Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда и пища карелов
Этнография - Народы Европейской части СССР

Традиционная одежда карелов мало отличалась от северновеликорусской. О том, к какому времени следует отнести начало перехода к русским формам народной одежды, точных данных нет. Можно только констатировать, что уже источники XVII           в. позволяют говорить о значительном влиянии русских форм на одежду карелов, а в XIX в. некоторые исследователи вообще отрицали в одежде карелов наличие каких-либо национальных черт.

Основным элементом женской одежды была рубаха (рятчина,верх.в.— соба). Наиболее древняя форма карельской рубахи туникообразная, с длинными, суживающимися к запястью рукавами и ластовицей. Этот тип позже вытеснила рубаха с короткими пышными рукавами, идущими от ворота. У ворота закладывались складки и он обшивался тесьмой или кумачом. Рубаха обычно сшивалась из двух частей — нижняя, станушка (эмуст) делалась из грубого домотканого полотна, обычно из четырех полотнищ. Верхняя часть (хиемат) — лиф и рукава — делалась из более тонкой ткани, в последнее время покупной, чаще всего из ситца.

Станушка по подолу украшалась вышивкой или тканым узором из красной бумажной нитки. Поверх рубахи карелы КАССР (кроме ливвиков) и верхневолжские карелы носили сарафан.

Старые сарафаны принадлежат к новгородскому типу — косоклинные глухие, со спинкой, доходящей до шеи, и широкими проймами (левие проймиен сарафана.) Затем он был вытеснен «прямым» или «круглым» сарафаном на лямках (сарафана, кошто — от русск. «костыч»). Эти сарафаны шились уже из покупных тканей — как шерстяных и шелковых, так и сатина и ситца.

В южной части Карелии, преимущественно у ливвиков, поверх рубахи носили так называемую пару (пуара): юбку (дюпку), сшитую из пяти-шести полотнищ и кофту в талию (казачку). Пару шили из цветной или полосатой льняной, полушерстяной или шерстяной ткани.

Поверх сарафана или юбки повязывался передник (передникка). На севере Карелии (Кестеньга, Калевала) неотъемлемой частью женского костюма был большой наплечный платок. Его накидывали углом на плечи, а концы перекрещивались на груди, пропускались вокруг талии и завязывались спереди на поясе. Количество платков говорило о имущественном положении женщины.

Головными уборами девушек служили лента и платок (пайкка), летом хлопчатобумажный, зимой шерстяной. Замужние женщины носили повойники (повойникка), а поверх них платки.

Женские головные уборы украшались бисером, жемчугом, парчой, позументом, а иногда и вышивкой. Интересны старинные кокошники олонецких карелок с поднизями из жемчуга (жемчугат).

Традиционный женский костюм исчез лет 30 назад, хотя в отдельных районах республики (в Медвежьегорском, Кемском, Кондопожском) пожилые карелки носят сарафаны и сейчас.

Мужская традиционная одежда состояла из белой холщовой рубашки (пайда) туникообразного покроя и узких холщовых или серых суконных штанов (куадят, пукшут, штанит). Рубаху повязывали поясом (вуд). В некоторых деревнях старики вплоть до 1930-х годов довольствовались одной парой штанов, но уже в 1900-е годы у большинства мужчин белые штаны использовались как нижнее белье, а поверх них надевались узкие суконные брюки.

Верхняя одежда у мужчин и женщин одинакова по покрою. Ее шили из холста, сукна домашней выделки, фабричных покупных тканей и меха. Чаще всего носили кафтаны (кауфтан) до колен из серого сукна, распашные, с застежкой на левую сторону и длинными рукавами. Кроме того, повсеместно носили «балафоны» туникообразного покроя из грубого холста, которые надевали во время работы в лесу, на рыбной ловле, в поле и т. д. Этот тип одежды известен по всей лесной полосе Восточной Европы.

В конце XIX в. распространились пальто (палто), а также шубы и тулупы из овчины, изготовлявшиеся местными мастерами. Вся верхняя одежда (кроме тулупа) шилась без воротников, поэтому обязательной принадлежностью мужского костюма были шарфы и шейные платки (каглу пайкка). Шарфы носят до сих пор, причем предпочитаются длинные, ими обматывают шею несколько раз, а концы свертывают жгутом и заправляют за борт пальто или пиджака.

