Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Вепсы: история, хозяйство, поселения, жилище, одежда, пища
Этнография - Народы Европейской части СССР

Вепсы не имеют единой этнической территории, а расселены тремя группами. Одна из них—северные или шелтозерские вепсы — занимает юго-западное побережье Онежского озера в пределах Прионежского- района Карельской АССР. Другая (средние вепсы) — верхние течения рек Ояти и Капши с их притоками (в Виницком, Капшинском, Лодейно- польском районах Ленинградской обл.). В Вытегорском районе Вологодской обл. есть также ряд пунктов, населенных средними вепсами, значительная часть которых, однако, за последние годы переселилась отсюда на южный берег Онежского озера (сел. Ошта, Мегра). Кроме того, в 70 км на запад от Белого озера (Бабаевский район Вологодской обл.) есть два крупных гнезда вепсских деревень. Третья группа вепсов (южные) обитает в северной части Ефимовского района Ленинградской обл. Значительное число вепсов живет в Петрозаводске, Ленинграде, Подпорожье и Вытегре.

Территория расселения вепсов прежде была шире, захватывала, в частности, западное побережье Онежского озера до Петрозаводска, верхнее течение Свири, ряд местностей в Лодейнопольском районе и некоторых других местах.

Вепсами (бепся) называют себя только южные вепсы. Все прочие пользуются самоназванием людиникад (ед. ч. — людиник), которое аналогично самоназванию карел-людиков (см. главу «Карелы»). Русские в прошлом называли вепсов «чудью», «чухарями», «кайванами». Теперь повсеместно распространяется название «вепсы».

По данным Всесоюзной переписи 1959 г., численность вепсов 16,4 тыс. человек.

Язык вепсов бесписьменный, он принадлежит к прибалтийско-финской ветви финно-угорской семьи языков. Различают три диалекта вепсского языка — северный, средневепсский и южный. Названия диалектов имеют чисто научное происхождение: сами вепсы его не знают. Наиболее близкое родство вепсский язык обнаруживает с карельским, особенно с его южными диалектами.

Проблема этногенеза вепсов еще не решена окончательно. Область формирования этого народа лежала в юго-восточной Прибалтике вне пределов их теперешнего расселения, и появление вепсов как отдельного народа связано с общим процессом складывания народов прибалтийско-финской языковой группы. Постепенно продвигаясь на восток, предки современных вепсов во второй половине I тысячелетия н. э. заселили область между Ладожским, Онежским и Белым озерами в бассейнах рек Паши, Сяси,, Свири, Ояти и Капши. Здесь они ассимилировали более древнее',’ протоев- ропейское, возможно, лопарское население, памятники культуры которого известны по стоянкам мезолитического и неолитического времени. Выделение древних вепсов из общей массы прибалто-финнов, можно думать, зафиксировано готским хронистом Иорданом (VI в. н. э.), который упоминает племя vas или vasina. В более поздних источниках этот народ упоминается много раз: русские летописи называют его весь, западноевропейские писатели vizzi (Адам Бременский, около 1070 г.) или visinnus (Саксон Грамматик,около 1220 г.).Арабоязычные восточные писатели, начиная с Ибн-Фадлана (921 —922 гг.), пишут о народе вису, ису или весу, в котором следует видеть предков современных вепсов.

Конец IX — начало XII в. —период, когда древними вепсами была создана весьма высокая и самобытная культура, известная по раскопкам курганов приладожского типа. В течение всего средневековья весь продолжала обитать примерно на той же территории, что и прежде, хотя некоторые перемещения ее — в частности на север и восток — все же происходили. Часть веси, продвинувшаяся в X—XI вв. по западной окраине Олонецкого перешейка в прибрежье Ладожского озера, вошла в состав группы карельского народа, именующей себя ливвиками. Вероятно, позднее другая группа веси продвинулась на восточную половину перешейка в Прионежье. На основе этой группы, видимо, сложились карелы- людики. Наконец, третья группа веси, пройдя значительные пространства в северо-восточном направлении, достигла бассейна Двины, вплоть до ее устья, а также р. Удоры, где она известна по русским источникам под именем Заволочской Чуди, а по скандинавским — как Биармия (Bjarmaland, Beormas). Наиболее восточные ответвления этой группы веси приняли участие в этногенезе западных коми-зырян, а остальные ассимилировались в мощном потоке славянской колонизации. Об этом же свидетельствуют многочисленные предания о чуди, широко бытовавшие у русских, вепсов, саамов и коми (зырян и пермяков).

