Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Прикладное искусство латышей
Этнография - Народы Европейской части СССР

Наиболее обширная область латышского прикладного искусства — текстиль. До второй половины XIX в. среди украшенных текстильных изделий преобладали принадлежности одежды, позже — декоративные ткани для украшения помещений. Ткани изготовлялись из шерсти, льна и хлопчатника. В изделиях домашнего производства преобладали узоры, выполненные простой техникой, со скупой цветовой гаммой, излюбленный орнамент — горизонтальные и вертикальные полосы, клетки. Льняные полотенца и скатерти отличаются особенно богатым узором, изготовляются с применением от 8 до 32 рядов нитченок. Особенно многокрасочны покрывала для кроватей, половики и полости для саней. В последнее время к ним добавились настенные ковры, портьеры.

До XX в. преобладали контрастирующие сочетания красок, а в последнее время — тональные сочетания, очень популярны зеленые и красновато-коричневые тона. Для латышских тканей характерен геометрический орнамент, сейчас стали распространяться стилизованные цветы и деревья. В декоративных тканях широко используются мотивы, известные у латгалов еще в XII в. (пояса и каймы с браным узором из археологических раскопок). К числу древнейших образцов вышивок следует отнести наплечные покрывала — виллайне латгалов IX—XIII вв. В качестве украшения использовались бронзовые пронизки, в XIV в. на смену им приходит бисер. Мотивы и композиционные приемы XII—XIII вв. бытовали еще в изделиях XVIII—XIX вв. В районах вдоль Даугавы украшения виллайне, рубашек,чепцов и передников сохраняли традиционные мотивы зигзага с обрубленным концом (liklocisar nostyeltu galotni) и крышеобразных значков (jumtinveida izskarpu raksts).

С XIX в. у латышей появляются филейные кружева, а также кружева, изготовленные на коклюшках, плетеные и вязаные крючком или на спицах. Известно латышам и гладкое, рельефное и ажурное вязание.

BXV1I1—XIX вв. узор рукавиц и чулок совпадал с украшением других элементов одежды. Обычно на белой основе вывязывался желтый, зеленый, красный и синий геометрический орнамент. Во второй половине XIX в. употребление синтетических красителей повлекло за собой большее колористическое разнообразие, появился также орнамент с мотивами растительного и животного мира. Характерно, что деревенские жители вплоть до наших дней изготовляют рукавицы домашним способом. В течение столетий узорчатые варежки были традиционным подарком.

Изделия из дерева в латышском прикладном искусстве делятся на три группы: украшения построек, художественно изготовленные предметы обихода и орудия труда. Жилые дома и клети украшались сдержанной художественной обработкой отдельных деталей. Гребень соломенных или тростниковых крыш скреплялся при помощи резного деревянного конька (jumta azis), которому, в соответствии с мифологическими представлениями, придавали форму стилизованного животного или птицы. К элементам украшения следует причислить легкую профилировку концов стропил и концов потолочных балок. В качестве опоры навеса у клетей и в домах сходок использовали столбы с профилированной средней частью. Двери обшивались дощечками, расположенными ромбиком, «елочкой» и т. п., украшались орнаментом в виде солнцеобразных дисков и др., который выжигался или раскрашивался. Богат и разнообразен декор фронтонов и наличников латгальских домов. Для них характерен прорезной геометрический орнамент, стилизованные животные.

Фигурная резьба по дереву с религиозной тематикой встречалась в районах распространения католичества.

Мебель латышей — столы, стулья, лари, шкафы и кровати — имела простые формы со скромным орнаментом. В некоторых местностях ветречаются своеобразно переработанные элементы барочного и ренессансного стилей. Посуда, орудия труда, средства транспорта обычно украшены врезанным, прорезным, выжженным или раскрашенным геометрическим орнаментом. Ремесленники — выходцы из других губерний России — способствовали внедрению растительных мотивов.

Ныне резьбой по дереву, вытачиванием деревянных изделий и деревянной инкрустацией занимаются главным образом мастера-профессионалы (декоративная посуда, шкатулки и сувениры, скульптура малых форм).

Гончарство, как народное декоративное искусство, развилось сравнительно поздно. Еще в начале XX в. гончары выделывали в основном мало украшенную посуду для практических надобцостей. Наиболее декоративны были кружки и игрушки. Отдельные мастера делали вазы и декоративные тарелки;. Расцвет декоративной керамики, которая в настоящее время стала важной отраслью прикладного искусства, начался в 20-х годах XX в.. Сосуды -для цветов,, подсвечники, вазы, сервизы изготовляются многочисленными, особенно в Латгалии, талантливыми народными мастерами.

В Латвии встречаются три основных вида украшения керамики: выцарапанные или выгравированные., пластические и подглазурная раскраска с ангобой. Наиболее распространен геометрический орнамент: зигзаги, «солнышки», «звездочки», «елочки» и др. В XIX в. употреблялись свинцовая, зеленая, желтая и коричневая глазури, в XX в. стали применять синюю и двухцветную, а в последние годы — многоцветную глазури

Уже# начале XX д. работы латышских сельских гончаров экспонировались на международных выставках, а ныне это стало обычным явлением. Самые выдающиеся латгальские мастера керамики приняты в Союз советских художников .Латрии, им присуждены почетные звания (Андрей Паулан, Поликарп Вилцан и др.).