На ногах карелы как мужчины, так и женщины носили зимой и летом особого покроя сапоги (кенъкят, чабатот, саапаат) из сыромятной кожи, на одну колодку, с мягкой цельнокройной подошвой без каблука. На подъеме -втачивался треугольный кусок кожи благодаря чему носок сапога приобретал заостренную, загнутую вверх форму. Такого покроя обувь упоминает еще Г. Р. Державин в «Поденной записке», отмечая, что карелы одеваются также, как и соседние русские, только «...носят востроносые, с загнутыми концами сапоги, кеньгами по-лопски (т. е. по-карельски) называющиеся»

Подобную же обувь носили в прошлом финны, коми-зыряне, лопари, водь и ижора. На севере Карелии она сохранилась до сих пор, но теперь такие сапоги чаще называют финским термином — «пиексут». Носили также и лапти из бересты (вирзут, лётот).

У части северных карелов (так называемых тунгудских) до сих пор распространены домашние туфли из шкурки гагары (куйкка ступнят). С убитой весной гагары снимают шкурку целиком, срезают крылья, выворачивают пером внутрь и натягивают на колодку. Так она сохнет все лето. Осенью шкурку снимают и делают из нее мягкие теплые и удобные туфли. В прошлом такие туфли умели делать и носили карелы только трех деревень — Кевят-озеро, Афонино, Ушково.

Карелы носили много теплых вязанных из шерсти домашнего прядения вещей, которые изготовлялись женщинами в каждой семье. Вязали на спицах и крючком. Из шерсти вязали рубахи-свитера (<вилланепайда), шарфы, носки (сукат), варежки (алажет), а в центральной части Карелии также нарукавники. Их носили мужчины на зимних работах. В прошлом известно было также вязание иглой: ею вязали рукавицы из конского волоса для рыбной ловли. Они отличались прочностью, долго не промокали и быстро сохли.

Промысловая одежда карелов — рыбаков, лесорубов и лесогонов, как и у крестьян, состояла из холщовой рубахи, узких холщовых или суконных штанов и балахона. Балахон подпоясывали ремнем, на котором подвешивался нож в ножнах (пуукко — соб. кар.; вейччу — лив., люд.). Летом от комаров и мошки спасались, надевая на голову холщовый капюшон (куккели).

Одежда верхневолжских карелов почти не отличалась от одежды карелов КАССР, но женская одежда значительно богаче украшалась вышивкой, что видимо объясняется местным русским влиянием. Одной из особенностей костюма верхневолжских карелок были холщовые наголенники (калжут).

В наши дни карелы КАССР носят обычную одежду городского покроя. Сарафан, как упоминалось, можно встретить еще в Медвежьегорском, Кемском, Кондопожском районах у пожилых женщин. Сарафаны шьют дома, но из покупной ткани. Вообще женщины частью шьют одежду себе сами, частью покупают готовую или заказывают у местных мастериц и в ателье. Белье носят почти исключительно покупное, трикотажное и хлопчато-бумажное. Шьют в равной мере платья и юбки с кофтами. Платья обычно служат выходной, а юбки с кофтой из недорогой ткани — рабочей одеждой. Пожилые женщины носят всегда длинное платье. При работе надевается передник. Спортивные брюки и куртки, получившие в Прибалтике и у русских более южных районов права рабочего костюма молодых женщин, здесь в таком качестве не привились. Женщина в брюках в карельской деревне — редкое явление. Обувь всюду покупная и только в северной части Карелии можно еще видеть остроносые сапоги домашнего шитья. Женщины, помимо туфель, носят кожаные и резиновые сапоги, особенно в сырую погоду. В качестве головного убора преобладают платки. Пожилые женщины в деревне всегда ходят с покрытой головой. Девушки и молодые женщины в поселках, городах в праздничные дни надевают береты и шляпы, но в деревне, на работах покрываются платками.

Мужской костюм нередко имеет специфические черты в зависимости от назначения. Так широко распространена различная производственная одежда — стеганые брюки, ватники, высокие сапоги, металлические шлемы у лесорубов и т. д. Повседневная одежда карелов — городского покроя, обычно покупная.

Пища

Современная пища карелов сочетает как традиционные, так и новые элементы, вошедшие в карельскую кухню за годы Советской власти. Впрочем, число кушаний, характерных только для карелов, и ранее было очень невелико, в основном пища была сходна с русской пищей этих районов.

В наши дни основными пищевыми продуктами служат мука и крупы, рыба, мясо-молочные продукты, овощи. Как ржаной, так и пшеничный хлеб — один из основных пищевых продуктов, дома не пекут. Торговля печеным хлебом организована во всех поселках и в большинстве деревень. Лишь изредка в отдельных селениях можно столкнуться сейчас с регулярной домашней выпечкой хлеба.