Хотя упоминания о веси с XII в. в источниках прекращаются, основная масса этого народа не растворилась в окружающем населении и продолжала существовать, но была известна уже под именем чуди. Чудью вепсы названы в ряде документов (например, в писцовых книгах Обонеж-. ской пятины, «Словаре» Ричарда Джемса и т. п.). В 1824 г. А. И. Шег рен впервые посетил вепсов с исследовательской целью и, таким образом, открыл их для науки.

Краткий исторический очерк

Возникновение на территории вепсов начиная, вероятно, с XI—XII вв. боярщин новгородских феодалов было одной из особенностей феодальных отношений у вепсов, а после присоединения Новгорода и его пятин к Русскому централизованному государству основная масса вепсов превратилась в черносошных (позднее государственных) крестьян. В начале XVIII в. значительная часть вепсов (северные) была приписана к Петровским заводам и (средние) к Лодейнопольской судостроительной верфи. Северные вепсы приняли участие в широком антифеодальном движении приписных крестьян, охватившем в конце 60 — начале 70-х годов XVIII       в. многие погосты Олонецкого наместничества (Кижское восстание). Складывание капиталистических отношений в венской деревне, элементы которых можно уловить уже на рубеже XVIII и XIX столетий, шло медленнее, чем в соседних русских районах.

В послеоктябрьский период классовая структура вепсского общества изменилась. Появились вепсы-рабочие и вепсы-интеллигенты. В результате проведения коллективизации иным стало и крестьянство. Основная масса вепсов в настоящее время — крестьяне-колхозники, из числа северных вепсов часть жителей селений Рыбрека и Шокша — каменотесы (в этих пунктах имеются довольно крупные разработки строительного камня— диабаза и гранитопесчаника). Значительные группы средних и южных вепсов превратились в профессиональных рабочих - лесозаготовителей, работающих на организованных здесь лесопунктах, а также на сплаве.

Структура общественных организаций у вепсов та же, что и повсюду в нашей стране: созданы и активно работают партийные, комсомольские, профсоюзные и другие общественные организации. Большую общественную роль играют производственные коллективы (колхозы, совхозы, лесопункты). Завоевали авторитет добровольные народные дружины и товарищеские суды.

Хозяйство

Местные природные условия этого края благоприятны для развития лесозаготовительной промышленности, но позволяют также вести и сельское хозяйство.

В прошлом основным занятием вепсов было земле делие, однако оно было экстенсивным и отсталым. Характерно, что наряду с пашенным земледелием (двухполье, позднее трехполье) до конца 20-х годов XX в. сохранялись подсеки (пал). Своего хлеба на весь год вепсам, как правило, не хватало. После коллективизации открылась реальная возможность внедрения многопольных севооборотов, машинной обработки полей и уборки урожая. К традиционным культурам —ячменю, овсу, ржи, репе, льну —прибавилось много новых; большие площади отводятся под картофель, горох, а также кормовые — турнепс, свеклу; внедряется выращивание кукурузы на силос. На смену примитивным коловым сохам (адр), боронам-суковаткам (ягез)г цепам (чеп) пришли современные сельскохозяйственные машины.

Наиболее перспективной отраслью сельского хозяйства в местных условиях является животноводство молочно-мясного направления. Вепсы издавна разводят коров, овец, а из домашней птицы —кур. Молочный скот вепсов прежде был мелкий и малопродуктивный. Сейчас ведется большая работа по улучшению породности скота (в частности, путем приобретения колхозами коров холмогорской породы) и повышению его продуктивности. Входит в быт электродойка. За последние тридцать лет у вепсов появились козы и свиньи, которых прежде почти не разводили.

Важную роль в хозяйстве вепсов со второй половины XIX в. стали играть лесозаготовки, дававшие местным крестьянам дополнительный заработок, необходимый для покупки хлеба и уплаты податей. Основными орудиями труда при этом были топор (кирвез) и пила, которая стала широко использоваться лишь в начале XX в. Лесорубы жили в лесу неделями, ночуя в примитивных избушках (мапертъ, мецпертъ), которые рубили из дровяного леса. Посередине избушки устраивали открытый очаг, по стенам — нары, в крыше — вытяжное отверстие. Рядом с избушкой строили навес для лошадей.

