Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Одежда эстонцев
Этнография - Народы Европейской части СССР

Общее представление об одежде эстонцев XI —XIII вв. дают археологические находки. Женская одежда, по-видимому, состояла из шерстяной или холщовой туникообразного покроя рубахи, глухого сарафана или несшитой поясной одежды, набедренника и наплечного тканого покрывала. Замужние женщины носили, кроме того, передник и полотенчатый головной убор. Все эти элементы были общими и для других народов Прибалтики, полотенчатый головной убор бытовал также у соседних славян. Принадлежностью древнеэстонского костюма, характерной для других финно-угров, был, видимо, набедренник. Одежду украшали тканые узоры и характерные для прибалтийских и некоторых финно-угорских народов бронзовые спиральные пронизки, а также нашитые оловянные бляшки. Рубаху и верхнюю одежду скрепляли подковообразными пряжками. Праздничный наряд дополняли металлические браслеты, шейные гривны и нагрудные украшения из цепочек и подвесок, которые по своему типу напоминают соответствующие украшения ливов, латышей и литовцев. Мужскую одежду мы знаем хуже, чем женскую. Надо полагать, что мужчины носили рубаху, штаны и кафтан, в праздники (судя по ряду могильных находок) некоторые металлические украшения. Местные особенности в украшениях XI—XIII вв. позволяют думать, что локальные различия в одежде XIX в. имеют весьма глубокие корни.

Вплоть до XVI в. эстонская одежда сохраняла в общем свой прежний вид. Изменились только некоторые детали, главным образом украшения: нашивки из бронзовых пронизок сменились орнаментом из бусинок или бисера, исчезли бронзовые нагрудные цепочки, появились ожерелья из раковин каури, наряду с подковообразными пряжками стали носить круглые, позже конусообразные.

Более существенные изменения эстонский народный костюм претерпевает в XVII—XVI[I вв. Постепенно на смену несшитой поясной одежде приходит сшитая юбка, североэстонские женщины по примеру прибрежных шведок начинают носить короткую пышную блузку с широкими рукавами — кяйсед (kaised). У мужчин, так же как в остальной Прибалтике и Центральной Европе, длинные штаны начинают вытесняться короткими, онучи сменяются вязанными чулками и паголенками.

На рубеже XVIII—XIX вв. с постепенным развитием товаро-денежных отношений в эстонскую деревню начинают проникать элементы городского костюма. Полотенчатый женский головной убор в большей части северных и западных районов Эстонии, а позже и на островах, сменяется убором типа кокошника, изготовлявшимся городскими мастерицами. Из городов в те же районы проникает растительный орнамент. Одноцветная узкая юбка сменяется, сначала на севере, а потом и в других частях Эстонии, более широкой разноцветной продольно-полосатой юбкой, сходной с теми, что были распространены в Центральной Европе. В комплекс женской одежды кое-где входит лиф. Наряду с кафтаном женщины начинают носить суконную кофту в талию, а мужчины—короткую куртку, в некоторых кихелькондах и жилет.

Однако кое-где бытовали и элементы одежды старинного типа.

В эстонском народном костюме сохранились такие общие с другими народами Прибалтики черты, как туникообразная рубаха, мужской и женский кафтан, тканый пояс и др. Ряд новых элементов также был общим для Прибалтики: полосатая юбка, верхняя женская кофта в талию, лиф, мужская куртка и т. п. Различия существовали главным образом в деталях, в орнаменте и расцветке. В то же время, особенно в южной и восточной частях Эстонии, прослеживаются черты, общие с русскими и белорусами, например белый верхний балахон, вышитые и тканые узоры с применением красной бумажной нити и т. п. Если не считать ряда местных различий, о которых речь будет идти ниже, в комплекс эстонской женской одежды в первой половине и в середине XIX в. входили:

Рубаха — сярк, хаме (sark, hame), туникообразного покроя, без плечевых швов, обычно с нашивками на плечах; наплечные нашивки, обшлага рукавов, края нагрудного разреза и иногда воротник были вышиты и нередко отделаны мережкой.

Праздничная продольно-полосатая юбка — сээлик (seelik); повседневно, а кое-где и в праздники, носили одноцветную юбку.

Тканый на ниту с браным узором пояс — вёё (voo), которым повязывалась юбка у пояса, а в жаркую пору, когда женщины ходили в одной рубахе, рубаха. Женщины никогда не опоясывали верхнюю одежду.

Верхняя кофта — кампсун (kampsun), сшитая в талию из сукна темно-коричневого, синего или серого цвета; она надевалась поверх рубахи. В некоторых кихелькондах женщины вместо кофты носили суконный лиф — лийстик (liistik), сходный по покрою с кофтой.