В прошлом Карелия Ьыла обеспечена хлебом крайне плохо, в неурожайные годы хлеб пекли с примесями — заболонью (толченой сосновой корой), соломой, болотным мхом и т. д.

Интересны различия в типе выпекавшегося в прошлом хлеба. Большая часть карелов пекла кислый хлеб, который ставился на опаре в форме каравая. На северо-западе был распространен сухой хлеб, так называемый «хлеб с дыркой» (лоуккулейпя, рейкялейпя), известный также в Финляндии и Швеции. Тесто для него замешивали обычным способом, затем делали круглые лепешки в 10—12 см толщины и в центре вырезали стаканом отверстие. Затем лепешки пекли в печи и свежеиспеченные выносили на холод, чтобы они промерзли. Затем их нанизывали на специальные жерди и вешали для цросушки около печи. В таком виде лепешки сохранялись долго, были легкими, сухими и рассыпчатыми. Их удобно было брать с собой на работу в лес, на сенокос, в дальнюю дорогу.

Помимо хлеба, выпекались различные виды пирогов, что сохраняется и до сих пор. За годы Советской власти в связи с повышением жизненного уровня карелов печь пироги стали из лучшей муки и в большем количестве, чем раньше. Одним из наиболее распространенных и типичных не только для карелов, но и для других родственных им народов пирогов является рыбник (калакурниекка, калакукко) — пирог, в который целиком или большими кусками запекается рыба — окунь, щука. Из кислого теста пекут колобки (наливкат), из пресного — калитки (калиттат, шипайник- кат) и сочни (<сулчинат), которые начиняются пшенной или ячменной: кашей, картофелем, толокном. В прошлом сочни, а также оладьи (каккара) и бливы были праздничными блюдами у карелов. В наши дни к этому добавились сладкие пироги и покупные кондитерские изделия.

В число повседневных блюд у карелов издавна входили различные похлебки, главным образом рыбные из свежей, сушеной и соленой рыбы. Для карельской ухи (каларокка, ууха) характерно, что рыба в ней варится в чешуе. Северные карелы добавляют в уху разболтанное яйцо. Подобно финнам они варят рыбу в молоке (каламайосса) и запекают в сметане (жуаренчу кала). Мясные супы стали чаще варить только в советское время.

Очень много варят каш. Сейчас преобладают пшенная ирисовая, а для детей — манная. В прошлом больше готовили ячменную и овсяную кашу, а также толоконную. Каша — очень древнее блюдо, что свидетельствует о земледельческих традициях у карелов, и часто играла роль обрядового кушанья. Из ячменя нового урожая сразу после обмолота варили кашу и съедали ее в помещении риги. Жидкая ячменная каша на молоке как у северных, так и верхневолжских карелов обязательно подавалась зэ свадебным столом прямо в горшке. Когда свадебная каша бывала съедена, горшок разбивали.

Только за последние 30—40 лет вошли в повседневный рацион овощи, в первую очередь картофель и капуста, свежая и квашеная, а также огурцы, морковь, помидоры.

В годы Советской власти развитие животноводства в республике позволило увеличить потребление мясных и молочных продуктов. Вошли в быт такие блюда, как гуляш, котлеты и т. п. Большое влияние на меню карелов оказывает сеть общественного питания. По-прежнему много едят рыбы. Для северных районов Карелии характерна особая заготовка рыбы весенне-летнего улова: соленую в бочках рыбу выдерживают два-три дня, а затем ставят в амбар и пригнетают тяжелым грузом. Такая рыба (кевят- кала) очень вкусна, но имеет специфический запах. Этот способ засола известен у саамов, коми-зырян, поморов.

Карелы охотно едят грибы, но впрок заготавливают в основном волнушки, засаливая их. Верхневолжские карелы много сушат грибов. Из них варят супы, а когда-то в постные дни их ели, размочив и залив льняным маслом. На зиму заготавливают ягоды — бруснику, клюкву. Из морошки, черники и других ягод варят варенье и кисели. Овсяный и ягодный кисели остаются до сих пор обязательным блюдом на свадьбе, поминках.

В прошлом у карелов домашняя утварь была очень скудной: деревянные миски, берестяные короба, глиняные горшки и чугуны. В наши дни из старой утвари сохраняются только берестяные кошели (кешшели) и солонки (суолавакка).В домах колхозников теперь имеется большое количество различной посуды — алюминиевой, эмалированной, фаянсовой, стеклянной, появились мясорубки, электронагревательные приборы и т. п. В некоторых деревнях есть газовые плиты. Труд женщины в домашнем хозяйстве стал значительно легче потому, что отпала тяжелая работа по выпечке хлеба и вошло в быт приготовление пищи на плите.