Весной вепсы работали на сплаве. Сопровождая лес, плывший россыпью (молевой сплав), сплавщикам приходилось постоянно ликвидировать заломы, действуя багром, переправляться с одного берега реки на другой, стоя на бревне, часто не спать по трое-четверо суток.

Организация труда на лесозаготовках и на сплаве была различной. Сплавщики объединялись в артели, избиравшие старосту и кашевара, а лесорубы работали обычно посемейно: от каждой семьи на заработки отправлялось два или чаще три человека, из которых двое занимались валкой, а один вывозкой леса. В одной лесной избушке могло помещаться до четырех таких «семейных коопераций».

В настоящее время лесозаготовки превратились в механизированную отрасль промышленности с постоянным составом рабочих, среди которых много вепсов. Здесь применяются бензино-моторные пилы, трелевочные тракторы, лесовозные автомобили, погрузочные механизмы.

Промышленная разработка строительного камня (диабаза в Рыбреке и гранитопесчаника в Шокше) началась в 1924 г. Добываемый вепсами строительный и декоративный камень известен далеко за пределами края: Красная площадь в Москве вымощена рыбрекским диабазом, а шокшин- ский порфир (гранитопесчаник) использован при облицовке Мавзолея В. И. Ленина.

Такие виды промыслов, как рыболовство, охота, собирание грибов и ягод, по сравнению с прошлым играют теперь значительно меньшую роль.

Охотн&ки-любители теперь почти не применяют капканов, не говоря уже о ловушках старого типа (с самострелом, давящим бревном и т. п.). Охотятся в основном с ружьем и собакой, главным образом зимой, отправляясь в лес на лыжах. До сравнительно недавнего времени непременной принадлежностью охотника, отправляющегося в лес, была особого рода палка около полутора метров длиною, один конец которой представлял собою изогнутую лопату, а другой был обработан таким образом, что, будучи воткнут в снег, оставлял отпечаток, напоминающий след какого-либо животного. Такой палкой пользовались при постановке капканов.

Собиранием грибов и ягод продолжают заниматься повсеместно, частью заготавливая их впрок для собственного потребления, частью сдавая на кооперативные заготовительные пункты.

Поселения

Основными типами вепсских поселений в настоящее время являются деревни (кюля, пагаст) и лесные рабочие поселки. Последние появились лишь в середине 30-х годов текущего столетия.

По наиболее ранним сведениям, до XVI в. у вепсов преобладали однодворки или поселения в два-три двора. Позже возникают деревни, причем более ранний тип заселения — речной и озерный, что отразилось и в названиях деревень (Шимозеро, Ярьвьозеро, Рыбрека, Гимрека).

С XVIII в., а особенно с середины XIX в. возникает водораздельный или сележный (от селъг — хребет, спина, возвышенность) тип заселения (деревни строились «при колодцах»), что связано с развитием дорожной сети и гужевого транспорта. В XIX в. возникла, а за последние десятилетия особенно усилилась тенденция к образованию сросшегося гнездового типа расселения, когда ряд деревень сливается в единое поселение, которое имеет обычно название с характерными суффиксами—прибалто-фин- ским —ла или русским —чи, — ичи (ср. Корвала, Нойдала, Корби- ничи).

Значительная часть вепсских деревень отличается беспорядочной планировкой жилых и хозяйственных построек. В прибрежных деревнях преобладало рядовое расположение дворов, что определялось географическими условиями. Со второй половины XIX в. начинается перепланировка многих поселений, в результате которой они приобретают уличную форму. Особенно интенсивно этот процесс идет уже в годы Советской власти.

