Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Духовная культура карелов
Этнография - Народы Европейской части СССР

После Октябрьской социалистической революции карельский народ в результате неустанной заботы Коммунистической партии и Советского правительства, при поддержке русского народа добился значительных успехов в области культуры. В прошлом забитый, отсталый, почти поголовно неграмотный народ за годы Советской власти полностью ликвидировал неграмотность.

В карельских деревнях функционирует обширная сеть начальных и средних школ. В 1961/62 учебном году в КАССР работали 782 общеобразовательные школы. В городах и поселках действовали 97 восьмилетних школ и 82 одиннадцатилетние средние политехнические школы с производственным обучением. Во всех этих школах было около 130 тыс. учащихся и свыше 6 тыс. учителей. Обучение ведется на русском языке. После окончания школы многие карельские юноши и девушки продолжают образование в средних и высших учебных заведениях нашей страны.

К началу 1961/62 учебного года в Карелии имелось 12 средних специальных учебных заведений, в том числе техникумы: лесотехнический, строительный, автодорожный, сельскохозяйственный, железнодорожного транспорта и советской торговли, и училища: музыкальное, два педагогических, медицинское, культпросветшкола и т. д. В них обучалось свыше 8 тыс. человек. До революции высшие учебные заведения в Карелии отсутствовали. В 1931 г. был открыт педагогический институт, в 1940 г. — университет. Из карельского народа вышли специалисты высокой квалификации: историки В. И. Машезерский, И. Н. Власова, А. С. Жербин, филологи В. Я. Евсеев, Г. Н. Макаров, М. Ф. Пахомова, микробиолог И. Н. Федоров (калининский карел), математик Н. И. Ипатов и др.

В 1962 г. в Карелии было свыше 20 научных учреждений, в которых работает много карелов—научных сотрудников и лаборантов. В КАССР насчитывается более 10 тыс. специалистов с высшим образованием и около 23 тыс. со средним специальным образованием.

Значительную роль в повышении культурного уровня карелов играют культурно-просветительные учреждения. Почти в каждом населенном пункте имеются клубы, избы-читальни, красные уголки, библиотеки, киноустановки. Так, например, в небольшой дер. Тунгуда, в прошлом одном из самых глухих селений Карелии, имеются клуб со стационарной киноустановкой, библиотека с фондом в 5400 книг, услугами библиотеки пользуются 129 жителей деревни. В дер. Лядины

Ромешковского района Калининской обл. есть клуб, медпункт, библиотека с 7 тыс. книг; из 400 ее читателей 49 русских, остальные карелы.

Библиотекари со специальным образованием проводят большую разъяснительную работу среди сельских жителей, устраивают читательские конференции, в которых преимущественно принимает участие молодежь.

Широкое распространение получили библиотеки-передвижки, которые обслуживают жителей отдаленных малонаселенных пунктов. Таких передвижек в КАССР имеется около 700, в карельских деревнях Калининской обл. почти при каждой библиотеке имеется передвижка.

Сельские клубы, дома культуры, красные уголки ведут большую политико-воспитательную работу. Почти везде функционируют кружки художественной самодеятельности. Далеко за пределами Карелии известны народные карельские хоры—Петровский, Сегозерский, которые неоднократно выступали в Москве и Ленинграде. Из самодеятельных кружков вырос и сформировался государственный ансамбль карельской народной песни и танца «Кантеле».

До революции Карелия не знала профессионального искусства. Создание в июне 1918 г. в Петрозаводске Народного театра драмы положило начало организации постоянного профессионального театра в Карелии. В настоящее время работают музыкально-драматический и финский драматический театры. При сельских и городских домах культуры созданы народные театры (г. Олонец, пос. Калевала).

Устное поэтическое творчество карельского народа очень богато. Карельские эпические песни (руны), возникновение которых относится к периоду ранней стадии разложения родового строя, послужили основой создания широко известного эпоса карело-финского народа «Калевала». Руны, записанные в 20—40-х годах XIX в. в пределах Карелии (районы: Кемский, Сегежский) финским прогрессивным исследователем Элиасом Леннротом со слов замечательных карельских рунопевцов А. Пертту- нена, А. Малинена, В. Киэлевяйненена и других, были впервые опубликованы в 1835 г., затем в 1849 г. К концу XIX в. «Калевала» была переведена на многие языки и: получила мировое признание. Основной мотив «Калевалы»—борьба героев, сынов Калевалы, Вяйнямёйнена, Ил- маринена, Лемминкяйнена и других за свободу и счастье всего народа. Руны отразили чаяния и надежды народа в далеком прошлом, его мечту о будущем счастье, его веру в торжество радостного и свободного труда.

Образным выражением мечты о всеобщем счастье и изобилии является представление о «сампо». Это древняя мечта трудового народа о счастье, обращенная в будущее и реализуемая трудом человека.

Наряду с эпическими песнями-рунами широко бытуют песни и иных жанров (свадебные, шуточные, плясовые, лирические и т. д.). Разновидностью карельской песенной лирики являются четырехстрочные песни (пиирилейки лаулу), напоминающие русские частушки. Старинные народные песни карелов одноголосны. Напевы их лаконичны, устойчивы по своему музыкальному складу.