Кафтан — пикк-кууб (pikk кииЪ) — верхняя и одновременно праздничная одежда; в разных частях Эстонии кафтан несколько отличался по покрою; его шили из темно-коричневого, серого или синего сукна. На шею под кафтан повязывался цветной платок. Летом легкой верхней одеждой служил холщовый балахон — рюю (гйй).

Наплечное покрывало — сыба (soba) вплоть до середины XIX в. входило в праздничный наряд пожилых женщин. Сыба была обычно темно- коричневого, у зажиточных белого цвета и тщательно отделана цветным шнуром. В конце века на смену сыба пришли покупные шерстяные пледы.

Замужние женщины обязательно покрывали голову. Головные уборы в Эстонии весьма разнообразны: на севере — типа кокошника, на юге — полотенчатые, широко распространены были и чепцы. Девушки носили по праздникам в некоторых районах венок — пярг (parg), в других же — головную повязку, ленту — пеапаэл (peapael).

Весьма характерным элементом как женской, так и мужской одежды были варежки (labakindad), отличающиеся у эстонцев, как и у их прибалтийских соседей, большим разнообразием узоров.

Почти повсеместно эстонские женщины носили длинные, до колен, разных цветов чулки (sukad) и кожаные постолы (pastlad), реже лапти (viisud). Оборы завязывали на севере у щиколотки, а на юге Эстонии (так же, как обычно и у латышей, и у русских) вокруг икр вверх до колен. Зажиточные крестьянки носили по праздникам башмаки (kingad).

Праздничная одежда скреплялась и украшалась серебряными пряжками — конусообразными сыльг (solg), либо плоскими прээс (prees). Зажиточные женщины, кроме того, в особенности на севере и западе Эстонии, носили по праздникам нагрудные украшения из серебряных цепочек и подвесок.

Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, куртки и кафтана. Рубаха имела то же название и тот же туникообразный покрой, что и женская; наплечные нашивки, воротник и обшлага рубах вышивали или отделывали простой мережкой.

Штаны (piiksid) носили в большинстве кихелькондов короткие, до колен; в южной и кое-где в восточной Эстонии продолжали бытовать длинные штаны, доходившие до половины голени. Штаны шили из того же сукна, что и кафтан и куртку, летом носили обычно холщовые штаны.

Куртку — ваммус (vammus) шили из темно-коричневого сукна; позже молодые люди в материковой Эстонии — из синего сукна. Зажиточные крестьяне носили нередко, кроме куртки, жилет (vest).

Мужской кафтан имел то же название и тот же покрой, что и женский, но украшен был значительно меньше; в некоторых кихелькондах кафтан был лишен всяких украшений. Его шили обычно из темно-коричневого сукна, в ряде южных кихелькондов и кое-где на островах — из серого. Зимой мужчины, как и женщины, носили шубу (kasukas). Летней легкой повседневной верхней одеждой был балахон — рюю. Верхнюю одежду повязывали поясом, который имел то же название вёё,что и женский пояс, но изготовлялся другой техникой: он был сплетен (сетчатый) или соткан на станке; нередко мужчины подпоясывали свою одежду также кожаным ремнем, который у молодых людей был украшен медными бляшками.

Мужским головным убором была войлочная шляпа (каар), а зимой меховая шапка-ушанка (laki-laki).

Ноги обматывали портянками (jalaratt), наряду с которыми носили и чулки (до колен). Обувью служили, как и у женщин, постолы и лапти, по праздникам зажиточные мужчины надевали сапоги (saapad).

Одежда зажиточных крестьян по своему характеру не отличалась от одежды бедняков — батраков и бобылей. Отличие состояло главным образом в том, что у зажиточных было больше одежды и лучше по качеству, а также богаче и тщательнее отделанной. В Эстонии можно выделить четыре большие комплекса одежды '(южноэстонский, североэстонский, западноэстонский и островной) и более мелкие подразделения ее.

Одежда южноэстонского типа, особенно в кихелькондах по границе с Латвией, сравнительно долго сохраняла, по крайней мере в традиционном свадебном наряде, ряд архаических элементов: несшитую поясную одежду, набедренник, наплечное покрывало и полотенчатый головной убор замужних женщин. Но в большей части южных районов Эстонии в первой половине XIX в. народная одежда восприняла большинство описанных выше новых элементов. При этом южноэстонская одежда все же сохраняла некоторые особенности: рубаху стали украшать вышивкой, а кое-где и тканым узором из красных бумажных нитей (в остальной Эстонии по-прежнему господствовала вышивка белой ниткой), женскую и мужскую верхнюю одежду отделывали, как и у ряда славянских народов, шнуром из красной и зеленой шерсти, а также цветными суконными нашивками.