Жилище

Древние вепсские постройки, вероятно, возводились столбовой техникой. Пережитком их являются распространенные у некоторых групп вепсов и карел-ливвиков постройки для детских игр — кода (ср. финск. kota\ саамск. kata; ливск. koda; морд, kudo и т. д.— термины, которыми в финских языках обозначаются наиболее архаичные, иногда шалашевидные постройки). На следующей ступени жилищем служили срубные постройки полуземляноч- ного типа. Дальнейшее развитие, видимо, пошло по линии выделения специализированных построек: с одной стороны, жилой черной избы (муст пертъ) с очагом, а затем с печью без дымохода, а с другой стороны — отдельных хозяйственных строений (риги — ригъ, бани — кюлъ- бет.ъ, амбара — айт).

В конце XIX — начале XX в. у вепсов прочно утвердились еще две разновидности жилых построек, усложненного плана: «брус» и пятистенок (висиняйне пертъ), в которых, кроме избы, выделяется чистая горница.

Жилые постройки вепсов в наши дни представлены четырьмя типами: а) традиционные дома в деревнях; б) новые дома в деревнях и рабочих лесных поселках, обнаруживающие черты сходства с традиционными; в) стандартные дома сборно-щитовой конструкции и г) дома-бараки (последние два типа распространены только в лесных поселках).

Преобладают пока постройки традиционной формы. Жилище вепсов (коди) представляет собой одну из разновидностей северновеликорусского «дома-двора», т. е. строительный комплекс, объединяющий и собственно жилище, и хозяйственные постройки.

Изба (пертъ) рубится обычно «в угол» или более старым приемом «койран каглу» (собачья шея), который напоминает рубку «в охряпку». Сруб устанавливают на подложенных под углы валунах. У северных и средних вепсов изба имеет высокий подклет, который иногда превращают в нижний жилой этаж, а раньше (во второй половине XIX            в.) подчас использовали в качестве хлева. Двухскатная крыша имеет самцо- вую или более новую стропильную конструкцию. Кровельным материалом служат тес, дранка, иногда железо и шифер, а прежде, в особенности у южных и средних вепсов, крыши крыли соломой (некоторые хозяйственные постройки — риги, дворы — и сейчас покрыты соломой). Потолки в избах делают из толстых плах, иногда в домах южных вепсов встречаются потолки из круглого накатника; раньше они были широко распространены у всех групп вепсов.

В избе слева или справа от входа на рубленном «в лапу» опечье складывается кирпичная русская печь (пяч), обращенная устьем (пячен су) к фасадной или боковой стене. Над шестком имеется крюк для подвесного котелка. За последние годы вошли в быт плиты, которые встраивают в шесток или складывают рядом с печью. В наше время черных изб нигде на территории расселения вепсов нет, глинобитные печи с дымоходом еще встречаются.

Южные вепсы до сих пор парятся с веником в печи (прежде этот обычай знали и средние вепсы). Рядом с печью устраивается вход в подполье (карзип), который имеет либо конструкцию рундука, либо (теперь чаще) простого люка.

Традиционная обстановка вепсской избы состояла из стола, который обычно стоял у фасадной стены, лавок, деревянной кровати, колыбели, привешенной на очепе, лохани с рукомойником у двери и т. п. За последние три десятилетия в быт широко вошла современная мебель (столы, стулья, кровати, комоды, шкафы и пр.).

Сени (пертидез, сенчад) связывают жилое помещение с двором (тан- хут). У вепсов встречается связь дома с двором однорядная и Т-образная, которая образуется путем пристройки к сеням двухизбного дома сзади под прямым углом двора. Дома этого последнего типа несколько десятилетий тому назад бытовали у всех вепсов, а сейчас встречаются у южных и иногда у средних.

Двор возводится двухэтажный (Прионежье и Пооятье)или — у южных вепсов — одноэтажный. Нижний этаж — собственно двор, где расположен хлев и пр., верхний этаж — сарай — помещение для хранения сельскохозяйственного и иного инвентаря, а также сена. На сарай снаружи обычно ведет взъезд (портахад); теперь взъезды почти исчезли.