После революции певцы рун, сказители, используя традиции народных песен и сказов, стали создавать новые произведения, прославляющие героические дела советских людей.

Карельские сказки (суарнат) делятся на волшебные, о животных, бытовые, сатирические и сказки-анекдоты. Огромное влияние на карельскую сказку оказала русская народная сказка. Распространены у карелов поговорки и загадки. Следует отметить карельские плачи. В деревнях существовали специальные плачеи, которых приглашали на похороны и на свадьбы. Современный карельский фольклор представлен в первую очередь перетекстовками песен советских композиторов, народными рассказами, короткими песнями-частушками. Последние бытуют особенно широко, их исполняют в самодеятельных спектаклях, на гуляньях и т. д. В них остро ставятся общественные, производственные, моральные и другие темы,

Своеобразно и самобытно музыкальное творчество карелов, создавших оригинальный народный инструмент — кантеле, по типу очень близкий к русским гуслям и эстонскому каннеле.

На развитие карельского фольклора и музыки оказало большое влияние русское народное творчество. Не случайно поэтому для карельского фольклора характерно двуязычие — сказки, песни, частушки, свадебные песни исполняются на русском и карельском языках.

Довольно разнообразны и оригинальны карельские танцы «Карельская кадриль», «Лучинки», «Кумардус», «Восьмерка», «Лансе», «Ристу кондра». Они отличаются плавными и спокойными движениями, сменяющимися лихим, задорным переплясом.

Профессиональные танцоры и певцы используют традиции карельской народной музыки и хореографии. Композиторы республики также используют народные традиции. На мотивы эпоса «Калевала» композитор Г. Н. Синисало создал музыку к балету «Сампо», который с большим успехом шел на сценах наших театров (в Москве, Ленинграде), а также за рубежом. К. Раутио написал «Карельскую сюиту», а его сын Р. Раутио — симфоническую поэму «Из Калевалы».

Карельская литература развивалась в тесной связи с народным творчеством и с русской классической и советской литературой, под их прямым и непосредственным воздействием. В послевоенные годы вышло отдельными изданиями более 70 книг писателей республики. Ими создан ряд художественных произведений, отражающих историю карельского народа, его подвиги, труд и жизнь в период Отечественной войны 1941 —1945 гг. Это книги А. Тимонена — «От Карелии до Карпат», П. Пертту — «Залом», У. Викстрема — «Вперед, народ трудовой», Н. Яккола — «На берегах Пирттиярви» и др. Для творчества Яккола и Пертту особенно характерно этнографически точное воспроизведение народного быта. Поэты Карелии выпустили около 30 сборников, в их числе —произведения карелов (Я. Ругоева, Н. Гиппиева и др.).

Прикладное искусство карелов за годы Советской власти получило дальнейшее развитие. Резьба и роспись по дереву украшают постройки (причелины, ветреницы, балконы, наличники и т. д.),предметы крестьянского обихода, домашнюю утварь, бытовую обстановку (двери в избе и в горнице, лавки, столы, посудные шкафчики, скамейки и т. п.). Для северных районов Карелии характерен геометрический орнамент, для южных — растительный.

Как и в прошлом, у южных и средних, а также верхневолжских карелов широко бытует вышивка полотенец, сорочек, простынь и т. д. Раньше вышивали «досюльным» двухсторонним (каксичурайне) и односторонним (юксичурайне) швом. В конце XIX в. получил распространение тамбурный шов. В центральных районах Карелии чаще встречается тканье (пойминду), шов «повыдергу» (нюткитту), а также вязаное кружево с геометрическим, растительным и зоо- и антропоморфным орнаментом.

В наше время старинные «досюльные» вышивки хранятся у пожилых женщин как память о молодости. Карельские девушки и женщины вышивают теперь различные предметы убранства комнат (дорожки, наволочки, салфетки—гладью, русским и болгарским крестом, ришелье и т. д.).

За годы Советской власти развилось изобразительное искусство карельских художников, опирающихся на богатые народные традиции.

В Карелии есть замечательные памятники деревянной архитектуры, в том числе прославленный Кижский погост в Заонежье, где в настоящее время открыт музей архитектуры и народного быта.

Художественное наследие карельского народа оказало большое влияние на творчество молодых живописцев, графиков, скульпторов, резчиков по дереву. Пользуются известностью пейзажи С. X. Юнтунена, графика Осмо Бородкина, резьба по дереву Ю. О. Раутанена, скульптура JI. Ф. Лан- кинена и др. В 1960 г. в Петрозаводске открыт музей изобразительного искусства с ценной коллекцией памятников древнерусской живописи.

Карельская культура с глубокой древности развивалась в постоянном и плодотворном контакте с культурами соседних народов. В ней есть немало общих черт с северными великоруссами и с родственными карелам другими народами угро-финской языковой группы. Особенно близки карелам вепсы. У северных карелов много общего с финнами-суоми, что объясняется, помимо сходства естественно-географических условий, также тем, что часть карельских племен приняла участие в формировании финского народа. Наиболее тесные связи у карелов были с русскими.