: ижемская малица с капюшоном, тобурки (обувь из шкуры морского зверя или из оленьих шкур) и пимы (обувь из оленьих шкур до колен) с липтами (меховыми чулками) вытесняли из обихода лопарскую одежду.

У лопарей в настоящее время в качестве повседневной распространена одежда и обувь городского типа. Зимой на промысле оленеводы и охотники носят верхнюю одежду ижемского покроя, надевая ее поверх брюк и пиджака городского покроя. Летом оленеводы в тундре и рыба-

ни на промысле носят одежду городского покроя. На ноги они вместо сапог иногда надевают летние тобурки длиной до колен, которые шьют из тюленьих шкур.

Пища

Пища лопарей состояла главным образом из оленьего мяса и рыбы. Зимой мясов замороженном виде подвешивали под крышами амбаров. Это мясо шло в пищу в вареном или сыром виде* Сырое замороженное мясо резали тонкими ломтиками (строганина), посыпали солью и употребляли в пищу обычно при передвижении по тундре.

Весной оставшиеся запасы мороженого мяса нарезали тонкими пластами, сушили на железных листах, пересыпали солью и складывали для хранения в корзины. Особенно любили лопари высушенную оленью грудинку. Свежую оленину солили изредка весной или летом, если почему-либо приходилось закалывать оленя. Голову, легкие, кишки и желудок лопари в пищу не употребляли. Особым лакомством считались мозговые кости — мозгухи, а также оленьи языки.

Летом и осенью основу рациона составляла вареная, жареная, запеченная в тесте рыба: сиг, щука, окунь, налим и др. Семга же скупалась русскими и норвежскими купцами. Рыба заготовлялась на зиму в соленом и вяленом виде. Солили прямо на берегу, сразу после улова; вялили следующим образом: рыбу пластали, потрошили и развешивали на шестах.

Кроме мяса и рыбы, в пищу употребляли ягоды — морошку, голубику, чернику, бруснику. Их ели сырыми, сушеными, варили из них супы, делали начинку для пирога.

Муку, соль и некоторые другие продукты лопари выменивали у русских. В бедных семьях настоящий хлеб был большой редкостью, обычно они пекли лепешки из муки с большой примесью сосновой коры.

Любимый напиток лопарей — чай, который пили по нескольку раз в день. Особенно любили пить чай с луком, опуская его в стакан небольшими ломтиками.

К настоящему времени питание лопарских семей существенно изменилось. Пища стала более разнообразной, с развитием молочного животноводства неизменной составной частью пищевого рациона лопаря, кроме оленьего мяса и рыбы, стало коровье молоко. Значительно увеличилось

также содержание в пище витаминов, что совершенно уничтожило заболевания цингой. В магазинах колхозники-лопари покупают хлеб, муку, различные крупы, сахар, масло, овощи и другие необходимые им продукты.