Средства передвижения и транспорт

Сообщение между вепсскими поселениями, а также с соседними районами осуществляется по преимуществу при помощи автомобильного транспорта. Поселения средних вепсов с Лодейным Полем и Ленин градом связывает авиационное сообщение. Южные вепсы для поездок до станции Заборье пользуются узкоколейной железной дорогой местного лесокомбината. В некоторых местах в осеннюю распутицу для перевозки грузов и пассажиров приходится применять трактора с прицепами. В качестве местного транспорта используется гужевой. Если еще в конце 1920-х годов широко использовались различного вида волокуши (ретукаду ретхудед), то теперь они встречаются как исключение: их вытеснили двуколка и четырехколесная телега. Запряжка русская. Различные должностные лица, чья работа связана с постоянными разъездами (почтальоны, бригадиры колхозов и т. п.), ездят верхом. Раньше плохое состояние путей сообщения делало этот способ передвижения единственно возможным. Из прочих средств передвижения заслуживают внимания лыжи (суксед). Хорошо развиты водные средства сообщения. У прионежских вепсов распространены шитые килевые лодки-кижанки с прямым парусом. Своеобразна манера гребли: один человек, сидящий на корме лицом по движению, правит лодкой и помогает грести основному гребцу, работая веслами от себя. На Ояти и небольших речках широко пользуются долблеными осиновыми лодками, а также челноками (хон- гой) с прикрепленными к бортам вплотную бревнами-поплавками.

Одежда

Изготовление традиционной вепсской домотканой одежды прекратилось в начале 1930-х годов. Повсеместно широко распространился общегородской тип костюма. Прежде, отправляясь на работу, вепсы поверх белья (портов с узким шагом — каддят — и рубахи — пайд) надевали штаны и короткий кафтан, сшитые из толстой полушерстяной ткани; женщины носили такие же по покрою и материалу кафтаны, надетые поверх рубахи (ряццин) и юбки (юпк).

Праздничная одежда была наряднее. Женщины носили кофты-казачки (казакк) и юбки с фартуками, сшитые из ярких покупных тканей. Головными уборами служили платки (пайк), а замужние женщины под платком носили еще повойник (сорокк). Обувь (кенъгят) была по преимуществу кожаная, но для работы пользовались также и берестяными лаптями (вирзут).

Хотя традиционная вепсская народная одежда по покрою и материалу была весьма близка к северновеликорусской, она имела и довольно много самобытных черт. Так, сарафаны зафиксированы лишь у южных и отчасти средних вепсов, а женщины Прионежья, частью по Ояти и в некоторых других местностях носили не сарафаны, а продольно-полосатые юбки, сходные с юбками, бытовавшими у других прибалтийско-финских народов. Интересной деталью является ношение женихом на свадьбе особых свадебных штанов из белой льняной ткани с вышивкой и бахромой по низу штанин. Своеобразны были мужские зимние шапки из заячьего меха. Характерно ношение мужчинами шейного платка (каглан пайк).

Ныне народную одежду не носят, лишь отдельные предметы старых нарядов сохраняются в сундуках старух. Из традиционных элементов одежды продолжают бытовать женские головные платки, шерстяные рабочие юбки, в меньшей мере полусуконные кафтаны, а также толстые теплые вязаные изделия (например, варежки — алыйжед, связанные при помощи костяной иглы).

Пища

В пище вепсов наблюдается сочетание новых и традиционных блюд» Хлеб пекут кислый ржаной, круглой формы (лейб). В последнее время хлеб все больше покупают в магазинах. Пекут также пироги с рыбой (курник), открытые пирожки продолговатой формы (калитад) с начинкой из пшенной каши или картофельного пюре, различные колобки, ватрушки из кислого теста, а также блины — овсяные и гороховые (кюрзъ) — и оладьи. Из похлебок распространены щи, супы, уха. Варят каши из ржаной крупы (пудр) и овсяный кисель. Из сладких блюд характерен брусничный сок с добавлением солодовой ржаной муки (уттудбол) и солодовое тесто (имелъ тахтаз). Из напитков довольно популярен хлебный (раньше — репный) квас и—у южных вепсов — ржаное и ячменное пиво (олуд), которое обычно варят два-три раза в год к праздникам. Самым распространенным повседневным напитком является крепкий чай.

В наши дни вепсы получили возможность приобретать в местной торговой сети такие продукты, которые раньше считались деликатесом (сахар, конфеты, печение, колбаса) либо вовсе не были им известны (консервы, макароны, фрукты и проч.). Особенно много покупных продуктов употребляет население рабочих лесных поселков. В вепсских семьях сейчас готовят такие новые блюда, как борщ, пельмени, гуляш, винегрет и т. п.