Одежда сету заметно отличалась от одежды южных эстонцев. Она сохранила некоторые древние черты и вместе с тем восприняла много русских элементов. До начала XIX в. женщины сету одевались, в общем, как и в южной Эстонии: одноцветная черная юбка, набедренник, наплечное покрывало и полотенчатый головной убор. В первой половине XIX в. женщины сету поверх туникообразной рубахи с длинными рукавами стали надевать глухую наплечную одежду типа сарафана — рююд (riiiid) с длинными ложными рукавами, как и у русских Псковщины. Полотенчатый головной убор замужних женщин сету — линик — очень длинный и походил на линики ижорских женщин. На груди и шее женщины сету носили в праздники огромную конусообразную пряжку — сылъг, и по нескольку ожерелий из крупных серебряных бус и цепочек с подвесками.

Во второй половине XIX в. в женском костюме сету появляются новые русские элементы, в частности рубаха так называемого новгородского типа с широкими рукавами. Повседневный холщовый глухой сарафан начали красить в синий цвет. Выходной сарафан — китасник (kitasnik) шили из покупной синей китайки. Праздничной наплечной одеждой служил синий, а позже черный «сукман», сходный по покрою с прежним рююд, однако без ложных рукавов.

Мужская одежда сету, по всей вероятности, уже к началу прошлого века сблизилась с русской. Она состояла из рубахи, кафтана — хярмак (harmak), украшенного бархатом, и полудлинных холщовых штанов. Мужские чулки украшались широким геометрическим орнаментом.

Одежда североэстонского типа бытовала на территории быв. Эстлянд- ской губ., за исключением западной ее части (Ляэнемааского уезда).

Наиболее своеобразным элементом североэстонской женской одежды была не доходящая до пояса блузка — кяйсед (kaised — дословно «рукава»), надевавшаяся поверх рубахи. Поэтому рубаху здесь шили без рукавов, или с короткими рукавами, почти не украшали ее. Головным убором замужней женщины служил так называемый линук (linuk) — своеобразно сшитый и богато вышитый вариант древней полотенчатой повязки—линика. Уже во второй половине XVIII в. его стал постепенно вытеснять головной убор типа кокошника-«потьмютс». Важной особенностью североэстонской женской одежды был своеобразный растительный орнамент, которым вышивали нижний край блузки-кяйсед и головные уборы.

Область распространения западноэстонской народной одежды образовывали Ляэнемаский и большая часть Пярнуского уездов. Этот тип одежды соединял в себе отдельные черты, характерные для южноэстонского, североэстонского и островного типов, в сочетании с некоторыми специфичными элементами. Комплекс женской одежды состоял здесь из рубахи, юбки, наплечного платка и кофты кампсуна, молодые женщины носили часто лиф-лийс- тик. Верхняя одежда жителей Ляэнемаского уезда, как и на севере Эстонии, была по преимуществу синего цвета, в Пярнуском уезде темно-коричневого и отделана красным шнуром и нашивками из цветного сукна или позумента, как в южноэстонском типе.

Замужние женщины на севере носили тот же, что и в северной Эстонии, или особый «копытообразный» кокошник (kabimiits), в центральной же и в южной части — чепец.

Острова Сааремаа, Муху и Хийумаа образуют область распространения четвертой, островной группы эстонской народной одежды.

Женщины Сааремаа и Муху до середины XIX в. носили черную с цветными поперечными полосками по низу плиссированную юбку, на западе Сааремаа со временем полоски стали делать шире, покрывая ими две трети юбки. Лишь в 70-х годах на островах появилась продольно-полосатая юбка.

Для комплекса сааремааской женской одежды характерен короткий лиф-абу (abu), который кое-где, например на полуострове Сырве, пришивался к юбке, так что получалось нечто вроде сарафана. На западе Сааремаа лиф и некоторые другие деталр женской одежды близки к одежде женщин западной Курземе.

Женские головные уборы Сааремаа были весьма разнообразны. Повседневно женщины носили вязанный на спицах колпак с кисточкой (tutt- mixts), в праздники — различные по форме отделанные мехом шапки, а также разновидность сороки на твердом каркасе — харьютану (har- jutanu). Во второй половине XIX в. распространились «копытообразные» кокошники.

Характерной для Сааремаа обувью были матерчатые туфли с просмоленной подошвой. Особенностью женской одежды Хийумаа и Муху была блузка-кяйсед, неизвестная на Сааремаа. К 90-м годам она исчезла также и на Муху, где женская народная одежда сохранялась и развивалась вплоть до 1930-х годов.

Одежда жителей Хийумаа сложилась на основе сааремааской, но ее развитие шло особым путем. Отдельные детали указывают на влияние местных шведов. В наряде женщин Хийумаа вплоть до XIX в. сохранялся бытовавший ранее и в других местах Эстонии кожаный пояс старинного типа, украшенный бронзовыми бляшками. К нему прикреплялись набедренные цепочки, нож и игольник. Мужчины на островах одевались почти так же, как и в материковой Эстонии.