Балтийское море выбрасывает на берег немало янтаря, и местное население издавна изготовляет янтарные украшения. В настоящее время крупным центром обработки янтаря является Лиепая, где этим занимаются как любители, так и профессионалы. В одних случаях они придерживаются традиционных форм, в других —творчески перерабатывают их. В основном изготовляются тщательно отделанные украшения с характерной шлифованной поверхностью и подвесками.

Интересным памятником древнего искусства являются кованые украшения и пластинки, декорировавшие оружие. Железные, бронзовые и серебряные булавки (rotu adatas), фибулы (saktas), венки (vainagi), шейные гривны (kakla rintyi), браслеты (aproces) и кольца (gredzeni) имели простые, но достаточно утонченные для своего времени формы. Форму дополнял орнамент в виде косой насечки, затем гравированное линейное рифление, а начиная с VIII в.— гравированный и штампованный орнамент. Своеобразно дополняли украшения различные подвески.

О декоративном творчестве латышских сельских кузнецов XVIII— XIX вв. можно судить по подсвечникам, оковке ларей и дверным ручкам. Они украшены всевозможными произвольными ломаными линиями и дырчатым орнаментом. Иногда встречаются стилизованные изображения птиц и животных, а также многообразные творческие видоизменения упрощенных ренессансных и^.барочных форм.

Латышские советские мастера металлообработки работают почти во всех отраслях этого искусства и продукция их весьма разнообразна — от тончайших ювелирных изделий до монументальных декоративных поковок для строительства. Характерные виды техники — ковка, чеканка, гравировка, штамповка, рубка. Большое внимание мастера уделяют тонированию поверхности изделий, прибегая для этого к шлифовке, полировке, оксидированию и т. д.

С развитием капитализма декоративный элемент во многих отраслях, например в обработке дерева и металла, сократился до минимума, либо подражал немецкому «югендштилю». В конце XIX — начале XX в. латышские художники главным образом воспитанники Петербургского художественного училища Штиглица — Я. Мадерниек, Р. Заринь и др.— посвятили себя поискам средств выражения национального своеобразия латышей в прикладном искусстве. Они нашли последователей, были основаны частные художественные курсы и школы, устраивались художественноремесленные выставки, в музеях стали собираться произведения народного искусства. В 1926 г. в Лиепае была основана первая художественноремесленная школа с несколькими отделениями, в 1926 г. Академия художеств в Риге открыла мастерскую керамики, в 1928 г. в Риге открылась школа прикладного искусства. В этих учебных заведениях наряду с подготовкой кадров проводилась большая работа по изучению латышского орнамента и законов композиции для применения их к современным условиям.

В буржуазной Латвии развитию прикладного искусства препятствовали низкая покупательная способность трудящихся, а также вкусы и запросы буржуазии. Наблюдались реакционная мифологизация народного искусства и эпигонское подражание западному модернизму. Тем не менее благодаря работе народных мастеров и прогрессивных профессиональных художников демократическое искусство продолжало развиваться. С восстановлением Советской власти укрепилась взаимосвязь народного и профессионального искусства, перед латышским искусством открылись широкие перспективы развития, оно стало общенародным достоянием, спрос на изделия прикладного искусства стал массовым. Развернутое строительство общественных зданий также требовало декоративной отделки репре- зентационных помещений. Для удовлетворения этих потребностей был создан производственный комбинат «Максла» («Искусство») с большим цехом изделий прикладного искусства, при Средней школе прикладного искусства были открыты новые отделения, в учебных программах предусмотрена подготовка специалистов для работы на художественных производственных предприятиях. В 1959 г. при Академии художеств было открыто отделение по художественной отделке помещений.

К решению новых задач были привлечены самодеятельные художники. Еще в конце 1940 г. начали действовать кружки прикладного искусства, для членов которых в Доме народного творчества им. Э. Мелнгайлиса были организованы консультации, семинары, выставки районного и республиканского масштаба. Из 8 тыс. участников самодеятельных коллективов в 1960 г. выдвинулось около 400 мастеров прикладного искусства, работающих ныне в. системе комбината «Максла». Различия между народным и профессиональным прикладным искусством постепенно стираются.

Развитие профессионального прикладного искусства идет по пути критического освоения традиций в соединении с новаторскими поисками. Профессиональные мастера группируются вокруг Средней школы прикладного искусства, Академии художеств и комбината «Максла». Часть мастеров керамики работает в районных промкомбинатах, некоторые — в своих мастерских.

Изделия латышского прикладного искусства — витражи, керамика, мебель и ткани — экспонировались на республиканских, всесоюзных и международных выставках, заслужив высокую оценку и награды.

Между народами Советского Союза происходит процесс взаимного обогащения культуры и искусства. Латышские художники многому учатся у эстонских чеканщиков и специалистов по отделке кожи, у русских мастеров по росписи фарфора и т. д. В свою очередь латышские мастера занимают видное место среди специалистов по художественной обработке

стекла. Рижские витражисты, развивая многовековые традиции (витражное искусство возникло в Риге на базе местного цеха стекольщиков), выдвинулись на ведущее место в Советском Союзе. Комбинат «Максла» изготовляет витражи, украшающие общественные постройки не только Риги, но и Москвы, Сочи, Минска и других городов братских республик.