С середины прошлого столетия народная одежда подвергается все более сильному влиянию города, а несколько позже и общеевропейской моды. Кроме фабричных бумажных тканей (передники, платки, чепцы, белье) i в деревню проникают шелк (платки, жилеты) и фабричное сукно для отделки праздничной одежды. Мужчины перешли к городской одежде уже в середине XIX в., а к концу века в большей части материковой Эстонии вышла из обихода и традиционная женская одежда; она удержалась лишь на окраинах — у сету, на юго-западе Сааремаа, на Муху и Кихну. Дольше всего, до начала XX в., в Эстонии сохранялся головной убор замужних женщин. Несмотря на городские влияния, в одежде сельского населения и в годы буржуазной республики существовал ряд своеобразных черт. Прежде всего еще широко изготовлялись домашние шерстяные ткани, из которых шили мужские костюмы, пальто и т. д. Рабочей обувью до 1940-х годов служили постолы (а на островах матерчатые туфли). Выходной обувью у мужчин были сапоги, у женщин — туфли. Традиционные головные уборы женщин сменились платками, городские шляпы распространения не получили. Мужчины носили фуражки и кепки, зимой — ушанки. В 20—30-е годы распространились также финские зимние шапки. Сохранялись повсеместно и овчинные шубы, которые надевались при поездках на санях. До 30-х годов многие мужчины старшего поколения и в праздники не носили галстуков, а повязывали шейные платки, обычно белые.

В настоящее время традиционный народный костюм бытует еще у пожилых женщин сету, на Кихну он сохранился в качестве свадебного наряда.

Однако народная одежда не исчезла совсем. С конца прошлого века она постепенно превратилась в костюм участников певческих праздников, многочисленных групп художественной самодеятельности, причем не только выступающих на сцене, но и публики, как правило, женщин. Костюмы, созданные по народным образцам, женщины и дети нередко носят и по другим праздникам, на юбилеях, встречах и в других торжественных случаях.

Многие элементы народной одежды с успехом используются как при создании новых: моделей современной одежды, так и в прикладном искусстве. Артели и мастерские широко используют орнаменты, как подлинно народные, так и созданные по их мотивам. Большое распространение получила изготовленная по образцам народных костюмов детская праздничная одежда. Пестрые тканые на ниту пояса нередко повязывают детям поверх шубок, иногда ими опоясывают белые летние платья. Зимой взрослые носят многоцветные узорные варежки домашней вязки, либо покупные. В деревне женщины обычно вяжут для всей семьи шерстяные чулки, носки, варежки и кофточки. Устойчиво сохраняются традиционные эстонские нагрудные серебряные пряжки, изготавливаемые ювелирными мастерскими.

В Советской Эстонии существенных различий в одежде, как и вообще в быту, у жителей сельских местностей и горожан нет. И те, и другие носят платья современного покроя. Сельское население все больше покупает готовое платье. Так, через кооперативную торговую сеть, обслуживающую по преимуществу сельские местности, было продано готовой одежды в 1961 г. в семь раз больше, чем в 1954 г.

Белье теперь носят по преимуществу трикотажное. Повседневная, в том числе и рабочая одежда, изготовляется главным образом из бумажных тканей, покрой рабочего платья выбирается в соответствии с характером работы.

Дома женщины обычно носят платье, сшитое из бумажной материи, на полевых работах — трикотажную одежду типа спортивной. Зимой женщины носят либо шерстяную юбку, либо трикотажную одежду, в качестве верхней одежды—ватник. Для выходной одежды предпочитаются шерстяные материи, из шелка чаще шьют вечерние, праздничные платья. Суконное, реже плюшевое или меховое пальто служит выходной верхней одеждой; в теплое время года обычно носят плащи.

Праздничная обувь — туфли на кожаной подошве и ботинки, повседневная — ботинки на резиновой подошве, резиновые сапоги.

Летом молодые женщины ходят с непокрытой головой, пожилые вносят обыкновенно платок, часто пестрый штапельный.

Мужской выходной одеждой являются, как правило, покупные шерстяные пиджак и брюки. Треть проданной за последние годы через кооперативную торговую сеть шерстяной одежды составляют мужские костюмы. В мужской костюм входит также бумажная или штапельная сорочка. Верхней одеждой служит в холодное время суконное пальто, а летом непромокаемый плащ. На открытом воздухе мужчины обычно работают в трикотажной одежде типа спортивной, на предприятиях носят матерчатую спецодежду.

Обычные головные уборы — кепка и шляпа, зимой носят ушанки или «финки»; деревенская молодежь охотно носит фуражки. Среди учащейся молодежи распространены традиционные фуражки с цветным околышем и береты.

Выходной мужской обувью являются ботинки, на работе — резиновые или кирзовые сапоги, или кожаные полусапоги.